как составить задание на формирование функциональной грамотности на уроках математики
Учитель математики: Бабенко Наталия Еманоиловна,
ГОУ РК «С(К)Ш №42» г. Воркута
Аристипп ученик и друг Сократа.
«Детей надо учить тому,
что пригодится им, когда они вырастут»
Составляющие ФГ
Функциональная грамотность
Математическая
Финансовая
Естественнонаучная
Читательская
Критическое мышление
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах
Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно- практических задач и в повседневной жизни».
Математическая грамотность – способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Математическая грамотность это решение практико-ориентированных и ситуационных задач.
Финансовая грамотность - достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
формирование функциональной грамотности на уроках математики
Задачи обучения Математической грамотностью.
развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками;
умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение;
развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач;
формировать умение пространственного воображения;
формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту;
формировать умение работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее, умение работать с кейсами в группах;
формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.
Компетентностно-ориентированные задания –
Компетеностно-ориентированное задание – это задания, которые имеют и учебное и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса
«А зачем мы это делаем?».
Работа с задачей
Рассуждаем математически
4
Интерпретируем и оцениваем математические результаты
3
Применяем математические факты, понятия, процедуры
2
1
Формулируем ситуацию математически
Задания на развитие функциональной грамотности
Минутка чтения +устный счёт
Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа.
Задача: Найдите спрятанные в словах числа, подчеркните их в тексте, сосчитайте их количество
Задача: Найдите спрятанные в словах числа, подчеркните их в тексте, сосчитайте их количество
Вскоре семья опять сядет за стол, блистающий чистотою. Сестрицы сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир.
Дополнительное задание: Найти их сумму.
Задача: Найдите спрятанные в словах числа, подчеркните их в тексте, сосчитайте их количество
Задача: Найдите спрятанные в словах числа, подчеркните их в тексте, сосчитайте их количество
Вскоре семья опять сядет за стол, блистающий чистотою. Сестрицы сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир.
Дополнительное задание: Найти их сумму.
7+5+3*4+100*5+40+2*3 = 568
Формирование функциональной грамотности в школе. Практическое применение.
Наглядное представление информации
Ориентация в пространстве
Оценки и прикидки
Финансовая грамотность
Ориентация во времени
Случайность в жизни
Деньги: виды и назначение денег, знание простых платежных транзакций (банковские карты, чеки, банковские счета, валюты);
Планирование и управление финансами: доходы и финансовое состояние, способы контроля доходов и расходов;
Управление рисками: способы управления рисками (страхование и сбережения), понимание финансовых выгод и потерь для разных финансовых продуктов (кредиты, инвестиции);
Финансовая среда: права и обязанности потребителей на финансовом рынке, понимание базовых экономических понятий; банковская ставка, инфляция, налоги, социальные льготы.
Задачи на деление с остатком
(математика 5 -6 класс)
1. Доллар стоит 80 рублей. Какое наибольшее количество долларов можно купить на 1500 рублей?
2. Пачка бумаги “Белее снега” стоит 300 рублей. Тимур пришёл в магазин за бумагой, имея в кармане 10000 рублей. Какое наибольшее количество пачек этой бумаги сможет купить Тимур?
Таня и Артур задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что его заработная плата в месяц в среднем составляет 750000 рублей, а мама – 550000 рублей, а пенсия бабушки – 22 090 рублей в месяц. Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи в этом месяце(5 класс «Сложение многозначных чисел»)
Катя и Алексей задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1800 рублей, мама – 1400 рублей, пенсия дедушки – 28600 рублей в месяц и пенсия бабушки – 26890 рублей в месяц, стипендия старшего брата 15 125 рублей в месяц. Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи в этом месяце (5 класс «Порядок выполнения действий»)
1 киловатт-час электроэнергии стоит 6 р 50 коп. Счетчик электроэнергии 1 февраля показывал 12628 киловатт-часов, а 1 марта показывал 12805 киловатт-часа. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за февраль? (5 класс «Деление»)
Дифференцированный тариф по двум зонам суток за 1 кВтч 6,62 руб. днем и 3,45 руб. в ночное время. Сколько нужно заплатить семьи за февраль месяц если дневной режим 1 февраля показывал 12628 киловатт-часов, а 1 марта показывал 12805 киловатт-часа, а ночной 1 февраля показывал 1628 киловатт-часов, а 1 марта показывал 1705 киловатт-часа? (6 класс «Решение арифметических задач»)
Планирование и управление финансами
Семейный бюджет
Формирование функциональной грамотности в школе. Практическое применение.
