Развитие творческих способностей на уроках технологии с использованием метода проектов.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов. Наиболее эффективно эти проблемы решаются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса, технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Использование метода проектов на уроках повышает
1. Определение потребности и краткая формулировка задач.
Нужно с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему именно оно этому человеку необходимо. Проектирование направленно на улучшение качества жизни людей, поэтому человек должен находится в самом центре процесса проектирования. Обычно мы изготавливаем изделия для детского дома «Малютка». Над которым мы шефствуем вот уже много лет. Также мы изготавливаем изделия на выставку, для школьной музейной комнаты. Учащийся должен четко сформулировать задачу – записать задание, согласно которому он будет разрабатывать, и изготавливать изделие или замысел. Формулировка задачи включает:
• название проекта
• функцию проекта
• кто будет использовать «продукт» (категория пользователя).
В данном этапе происходит и выбор темы проекта в соответствии с программой по предмету, т. К. этим проектом учащиеся будут заниматься в течение всего года. Если тема урока для них на определенном этапе неактуальна, то проект не будет «прожит» т. К. не будет понят.
На самом первом уроке в начале учебного года нужно познакомить учеников со всеми основными темами курса в логической цепочке. Наша задача показать насколько полезны и практически значимы они являются для каждого из них. Учащимся предлагается выполнить упражнения на краткую формулировку задачи и на составление краткого перечня критериев:
• какие функции должно выполнять изделие
• как изделие должно выглядеть
• сведения о размерах
• какие материалы и отделка могут быть использованы
Этап уточнения задачи сопровождается выполнением специального упражнения, направленного на определение потребностей людей. У каждого человека есть потребности. Учащиеся рассматривают перечень изделий и определяют, какого уровня потребности они могут удовлетворить.
2. Набор первоначальных идей.
Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, используются специальные упражнения, направленные на выработку идей:
- прием “Банк идей” Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.
- приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия.
- приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.
3. Проработка одной или нескольких идей.
Чем больше идей, тем лучше результат. Чтобы предусмотреть некоторые неверные шаги и ошибки, необходимо провести дизайн – анализ самостоятельно, который помогает обогатить и закрепить опыт по разработанной идее. В практике можно использовать игры и упражнения для развития творческого воображения “Винегрет”, “Фантастический образ” и т.д.
4. Изготовление изделия.
Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать аппликацию, дорогие продукты заменить более доступными.
В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным знаниям, умениям и навыкам:
- коммуникативным,
- навык по преобразованию материалов,
- навык работы с информацией.
Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных пособиях, рабочих тетрадях.
Некоторые технологические операции выполняются при помощи специального приема.Например, при обработке кармана фартука ученица обрабатывает карман не своего изделия, а карман изделия одноклассницы, что повышает степень ответственности и тем самым повышает самоконтроль своей деятельности.
5. Испытание и оценка.
Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации на уроке или дома. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими, возникает потребность в усовершенствовании изделия.
Применяя метод проектов, нужно учитывать следующие моменты:
Все пять компонентов могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон).
Момент моделирования. Учащийся задает себе вопрос: “А что если?” С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.
Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.
Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с деятельностью педагога и учащихся.
Оценка проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее на каждом этапе проекта.
Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока.
Метод проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей.
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует его становлению как будущего специалиста, семьянина, гражданина.