12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Бабенко Наталия Еманоиловна157 |
Как составить задание на формирование функциональной грамотности на уроках математики
Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Как составить задание на формирование функциональной грамотности на уроках математики». Свое выступление я хочу начать с высказывание Аристиппа ученика и друга Сократа
« Детей надо учить тому,
что пригодится им, когда они вырастут»
Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.
В связи с этими требованиями, формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.
Хочу напомнить составляющие функциональной грамотности
Поговорим сегодня о формировании математической грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.
Формирование функциональной грамотности на уроках математик не возможна без
Для решение всех этих задач по формирования функциональной грамотности на уроках математике помогает применение
Компетентностно-ориентированных задании
Это практико-ориентированные, ситуационные и контекстные задачи
Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой учащиеся встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только математические знания, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.
Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом учащегося, но они помогают увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания, полученные на уроках. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации учащихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.
На уроках математики чаще, чем на других уроках учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи
Разберем проблемы, которые возникают при решение таких задач.
Во-первых, учащиеся испытывают затруднения, связанные с избирательным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. В своей работе я сталкивалась с тем, что ученик, видя задачу из большого текста, не приступает к её решению, только из-за того, что его пугает большое количество данных или большой объём текстовой информации. Хотя во многих случаях это стандартные задачи. Невнимательность к прочтению условия, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся.
Вторая проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника.
Третья немало важная проблема возникает при интерпретации результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Очень часто учащиеся, получив ответ при решении задачи, не задумываются, возможен ли такой результат в реальности. И тогда мы можем получить в ответе: отрицательную строну квадрата, отрицательную скорость движения или не целое число строителей и т.п.
Для того чтобы ученики перестали, боятся таких задач надо чаще включать их во время урока и научить их решать.
Включая в урок нестандартные задания, множественные тексты, организуя с учащимися различные проекты, таким образом решается проблема формирования математической функциональной грамотности. На слайде представлены виды заданий которые помогают при Формирование функциональной грамотности в школе и практическое их применение.
3. Подведение итогов
Учитель: При использовании компетентностно-ориентированных заданий в корне меняются соотношения «педагог — обучающийся»: ученик определяет цель деятельности- педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания- педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает — педагог содействует, обучающийся активен — педагог создает условия для проявления активности. Таким образом, компетентно- ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивать исследовательские, рефлексивные умения.
Таким образом, формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации: