Как человек охраняет природу
Образовательная деятельность «Как человек охраняет природу»
Задачи
Образовательные: формировать представления о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её. Познакомить с назначением заповедника, дать представление о Красной книге. Повторить места обитания различных животных
Развивающие: развивать внимание, мышление, речь, творчество, умение придумывать содержание плаката, направленного на сохранение природы
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание защищать природу
НОД
1 Организационный момент
- Послушайте рассказ «Растите, колокольчики!», затем ответите, на что похожи цветы.
Пришла весна. Из земли показалась зелёная стрелочка. Она быстро росла, разделилась на два листочка. Листочки стали большими. Между ними появился маленький росток. Каждое утро мы с Толей ходим смотреть, что будет дальше. Вдруг однажды рано утром мы увидели, что росток расцвёл белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландыша. Толю поразила красота цветка. Он не мог оторвать глаз от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветок. - «Зачем ты хочешь сорвать ландыши?» - спрашиваю я у Толи. «Они мне очень нравятся…Они очень красивые…» - «Хорошо, - сказал я, - срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие они красивые». Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и ещё на что-то удивительно красивое. Толя всё это чувствовал, но сказать ему было трудно. Он стоял у ландышей, очарованный красотой, стоял и молчал. Его губы тихо шептали: «Как снежные пушинки…как серебряные колокольчики…». «Растите, колокольчики», - тихо прошептал мальчик.
- На что похожи ландыши? Видели ли вы их? Почему Толя не сорвал растение? Правильно он поступил? Куда занесены ландыши?
2 Основная часть
Красная книга
- Так о чём мы сегодня будем говорить? Да, о защите природы, Красной книге.
- Как вы думаете, почему исчезают некоторые растения и животные? Правильно, в природе всё взаимосвязано. Издавна природа снабжала человека едой, одеждой, лекарствами, жильём. Люди стали рубить леса, потому что нужна древесина; строить заводы и фабрики, которые расходуют много воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; создают машины, самолёты, которые загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Из-за этого страдает здоровье людей, страдают животные и растения. Исчезающие виды растений и животных занесены в специальную книгу – Красную книгу. Показ иллюстраций страниц Красной книги.
- Как вы думаете, почему она красного цвета? Красный цвет – сигнал тревоги, предупреждения, надвигающейся опасности. Листы книги имеют разный цвет. На красных листах – растения и животные, которых осталось очень мало на нашей планете, они находятся под угрозой вымирания. На белых листах – редкие виды, которые находятся под угрозой вымирания, но встречаются только в небольших количествах и на такой маленькой территории, что легко могут исчезнуть. На жёлтых листах – растения и животные, количество которых всё время уменьшается, но пока ещё достаточно для выживания, если не ухудшатся резко условия их жизни. На зелёных листах – растения и животные, которые восстанавливаются благодаря заботам и уходу человека.
2) Загадки
- А сейчас давайте отдохнём, отгадаем загадки:
- Кто на своей голове лес носит? Правильно, олень
- Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. Молодцы, кувшинки
- Сначала ползёт, червяком живёт. Потом умирает, сучком засыхает. Потом оживает, как птичка летает. Угадали. Это бабочка
- Белые горошки на зелёной ножке. Конечно, ландыш. Выставляются иллюстрации. Что можно сказать про оленя, кувшинку, бабочку, ландыш? Что их объединяет? Правильно, они занесены в Красную книгу. Что это означает?
3) Заповедники
Люди поняли, что нужно что-то делать, иначе на Земле погибнет всё живое. - Как вы думаете, что надо предпринять, чтобы этого не произошло? Правильно, надо беречь природу. Люди стали сажать новые леса, разводить животных, которых осталось совсем мало, ухаживать за ними. Для птиц делают кормушки, кормят их. Но многие птицы и звери уже исчезли навсегда, их можно увидеть лишь на картинках, а некоторые остались только в зоопарках и заповедниках. - Кто знает, что такое заповедник? Человек решил, что нужны специальные места, на которых запрещено строить дома, дороги, заводы, куда не пускают людей для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть во многих местах нашей страны. Называются они заповедниками. В Ярославской области есть два заповедника. Это Дарвинский государственный природный биосферный заповедник и Национальный парк «Плещеево озеро». Показ иллюстраций с коротким рассказом о каждом.
- А сейчас мы с вами совершим прогулку по лесу, который находится на территории заповедника:
Подвижная игра «Воздух, вода, земля, ветер»
Мы с вами погуляли, а теперь привал. Поиграем. Заводите круг. Водящий стоит в середине (воспитатель). Подойдя к кому-либо из играющих, водящий говорит одно из четырёх слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» - и считает до пяти. Играющий должен за это время назвать птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга.
4) Экологические знаки
В заповеднике можно увидеть экологические знаки, плакаты. Показ экологических знаков. Рассмотрите их. Что они обозначают? Экологические знаки показывают, как нужно правильно вести себя на природе. Что можно делать, а что нельзя. У вас на столах лежат листы бумаги, цветные карандаши, мелки. Нарисуйте свои экологические знаки. Практическая работа детей. Готовые работы вывешиваются на доску.
- Рассмотрите все рисунки. Расскажите, что вы изобразили и почему.
3 Итог
- Что нового вы сегодня узнали? Какие вы знаете заповедники? Для чего они создаются? Расскажите о Красной книге.
- Проверим, кто внимательный. Игра «Третий лишний»
- филин, чёрный аист, голубь
- венерин башмачок, садовая ромашка, купальница европейская
- выхухоль, сокол, беркут