Статья «Как подростки узнают о психоактивных веществах и доверяют ли информации об их вреде?»

1
0
Материал опубликован 21 July 2023

Сегодня нам доступна практически любая информация. Лидеры общественного мнения, средства массовой информации, электронные библиотеки, друзья и знакомые – все это не только дает нам знание о мироустройстве, но и сталкивает с рядом социальных проблем. Факты о наиболее распространенных из них – наркомании, курении и алкоголизме – человек узнает еще в малом возрасте и постепенно выстраивает с ними свои отношения. О факторах риска и авторитетных источниках в вопросах профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) экспертам общероссийской общественной организации Общее дело в рамках исследования «Изучение эффективности профилактической деятельности в области профилактики употребления ПАВ среди несовершеннолетних в условиях образовательных организаций» рассказали подростки и педагоги Московской области.


Что формирует мнение о ПАВ?

Почти каждый ребенок имеет опыт знакомства с каким-либо психоактивным веществом. Фильмы, социальные сети, дружеское окружение, школа и дом – все это может как подтолкнуть к губительной зависимости, так и уберечь от нее.

Педагоги общеобразовательных школ Каширского и Раменского городских округов Московской области отмечают, что если подросток попадает в неблагоприятную среду, или в его окружении обнаруживается носитель тех идей, которые позволяют принимать употребление психоактивных веществ в качестве нормы поведения, это становится большим риском.

Кроме того, учителя подчеркивают агрессивность влияния макросоциальных факторов, таких как скрытая пропаганда психоактивных веществ в СМИ и высокая лояльность к употреблению губительных веществ в российском обществе. Все это сегодня – источник знаний подростков о ПАВ, поэтому говорить о том, кто эффективнее всего может восприниматься школьниками в роли организатора, спикера и авторитетного наставника профилактических программ употребления ПАВ, по-прежнему важно.

Кто они – авторитетные наставники профилактических программ, экспертам «Общего дела» в рамках проводимого ранее исследования рассказали сами подростки. 409 учеников 8-10 классов Каширского и Раменского городских округов Московской области поделились, что видят наставников среди родителей и членов семьи, волонтеров и сотрудников общественных организаций, школьных психологов, представителей полиции и медиаперсон.​​​​​​​

Интересен факт, что педагоги в рейтинге авторитетных наставников занимают одну из лидирующих позиций. Учителей школ в роли наставников видят 60% школьников Каширского и 40% школьников Раменского городских округов. Такой результат дает право говорить о том, что реализация профилактических программ в школах будет иметь высокую эффективность.  Необходимость организации таких программ в условиях современной школы отмечают и сами педагоги.

Семья также пользуется у подростков большим авторитетом. По мнению 47% школьников Каширского и 33% школьников Раменского городских округов именно члены семьи должны вести разъяснительную работу о ПАВ.  А около трети опрошенных школьников из обеих групп (27% и 33% – соответственно) готовы видеть в роли наставника профилактических программ волонтеров и сотрудников общественных организаций.

Уровень доверия

Помимо вопросов наставничества подростки Московской области поделились с экспертами «Общего дела», каким носителям информации они сегодня наиболее доверяют, ведь фильмы, книги, социальные сети и СМИ тоже имеют свою власть в формировании понятий здорового образа жизни. Так, школьники рассказали об уровне доверия к информации о проблемах общества, которую они черпают из социальных сетей, СМИ и близкого окружения.

Результаты этого исследования весьма любопытны: общий уровень доверия у ребят школьного возраста к вышеуказанным источникам достаточно высок. Так, 20% подростков Каширского городского округа полностью доверяют социальным сетям, 33,3% – друзьям, 26% –учителям, 33% – родителям, 26,7% – медицинским работникам и 20% – СМИ. В Раменском городском округе социальным сетям полностью доверяют 20% школьников, друзьям – 53%, учителям – 33%, родителям – 46,7%, медицинским работникам – 46,7%, СМИ – 26,7%.

Исходя из результатов, можно утверждать, что, максимальным уровнем доверия пользуются у подростков, прежде всего, родители, друзья и персоны, которые находятся или могут находиться с подростками в прямом контакте, нежели представители интернет-мира – СМИ, блогеры, а также фильмы и книги.

Следует отметить, что педагоги и родители подростков осознают важность привлечения в рамках профилактической работы представителей различных ведомств: например, здравоохранения, правоохранительных органов, психологических служб. Опираясь на уровень доверия к ним школьников, педагоги хотели бы видеть представителей ведомств в стенах образовательных учреждений и проводить совместные мероприятия профилактической направленности.

Взаимодействие с медиаперсонами, лидерами общественного мнения также нельзя отменять, однако наибольший упор в совместной профилактической работе, все же, стоит делать на близкое окружение подростков.

Эксперты общероссийской общественной организации Общее дело подчеркивают: показатель доверия к источникам сегодня весьма значим. Учитывая в планировании программ мнение подростков, можно выстроить более качественное и точное сотрудничество школы, семьи и представителей авторитетных для школьников сообществ и эффективнее достигать целей в формировании правильного отношения к ПАВ и ценностям здорового образа жизни.


_____
Материалы исследования «Общего дела» также испоьзуются в публикациях СМИ: 

https://ug.ru/kak-podrostki-uznayut-o-psihoaktivnyh-veshhestvah-i-doveryayut-li-informaczii-ob-ih-vrede/  

https://dobro.press/blogi/kak-podrostki-uznaut-o-psihoaktivnyh-veschestvah-i-chei-informatsii-ob-ih-vrede-doveryaut  
​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации