Эссе «Как подготовиться к экзаменам»

5
0
Материал опубликован 26 March 2020
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка Как подготовиться к экзаменам

Кирово-Чепецк, 2020



Брошюра предназначена для обучающихся выпускных классов общеобразовательных школ.

















Составитель: педагог-психолог МБОУ многопрофильный лицей г. Кирово-Чепецка Кировской области Вергулесова А. О.

Экзамены являются необходимым, завершающим этапом любого обучения. Для многих студентов и школьников они становятся причиной волнения и беспокойства, ведь от качества подготовки к экзаменам зависят итоговые оценки за весь учебный курс. Вот несколько советов, которые помогут вам сделать процесс овладения знаниями более эффективным, чтобы в конечном итоге успешно сдать экзамены.


Метод 1 из 4: Создание благоприятной для обучения атмосферы

t1585231678aa.jpg



Помните, что заниматься лучше в тихом, чистом, прибранном помещении. Не исключено, что для этого вам придется покинуть свой собственный дом. Неплохим вариантом может оказаться библиотека. Только не забывайте, что в библиотеке запрещено принимать пищу и требуется сохранять строгую тишину.





t1585231678ab.jpg

Включите свет! Заниматься в темной комнате не рекомендуется. В ночное время включите дополнительные лампы, в дневноеотдерните шторы (не лишним будет немного приоткрыть и само окно). Люди, как правило, лучше сосредотачиваются и запоминают информацию, занимаясь в тихой, светлой, насыщенной кислородом комнате.






Вt1585231678ac.jpg ыключите телевизор. Некоторые люди предпочитают оставлять его включенным в фоновом режиме. Стоит ли так делатьспорный вопрос: иногда телевизор будет отвлекать вас от учебы, иногда, напротив, поможет больше времени провести за учебниками. Можно порекомендовать вам начать заниматься с включенным телевизором, а затем, когда вы погрузитесь в процесс, выключить его. В противном случае он помешает вам овладевать знаниями, поскольку мозгу будет трудно отдать приоритет одному из источников информации (быстро переключать внимание между книгой и телевизором).





Рt1585231678ad.jpg ешите, нужна ли вам музыка. Как влияет музыка на производительность памяти, зависит от человека. Исследования показали, что музыка помогает увеличить производительность памяти у людей с синдромом дефицита внимания, а у тех, кто не имеет подобного расстройства, эта характеристика понижается. Но музыка может быть еще и мотивирующим фактором, поскольку делает ваши занятия более приятными. Вы должны определить, нужна ли вам тишина или, напротив, без музыки вы не сможете заставить себя учиться.

Если музыка – обязательное условие, при котором вы согласитесь засесть за учебники, подыщите инструментальные композиции, чтобы слова не мешали вам сосредоточиться.

Кстати, гипотеза о том, что прослушивание Моцарта или любой другой классической музыки сделает вас умнее или поможет вашему мозгу лучше усваивать информациюэто миф. Но некоторым людям прослушивание классики действительно помогает расслабиться и мыслить более ясно и четко.


t1585231678ae.jpg

Побольше отдыхайте ночью. 

Для оптимальной производительности ученикам начальной школы требуется в среднем 10-11 часов сна, подросткам – 8-10 часов. Недостаток сна имеет тенденцию накапливаться (специалисты называют такое состояние дефицитом сна). Для того чтобы скомпенсировать длительное недосыпание, может потребоваться несколько недель соблюдения оптимального для вашего возраста режима сналишь это позволит вам вернуться в нормальное состояние.

Не употребляйте кофеин или любые другие стимулирующие вещества менее чем за 5-6 часов до отхода ко сну. Эти вещества снижают эффективность сна, а это означает, что даже при достаточной его продолжительности вы не будете после пробуждения чувствовать себя хорошо отдохнувшим.


t1585231678af.jpg

Употребляйте здоровую, легкую пищу.

