Родительское собрание рецептов «Как ребёнку помочь полюбить чтение»

2
0
Материал опубликован 25 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Родительское собрание

Тема: «Как ребёнку помочь полюбить чтение».

Цель: оказание помощи родителям в формировании у детей интереса и любви к чтению.

Задачи:

Познакомить родителей с читательскими интересами их детей.

Дать полезные советы родителям, как вызвать у детей интерес к чтению.

Познакомить с брошюрой «Читаем играя».

Подготовка к собранию:

Приглашение для родителей, психолога, библиотекаря школы. (Приложение 1)

Анкетирование детей и родителей. (Приложение 2,3)

Изготовление брошюры «Читаем играя». (Приложение 4)

Создание презентации. (Приложение 6)

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, брошюра «Читаем играя».

Ход собрания:

Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы.

С.Я.Маршак

Вступительное слово учителя.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Нам необходимо выбрать председателя и секретаря родительского собрания.

- Мы сегодня собрались, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы.

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Не только в школе, но и дома, в семье мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать.

Чтение – основной инструмент обучения. Если школьник медленно и плохо читает, он ничего не успевает. У него пропадает интерес к учёбе.

Навыками элементарного чтения дети овладевают под руководством родителей и учителей. После начальной школы чтению практически нигде не учат. Недостатки чтения, закрепившись на начальном этапе обучения, сохраняются.

Часто ребёнок владеет синтетическим способом чтения, т.е. читает целыми словами, но все равно читает медленно. Почему это происходит?

Существует семь основных причин, тормозящих скорость чтения:

Природный темп деятельности.

Регрессии (возвращение к прочитанному слову).

Отсутствие антиципации (предугадывание событий).

Артикуляция (членораздельно произношение).

Малое поле зрения.

Уровень организации внимания.

Уровень развития памяти (оперативной). (Приложение 6. Слайд 3)

Для расширения поля зрения, я на уроках использую специальную таблицу Шульте, для расширения поля зрения – «Пирамида», для развития оперативной памяти – зрительные диктанты Т.И. Федоренко.

Опыт доказывает: чем раньше начинается процесс совершенствования техники чтения, тем успешнее идет процесс обучения школьника.

Анализ техники чтения.

Норма темпа чтения в 1 классе (УМК «Перспектива»)

20-30 слов в минуту – период обучения грамоте.

30-40 слов в минуту – конец учебного года.(Слайд 4)

Таблица «Анализ техники чтения» (Приложение 5)

Пути решения проблемы, связанной с темпом чтения:

Каждый день дети читают текст из литературного чтения, который они будут изучать на следующем уроке.

Каждый день дети читают литературу, которая им нравится. Помощь родителей – ведение «Дневника читателя». Рекомендательный список литературы выдан родителям.

Каждый день производить замеры темпа чтения ребёнка в течение трёх месяцев.

Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.

Числительных быть не должно.

Прилагательных должно быть мало.

Короткие слова тоже нужно учитывать. (Слайд 5)

Другая проблема. Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам» и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. А мы с вами бьёмся над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?

Анализ анкет. (Приложение 2,3) (Слайды 6-11)

Выступление психолога. (Слайды 12-15)

Ридингфобия – это навязчивый страх перед чтением.

Даниэль Пеннак (французский писатель и школьный преподаватель) считает: чтобы вернуть вкус к чтению, нужно преодолеть страх – боязнь нескончаемости. Что же делать? «Выберите – и намеренно – такое издание, где крупный шрифт, большие поля, много воздуха на страницах; на первый взгляд книга, как айсберг, огромная, сулящая бесконечную пытку. Но начинается чтение, и айсберг тает буквально на глазах! Время уже больше не время, минуты летят секундами, и сорок страниц прочитано, и час прошел, как не бывало. Потрясающее открытие, которое меняет всё!.. Сначала дивишься и радуешься количеству прочитанных страниц, а потом… потом пугаешься, как мало их осталось до конца.

Выступление учителя.

