Родительское собрание «Как помочь родителям подготовить ребёнка к школе»
Что входит в РППС
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды. В РППС входит групповое пространство, межгрупповое пространство и территория детского сада.
Определение
РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством – помещениями, участком, территорией, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста (п. 3.2 примерной ООП ДО). РППС строится в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа развития детей и с учетом охраны и укрепления их здоровья (п. 3.6.3 ФГОС ДО).
Основные требования к РППС устанавливает ФГОС ДО (п. 3.3.4 ФГОС ДО). Смотрите их в таблице.
Пример
Требования ФГОС к наполнению РППС
Требование | Содержание |
Насыщенность | РППС включает средства обучения, в том числе технические, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям. РППС должна обеспечивать:
|
Трансформируемость | Обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей |
Полифункциональность | Обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов, в разных видах детской активности |
Вариативность | Обеспечивает для детей свободный выбор различных пространств, игрушек, оборудования и других материалов, которые стимулируют различные виды активностей |
Доступность | Обеспечивает свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности |
Безопасность | Все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности |
Как организовать групповое пространство
Чтобы организовать групповое пространство РППС, используйте мобильные центры детской активности и зонирование. Наполняя или дополняя РППС, помните о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль. Так вы обеспечите комфортную и уютную обстановку для детей.
К функциональным значениям оборудования пространства детского сада относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Педагогу сложно изменить цвет интерьера стен. Поэтому утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, игрушки, картины и постеры в рамах, передвижное оборудование.
Как проектировать центры активности
Мобильный центр детской активности – это передвижной оборудованный комплекс. Его наполнение зависит от педагогических задач.
Основа мобильного центра – передвижные модули: полки, стеллажи, контейнеры с колесиками. Такую мебель выкатывают от стен или подоконников во время использования и убирают обратно, чтобы освободить место для игр.
Когда организуете РППС в группах, учитывайте принцип интеграции образовательных областей. Цель интеграции – объединить знания из разных областей. Так воспитанники будут целостно воспринимать то, что они изучают, и сразу же проверять на практике. Интеграция делает занятия практико-ориентированными. Центры детской активности с взаимопроникновением образовательных областей смотрите в таблице.
Пример
Интеграция образовательных областей в центрах детской активности
Центр детской активности | Интеграция образовательных областей |
Центр логики и математики |
|
Центр экспериментирования и организации наблюдения |
|
Центр конструирования |
|
Центр познания и коммуникации |
|
Центр театрализации |
|
Центр двигательной активности «Спортивный уголок» |
|
Центр творчества |
|
Центр музыкального творчества |
|
Передвижное оборудование наполняют развивающими игровыми материалами с учетом возраста детей группы. Наполнение мобильных центров меняют в зависимости от текущих воспитательно-образовательных задач: тематики ООД, тематики игр, мероприятий.
Как хранить игрушки
При хранении игрового материала должны соблюдаться следующие условия:
- доступность для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;
- общий порядок в расположении игр, сохранение привлекательности каждой игрушки;
- поддержание самими детьми порядка в игровом хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками.
Игровые материалы выбирают соразмерно емкостям для их хранения. Предпочтение отдают оборудованию и материалам, которые позволяют организовать рисование, лепку, конструирование. Чтобы достичь максимальной степени реакции ребенка на предметное содержание РППС ДОО, воспитатели должны регулярно менять игрушки, оборудование и прочие материалы.
Внимание
Мягкие игрушки для детей дошкольного возраста используют только в качестве демонстрационных пособий (п. 2.11.2 СП для детского сада и школы)
Если нет возможности поменять наполнение, меняют местоположение игрового оборудования и инвентаря. При постоянной и целенаправленной смене элементов РППС дети начинают относиться к пространству с любопытством. Это стимулирует их познавательную активность.
Внимание
Нельзя размещать в групповых помещениях аквариумы, животных, птиц (п. 6.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20)
Как зонировать групповое помещение
Второй способ оформить РППС в группе – зонирование. В примере смотрите, какие зоны традиционно выделяют.
Пример
Зоны для разных видов детской деятельности
Зона | Содержание |
Рабочая зона | Предназначена для проведения ООД, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом: конструированием, рисованием, ручным трудом, театрально-игровой деятельностью |
Активная зона | Предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в пространстве, например, сюжетно-ролевая игра |
Спокойная зона | Предназначена для отдыха детей или их уединения, чтобы ребенок мог отвлечься от игр, осмыслить свое поведение, побыть один |
Планируйте зоны так, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться.
Совет
Проектируйте зоны с учетом гендерного подхода
Для развития творческого замысла девочек предусмотрите предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики, украшения и т. д.
Для мальчиков – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей.
Выделение зон и организация центров активности не противоречат друг другу. Размещайте мобильные центры в рабочей и активной зонах, а зону спокойствия оставьте для отдыха.
Совет
Создайте в спокойной зоне «Уголок настроения», «Уголок уединения»
Заведите правило, по которому ребенок может показать свое настроение с помощью смайликов или фигурок. Для этого ему надо выставить фигурку на установленное место или зафиксировать смайлик на доске. «Уголок настроения» поможет сформировать у дошкольников первичные навыки рефлексии, а воспитателю позволит контролировать, какие эмоции у воспитанников преобладали. Так воспитатель может оценить, насколько комфортно ребенку в детском саду.