Придерживайтесь сбалансированной диеты, включающей постный белок, овощи, омега-3 жирные кислоты и антиоксиданты. Омлет со шпинатом и копченым лососем, хлеб из цельной пшеницы и банан – вот пример идеального завтрака.

t1585231678ag.jpg






Придите в экзаменационную аудиторию за 5-10 минут до начала экзамена. Этого времени будет достаточно, чтобы собраться с мыслями.


Сделайте ставку на интерес. Мы любим делать те вещи, которые нам интересны. Человек может сосредоточиться на учебе, если заинтересуется предметом. Когда у вас появится энтузиазм, дело пойдет намного лучше.


Метод 2 из 4: Эффективное обучение

t1585231678ah.jpg



Выберите удобное для занятий время. Не стоит садиться за учебник, если вы действительно сильно устали. Лучше потратить два часа на работу и отправиться спать, чем пытаться учить что-либо в два часа ночи. Вы, скорее всего, не запомните и половины из того, что прочитали, будучи уставшим.




t1585231678ai.jpg

Не оставляйте все на последний момент. Зубрежка материала в последнюю перед экзаменом ночь малоэффективна, ведь вы пытаетесь втиснуть в свою голову такое количество информации, которое просто невозможно запомнить за столь короткий период. Возможно, вы уже слышали это много раз раньше, но не лишним будет повторить: начните подготовку задолго до экзамена и двигайтесь маленькими шажками. Перечитывая материал небольшими порциями снова и снова, вы лучше его усвоите. Особенно это касается истории, а также теоретических дисциплин.

Используйте любую возможность позаниматься. Не допускайте и мысли о том, что вы не хотите учиться.

t1585231678aj.jpg

Постарайтесь понять, какой способ запоминания подходит вам больше. Если вы лучше запоминаете информацию визуально, используйте картинки и прочие графические материалы. Если у вас преобладает так называемая звуковая память, вам следует делать во время чтения учебника небольшие заметки и затем перечитывать их вслух. Многие люди лучше запоминают материал, если вслух пересказывают прочитанное, активно используя при этом жестикуляцию и перемещаясь по комнате взад и вперед.





Разные предметы требуют разных подходов. Если вы учите математику, вы должны работать над задачами и способами их решения, а не просто перечитывать материал, как учебник истории. То, что подходит для изучения истории, абсолютно не годится для математики (заметьте, можно «делать» математику, но редко можно «делать» историю). Способы решения различных задач отложатся у вас в памяти и очень скоро пригодятся. Помните: если вы не смогли справиться с задачкой до экзамена, то и во время экзамена это вам вряд ли удастся. Для подготовки к сдаче предметов, которые базируются на различных расчетах, нужно тренироваться решать задачи, ведь на экзамене вам тоже придется это делать.t1585231678ak.jpg

t1585231678al.jpg

Представьте себе вашего преподавателя. Какой вопрос с большой вероятностью он задаст вам на экзамене? На каких материалах вам следует сосредоточиться, чтобы с треском не провалиться? Какие каверзные вопросы экзаменаторов могут поставить вас в тупик? Ответы на все эти вопросы помогут вам сосредоточиться на наиболее важной информации, а не застревать на вещах, которые, возможно, не имеют особого значения.


t1585231678am.jpg


Попросите о помощи. Если вам нужна помощь, обратитесь к тому, кто хорошо разбирается в этом предмете. Это могут быть члены семьи, друзья или учителя. Если человек не слишком понятно объясняет вам материал, не бойтесь попросить его более подробно и доходчиво пересказать вам суть вопроса еще раз.

Не стесняйтесь обращаться с просьбой о помощи к своим преподавателям. Это не только продемонстрирует им вашу старательность, прилежность и заинтересованность предметом (благодаря чему у них сложится хорошее впечатление о вас), но и поможет вам во время экзаменов. Если вы не поняли каких-то объяснений на уроке или же вам нужна дополнительная информация, преподаватель с удовольствием вам поможет.