Проблеме нарушений чтения уже более 100 лет. Специалисты всего мира занимаются изучением данных нарушений, выявляя причины возникновения и пути коррекции. Единственного рецепта по преодолению нарушений чтения не существует, так как нарушения эти весьма разнообразны, как и причины их вызывающие.

Рецепты чтения. (Слайды 16-23)

Рецепт 1. Читающий родитель.

Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, мы должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во-вторых, ничего не делать за ребенка, если он всё умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка-читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.

Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.

Рецепт 2. Библиотечные дни.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда мы с вами и библиотекарь – единомышленники и работаем вместе, это даёт положительные результаты.

Выступление библиотекаря школы. (Слайды 18-20)

Библиотекарь даёт советы, что читать детям 7-8 лет, как создать домашнюю детскую библиотечку, на какие издания подписаться всей семье, как пользоваться книгами из библиотеки.

Рецепт 3. Чтение в семейном кругу.

Когда книга передается от одного члена семьи к другому. Постоянно надо обращаться к книгам из личной библиотеки. Их надо читать вслух, всей семьёй, не для ребёнка, а вместе с ребёнком. О прочитанных книгах надо разговаривать, а не контролировать ребенка и не требовать отчёта, что и сколько он прочитал, что он понял. А надо размышлять над книгой.

Рецепт 4. Метод Кассиля.

Читаете ребёнку книгу, после чего, дочитав до самого интересного и захватывающего момента, «вспомните», что вам необходимо постирать или вымыть посуду. Книгу, разумеется, нужно оставить на самом видном месте в пределах досягаемости ребёнка. Вскоре он сам потянется к книге, для того чтобы узнать, что же будет дальше.

Рецепт 5. Метод Искры Даунис (детского психолога).

Однажды ребёнок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Рецепт 6. «Провокация» ребёнка на чтение.

«Спровоцировать» ребёнка на чтение. Если он сам не догадался взять в руки интересную книгу, то вы можете высказать заинтересованность судьбой героев книги, после чего, можете сказать, что удивлены, что он до сих пор сам не прочитал эту книгу.

Рецепт 7. Метод древнего народа.

Ребёнку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведёт, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребёнок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребёнок плохо себя ведёт, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу)…»

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Хвалите свое чадо за прочитанные странички. Дайте при этом понять ребёнку, что читать – это не обязанность, а удовольствие, чтение – занятие добровольное и принуждать его к этому не будут.

Помните, что если вы будете заставлять ребёнка читать, то можете попросту отбить у него всю охоту браться за книгу. Нужно чтобы в вашем доме возможность почитать была не наказанием, а наградой.

Так, например, пользуйтесь такой мотивацией: «Если ты погуляешь, то я разрешу тебе немного почитать перед сном!».

Рецепт 8. Покупка книг.

Сделать покупку книг праздником. Раз в две недели можно ходить в книжный магазин вместе. Это – знаменательное событие. Заранее оговорить, сколько книг купить и про что.

Рецепт 9. Просмотр диафильмов и их создание.

Помогают привить любовь к чтению просмотр диафильмов.

Рецепт 10. Шаг к творчеству.

Попробуйте сами писать книги.

Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной книги о раннем развитии ребенка «Поверь в свое дитя». Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего ребенка в различных ситуациях (не портреты). Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребёнком – он будет в восторге.

Рецепт 11. Чтение перед сном.

Обязательный ритуал чтения книг на ночь.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

Рекомендация. Начинать выполнение уроков следует с чтения, т.к. основу любого предмета составляет чтение. Научишь читать книги и привьёшь любовь – все предметы будут даваться легко.

Рефлексия.

- Как вы поможете своему ребёнку полюбить чтение?

- Какой рецепт чтения вы считаете более приемлемый для вашего ребёнка?

Решение родительского собрания:

Поставить себе цель – читать с ребёнком каждый день.

Обсуждать прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.

Для преодоления утомляемости во время чтения использовать игровые приёмы, физминутки.

Найти время и возможности для семейного чтения.

По возможности покупать книги, выписать детские журналы.

Пожелание учителя родителям: (Слайд 24)

Пусть ваши старания, силы, труд, направленные на воспитания у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесёт им счастье!

