12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алина162
Мой сайт: https://sites.google.com/site/biology8820/
Россия, Липецкая обл., Липецк
Материал размещён в группе «Школьные службы примирения»

Процесс медиации состоит из этапов, каждый из которых имеет свою цель и содежание. Для успешного проведения медиации необходимо, чтобы переход к следующему этапу происходил после того, как достигнуты все цели на предыдущем.

Этап 1. Подготовка к медиации

Подготовка является решающим этапом в процессе медиации. Часто участники сразу перепрыгивают к решению проблемы: «Я не хочу тратить время на формальности. Я просто хочу сесть вместе с другой стороной и расставить все точки над "и". Я не думаю, что все это дело заберет больше часа.» Медиатор должен устоять перед соблазном согласиться на такой подход. В отличие от других методов решения споров, успешные результаты в большей степени зависят от поэтапного протекания процесса.

На этом этапе медиатор имеет возможность заложить крепкий фундамент для успешной медиации. Этап подготовки к совместной встрече предусматривает работу с двумя важными компонентами: налаживание контактов со сторонами и организация пространства для медиации.

Медиатор до этого разговаривает с каждым участником конфликта отдельно. Такой разговор проводится для того, чтобы:

  • проинформировать участников о процедуре медиации, о роли медиатора и участников в ней и получить согласие на участие в медиации;
  • объяснить принципы и правила медиации и получить согласие сторон придерживаться этих правил;
  • удостовериться, что время, назначенное для встречи, удобно для всех;
  • ответить на вопросы участников конфликта.

Перед проведением медиации необходимо подготовить помещение для общей встречи: расставить стулья (лучше - кругом), принести все необходимые для работы документы и письменные принадлежности и т.д.

 

Этап 2. Вступительная часть медиации (вступительное слово медиатора)

Первый контакт

Медиатор использует первый личный контакт со сторонами для установления доверия и атмосферы безопасности. С этой целью можно встретить участников у двери и предложить им места за столом переговором. Следует обратить внимание на то, чтобы участники не сидели строго напротив друг друга - это побудит их продолжать спор.

После этого медиатору нужно представиться, уточнить, как лучше обращаться к каждому из участников конфликта и записать их имена.

Описание процедуры медиации и ее принципов

Описание процедуры должно начаться с определения цели встречи, а именно: помочь участникам найти взаимоприемлемое решение их спора или проблемы.

Кроме этого, необходимо представить последовательность встречи, что поможет участникам сориентироваться в процессе и позволит снять лишнее напряжение, связанное с непониманием процедуры медиации. Таким образом, участникам нужно сказать, что:

  • каждый участник будет иметь возможность описать свое видение конфликтной ситуации;
  • каждый сможет высказаться относительно того, как можно решить конфликтную ситуацию;
  • все варианты решения будут детально рассмотрены, и участники выберут только тот вариант решения конфликта, который будет устраивать обоих;
  • по результатам встречи будет подписано соглашение о договенности между участниками.

Кроме того, можно отметить, что медиатор может пообщаться со сторонами тет-а-тет (каждому участнику должно уделиться одинаковое количество времени). Инициатива индивидуальных разговоров может быть предложена как медиатором, так и участниками.

Особенность процедуры медиации определяется ее принципами - добровольность, распределение ответственности, нейтральность и беспристрастность, конфиденциальность.

Важно в начале встречи четко определить роли медиатора и самих участников. В частности, необходимо подчеркнуть, что задача ведущего - помогать сторонам вести переговоры, а не решать, кто из них прав, а кто виноват, и не советовать, что нужно сделать, чтобы решить их проблемы. Медиатор следит за процедурой встречи, способствует созданию и сохранению безопасного, предусмотрительного и продуктивного протекания переговоров. Участники сами определяют ключевую проблему, вместе предлагают и обговаривают варианты решения ситуации и ответственны за решение своего конфликта.

Правила медиации

Успех медиации в большой мере зависит от стиля общения, который выбирают участники конфликта. Поэтому уместно обратить внимание сторон на тот факт, что взаимные оскорбления и угрозы не позволят общаться продуктивно. Вместо этого следование правилам и сотрудничество - залог решения конфликта с учетом интересов участников. Поэтому во вступительном слове следует предложить сторонам некоторые правила общения, которые позволят провести переговоры констуктивно, например:

Когда один говорит, другие его слушают.

Каждая сторона ведет себя вежливо.

Участники не перебивают друг друга.

Участники не оскорбляют друг друга.

Для удобства правила можно записать на доске и обращаться к ним в случае необходимости.

Вопросы сторон, подписание Согласия на участие в процедуре медиации

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению конфликтной ситуации, необходимо убедиться, что стороны понимают суть процедуры, ее принципы и соглашаются придерживаться правил и принимать участие в медиации. Для этого медиатор спрашивает, все ли из того, что он сказал о медиации, им понятно и есть ли у них вопросы относительно протекания их совместной встречи. Если у участников есть вопросы, медиатор объясняет непонятные моменты еще раз, если нет - предлагает подписать Согласие на участие в медиации.

Форма согласия может варьироваться, однако она всегда преследует 3 важных задания. Во-первых, стороны, подписывая договор, достигают первого понимания между собой. Во-вторых, совершая ритуал подписания формы, каждая сторона реально подтверждает намерение продолжать медиацию. В конце концов, стороны также признают конкретные требования, изложенные в документе.