Как правило, в школах и университетах есть штатные психологи и другие специально обученные люди, которые помогут вам справиться со стрессом, ответят на ваши вопросы, связанные с обучением, и дадут полезные советы.


Нt1585231678an.jpg ачинайте готовиться к экзаменам еще во время учебного года. Уделяйте предмету достаточно внимания. Постарайтесь не упустить важной и полезной информации. Слушайте внимательно, потому что учителя часто дают советы и подсказки, говоря «Самым главным в этой теме является...». Они могут просто делать упор на некоторые слова или уделять особое внимание каким-то вопросам. Это реальный ключ к хорошему тестированию. Чем больше информацию вы поглотите на ранней стадии, тем меньше зубрить вам придется непосредственно перед экзаменом.



Метод 3 из 4: Организация процесса подготовки к экзамену

t1585231678ao.jpg


Расслабьтесь. Готовиться к экзамену лучше в расслабленном и отдохнувшем состоянии. Главное, чтобы отдых не растянулся до вечера.


t1585231678ap.jpg



Сфокусируйтесь на целях вашей работы. Чего вы хотите достичь? Точная формулировка цели поможет вашему мозгу активизироваться. Только цель должна быть реалистичной, иначе вы можете добиться противоположного эффекта.


t1585231678aq.jpg

Спланируйте все заранее. Всегда составляйте план перед началом занятий. Имейте в виду, что он должен быть выполнимым. К примеру, если у вас пять экзаменов и три из них кажутся вам более легкими, лучше всего начать подготовку именно с них, дабы у вас осталось больше времени на то, чтобы без спешки разобраться в сложных для вас вопросах. Маленькие хитрости вроде этой помогут вам быстрее закончить свою подготовку.


Сt1585231678ar.jpg оставьте расписание. Постарайтесь правильно распределить свое время и убедиться в том, что вы успеете повторить весь материал. При подготовке расписания имейте в виду, что предмет, который вы уже изучили, необходимо пересматривать с частотой хотя бы раз в три дня – так вы сможете поддерживать стабильный уровень памяти. Всегда начинайте занятия вовремя, не отклоняясь от составленного вами расписания. Не забывайте время от времени делать перерывы, которые стоит потратить на непродолжительную прогулку или разминку. Отдых нужен не только глазам, но и мозгу.


t1585231678as.jpg

Узнайте об экзамене все, что можно. Постарайтесь выяснить, в каком формате будет проходить экзамен (короткий ответ, эссе, множественный выбор), как он будет оцениваться, кто будет составлять экзаменационные вопросы и так далее.

Не тратьте слишком много времени на попытки выяснить, какие вопросы будут заданы на экзамене.


t1585231678at.jpg

Составьте для себя учебное пособие.  Просмотрите свои конспекты и перепишите самую важную информацию. Это является еще одной формой запоминания материала. Только не тратьте слишком много времени на создание этих «шпаргалок», ведь вам надо успеть не только написать их, но еще и поработать с ними!


Пt1585231678au.jpg ерепишите свои конспекты. Этот способ очень поможет людям, у которых преобладает так называемая механическая память – им легче запомнить то, что они делали, в частности писали. Кроме того, вы будете делать это осмысленно, анализируя написанное. И самое главное, вы освежите в памяти то, что когда-то учили. Если вы писали конспект примерно месяц назад, а сейчас поняли, что эти записи пригодятся на экзамене, стоит их переписать, тогда вы сможете легко все вспомнить в нужный момент.

Когда вы закончите изучение одной страницы конспектов, не торопитесь переходить к следующей. Задайте себе вопросы, касающиеся материалов, размещенных на этой странице, чтобы убедиться, что вы запомнили только что прочитанное. Полезным будет отвечать на эти вопросы вслух, как если бы вы пытались объяснить это другому человеку.

Простое зазубривание не всегда помогает. Важно не просто суметь повторить почитанное по памяти, а убедиться, что вы понимаете то, что пытаетесь выучить.

