К юбилею М.Ю. Лермонтова
Урок «К юбилею М.Ю. Лермонтова»
Тип урока: комбинированный (интеграция изучения новой темы с элементами повторения ранее изученного материала)
Цель урока для учителя заключается в создании условий, способствующих активному познанию учащихся, а также расширению и систематизации их знаний о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Урок нацелен на то, чтобы вдохновить учеников на глубокое осмысление поэтического наследия Лермонтова и его жизненного пути.
Для учащихся цель урока заключается в том, чтобы не только расширить свои знания о биографии Лермонтова, но и увидеть, как его личные переживания, взгляды и исторический контекст повлияли на его поэзию. Это понимание поможет им лучше интерпретировать его произведения и оценить их значимость в русской литературе.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
- Углубить знания учащихся о ключевых событиях из жизни Лермонтова,
- Показать, как жизненные обстоятельства поэта, его философские размышления и общественные взгляды нашли отражение в его стихах и прозе, создавая уникальный литературный стиль.
Развивающие задачи:
- Развивать навыки анализа и интерпретации прочитанных текстов, что поможет учащимся не только понимать, но и чувствовать поэзию.
- Формировать эстетический вкус.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к литературе через изучение произведений Лермонтова, которые затрагивают темы, актуальные для любого времени, такие как любовь, страдание, свобода и поиск смысла жизни.
- Формировать интерес к личности и творчеству Лермонтова, подчеркивая его вклад в русскую литературу и культуру в целом.
- Воспитывать у учащихся осознанное понимание своей принадлежности к русской культуре, а также уважение к ее классическим произведениям.
Оборудование для урока включает выставку, посвященную 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, которая включает фотографии, книги, письма, брошюры связанные с его жизнью и творчеством. Также будет использоваться компьютер и проектор для демонстрации мультимедийных материалов, таких как презентации и записи чтений стихов, что позволит сделать урок более интерактивным и наглядным. Таким образом, урок будет не только образовательным, но и вдохновляющим, способствуя формированию у учащихся глубокого интереса к литературе и культуре.
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день, уважаемые участники необыкновенного путешествия в прошлое. Сегодня вы вообразите себя исследователями, разработавшими временной конвейер. Нам необходимо испытать его в действии. Мы находимся в кабине фантастического устройства. Готовы к приключениям? Закрываем двери, пристегиваем ремни безопасности. И устанавливаем координаты нашего полета. Давайте определим, где находимся по временной шкале. Кто знает, какой сейчас год? А какая полная дата? Верно, 15 октября 2024 года. Мы отправляемся на 210 лет назад, в эпоху, о которой не знают ни ваши родители, ни бабушки с дедушками, ни вы. Наша цель – 15 октября 1814 года. Вперед! Наш аппарат оказывается на улицах города.
Какой это город? Мы идем по улицам и видим дом с зажженными окнами и слышим голоса. Давайте спросим наш компьютер, ради какого события мы прибыли сюда. Получаем ответ. «15 октября 1814 года в Москве родился сын офицера, который станет великим поэтом России – Михаил Юрьевич Лермонтов».
Ученик 1: Мы понимаем, что присутствуем на важном историческом событии – моменте рождения выдающегося поэта. Представьте, какова была Москва в 1814 году: узкие улочки, деревянные дома, нарядно одетые горожане, и запах свежевыпеченного хлеба, доносящийся из местных пекарен. Мы старательно исследуем обстановку и замечаем, как люди обсуждают новости, связанные с Наполеоновскими войнами. Эти слухи заполняют воздух ожиданием и надеждой.
Ученица 1: Теперь мы решили подойти ближе к дому. Напротив стоят люди, обсуждающие будущее не только России, но и всей Европы. Некоторые молодые поэты уже начинают делать первые шаги на литературном поприще. Это время, когда поэзия становится важным инструментом для выражения чувств и идей.
Учитель: Давайте постараемся понять, как сложится судьба молодого Михаила. Его поэтический талант раскроется лишь через многие годы, но именно в этот момент закладываются первоосновы его будущего. Мы станем свидетелями зарождения великого творчества, которое навсегда изменит русскую литературу и оставит неизгладимый след в сердцах людей.
