12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Павликова7

Что входит в РППС

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды. В РППС входит групповое пространство, межгрупповое пространство и территория детского сада.

Определение 

РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством – помещениями, участком, территорией, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста (п. 3.2 примерной ООП ДО). РППС строится в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа развития детей и с учетом охраны и укрепления их здоровья (п. 3.6.3 ФГОС ДО).

Основные требования к РППС устанавливает ФГОС ДО (п. 3.3.4 ФГОС ДО). Смотрите их в таблице.

Пример

Требования ФГОС к наполнению РППС

Требование

Содержание

Насыщенность

РППС включает средства обучения, в том числе технические, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям.

РППС должна обеспечивать:

  • условия для двигательной активности, в том числе развития крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей

Трансформируемость

Обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей

Полифункциональность

Обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов, в разных видах детской активности

Вариативность

Обеспечивает для детей свободный выбор различных пространств, игрушек, оборудования и других материалов, которые стимулируют различные виды активностей

Доступность

Обеспечивает свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности

Безопасность

Все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности

Как организовать групповое пространство

Чтобы организовать групповое пространство РППС, используйте мобильные центры детской активности и зонирование. Наполняя или дополняя РППС, помните о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль. Так вы обеспечите комфортную и уютную обстановку для детей.

К функциональным значениям оборудования пространства детского сада относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Педагогу сложно изменить цвет интерьера стен. Поэтому утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, игрушки, картины и постеры в рамах, передвижное оборудование.

Как проектировать центры активности

Мобильный центр детской активности – это передвижной оборудованный комплекс. Его наполнение зависит от педагогических задач. 

Основа мобильного центра – передвижные модули: полки, стеллажи, контейнеры с колесиками. Такую мебель выкатывают от стен или подоконников во время использования и убирают обратно, чтобы освободить место для игр.

Когда организуете РППС в группах, учитывайте принцип интеграции образовательных областей. Цель интеграции – объединить знания из разных областей. Так воспитанники будут целостно воспринимать то, что они изучают, и сразу же проверять на практике. Интеграция делает занятия практико-ориентированными. Центры детской активности с взаимопроникновением образовательных областей смотрите в таблице.

Пример

Интеграция образовательных областей в центрах детской активности

Центр детской активности

Интеграция образовательных областей

Центр логики и математики

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие

Центр экспериментирования и организации наблюдения

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие

Центр конструирования

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие

Центр познания и коммуникации

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие

Центр театрализации

  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие

Центр двигательной активности «Спортивный уголок»

  • физическое развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие

Центр творчества

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие

Центр музыкального творчества

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие

Передвижное оборудование наполняют развивающими игровыми материалами с учетом возраста детей группы. Наполнение мобильных центров меняют в зависимости от текущих воспитательно-образовательных задач: тематики ООД, тематики игр, мероприятий. 




Как хранить игрушки

При хранении игрового материала должны соблюдаться следующие условия:

  • доступность для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;
  • общий порядок в расположении игр, сохранение привлекательности каждой игрушки;
  • поддержание самими детьми порядка в игровом хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками.

Игровые материалы выбирают соразмерно емкостям для их хранения. Предпочтение отдают оборудованию и материалам, которые позволяют организовать рисование, лепку, конструирование. Чтобы достичь максимальной степени реакции ребенка на предметное содержание РППС ДОО, воспитатели должны регулярно менять игрушки, оборудование и прочие материалы.

Внимание

Мягкие игрушки для детей дошкольного возраста используют только в качестве демонстрационных пособий (п. 2.11.2 СП для детского сада и школы)

Если нет возможности поменять наполнение, меняют местоположение игрового оборудования и инвентаря. При постоянной и целенаправленной смене элементов РППС дети начинают относиться к пространству с любопытством. Это стимулирует их познавательную активность.


Внимание

Нельзя размещать в групповых помещениях аквариумы, животных, птиц (п. 6.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20)

Как зонировать групповое помещение 

Второй способ оформить РППС в группе – зонирование. В примере смотрите, какие зоны традиционно выделяют.

Пример

Зоны для разных видов детской деятельности 

Зона 

Содержание 

Рабочая зона

Предназначена для проведения ООД, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом: конструированием, рисованием, ручным трудом, театрально-игровой деятельностью

Активная зона

Предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в пространстве, например, сюжетно-ролевая игра

Спокойная зона

Предназначена для отдыха детей или их уединения, чтобы ребенок мог отвлечься от игр, осмыслить свое поведение, побыть один

 

Планируйте зоны так, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться.

Совет

Проектируйте зоны с учетом гендерного подхода

Для развития творческого замысла девочек предусмотрите предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики, украшения и т. д.

Для мальчиков – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей.

Выделение зон и организация центров активности не противоречат друг другу. Размещайте мобильные центры в рабочей и активной зонах, а зону спокойствия оставьте для отдыха.

Совет

Создайте в спокойной зоне «Уголок настроения», «Уголок уединения»

Заведите правило, по которому ребенок может показать свое настроение с помощью смайликов или фигурок. Для этого ему надо выставить фигурку на установленное место или зафиксировать смайлик на доске. «Уголок настроения» поможет сформировать у дошкольников первичные навыки рефлексии, а воспитателю позволит контролировать, какие эмоции у воспитанников преобладали. Так воспитатель может оценить, насколько комфортно ребенку в детском саду.





