Как мы Лешего будить ходили
Тема: Как мы Лешего будить ходили
Цель: повторение и обобщение знаний детей по темам, пройденным за учебный год.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения обобщать, классифицировать;
- закрепить умение использовать все части речи;
- упражнять в делении слова на слоги,
- определять местонахождение звуков в слове,
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- активизировать речь, мышление
- добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство взаимопомощи.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, разучивание физкультминутки.
Оборудование: экран, проектор, мягкая игрушка – ворона, карточки по количеству детей с изображением слов со звуком [к] в начале, середине и конце слова, вырезанные из цветной бумаги солнце и тучки по количеству детей.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
(Ребята стоят в кругу.)
Орг.момент
Воспитатель. Доброе утро, ребята. Крепко возьмитесь за ручки. Чувствуете тепло рук своих товарищей? Это каждый из вас дарит своё тепло своим соседям. Посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки друзьям. Если каждый улыбнется – утро доброе начнется!
А теперь с хорошим настроением начнём нашу работу. Скажите, пожалуйста, Какое сейчас время года? А сколько весенних месяцев? Как они называются?
Вводная часть
(Стук в дверь. Из-за двери воспитатель вносит ворону. Включается запись – из мультфильма «Приключения домовёнка Кузьки» - звучит цитата вороны: «Не слыхали, весна нынче будет нет?... Вам хорошо, у вас счастье, а мне как быть? Леших-то снегом завалило, может они теперь никогда не проснутся. И никому никакого дела!»)
Воспитатель. И правда, снегу нынче выпало много. Кузька у Наташи живёт, разбудить-то Лешего некому. Предлагаю вам отправиться в сказочный лес и разбудить деда Диадоха. Согласны?
Основной этап
Воспитатель. Чтобы отправиться в зимний лес, нам придётся переодеться в зимнюю одежду.
Посмотрите, пожалуйста, и назовите, что нарисовано в первом ряду?
Дети. Сапоги, туфли, тапочки, валенки, босоножки
Воспитатель. Как можно назвать эти предметы одним словом?
Дети. Обувь
Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, и назовите, что нарисовано во втором ряду?
Дети. Сарафан, варежки, шуба, пижама, шорты
Воспитатель. Как можно назвать эти предметы одним словом?
Дети. Одежда
Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, и назовите, что нарисовано в третьем ряду?
Дети. Шляпа, панама, платок, шапка-ушанка, шапка
Воспитатель. Как можно назвать эти предметы одним словом?
Дети. Головные уборы
Воспитатель. Что из этих вещей нужно надеть и обуть в зимний период?
Дети. Валенки, шубу, варежки, шапку , шапку-ушанку.
Воспитатель. Тепло оделись, можно отправляться в путь.
Чтобы попасть в сказку, нам нужно повторить скороговорку:
Поникли метели под аккомпанемент капели.
Словарная работа.
Что значит «поникли метели»? (Дети высказывают своё мнение.)
Воспитатель. В данной скороговорке слово «поникли» означает ослабли, прекратились.
Воспитатель. Как вы понимаете значение слова «аккомпанемент»? (Дети высказывают своё мнение.)
Воспитатель. Это слово означает «музыкальное сопровождение песни», в данном случае «под музыку капели». Давайте дружно произнесём скороговорку.
(Дети совместно с воспитателем три раза произносят скороговорку.)
Воспитатель. Мы попали в зимний лес. Сколько здесь звериных следов! Давайте назовём, чьи следы оставлены на снегу.
Следы зайца – заячьи,
Следы белки – беличьи,
Следы лисы – лисьи,
Следы кабана – кабаньи,
Следы рыси – рысьи,
Следы волка – волчьи.
Воспитатель. Какие необычные узоры нарисовали своими следами лесные животные. А ведь они не просто наследили, они написали нам своими следами задания. Выполним все задания – узнаем, где зимует дед Диадох, и разбудим его. Итак, какой зверь оставил нам своё послание? Чьи это следы?
Дети. Лисьи
Правильно. А написала лиса на снегу вопросы, на которые вам нужно ответить.
Воспитатель. Каким бывает первый выпавший снег?
Дети. Белым, пушистым, мягким, холодным…
Воспитатель. Каким бывает снег в ясный морозный день?
Дети. Блестящим, сверкающим, искрящимся, скрипучим…
Воспитатель. Каким снег становится по весне?
Дети. Грязным, рыхлым, тяжёлым, мокрым…
Воспитатель. Верно. Мы справились с заданием. Можно двигаться дальше. Чьи это следы впереди?