Ученик 2: Историческая справка. Лермонтов Михаил Юрьевич (в ночь со 2 на 3(15).10. 1814, Москва (в доме генера-майора Ф.Н. Толя напротив Красных ворот) — 15(27).07.1841, Пятигорск), русский поэт. По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д.А. Столыпина, внук которого Председатель кабинета министров П.А. Столыпин приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
По отцовской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия). Находясь на службе у польского короля, в 1613 году, при осаде крепости Белой, Георг Лермонт был взят в плен и перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и за хорошую службу царю получил грамоту в 1621 году на владение землей в Галическом уезде Костромской губернии. От него и пошли Лермонтовы, уже во втором поколении, принявшие Православие. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина.
Отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его — Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии — находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протест своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого «армейского офицера».
Учитель: Следующая наша остановка село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Пензенской области). Детские годы Михаила Лермонтова, с марта 1815 года, проходят в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, - это стандарт дворянской среды, всё способствует нравственному и духовному развитию будущего поэта: «Моя душа, я помню с детских лет, // Чудесного искала…»
Ученик 1: Первоначально наставниками Лермонтова стали грек – домашний врач Ансельм Левис и француз Капэ, офицер наполеоновской гвардии, попавший в плен. Наибольшее влияние на молодого поэта оказал именно Капэ, который сумел привить ему глубокое уважение и интерес к «герою дивному» и «мужу рока». После его смерти Лермонтову был представлен французский эмигрант Шандро, которого впоследствии автор описал в произведении «Сашка» под именем маркиза de Tess, характеризуя как «полузабавного педанта» и «рабыню губернских дам и муз», а также «парижского Адониса». Слишком скоро Шандро был заменён англичанином Виндсоном, который познакомил Лермонтова с английской литературой, особенно с Байроном, оказавшим заметное влияние на его творчество.
Учитель: Наши координаты 1827 год. Лермонтов приехал в Москву, начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием Александру Сергеевичу Пушкину. «Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их, они ещё теперь у меня»
Ученица 1: После завершения обучения в Пансионе, Лермонтов поступает на нравственно-политическую специальность в Московский университет (1830—1832), где учился вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом и Н.П. Огаревым, которые уже тогда оказывали заметное влияние на идеологический климат учебного заведения. В это время Лермонтов создает множество лирических стихотворений, поэм и драм, включая пьесу «Странный человек» (1831), в которой осуждает самодержавие и крепостное право. После конфликтов с преподавателями, недовольными его дерзким поведением, Лермонтова провалили на экзаменах. Он решил не оставаться на второй год и покинул университет, переехав в Петербург со своей бабушкой. В Петербурге поэт попытался поступить в университет, но его двухлетнее обучение в Москве не было признано, и ему предложили начать с первого курса. По совету друга Столыпина он стал учащимся школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где провел «два тяжелых года» (10 ноября 1832 — 22 ноября 1834), сопровождаемых строгой военной дисциплиной. В эту же школу поступил и Н.С. Мартынов, будущий убийца Лермонтова, который описывал его как человека с высокой культурой и образованием. В свободное время Лермонтов тайно работал над романом «Вадим», изображающим события Пугачевского восстания. В 1834 году он окончил школу с чином корнета и служил в лейб-гвардии Гусарском полку, дислоцированном в Царском Селе, но много времени проводил в Петербурге. Хотя Петербург, как город, не понравился Лермонтову. Столица казалась ему пасмурной, холодной и неприветливой:
Ученик 2:
Увы! как скучен этот город,
С своим туманом и водой!..
Куда ни взглянешь, красный ворот,
Как шиш, торчит перед тобой:
Нет милых сплетен – всё сурово,
Закон сидит на лбу людей;
Всё удивительно и ново -
А нет не пошлых новостей!
Доволен каждый сам собою,
Не беспокоясь о других,
И что у нас зовут душою,
То без названия у них!..
Учитель: Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1829 — 1836) и зрелый (1837 — 1841). Почему 1837 год? Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова определило стихотворение «Смерть поэта» (1837 год) — гневный отклик на гибель А.С. Пушкина в январе 1837 года. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии. Мы находимся в городе на р.Нева, город Петербург основанный Петром Первым. Центр культурной жизни Российской Империи. Здесь в 1837 году жил Лермонтов, здесь же был арестован.