Как организовать межгрупповое пространство
К межгрупповому пространству РППС относят:
- фойе здания детского сада;
- коридоры и проходы между групповыми и служебными помещениями;
- помещения для музыкальных занятий, занятий танцами, ритмикой;
- помещения для физкультурно-оздоровительных занятий;
- прочие помещения, которые специально организованы для занятий с воспитанниками.
Чтобы оформить межгрупповое пространство, подойдут стенды и выставки. Обычно эти элементы оформления размещают на стенах, чтобы они не затрудняли передвижение по залам и коридорам.
Внимание
Оборудование и материалы, которыми наполняют РППС групп и межгруппового пространства, проверьте на соответствие требованиям безопасности
Какие стенды оформить
Стендовую наглядность различают по назначению: информация для родителей и средства наглядности, которые попадают в зону внимания воспитанников. В информацию для родителей включают:
- ежегодно обновляемую информацию, которая дублирует обязательную для размещения на сайте образовательной организации;
- еженедельно обновляемую информацию, которая отражает содержание воспитательно-образовательных мероприятий на неделю;
- ежедневно обновляемую информацию: объявления, оповещения.
Как оформить выставки
Выставки могут быть временными и постоянно действующими. Временные выставки посвящают:
- памятным датам, юбилеям, праздникам, например выставка ко Дню космонавтики;
- отдельным областям знаний, например: «Русские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси»;
- региональной тематике, например: «Животные и природа Севера», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы».
Как оформить территорию детского сада
Территория детского сада – часть РППС (п. 3.3 ФГОС ДО). Поэтому оформление территории также должно помогать решать образовательные задачи. Чтобы организовать РППС на территории детского сада, используйте зонирование и тематические уголки.
Зонирование территории отличается от зонирования группы материалами, с помощью которых зоны выделяют, и педагогическим назначением выделенной зоны. В оформлении зон территории используйте малые скульптурные фигуры и макеты, например, фигуры животных, макет светофора; декоративные растения и кустарники, специальные снаряжения. Предпочтение отдайте зонам оздоровительно-развивающего назначения: автогородок, фитополяна, аптекарский огород, экосистема «Луг».
Зоны на территории могут быть как небольшими, локальными, так и протяженными. Пример локальной зоны – клумба «Садовые цветы», протяженной – тропа здоровья, детская лыжня, экологическая тропа. Подробнее о том, как организовать на территории детского сада экологическую тропу, читайте в рекомендации.
С зонами на территории детского сада можно связать тематические уголки в группах. Пример, как включить в зону тематический уголок, смотрите ниже.
Пример
Связь тематического уголка в группе с зоной на территории
В зоне «Метеорологическая станция» дети под руководством воспитателей проводят наблюдения за изменениями погоды. Такая зона помогает познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, способами обработки их показаний, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучить микроклимат территории детского сада. У детей в ходе ООД развиваются умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Работа продолжается не только на метеостанции, но и в группе – в тематическом уголке природы. После наблюдений на метеостанции вместе с воспитателем дети заполняют календарь природы, рисуют, проводят опыты, делают прогноз погоды на текущий день, неделю, месяц. Тематический уголок природы в группе – часть зоны «Метеостанция» на участке.
Тематические уголки различной направленности помогают реализовать принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления, например, о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки природного материала, постигают значение нравственных ценностей к труду взрослых.
Благодаря разнообразию тематических уголков также выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. На прогулке дети могут закрепить все те знания, которые они приобрели во время ООД в тематическом уголке в группе.
Тематические уголки на территории могут быть двух типов. Различают:
- сезонные тематические уголки. Например, «Зимние забавы». Уголки этого типа обновляют со сменой сезонов;
- стационарные тематические уголки. Например, «В мире сказок», «Мой друг Светофор». Уголки этого типа действуют постоянно.
Какую работу организовать с воспитателями
Чтобы РППС эффективно функционировала, организуйте методическую работу с воспитателями. Привлекайте воспитателей к проектированию РППС. Для этого создавайте рабочие группы. Задачи рабочим группам ставьте исходя из потребностей детского сада. Варианты задач смотрите в примере.
Пример
Варианты формулировок задач рабочим группам
Если необходимо обновить наполнение мобильных центров детской активности, то ставьте задачу изучить опыт других образовательных организаций и рынок товаров для оснащения детских садов. Каждая рабочая группа готовит предложение по одному мобильному центру. Проверьте, соответствуют ли предложения санитарным нормам и требованиям безопасности.
Если необходимо перестроить характер взаимодействия с воспитанником в рамках РППС, то ставьте задачу сформулировать новые принципы организации деятельности воспитанников средствами РППС. Такие принципы впоследствии включайте в описание РППС в организационном разделе ООП ДО. К примеру, принцип открытости культуре, когда элементы культуры: живописи, литературы, музыки – органически входят в дизайн группового или межгруппового пространства РППС.
Организуйте внутрисадовские мероприятия по повышению компетентности воспитателей по вопросам РППС. Это могут быть:
- методические недели, к примеру, методическая неделя «Творчество педагога в дошкольной образовательной организации»;
- организация смотров-конкурсов, к примеру, смотр-конкурс «Выносное оборудование в летний период»;
- подготовка мультимедийных презентаций;
- проведение ярмарки педагогических идей.
Инициируйте участие воспитателей в мероприятиях регионального и федерального уровней. Так они смогут распространить передовой опыт, познакомиться с идеями коллег и собрать материалы для профессионального портфолио.