Не нужно просто копировать ваши заметки снова и снова. Это, как правило, помогает запомнить точную формулировку, но не помогает вникнуть в суть вопроса. Вместо этого побольше думайте о содержании ваших записей.


Пересмотрите те разделы, в знании которых вы не уверены. Вспомните, какие ошибки вы сделали в предыдущих тестах или контрольных работах, и еще раз перелистайте соответствующие страницы учебника.


Метод 4 из 4: Поддержание мотивации

t1585231678av.jpg

Делайте перерывы. Не стоит сидеть и зубрить что-либо дни напролет – так у вас быстро закончатся силы, а энтузиазм - иссякнет. Время от времени вам необходимо отдыхать, ведь готовиться к экзаменам лучше в расслабленном и отдохнувшем состоянии. Единственное ограничение заключается в том, что перерывы не должны растягиваться на весь день. Как правило, после 20-30 минут занятий достаточно 5-минутного перерыва – такой график можно считать наиболее оптимальным.

Если вам трудно заставить себя учиться, разбейте свою работу на 20-минутные «уроки» и 10-минутные «перемены». Вы можете варьировать их длительность так, как вам удобнее (например, 45-минутное занятие и 20-минутный перерыв), но старайтесь сохранить пропорцию времени – работы должно быть больше, чем отдыха. Старайтесь закончить рассмотрение логически законченного блока информации до ухода на перерыв.

t1585231678aw.jpg


Будьте позитивны. Никогда не нужно думать, что вам не удастся сдать экзамен. Если вы скажите себе, что сможете, то вы действительно сможете. Уверенность в себе является очень важным фактором. Но это не означает, что вы не должны учиться. Даже если вы уверены в себе, вам все равно нужно упорно работать. Уверенность просто помогает избежать препятствий на пути к успеху.

Напоминайте себе, какой вы способный и уверенный в себе человек, всякий раз, когда вас посещают негативные мысли.


Рt1585231678ax.jpg аботайте в компании с товарищами. 

Организуйте совместные занятия в библиотеке, чтобы обсудить какие-то моменты или объяснить друг другу материал, который кто-то из вас не может понять. Совместная работа с другими людьми поможет вам ликвидировать пробелы в ваших знаниях, а также вспомнить больше информации, так как, возможно, вам придется что-то объяснять своим друзьям или просто беседовать с ними по теме предмета.

Если вы просите о помощи других людей, не дурачьтесь. Сконцентрируйтесь на том, что вы делаете.



Советы

Подготовьте заранее все, что вам может понадобиться во время подготовки к экзамену. Тогда вам не придется тратить драгоценное время на поиск какой-нибудь книжки или конспекта.

Не ограничивайтесь прочтением материала только один раз. Если у вас достаточно времени, перелистайте учебник дважды или трижды (но только если у вас действительно много времени и к остальным предметам вы успели подготовиться).

Делайте перерывы! Это поможет вашему мозгу расслабиться и лучше воспринимать информацию.

Не занимайтесь лежа на кровати, ибо вы можете ненароком заснуть.

Просто расслабьтесь! Не переживайте по пустякам. Сосредоточьтесь на экзамене, а не на времени или своем внешнем виде.

Повторяйте пройденный в школе материал в тот же день.

Если вы не можете запомнить ответы на некоторые вопросы, сделайте карточки, на одной стороне которых напишите вопросы, а на другой – ответы. Попрактикуйтесь соотносить вопросы и ответы, и на экзамене у вас без проблем всплывет в памяти нужный вариант.

Оставьте побольше времени на те предметы, которые вы считаете для себя трудными.

Отключайте телефон во время занятий.

Всегда делайте все возможное! Будьте на позитиве, не позволяя негативным эмоциям брать над вами верх!

Не теряйте уверенности в себе во время экзамена! Поверьте в то, что сдать экзамен вам по силам.

Не злоупотребляйте перекусами во время ваших занятий, потому что в конечном итоге вы можете приобрести лишний вес, а не знания!