Дети. Лосиные.
Воспитатель. Лось приготовил нам следующее задание: нужно подобрать близкие по смыслу слова, назвать другим словом.
Метель – вьюга, пурга, буран,…
Смешной – забавный, потешный, комичный, юмористический…
Грустный – невесёлый, печальный,…
Лодырь – бездельник, лентяй,…
Храбрый – смелый, отважный, бесстрашный,…
Воспитатель. Правильно. Молодцы! Двигаемся дальше, и чьи же это следы?
Дети. Заячьи.
Воспитатель. Верно. А зайка любит бегать и прыгать и вам приготовил такое же задание.
(Проводится физкультминутка.)
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
С заданием справились, пора отправляться дальше. Чьи следы видите?
Дети. Беличьи.
Воспитатель. Что же она написала нам? Она оставила нам в своём жилище картинки. А как называется жилище белочки?
Дети. Дупло.
Воспитатель. Верно. Что же изображено на карточках, и что с ними нужно сделать?
(Ребята берут карточки. На некоторых из них нарисованы слова, начинающиеся на гласный звук, на других - на согласный. Слова: кабан, белка, волк, подснежник, сосулька, скворец, окна, утка, индюк, окунь, ракета)
Воспитатель. Вам нужно разделиться на две группы. У одной группы слова, начинающиеся на гласный звук, у другой – на согласный. (Дети делятся на группы, каждый ребёнок произносит, нарисованный на картинке предмет и делит слово на слоги. Проверяется правильность выполнения задания.)
Воспитатель. Назовите, нарисованные предметы и разделите их на слоги.
Дети. Ка-бан, бел-ка, волк, под-снеж-ник, со-суль-ка, скво-рец, ок-на, ут-ка, о-кунь, ин-дюк.
Воспитатель. Молодцы, правильно. Теперь разделитесь на три группы так, чтобы в первой группе звук [К] был в начале слова, во второй – в середине слова, в третьей – в конце слова.
(Ребята объединяются в группы. Проверяется правильность выполнения задания.)
Воспитатель. А какой звук [К] по глухости-звонкости?
Дети. Глухой.
Воспитатель. Правильно. Я не видела медвежьих следов почему-то?
Дети. Потому что медведь зимой спит в берлоге.
Воспитатель. Ах, точно же. Он спит и видит сны. А какие сны он, по-вашему, может видеть. Вот спит он в своей берлоге, сосёт лапу и видит…
(Ребята продолжают начатое предложение.)
Воспитатель. Молодцы! А вот, кажется и берлога видна, но, видимо, она не медвежья. Там спит дед Диадох. А чтобы его разбудить, нам нужно дружно произнести чистоговорку. (Дети повторяют за воспитателем чистоговорку.)
На-на-на-наконец пришла весна.
Ри-ри-ри-ты на небо посмотри.
Ра-ра-ра-светит солнышко с утра.
Ул-ул-ул-теплый ветерок подул.
Ло-ло-ло-греет солнышко тепло.
Ель-ель-ель-звенит весенняя капель.
ЛИ,ЛИ,ЛИ – к нам вернулись журавли.
Ай-ай-ай-скоро будет месяц май.
Молодцы, кажется, Леший просыпается. Слышите? (Показ отрывка из мультфильма «Приключения домовёнка кузьки» как просыпается Леший.)
Мы выполнили все задания и разбудили деда Диадоха. Пора возвращаться в детский сад. Нужно произнести новую скороговорку:
Песня, лейся,
Мечта, вейся!
Весне смейся,
На солнце грейся! (Три раза произносят.)
Рефлексия
Ну, вот мы и вернулись.
Вам понравилось наше путешествие?
Где мы с вами побывали?
А пока мы с вами будили деда Диадоха, солнце закрыли тучки. Чтобы оно снова выглянуло, нужно вам ответить на вопрос и снять одну тучку с «неба». Что вам больше всего понравилось в нашем небольшом путешествии? (Каждый ребёнок отвечает на вопрос и забирает одну тучку.)
Воспитатель. Ну, вот. Солнышко снова засветило, оно дарит вам свою улыбку, тепло и прекрасное настроение. Я благодарю вас за урок. Спасибо! Отдыхайте.
Литература
Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры. Упражнения. Методические рекомендации / 2-е изд., пер. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 208 с.
Разминка "Заинька" [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/wall-37891310_723 (дата обращения: 04.04.1014)