Статья на тему «Как сделать классный час интересным и содержательным»
Как сделать классный час интересным и содержательным
(из опыта работы. Звизжева О.Н.)
Классные часы- прекрасный способ для того, чтобы отвлечь детей от монотонных, повседневных уроков, внести разнообразие в учебный процесс. В тоже время, широкий выбор тем и форматов проведения классного часа дают разнообразные возможности по воспитанию и обучению школьников.
В ходе подготовки и проведения классного часа следую алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:
- Составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год.
- Определение целей и задач, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов.
- Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
- Создание психологического настроя.
- Предварительная подготовка(составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа).
- Проведение самого мероприятия.
- Педагогический анализ
При подготовке и проведении классного часа придерживаюсь хронологии:
1. Содержание классных часов строю так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.
2. Обязательно учитываю психологические особенности восприятия материала обучающимися, слежу за вниманием и при его снижении использую интересные по содержанию факты или ставлю «острый» вопрос, использую музыкальную паузу, смену видов деятельности.
3. В процессе обсуждения поставленных вопросов внимательно отношусь к выступлениям ребят, вношу нужные коррективы, ставлю дополнительные наводящие вопросы, акцентирую внимание на важных моментах, размышляю вместе с детьми и помогаю им найти правильное решение нравственной проблемы.
Предлагаю краткое содержание проведения классного часа:
«Занятие с элементами тренинга «Секреты общения»
Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего школьника.
Задачи:
Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
Учить навыкам позитивного общения учащихся.
Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.
Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.
Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.
Целевая группа: учащиеся 4-го класса в возрасте 10 лет.
Длительность занятия: 40 минут.
Место проведения: классная комната.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга.
Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
Пространство для активных упражнений, 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников.
Раздаточный материал: пустые бланки для практической работы, листы бумаги, цветные карандаши, мяч.
Структура занятия.
Приветствие (создание доброжелательной обстановки).
Организационный момент (Упражнение «Ассоциации»
Что такое общение? Какие ассоциации у вас вызывает это слово?
Разминка (перед группами ребят лист со словом ОБЩЕНИЕ. На каждую букву придумать прилагательное, относящееся к данной теме. Например: общительный, бескомпромиссный, щепетильный, ершистый, неотразимый, интересный, ехидный).
Целеполагание. Подведение к формулировке темы.
Какие правила общения нужно соблюдать? (Высказывания детей)
Нужно прислушиваться к мнению других
Надо уметь слушать и слышать.
Нет смысла кричать.
Должна быть согласованность в действиях.
Основная часть: теоретический аспект, упражнения на развитие коммуникативных навыков.
Предлагаются игры и задания.
Игра «Перестройка».
Упражнение «Язык жестов».
Шуточные задания.
Решение конфликтных ситуаций.
Заключительная часть.
Игра «Комплименты».
Рефлексия.
Прощание.
Классный час играет большую роль в жизни учащихся.
Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники, встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям строилась жизнь класса.