12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Алексеевна24
Россия, Чувашская респ., п. Кугеси
1

Статья «К вопросу о специфике применения модульного обучения при подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии»

УДК 372.857

Кедрова Татьяна Алексеевна 

учитель биологии

​​​​​​​МБОУ «Кугесьский лицей» Чебоксарского

муниципального округа Чуашской Республики.

п. Кугеси,Чувашская республика, Россия

 

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К ОГЭ И ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

Аннотация. В статье раскрывается проблема использования модульного обучения при подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии. Автором подробно расписан алгоритм организации модульного урока. С опорой на исследования других авторов приводится пример модульного урока в девятом классе на тему: «Строение и функции органов дыхания».

Ключевые слова: модульное обучение, биология, ОГЭ, ЭГЭ, модульный урок

Введение. В настоящее время инновационной технологией является модульное обучение (авторы И.Б. Сенновский и О.Ю. Бурцева). Это актуальная методика для подготовки и успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ крайне непростой процесс, в котором успех преимущественно зависит от методики преподавания педагога. Его задача – подготовить обучающихся к форме контроля в виде тестов и не просто дать им необходимые знания, а научить их исследовать, выбирать и логично излагать эффективный метод решения задачи [2].  

Специфика модульного обучения в том, что любой обучающийся самостоятельно может достичь целей образовательно- познавательной деятельности в ходе работы над модулем

Модуль – это целевой функциональный узел, который объединяет образовательные компетенции и методы овладения этими компетенциями. Это созданный под руководством педагога план учебной деятельности обучающегося, который составляется учителем. Педагог в модульном обучении моделирует индивидуальную образовательную линию обучающего. На модуль необходимо смотреть глазами обучающегося: что нужно делать, чтобы научиться. Модуль – это не перечень определенных заданий, а учебно-методическое средство, где указаны задачи учебной деятельности ребенка на конкретном уроке, а также учебно-методические рекомендации по их правильному выполнению.  

Т.А. Девятова отмечает, что при выполнении тестов ЕГЭ на интернет-сайтах не запрещается использовать свои конспекты. Благодаря ее урокам к этому моменту в тетрадях детей есть опорные конспекты, соответствующие этапам модуля [2].

Организуется модульный урок по следующему алгоритму: формулирование темы урока; определение цели урока и итоговых результатов обучения, дифференциация содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ), формулировка цели каждого из УЭ; отбор необходимого материала; выбор методов учебной деятельности обучающихся; выбор форм преподавания; составление модуля урока; подготовка нужного числа копий текста урока либо для каждого ученика либо один на парту.

Максимальное количество учебных элементов – семь, однако обязательны следующие: 

УЭ-0 – интегрирующая цель по достижению результатов обучения.

УЭ-1 – задания по диагностике исходных знаний по теме; задания по усвоению нового материала.

УЭ-2 – работа над учебным материалом.

УЭ-n (n- номер последнего учебного элемента) – итоговый контроль знаний, подведение результатов занятия, выбор домашнего задания, которое дифференцируется в зависимости от эффективности работы обучающего на уроке), а также оценка своей работы и одноклассников.  

В начале урока учитель определяет задачи работы учеников на уроке и результаты овладения содержанием модуля (как рационально питаться, какие санитарно-гигиенические требования соблюдать при приготовлении пищи и прочее).

Каждый урок начинаться с мотивации – анализ эпиграфа к уроку, входной тест с самопроверкой, графический диктанта и т.д.

Потом следует информационный блок: лекция педагога в целях изложения основного материала, познавательный видеофильм, сообщения учеников, работа с учебной литературой.

Затем отрабатывается основной материал: ответы на вопросы, лабораторные работы, решение биологических задач при использовании само- и взаимоконтроля (щадящие формы контроля).

Заканчивается модульное занятие контролем педагога – проверочная работа, устный опрос, зачет, тест (экспертный контроль, и при необходимости коррекцией полученных на уроке компетенций.   

На каждом модульном занятии как обязательная его часть проводится рефлексия: в конце урока обучающиеся возвращаются к задачам занятия и оценивают уровень их достижения, а также собственную работу на уроке.

На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного или сменного состава. На модульном уроке педагог является организатором самостоятельной учебной работы детей, управляя процессом обучения. Он и консультант, и помощник обучающихся. Часть функций учитель передает ученикам – оценивание, но по разработанным учителем критериям.              