Наглядное представление информации
Ориентация в пространстве
Оценки и прикидки
Финансовая грамотность
Ориентация во времени
Случайность в жизни
Ориентация в массиве данных
Задание 1 (Чеки из магазина)
Ориентация в массиве данных
Задание 2 (Работа с квитанцией ЖКХ)
Формирование функциональной грамотности в школе. Практическое применение.
Наглядное представление информации
Ориентация в пространстве
Оценки и прикидки
Финансовая грамотность
Ориентация во времени
Случайность в жизни
Выбери Автокредит
Оценки и прикидки
Оценки и прикидки
Задача.
На рисунке изображены автобус и автомобиль. Длина автомобиля равна 4,2 м. Какова примерная длина автобуса? Ответ дайте в сантиметрах.
Комментарий: В приведённой задаче верный ответ не единственный, можно указать любое значение, принадлежащее отрезку от 800 см до 1200 см. Часто это сбивает ребят, они не понимают, как решать такую задачу. Необходимо подчеркнуть, что в задаче просят оценить именно примерную длину, искать точное значение не требуется. Также важно обратить внимание школьников на единицы измерения, в которых необходимо дать ответ: длина автомобиля дана в метрах, а ответ нужно указать в сантиметрах.
Оценки и прикидки
1. На городской парковке припаркованы два легковых автомобиля (см. рисунок). Сколько примерно легковых автомобилей сможет припарковаться между ними?
2. В пачке 250 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходуется 700 листов. Какого наименьшего количества пачек бумаги хватит на 8 недель?
Формирование функциональной грамотности в школе. Практическое применение.
Наглядное представление информации
Ориентация в пространстве
Оценки и прикидки
Финансовая грамотность
Ориентация во времени
Случайность в жизни
На графике точками отмечена цена тонны меди на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 3 по 18 марта 2018 г. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена тонны меди в евро.
Когда было выгодно совершить покупку меди?
А) 3 марта; Б) 13 марта; В) 5 марта; г) 4 марта; д) 18 марта.
Наглядное представление информации
Наглядное представление информации
АНАЛИЗ ДИАГРАММ
На диаграмме представлены семь крупнейших по площади территории (в млн км2) стран мира. Какое из следующих утверждений неверно?
1) По площади территории второе место в мире занимает Канада.
2) Площадь территории Австралии составляет 7,7 млн км2.
3) Площадь Китая больше площади Канады.
4) Площадь США больше площади Бразилии на 1 млн км2.
Формирование функциональной грамотности в школе. Практическое применение.
Наглядное представление информации
Ориентация в пространстве
Оценки и прикидки
Финансовая грамотность
Ориентация во времени
Случайность в жизни
Ориентация в пространстве
Прочитайте внимательно текст и выполните задание. На плане изображено домохозяйство по адресу: с. Авдеево, 3-й Поперечный пер., д. 13 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота. При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева — гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2).
Вопрос: Хозяйка решила покрасить пол в гараже.
требуется 140 г краски. Краска продается в банках по 1,5 кг. Сколько банок краски нужно купить для покраски поля в гараже?
Ориентация в пространстве
Цвет потолка
Цена (в руб.) за 1 м (в зависимости от площади помещения)
до 10 м
от 11 до 30 м
от 31 до 60 м
свыше 60 м
белый
1050
850
700
600
цветной
1200
1000
950
850
Выбор оптимального варианта
Для квартиры площадью 50 м2 заказан натяжной потолок белого цвета. Стоимость работ по установке натяжных потолков приведена в таблице.
Какова стоимость заказа, если действует сезонная скидка в 10%?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 35 000 руб.
2) 3 500 руб.
3) 34 990 руб.
4) 31 500 руб.
Место и польза задания
по структуре оценки математической грамотности
контекст, в котором представлена проблема
математическое содержание (предметное ядро)
когнитивные процессы для связи реального мира и математики
формы работы
личная жизнь
повседневные дела: покупки, приготовление пищи, игры, здоровье и прочие
образование/проф. деятельность
школьная жизнь и трудовая деятельность, включающая измерения, подсчеты стоимости, заказ материалов, оплата счетов и прочие
общественная жизнь
обмен валюты, денежные вклады, прогноз итогов выборов, демография и прочие
научная деятельность
теоретические вопросы и решение чисто математических задач
изменения и зависимости
(алгебра)
пространство и форма
(геометрия)
неопределенность и данные
(теория вероятности и статистика)
количество
(арифметика)
Формулировать
ситуацию математически
применять
математические понятия, факты и процедуры
интерпретировать и оценивать
математические результаты
рассуждать
математически
Групповая
Индивидуальная
Проект/исследование
Работа с решенной задачей
Изменение условия задачи
Закончить решение
Найти более простой способ
Составление аналогичной задачи
Функциональная грамотность –основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
Функциональная грамотность –основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
Лизинский В. М., кандидат педагогических наук, доцент
Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.