Выступление «Как обучать английскому языку студентов с нарушениями речи»
КАК ОБУЧАТЬ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5. | Название ресурса | Как обучать английскому языку студентов с нарушениями речи. |
6. | Вид ресурса | Выступление. |
7. | Вид выступления | Заседание предметно-цикловой комиссии иностранных языков. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
11. | Актуальность | Для педагога важно знать, что делать при трудностях обучения студентов с нарушениями речи. |
12. | Описание ресурса | Выступление касается проблем обучения студентов с нарушениями речи английскому языку и пути их преодоления. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | ||
3 | https://knigogid.ru/books/359361-mozg-cheloveka-i-psihicheskie-processy-v-ontogeneze |
Уважаемые коллеги!
Все мы сталкиваемся с ситуациями, когда к нам приходят студенты, и уже на первых занятиях мы замечаем определенные особенности поведения, нарушения на письме и в речи. Многие преподаватели могут чувствовать себя в безвыходном положении, всего лишь воспринимая себя как педагога по иностранному языку. В наших функциональных обязанностях не прописаны диагностика психических нарушений и помощь таким студентам. Родители также не всегда стремятся обращаться к профильным специалистам.
Что же делать в таких случаях?
Да, зачастую нам приходится быть не просто преподавателем, но и наставником, психологом, так как английский язык является средством общения. Мне очень помогает тот факт, что по диплому у меня есть специализация преподавать психологию. В наши обязанности не входит решать общие сложности в обучении – для этого есть другие профессионалы. Но именно вышеуказанные проблемы могут привести к очень медленному достижению поставленных учебных целей, учебному прогрессу и к значительному снижению изучать иностранный язык в принципе.
Мне часто встречаются студенты с дислексией, их достаточно легко определить среди остальных. Ребята подтверждают свои проблемы в индивидуальных беседах – я советую обязательно при наличии проблем с письмом и речью поговорить с ребятами, спросить, что на практическом занятие наиболее сложное, есть ли трудности с произношением и написанием слов, чтением и выражением мыслей; почему присутствуют такие трудности. Также желательно проконсультироваться и с родителями, можно показать им образцы письма студента. Часто родители помогаю окончательно прояснить картину.
Полезно каждому преподавателю изучить тему речевых нарушений, поучаствовать в семинарах и вебинарах, почитать статьи данной тематики. Также эффективными являются блоги нейропсихологов – из них можно почерпнуть языковые и психологические упражнения на развитие моторики и реакции, если мы хотим помочь студентам. Благодаря интернету есть возможность проконсультироваться у нейропсихологов, задать им вопросы. Монографии учёных помогают еще глубже погрузиться в тему.
У студентов с дислексией при возникновении усталости, большого количества работы может происходить обострение проблемы до такой степени, что не чувствуется разница между Могилевым и Гомелем. Ребята начинают заменять буквы и путать слова. В таких случаях я стараюсь их немного отвлечь, переключить с усталости на ситуацию успеха, отобрать упражнения, которые получаются и вызывают намерение изучать. Как только студенты с дислексией чувствуют себя комфортней, происходить ослабление речевых и письменных проблем.
Если встречаются студенты с дисграфией, то эффективно работать с компенсаторным механизмом – об этом я узнала, еще учась в университете. У дисграфиков большое количество ошибок на письме, но они могут успешно заниматься аудированием, воспринимать и запоминать на слух. В случае с дисграфией продуктивно также использовать крупные изображения букв, слов, цифр.
Думаю, все мои коллеги сталкиваются время от времени с трудностями обучения – теми обстоятельствами, которые мешают усвоить знания, умения и сформировать навыки по дисциплине. Детский мозг очень пластичен, у него гораздо больше возможностей к компенсации. Однако, особенности развития сохраняются у наших студентов подросткового возраста, проявляясь затем и у взрослых людей.
Я обозначу самые частые проблемы в обучении студентов с нарушениями речи:
1) нарушается порядок букв в словах;
2) пропускаются буквы, чтение становится угадывающим;
3) смешиваются близкие буквы по звучанию: к-г, ф-в, ш-ж и др.);
4) буквы приобретают зеркальность, сложно ориентироваться на листе бумаги,
трудно усваивать образы букв;
5) буквы, цифры, символы и их элементы повторяются;
6) быстро утомляется, слабость концентрации внимания;
7) пропускает знаки препинания, начинает предложение со строчной буквы;
8) трудно запомнить и прочитать прочитанный текст.
Также в моих учебных группах есть студенты с синдромом дефицита внимание и гиперактивности, с расстройствами аутистического спектра – у них тоже бывает специфическая речь. Сами особенности не обязательно обусловлены речевыми нарушениями, но может страдать само общение, именно коммуникативная сторона – темп речи замедляется или ускоряется, возникает эхолалия – студент повторяет слова и предложения.
Если мы замечаем какие-либо психологические или психические особенности, важно очень деликатно постараться убедить родителей студента обратиться к более узкому специалисту. Важно ни в коем случае не использовать слова «ненормальный», «отклонения», «нарушения». Эффективнее прибегнуть к лексике нейтральной окраски, не такой оценочной: «особенности восприятия», «некоторые сложности», «отдельные трудности». Ведь если преподавателю тревожно обучать таких студентов, то и студентам с родителями может быть тревожнее вдвойне.
Спасибо за внимание!