Как организовать межгрупповое пространство

К межгрупповому пространству РППС относят:

  • фойе здания детского сада;
  • коридоры и проходы между групповыми и служебными помещениями;
  • помещения для музыкальных занятий, занятий танцами, ритмикой;
  • помещения для физкультурно-оздоровительных занятий;
  • прочие помещения, которые специально организованы для занятий с воспитанниками.

 Чтобы оформить межгрупповое пространство, подойдут стенды и выставки. Обычно эти элементы оформления размещают на стенах, чтобы они не затрудняли передвижение по залам и коридорам.

Внимание

Оборудование и материалы, которыми наполняют РППС групп и межгруппового пространства, проверьте на соответствие требованиям безопасности

Какие стенды оформить 

Стендовую наглядность различают по назначению: информация для родителей и средства наглядности, которые попадают в зону внимания воспитанников. В информацию для родителей включают:

  • ежегодно обновляемую информацию, которая дублирует обязательную для размещения на сайте образовательной организации;
  • еженедельно обновляемую информацию, которая отражает содержание воспитательно-образовательных мероприятий на неделю;
  • ежедневно обновляемую информацию: объявления, оповещения.



Как оформить выставки

Выставки могут быть временными и постоянно действующими. Временные выставки посвящают:

  • памятным датам, юбилеям, праздникам, например выставка ко Дню космонавтики;
  • отдельным областям знаний, например: «Русские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси»;
  • региональной тематике, например: «Животные и природа Севера», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы».

Как оформить территорию детского сада

Территория детского сада – часть РППС (п. 3.3 ФГОС ДО). Поэтому оформление территории также должно помогать решать образовательные задачи. Чтобы организовать РППС на территории детского сада, используйте зонирование и тематические уголки. 

Зонирование территории отличается от зонирования группы материалами, с помощью которых зоны выделяют, и педагогическим назначением выделенной зоны. В оформлении зон территории используйте малые скульптурные фигуры и макеты, например, фигуры животных, макет светофора; декоративные растения и кустарники, специальные снаряжения. Предпочтение отдайте зонам оздоровительно-развивающего назначения: автогородок, фитополяна, аптекарский огород, экосистема «Луг».

Зоны на территории могут быть как небольшими, локальными, так и протяженными. Пример локальной зоны – клумба «Садовые цветы», протяженной – тропа здоровья, детская лыжня, экологическая тропа. Подробнее о том, как организовать на территории детского сада экологическую тропу, читайте в рекомендации.

С зонами на территории детского сада можно связать тематические уголки в группах. Пример, как включить в зону тематический уголок, смотрите ниже.

Пример

Связь тематического уголка в группе с зоной на территории

В зоне «Метеорологическая станция» дети под руководством воспитателей проводят наблюдения за изменениями погоды. Такая зона помогает познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, способами обработки их показаний, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучить микроклимат территории детского сада. У детей в ходе ООД развиваются умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

Работа продолжается не только на метеостанции, но и в группе – в тематическом уголке природы. После наблюдений на метеостанции вместе с воспитателем дети заполняют календарь природы, рисуют, проводят опыты, делают прогноз погоды на текущий день, неделю, месяц. Тематический уголок природы в группе – часть зоны «Метеостанция» на участке.

Тематические уголки различной направленности помогают реализовать принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления, например, о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки природного материала, постигают значение нравственных ценностей к труду взрослых. 

Благодаря разнообразию тематических уголков также выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. На прогулке дети могут закрепить все те знания, которые они приобрели во время ООД в тематическом уголке в группе.

Тематические уголки на территории могут быть двух типов. Различают:

  • сезонные тематические уголки. Например, «Зимние забавы». Уголки этого типа обновляют со сменой сезонов;
  • стационарные тематические уголки. Например, «В мире сказок», «Мой друг Светофор». Уголки этого типа действуют постоянно. 

Какую работу организовать с воспитателями

Чтобы РППС эффективно функционировала, организуйте методическую работу с воспитателями. Привлекайте воспитателей к проектированию РППС. Для этого создавайте рабочие группы. Задачи рабочим группам ставьте исходя из потребностей детского сада. Варианты задач смотрите в примере.

Пример

Варианты формулировок задач рабочим группам

Если необходимо обновить наполнение мобильных центров детской активности, то ставьте задачу изучить опыт других образовательных организаций и рынок товаров для оснащения детских садов. Каждая рабочая группа готовит предложение по одному мобильному центру. Проверьте, соответствуют ли предложения санитарным нормам и требованиям безопасности.

Если необходимо перестроить характер взаимодействия с воспитанником в рамках РППС, то ставьте задачу сформулировать новые принципы организации деятельности воспитанников средствами РППС. Такие принципы впоследствии включайте в описание РППС в организационном разделе ООП ДО. К примеру, принцип открытости культуре, когда элементы культуры: живописи, литературы, музыки – органически входят в дизайн группового или межгруппового пространства РППС.

Организуйте внутрисадовские мероприятия по повышению компетентности воспитателей по вопросам РППС. Это могут быть:

Инициируйте участие воспитателей в мероприятиях регионального и федерального уровней. Так они смогут распространить передовой опыт, познакомиться с идеями коллег и собрать материалы для профессионального портфолио.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.