Учебно-методический материал «Как поставить цель урока»
МАСТЕР-КЛАСС «Технология целеполагания современного урока» МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского» Воротницкая А.И., учитель математики
Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее. Эшбен Эшенбах Даже маленькая неточность может сбить с пути. Китайская пословица Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. В.Белинский У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. Джакомо Леопарди. МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского» Если человек не знает куда идти, для него нет попутного ветра Давайте обратимся к цитатам. Прочитайте их и подумайте, какова будет тема нашего мастер-класса?
Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, Точно былинка в реке: они не идут, их несет. Сенека Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде – значит быть нигде. М. Монтень
Притча в тему МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского» Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты? Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю. Мораль: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского» Этап целеполагания - основополагающий на уроке, так как позволяет учителю видеть план и результат своего воздействия на учеников.
Определимся в понятиях Цель – это планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного. Целеполагание – это процесс определения целей МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского»
Виды целей и их особенности МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского»
Цель урока Цель урока должна фиксировать, чему ученики должны научиться на уроке. Правильная формулировка цели облегчит ее достижение тем, что учитель сможет объяснить ученику, чему он должен научиться за урок. Понимание учебной цели учениками позволяет им стать активными участниками урока, самим планировать и организовывать свою деятельность. Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. МБОУ «Мужевская СОШ им Н.В.Архангельского»
Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной для ученика? Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо: выделять главное, то есть выбору целей обучения; использовать различные приемы целеполагания; грамотно формулировать вопросы; учить детей придумывать свои вопросы; ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» МБОУ «Мужевская СОШ им Н.В.Архангельского»
Цель должна быть: 4 1 2 3 5 МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского» Четко сформулированной; Понятной; Достижимой; Проверяемой; Конкретной.
В чем состоит отличие цели от задачи? МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского»
МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского»
Варианты формулировки целей урока: Образовательные цели : Воспитательные цели: «создать (или обеспечить) условия для …». вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки; Развивающие цели : обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей . обобщить и систематизировать знания о..; отработать навыки (указать какие); устранить пробелы в знаниях; добиться усвоения учащимися понятий (каких?). «ознакомиться», «изучить», «закрепить», «применить», «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» , «выделить», «обобщить», «актуализировать». «применить знания», «сделать», «способствовать, формированию навыка, умению обращаться с…» и т.д. МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского» «создать условия для развития …», «способствовать развитию …» (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умение составлять план и пользоваться им, и т.д.)
Задание 1: сформулируйте учебную цель МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского» МОЯ ЦЕЛЬ: Каждый ученик ГЛАГОЛ сможет использовать КОЛИЧЕСТВО / ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ три основные СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ формулы сокращенного умножения ВРЕМЯ/СРОК/ ПЕРИОД за 5 уроков / одна неделя ЗАЧЕМ /ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ для того, чтобы упростить и ускорить вычисления
Задание 2 по группам: поставить цели урока изучения нового материала; поставить цели урока закрепления знаний, выработки умений и навыков; поставить цели комбинированного урока; поставить цели урока повторения и обобщения МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского»
Как ставить цель урока вместе с учеником эффективно: универсальные приемы МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского»
Целеполагание по картинкам Предложите посмотреть на картинки и выбрать тему урока из нескольких вариантов (лучше взять три). Покажите сформулированные цели урока (две-три), оформив их в виде чек-листа. На этапе рефлексии и обратной связи ученик отметит достигнутые цели галочками. Например: Посмотрите, пожалуйста, на изображения на экране и попробуйте догадаться, кому будет посвящено сегодняшнее занятие.
Целеполагание по ключевым словам Предложите четыре-шесть ключевых слов из новой темы, они должны быть хорошо знакомы вашим ученикам. Далее работа проводится так же, как и с картинками. Целеполагание с помощью видео или аудио Отберите видеоотрывок длительностью примерно 15-20 секунд, который соответствует теме, о которой вы будете говорить на уроке. Включите видео и попросите учеников определить, чему будет посвящен урок. Такой прием подходит для проблемных тем, а также тем, связанных с движением и динамикой. Аудиозаписи будут идеальны в темах, связанных со звуком Например: Ребята, я хочу начать наш сегодняшний разговор с показа видеоролика. Он построен так, что только в его завершении раскрывается, кому он посвящен. Но вы наверняка сможете понять это и раньше. Я попрошу вас для себя отметить, в какой именно момент вы догадались, о ком идет речь
Грамматические целеполагание Если ваш урок посвящен какой-либо грамматической теме, важно, чтобы ученики понимали, зачем она нужна. После выбора темы ученики выбирают из списка конструкции, которые им понадобятся для ее обсуждения. Метод «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Конфуций
МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского» РЕКОМЕНДАЦИИ: Профессионально работайте с целями. Ясно понимайте для чего учащиеся выполняют то или иное задание. Продумывайте цели всех уровней: цели обучения предмету; цели раздела, темы; «дерево» целей урока: общие (цели всего урока), оперативные (цели частей урока, его эпизодов, отдельных заданий) и т.д. Регулярно сообщайте (выводите) цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завершайте краткими итогами, которые следует делать вместе с учащимися. Постоянно держите цели в поле зрения, ссылайтесь на них в ходе урока относительно класса в целом, малых разноуровневых групп и отдельных учеников.