Ученица 2:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Ученик 2: В марте 1837 года Лермонтов был арестован по приказу царя за распространение последних строк своего стихотворения «Смерть поэта» и отправлен в Нижегородский драгунский полк в Грузии. В изгнании он взаимодействовал с декабристами и грузинской интеллигенцией, проявляя интерес к фольклору и традициям местных народов. Кавказ стал важной темой в его литературном и художественном наследии. После вмешательства бабушки и В.А. Жуковского в октябре 1837 года его перевели в Гродненский гусарский полк, а в апреле 1838 года он вернулся в лейб-гвардии Гусарский полк. С 1838 по 1840 годы Лермонтов жил в Петербурге, восстанавливая связи в светских кругах и посещая литературные салоны.
Творчество Лермонтова в конце 1830-х стало более разнообразным, его стихи начали публиковаться, включая успешную поэму «Песня про царя Ивана Васильевича…». Он сблизился с редакторами журнала «Отечественные записки» и развивал как романтические, так и сатирические мотивы в своих произведениях. В его поэзии поднимались актуальные социальные вопросы и судьба поколения. Роман «Герой нашего времени» стал ярким примером реалистического направления в его творчестве, раскрывая внутренние противоречия его героя Печорина.
Ученик 3: Лермонтов, находясь в Петербурге, активно включился в литературную жизнь, и его творческая деятельность приобрела новый импульс. Он стал заметной фигурой не только в поэзии, но и в прозе, что было связано с его стремлением исследовать человеческую природу и общественные реалии. Личные переживания Михаила Юрьевича вызванные утратой близких и несчастной любовью, стали источником вдохновения и нашли отражение в произведениях той эпохи.
Наравне с поэмами и стихами, Лермонтов написал свой знаменитый роман «Герой нашего времени», который стал знаковым не только для его карьеры, но и для русской литературы в целом. В этом произведении через сложный образ Печорина автор смог передать глубину внутреннего кризиса личности, характерного для молодежи своего времени. Он дал выразительный портрет человека, терзаемого сомнениями и противоречиями, который не может найти место в обществе.
Ученица 3: Спустя время, идеи Лермонтова о свободе и личной ответственности стали актуальными и для будущих поколений. Его поэзия продолжала вдохновлять литераторов, а романтические и реалистические мотивы, присущие его творениям, оставили неизгладимый след в культурном наследии России. Лермонтов стал не просто поэтом, а голосом целой эпохи.
На одном из балов в 1840 г. поэт поссорился с сыном французского посланника де Барантом, в результате чего произошла дуэль, окончившаяся бескровно. Но Лермонтов был вновь выслан в Тенгинский пехотный полк на Кавказ.
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.
Еще ребенком, чуждый и любви
И дум честолюбивых, я беспечно
Бродил в твоих ущельях, — грозный, вечный,
Угрюмый великан, меня носил
Ты бережно, как пестун, юных сил
Хранитель верный, (и мечтою
Я страстно обнимал тебя порою.)
И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам, где, блистая
Лучом зари, сбирались облака,
Туманные вершины омрачая,
Косматые, как перья шишака.
А вдалеке, как вечные ступени
С земли на небо, в край моих видений,
Зубчатою тянулись полосой,
Таинственней, синей одна другой,
Всё горы, чуть приметные для глаза,
Сыны и братья грозного Кавказа
Учитель: И вновь Кавказские горы. Что же могло произойти в горах Кавказа такого, что станет последним пунктом нашего движения во времени? Делаем запрос у нашего компьютера.
В Пятигорске Лермонтов встретил своего однокашника по школе прапорщиков Мартынова. Находясь в самом язвительном и меланхоличном своем настроении, Михаил Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора — и тот вызвал его на дуэль. Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По свидетельствам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие. Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.
Стихотворение Михаила Кириллова «У памятника Лермонтову»
Ты стоишь, не знающий покоя,
Молодой, уставший от дорог,
Думаешь над новою строкою –
Так, как ты лишь думать мог.
Ты ещё, наверно, не заметил:
Отшумели тысячи дождей,
Миновало более столетья
Бесконечной юности твоей.
Золотятся, как и прежде, нивы,
Пахнет воздух хлебом и жнивьём.
Голос твой свободно и счастливо
Входит гостем в каждое жильё.
Жить и жить в граните и металле
Вечно юной пламенной душе!
Слышишь, как деревья зашептали:
«С днём рожденья, дорогой Мишель…».
А мы возвращаемся в наше время. И для вас есть непростое задание. Представьте, что М.Ю. Лермонтов наш современник, попробуйте заполнить его страничку в ВК.