Для учебы вам понадобится настольная лампа и свой собственный стол.

Физическая активность (бег, езда на велосипеде и т.д.) перед началом занятий поможет вам лучше сосредоточиться на учебе.

Экзамен – это всего лишь экзамен. Даже если вам не удалось его сдать, это еще не конец света. Продолжайте стараться, и на следующем вы обязательно заработаете хороший бал.

Даже если вы провалили экзамен, его всегда можно пересдать. Никогда не опускайте руки и боритесь!

Перепишите ключевые положения из учебника или конспекта в блокнот, чтобы иметь возможность просмотреть их непосредственно перед экзаменом. Это поможет вам освежить в памяти основные моменты.



Предупреждения

Будьте готовы к самому сложному вопросу, и тогда все будет казаться вам значительно легче.

Если вы провалили экзамен, не нужно отчаиваться. Вы же усердно трудились, а значит, еще можете все исправить!

Попросите у своего преподавателя совета, как лучше организовать подготовку к экзамену.

Не нужно бездумно заучивать материал. Если вы чего-то не понимаете, не стесняйтесь задавать вопросы.

Не оставляйте подготовку к экзамену на последнюю ночь. Учите материал понемножку каждый день, когда приходите домой из школы. Попытка выучить все нахрапом не принесет никакой пользы.

Избегайте общества людей, которые испытывают стресс из-за предстоящего экзамена – это заразно.

Начинайте готовиться к экзамену примерно за неделю до его сдачи.

Однозначного мнения по поводу влияния кофе и других кофеинсодержащих продуктов на эффективность умственной работы не существует. Одни исследования показывают увеличение производительности памяти, другие сообщают о ее снижении. Если вы смертельно устали, а впереди вас ждет гранит науки, который, хотите вы того или нет, нужно грызть, кофеин может немного улучшить ваше состояние, хотя, конечно, гораздо больший эффект дал бы хороший отдых. То же самое касается и дня экзамена: лучше ночью хорошенько выспаться, чем утром пить литрами кофе, пытаясь взбодрить затуманенный мозг.

Не презирайте себя за неудачу. Даже если вы провалили экзамен, не считайте себя ни на что не способным! Пусть ваши ошибки станут вашим проводником к успеху в следующий раз!

Не нужно пытаться схитрить. Обман не решит ваших проблем со сдачей экзамена, а лишь усугубит их. Чтобы нормально сдать экзамены, нужно всего лишь хорошо учиться. Оценки, заработанные честным путем, станут отличной мотивацией для того, чтобы продолжать обучение и стремиться достичь еще большего. Кроме того, это повысит вашу самооценку и веру в свои силы и возможности!






НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА…

Один день перед экзаменом оставляется, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом – пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом

Можно представить ситуацию экзамена во всех красках, со всеми чувствами, переживаниями, страшными мыслями, так как хотелось бы, чтобы все произошло при успешной сдаче экзамена

Если очень страшно, можно использовать прием «доведение до абсурда», где представляются все самые страшные и немыслимые подробности и ужасающие последствия. Такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего

Перед сном хорошо совершить прогулку

Утром, перед экзаменом не вредно просто перелистать учебник


Определите, в какое время Вы наиболее работоспособны, и в зависимости от этого, загружайте утренние или вечерние часы.


Тест «Сова» или «Жаворонок»

Вопрос №1

В какое время вы проснетесь, если легли спать на 4 часа позже обычного? Длительность вашего сна ничего не ограничивает.

Как обычно – 1 балл, на час позже – 2 балла, на 2 часа – 3 балла, на 3 часа – 4 балла, на 4 часа позже – 5 баллов.

Вопрос №2

Сколько времени вам потребуется, чтобы уснуть в 23 часа, если всю предыдущую неделю вы ложились и вставали когда хотели?

Не более 10 минут – 1 балл, 15 минут – 2 балла, 20-30 минут – 3 балла, 55-60 минут – 4 балла, больше часа – 5 баллов.