Целеполагание и обратная связь Этап постановки целей и задач логически связан с этапом рефлексии и подведения итогов урока. Важно вместе с учеником вернуться к целям и задачам урока и отметить то, что было сделано. В конце урока ответить на вопросы «Достигли ли цели?» и «В чем были затруднения?» МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского»
МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского»
МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского»
Успехов в работе и попутного ветра , уважаемые коллеги! МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского» Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны.
Мозговая атака Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, задается вопрос «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов учащимся предлагается сформулировать тему и цели урока.
Ситуация яркого пятна Прием заключается в том, что среди множества однотипных слов, цифр, букв или фигур одно выделено цветом, расположением или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Таким образом, посредством зрительного восприятия внимание концентрируется на выделенном предмете.
Группировка Учащимся предлагается разделить слова на группы. cats, women, teeth, chicken, matches, feet, toys. Затем они пытаются обосновать свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему слова множественного числа имеют разные признаки?» будет задачей урока. Отсроченная догадка. Задать в начале урока загадку, или поставить проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить. Поиск правильного решения и станет целью урока. Например, тема урока - «Словообразование». В начале урока ставится проблемный вопрос: Как превратить имя существительное в имя прилагательное? Каковы способы образования имени существительного от глагола?
Скрытая ошибка Данный прием позволяет проверить лексико-грамматические знания учащихся. Упражнения или тест имеют ошибки, находя которые учащиеся закрепляют грамматические правила, тренируют употребление лексических единиц. Например, работая над темой «To be going to» («Настоящее продолженное время»), учащимся предлагается следующее задание: Исправьте ошибки Mary are not going to help her Mum. Задать в начале урока загадку, или поставить проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить. Поиск правильного решения и станет целью урока. Например, тема урока - «Словообразование». В начале урока ставится проблемный вопрос: Как превратить имя существительное в имя прилагательное? Каковы способы образования имени существительного от глагола?
Домысливание. Данный прием предполагает формирование целей при помощи опорных глаголов. Преподаватель называет тему урока, например «Качества, необходимые людям разных профессий», затем просит учащихся сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, узнать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать. Учащиеся, к примеру предлагают вспомнить прилагательные, описывающие характер человека, слова по теме «Профессии», научиться составлять предложения, узнать о профессии родителей своих одноклассников, оценить качества своих родителей и т.д. .
Для подсказки Как формулировать цели уроков разных типов? МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского»
Фантастическая добавка. «Что бы Вы сделали, если бы нашли много денег?» Использование наглядности. Незаконченная схема, таблица или объекты Проблема предыдущего урока В конце урока предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Тема-вопрос (план). Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Ими выдвигается множество мнений и предположений, чем больше, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, можно задать вопрос «Почему люди путешествуют?» Как это сделать? 1. Спросить 2. Послушать рассказ одноклассника 3. Прочитать текст упражнения
Работа над понятием. Тема урока предоставляется для зрительного восприятия. Учащимся предлагается объяснить значение каждого слова в названии темы. Затем, от значения слова определяем цель урока. Например, тема «Придаточные условные предложения второго и третьего типа». Что в формулировке темы уже известно? Исключение. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Учащимся предлагается прослушать и запомнить ряд слов: played, liked, helped, went, lived. Далее задаётся вопрос: Что общего во всех словах? Что лишнее? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель Прием «знаю - не знаю»: Предъявляется тема урока, На доске чертится таблица из трех колонок: Знаю (Know) Не знаю (Don’t know) Хочу знать (Want to know) Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме (например, названия самых популярных видов хобби), добавляют, что они хотели бы узнать (например, как по-английски назвать различные хобби: «садоводство», «гонки», «вышивание», «альпинизм», «изучение иностранных языков» и.т.д.). Все записывается в соответствующую колонку, а во время заключительного этапа делается вывод о том, что из желаемого и неизвестного удалось узнать на уроке.
Селиванова Галина Геннадьевна