 
 

9

Приложение 6.
PPT / 306 Кб
Приложение 5.
DOC / 37.5 Кб
Приложение 3.
DOC / 28.5 Кб
Приложение 2.
DOC / 26 Кб
Приложение 1.
DOC / 26.5 Кб

Приложение 4.
DOC / 71 Кб

Предварительный просмотр презентации

собрание рецептов Как ребёнку помочь полюбить чтение

«ЛИТЕРАТУРЕ ТАК ЖЕ НУЖНЫ ТАЛАНТЛИВЫЕ ЧИТАТЕЛИ, КАК И ПИСАТЕЛИ. ИМЕННО НА НИХ И РАССЧИТЫВАЕТ АВТОР, КОГДА НАПРЯГАЕТ СВОИ ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ» С.Я.Маршак <номер>

Основные причины, тормозящие скорость чтения : <номер> Основные причины, тормозящие скорость чтения : природный темп чтения; регрессии; отсутствие антиципации; артикуляция; малое поле зрения; уровень организации внимания; уровень развития памяти. Техника чтения

Норма темпа чтения в 1 классе <номер> Норма темпа чтения в 1 классе 20-30 слов в минуту – период обучения грамоте; 30-40 слов в минуту вслух. Техника чтения

Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям: <номер> Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям: Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые. Числительных быть не должно. Прилагательных должно быть мало. Короткие слова тоже нужно учитывать. Техника чтения

Анализ анкетирования Участвовало – ___ учащихся 1 «__» класса. <номер>

Анкетирование учащихся Да – __ чел. Нет – __ чел. <номер> Может ли человек жить без чтения?

Анкетирование учащихся Да – __ чел. Нет – __ чел. <номер> Нравится ли тебе читать книги?

Анкетирование учащихся Да – __ чел. Нет – __ чел. <номер> Нравится ли тебе получать книги в подарок?

Анкетирование учащихся Да – __ чел. Нет – __ чел. <номер> У вас дома много книг?

Анкетирование учащихся Книгу – __ чел. Компьютер – __ чел. <номер> Что ты выберешь: компьютер или книгу?

Ридингфобия – это навязчивый страх перед чтением. <номер> Ридингфобия – это навязчивый страх перед чтением. (Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999)

Страх <номер> Страх Н А В Я З Ч И В О С Т Ь фобия Причина: психологическая. Причина: наследственная отягощенность (дислексия и пр.); психические заболевания, трудности в пери и постнатальном периоде и т.д. Т.е. комплекс психологических и медицинских причин.

Признаки фобии <номер> Психологические: избегание ситуаций, в которой возникает ощущение страха; приступ неконтролируемой паники. Физиологические: Чувство удушья, спазмы в горле. Учащённое сердцебиение. Чувство слабости, оцепенение тела. Ощущение, что наступает обморок. Обильное холодное потоотделение. Ощущение сильного ужаса. Дрожь во всем теле. Рвота, расстройство желудка. Тело кажется «не своим», перестает слушаться. Ощущение того, что сходишь с ума.

Дислексия <номер> Это состояние, основным проявлением которого является стойкая избирательная неспособность овладеть навыками чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения.

<номер> Можно ли увлечь ребёнка чтением? Как?

Рецепты. <номер> №1Читающий родитель. №2 Библиотечные дни.

Помните. Власть книги огромна. Книга – это знания, хорошие мысли, помощь в труде и отдыха.

Именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди, способны изменить ситуацию с чтением в стране к лучшему.

Читайте! Пусть в вашем доме всегда будет много книг, ведь как сказал Цицерон: «Дом без книг подобен телу без души».

Рецепты. <номер> №3 Чтение в семейном кругу. №4 Метод Кассиля. №5 Метод Искры Даунис.

Рецепты. <номер> №6 Метод провокации. №7 Метод древнего народа. №8 Покупка детских книг и журналов.

Рецепты. <номер> №9 Просмотр диафильмов и их создание. №10 Шаг к творчеству. №11 Чтение перед сном.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.