 

Этап 3. Рассказы сторон

Данный этап начинается с просьбы медиатора описать конфликтную ситуацию, объяснить, что случилось. Медиатор может обратиться к одному из участников или предложить определиться, кто начнет повествование. Задание этого этапа - дать возможность сторонам высказаться относительно конфликтной ситуации и их отношения к ней. Важно прежде, чем перейти к решению конфликта, детально определить и согласовать между участниками суть проблемы и ключевые моменты, которые требуют решения. Если данный этап будет упущен или не будет сформулировано основных вопросов для обсуждения, существует риск, что дальнейший процесс переговоров затянется во времени или, в худшем случае, у конфликта не будет перспективы разрешиться.

Значительное внимание на данном этапе нужно уделить работе с эмоциями и переживаниями сторон относительно конфликтной ситуации и тех последствий, к которым она привела.

Важность этого этапа состоит в том, что он базовый в построении диалога между сторонами, поскольку они - основные субъекты коммуникации, а роль медиатора состоит исключительно в облегчении процесса общения между участниками. Для эффективной работы медиатора пригодятся навыки активного слушания.

Этап «Рассказы сторон» заканчивается только тогда, когда определены все проблемы и интересы, отмеченные сторонами, и стороны полностью удовлетворены этими результатами.

 

Этап 4. Решение проблемы

Задание этого этапа - определить пути решения проблемы и найти вариант, который удовлетворит обе стороны конфликта. Для этого медиатор должен помочь сторонам:

Определить, какие вопросы нужно решить в первую очередь, чтобы создать основу для последующих решений.

Рассмотреть вопросы от наиболее важных к наименее значимым, когда атмосфера не слишком напряженная. Когда такое напряжение сильное, выбирать первыми нужно самые легкие пункты.

Важный элемент этапа решения проблемы - определение перечня проблем. Следует помнить, что стороны должны сначала достигнуть понимания в определении проблем, а потом пытаться разработать решение. Не следует сразу «зацикливаться» на каком-то одном варианте разрешения. Перед принятием решения проработайте разные возможности - для этого можно использовать метод «мозгового штурма». Оценивать возможные варианты решения ситуации целесообразно только тогда, когда будет предложено несколько. Обсуждение путей решения конфликта предусматривает определение преимуществ и недостатков каждого из предложенных вариантов. Кроме этого уместно определить реалистичность выполнения заявленных способов выхода из конфликтной ситуации для обоих участников, так как от этого зависит будущий успех «восстановления» отношений. Также следует обсудить, к каким последствиям приведет исполнение того или иного плана для сторон. Последствия могут касаться финансовых дел, времени, отношений с друзьями, семьей, самооценки и т.д. В конце уместно помочь сторонам определить справедливые критерии, которыми они будут руководствоваться в принятии решений.

Поскольку этап решения проблемы, как правило, предусматривает большую самостоятельность сторон в прямом общении, медиаторы следят за придерживанием принципам медиации, с этой целью они:

Напоминают сторонам о правиле не перебивать друг друга.

Поощряют прямую дискуссию между сторонами, если чувствуют готовность сторон.

Используют перефразирование для облегчения общения между сторонами и направленность процесса обсуждения.

 

Этап 5. Составление и подписание соглашения

Последний этап процедуры медиации посвящен подписанию документа, который официально закрепляет достигнутое на протяжение предыдущего этапа согласия. Согласие само по себе - это всегда хорошо, однако до тех пор, пока остается словесной декларацией, нет уверенности, что стороны действительно нашли общий язык, как конкретно (до деталей) они будут выполнять общий план выхода из конфликтной ситуации. Хотя, нужно сказать, в практичной деятельности хватает случаев составления между сторонами устной договоренности, которая, однако, всегда имеет более низкий статус (особенно для школьников) сравнительно с письменным соглашением.

Медиатор на этапе составления соглашения помогает сторонам:

  • Детально определить решение (путь разрешения) каждой из указанных сторонами проблем, которые возникли в результате конфликта.
  • Проверить договоренность на релистичность (возможность сторон выполнить указанный объем работ в указанные сроки).
  • Подготовить участников спора презентовать  достигнутое соглашение третим лицам (родителям, завучу, психологу и т.д.) в случае, если есть такая необходимость.
  • Определить будущие отношения (взаимодействие, коммуникацию) участников спора.

По результатам обсуждения медиатор может подготовить текст соглашения, постоянно уточняя содержание формулировок у участников. Важно помнить, что медиатор не может настаивать на внесении каких-то пунктов, его задание - помочь сторонам сформулировать собственные договоренности таким образом, чтобы соглашение было реалистичным. После согласования всех пунктов договора, участники ознакамливаются с его текстом и подписывают. Обычно соглашение подписывают в двух экземплярах - по одному каждой стороне.

Таким образом, соглашение должно содержать четкий план выхода из конфликтной ситуации с указанными временными рамками и распределением ответственности между участниками конфликта. Формулировки соглашения должны быть четкими и понятными участникам, а также иметь утвердительную, позитивную форму изложения.

Опубликовано в группе «Школьные службы примирения»


Комментарии (2)

Федорова Людмила Ивановна, 24.10.15 в 06:39 0Ответить Пожаловаться
Изложено доступно, методически грамотно.
Алина, 24.10.15 в 17:31 0Ответить Пожаловаться
Спасибо вам большое.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.