С опорой на труды Т.И. Барановой [1] приведем пример модульного урока в девятом классе на тему: «Строение и функции органов дыхания».

УЭ-0 – обучающиеся будут знать о роли дыхания, отличии внешнего от внутреннего, анатомо-физиологического строении органов дыхания; научаться объяснять процесс газообмена; будут самостоятельно работать с текстом и с приборами.

УЭ-1 – определение исходных знаний о дыхании Дети работают самостоятельно, правильный ответ оценивается в один балл. Педагог: «Прочтите цитату поэта Овидия: «Пока живу – надеюсь» и врача древней Греции Гиппократа «Воздух –пастбище жизни». Как вы думаете, почему воздух – это «условие и первопричина жизни»? Выполните тест на тему «Дыхание». Оцените свою работу с опорой на правильные ответы и критерии оценок, записанные на доске.

УЭ-2 – значение дыхания и его этапы. Педагог: «Разъясните схему, написанную на доске: органические вещества + кислород энергия + вода + углекислый газ. Какое значение для организма имеет распад и окисление органических веществ? Как вы думаете, почему «Жизнь – это горение?». Дайте свое определение понятия «дыхание». Оцените свою работу по 5-бальной шкале».

УЭ-3 –связь строения и функций органов дыхания. Учитель: «Посмотрите на рисунок №52 и дидактическую карточку. Перечислите воздухоносные пути. Найдите в учебнике ответы на вопросы: почему нужно дышать носом на холоде? Чем объяснить слабость капилляров? На интерактивной модели гортани укажите голосовые складки». Затем учитель рассказывает о механизме формирования голоса во время речи и задает вопросы: «Каково влияние сигаретного дыма, алкоголя, простудных заболеваний на голосовые складки?». Потом предлагает самостоятельно заполнить таблицу: название органа / строение / функции.

УЭ-4  – динамическая пауза – выполнение упражнений на грудное и брюшное дыхание под руководством физорга. Учитель: «Какие группы мышц были задействованы в упражнениях?».

УЭ-5 – изучение строения легких и процесса газообмена. Учитель:

  1. Выпишите в тетрадь новые термины из учебника и объясните их значение.
  2. Решите задачу: в больнице оказался человек, у которого с двух сторон повреждена грудная клетка, но легкие целы. Через какое-то время больной скончался от удушья. Какую доврачебную помощь ему необходимо было оказать?
  3. С помощью интерактивной доски исследуйте газообмен в легких и тканях
  4. Ответьте на вопросы: Какой физический закон позволяет воздуху беспрепятственно проходить через стенки альвеол и капилляров? Дайте определение понятию «оксигемоглобин»? Сколько атомов кислорода может переносить молекула гемоглобина? Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

УЭ-6 – лабораторная работа – определение состава выдыхаемого воздуха по определенной инструкции. Дайте объяснение явлению, почему помутнела известковая вода?

УЭ-7 – определение степени усвоения знаний по теме урока. Суммация набранных учениками баллов за урок. Домашнее задание по учебнику. Индивидуальное задание: изготовить модель Дондерса.

Выводы. Таким образом, основными факторами внедрения в образовательный процесс модульной технологии являются: гарантированность эффективности результатов обучения; равноправные отношения педагога и обучающихся; возможность выбора уровня обучения; возможность деятельности в индивидуальном темпе; возможность деятельности обучающихся в парах или группах; возможность свободной коммуникации с одноклассниками; более ранние результаты обучения; «мягкий» контроль со стороны педагога в процессе усвоения учебного материала.

Литература

  1. Баранова Т.И. Использование модульной технологии на уроках биологии. – URL:  https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/03/29/ispolzovanie-modulnoy-tehnologii-na
  2. Девятова Т. А. Модульное обучение как средство повышения уровня обученности учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС. – URL:  https://www.art-talant.org/publikacii/83615-modulynoe-obuchenie-kak-sredstvo-povysheniya-urovnya-obuchennosti-uchaschihsya-pri-podgotovke-k-gosudarstvennoy-itogovoy-attestacii-v-ramkah-realizacii-fgos
  3. Поладова В.В. Технология модульного обучения в реалиях современной общеобразовательной школы / В.В. Поладова, А.В. Шматов // Повышение качества образования и актуальные вопросы педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 60–62.​​​​​​​
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.