Вопрос №3

Если в течение долгого времени вы будете ложиться спать в 23.00, а вставать в 7.00, когда будет максимум вашей физической активности и работоспособности?

Утром – 1балл, утром и днем – 2балла, утром и вечером – 3 балла, днем – 4балла, во второй половине дня и вечером – 5 баллов.

Вопрос №4

На какое время вы назначали бы восход солнца на своем необитаемом острове, если бы это от вас зависело?

До 5 часов – 1балл, 6 часов – 2 балла, 7 часов – 3 балла, 8 часов – 4 балла, 9 часов – 5 баллов.

Вопрос №5

В течение недели вы ложились спать и вставали, когда хотели. Утром вы должны проснуться в 7 часов утра без будильника. В какое время вы проснетесь?

До 6.30 – 1 балл, 6.30-6.50 – 2 балла, 6.50-7.00 – 3 балла, 7.00-7.10 – 4 балла, после 7.10 – 5 баллов

Вопрос №6

Вам нужно выкроить в рабочем расписании 3 часа для чрезвычайно ответственного дела. Какое время вы предпочтете?

8-10 часов – 1балл, 9-12 часов – 2 балла, 10-13 часов – 3 балла, 11-14 часов – 4 балла, 12-15 часов – 5 баллов.

Вопрос №7

Если вы бодрствуете в обычное для вас время, то когда вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)?

Только перед сном – 1балл, после сна и после обеда – 2 балла, в послеобеденное время – 3 балла, после обеда и перед сном – 4 балла, только после сна – 5 баллов.

Вопрос №8

Если вы можете спать, сколько хотите, то в какое время обычно просыпаетесь?

В 7 утра или раньше – 1балл,

8 часов – 2 балла, 9 часов – 3 балла, 10 часов – 4 балла, 11 часов утра или позже – 5 баллов

Теперь подсчитайте количество полученных баллов.

Меньше 16 баллов – типичный «жаворонок» (утренний тип). Выполняйте важные дела в первой половине дня, а вечерние часы посвятите отдыху. Решительно откажитесь от сверхурочной работы и не соглашайтесь выходить в ночную смену: такой может способствовать в вашем случае внутренним заболеваниям.

16-20 баллов – умеренный «жаворонок»

(утренне-дневной тип). Период максимальной работоспособности и приспособительные возможности шире, чем у типичных «ранних пташек». И все же не переоценивайте запас прочности своего организма – переход на ночной образ жизни может выбить вас из колеи и неблагоприятно отразится на здоровье.

21-27 баллов –  «голубь»

(дневной тип).

Вы можете жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Чтобы постепенно перейти на новое расписание, потребуется не меньше месяца.

28-32 балла – умеренная «сова» (вечерне-дневной тип).

Блестящие идеи начинают приходить в вашу голову, когда офис уже закрывается. Не ломайте себя – найдите работу по свободному расписанию

Больше 32 баллов – типичная «сова» (вечерний тип). Из вас получится идеальный дежурный врач, астроном, журналист и диспетчер ночных полетов. Но даже под угрозой расстрела вы не сможете приходить вовремя на работу, которая начинается до 2 часов дня!



Условия поддержания работоспособности:

Чередовать умственный и физический труд

В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга

Минимум телевизионных передач

Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут


Что делать, если глаза устали?

УПРАЖНЕНИЕ 1

Посмотри попеременно

вверх – вниз (25 секунд)

Влево – вправо (15 секунд)

УПРАЖНЕНИЕ 2

Напиши глазами свое имя, отчество, фамилию

УПРАЖНЕНИЕ 3

Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд)

УПРАЖНЕНИЕ 4

Нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону

 

Стимуляция познавательных способностей

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.

Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой

 

Развитие мелкой моторики

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Попробуйте прижать к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты

Вращайте руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону

Положите руки на колени крест – накрест, по команде надо хлопнуть в ладоши, потом опять хлопнуть и поменять руки










12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.