Как развивать смысловое чтение на уроках музыки
Как развивать смысловое чтение учеников на уроках музыки Подготовила: учитель музыки, Черниязова Эльвира Урановна, МОУ Аргаяшская СОШ № 2 2019
Прием «Лови ошибку» Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода получаемой информации, время выполнения 5-6 минут. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки двух уровней: А - явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из них личного опыта и знаний; Б – скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Текст с ошибками: Не менее зримая, живописная музыка и в песнях Франца Шуберта. Австрийский композитор – автор нескольких песен. Этот жанр, конечно, не стал столь значительным и серьезным, как, например, соната или симфония. Но в своей вокальной музыке, по словам современников, он «выражал нотами то, для чего другие использовали слова». Одно из самых ярких и драматических произведений композитора – песня «Форель». Первоначально она не имела большого успеха. И тогда композитор сочинил инструментальный квинтет «Форель» – его красиво называют «Фореллен-квинтет». В вариациях четырех инструментов: скрипки, флейты, виолончели и контрабаса – песня «Форель» обрела вторую жизнь.
Правильный вариант: Не менее зримая, живописная музыка и в песнях Франца Шуберта. Австрийский композитор – автор более 600 песен. Этот жанр благодаря Шуберту стал столь же значительным и серьезным, как, например, соната или симфония. В своей инструментальной музыке, по словам современников, он «выражал нотами то, для чего другие использовали слова». Одно из самых грациозных и нежных произведений композитора – песня «Форель». Она имела такой успех, что композитор сочинил инструментальный квинтет «Форель» – его красиво называют «Фореллен-квинтет». В вариациях пяти инструментов: скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано – песня «Форель» обрела вторую жизнь...
Прием Интеллект карта.
Прием «Музыкальная живопись – живописная музыка»
Прием «Инсерт». Маркировки производятся специальными значками: «!» - Я это знал. «+» - Новое для меня. «-» - Вызывает сомнение. «?» - Вопрос.
Пример: ! 1. «Детский альбом» написал П. И. Чайковский; - 2. Эдвард Григ – это норвежский композитор; ? 3. Картина может быть звучащей; + 4. Душа музыки – мелодия.
Прием «Критериальные рубрики» Пример: урок в 6 классе - Баллада «Лесной царь». Лесной царь Кто скачет, кто мчится под ______ мглой? Ездок ______ , с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, ________ приник; Обняв, его ________ и греет старик. «Дитя, что ко мне ты так ____ прильнул?» «________, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной______ , с густой бородой». «О нет, то белеет ______ над водой». Запоздалый, корона, хладный, робко, малютка, туман, держит, родимый.
Составь определение (сжать текст) «романс» Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях. Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили название «романсеро». Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать, с одной стороны, поэтический жанр: особо напевное лирическое стихотворение (а также стихотворение, предназначенное для музыки), а с другой — жанр вокальной музыки. Во Франции термин «романс» (romance) применялся наряду с термином chanson в XVIII и начале XIX вв., затем его заменило понятие mélodie, введённое Г. Берлиозом как жанровое обозначение вокального произведения с сопровождением. В некоторых странах романс и песня обозначаются одним словом: нем. Lied, англ. song. В России название «романс» первоначально носили вокальные произведения, написанные на французский текст (хотя бы и русским композитором). Романсы с текстом на русском языке назывались «российскими песнями».
Романс - это Небольшое вокальное произведение лирического характера.
Прием «Море вопросов» Цель: научиться задавать к тексту вопросы разной сложности.
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ – ПОВЕРХНОСТНЫЕ (в «Море вопросов») = вопросы кроны (В «Дереве вопросов») Это вопросы, ответы на которые четко прописаны в тексте. Как правило, эта категория вопросов начинается со слов: Кто? Когда? Что? Где? и т.д.
ПОДВОДНЫЕ ВОПРОСЫ = ВОПРОСЫ СТВОЛА Такие вопросы требуют логического мышления. Ответ как бы скрыт «между строк», о нем можно догадаться, если внимательно читать текст и по некоторым «подсказкам» можно предположить, что имел ввиду АВТОР.
ГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ= ВОПРОСЫ КОРНЯ Как правило, это вопросы, ориентированы на личное восприятие какой-то информации. Вопросы, раскрывающие позицию читателя. Чаще всего такие вопросы начинаются так: На их месте я бы … Как текст соотносится с реальной жизнью…? Если бы я…, то…
Подбери определения к терминам: классический, характерный, пантомима (урок в 5 классе «Балет») выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом. тот, что сложился во Франции. Он очень красив и изящен. В системе этого танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы. это народный танец, приспособленный для балетного спектакля. Характерный танец воспроизводит движения народных танцев.
Составь определение: сюита - это, общим, объединенных, цикл, частей, замыслом, самостоятельных, из; Исправленный вариант: - это цикл из самостоятельных частей, объединенных общим замыслом