12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бабенко Наталия Еманоиловна157
2

Как составить задание на формирование функциональной грамотности на уроках математики



Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Как составить задание на формирование функциональной грамотности на уроках математики». Свое выступление я хочу начать с высказывание Аристиппа ученика и друга Сократа



« Детей надо учить тому,

что пригодится им, когда они вырастут»













Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

В связи с этими требованиями, формирование  функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.

Хочу напомнить составляющие функциональной грамотности

t1701882484aa.png

Поговорим сегодня о формировании математической грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности



Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.



Формирование функциональной грамотности на уроках математик не возможна без

t1701882484ab.png





t1701882484ac.png

Для решение всех этих задач по формирования функциональной грамотности на уроках математике помогает применение







Компетентностно-ориентированных задании



Это практико-ориентированные, ситуационные и контекстные задачи



Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой учащиеся встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только математические знания, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.



Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом учащегося, но они помогают  увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания,  полученные на уроках. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации учащихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.





t1701882484ad.png



На уроках математики чаще, чем на других уроках учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи



 Разберем проблемы, которые возникают при решение таких задач.

Во-первых, учащиеся  испытывают затруднения, связанные с избирательным  чтением. Они не  могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи.  В своей работе я сталкивалась с тем, что ученик, видя задачу из большого текста, не приступает к её решению, только из-за того, что его пугает большое количество данных или большой объём текстовой информации. Хотя во многих случаях это стандартные задачи. Невнимательность к прочтению условия, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся.  

Вторая  проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать  (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника.  

Третья немало важная проблема возникает при  интерпретации результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Очень часто учащиеся, получив ответ при решении задачи, не задумываются, возможен ли такой результат в реальности. И тогда мы можем получить в ответе: отрицательную строну  квадрата, отрицательную скорость движения  или не целое число строителей и т.п.

 

Для того чтобы ученики перестали, боятся таких задач надо чаще включать их во время урока и научить их решать.

t1701882484ae.png





Включая в урок нестандартные задания, множественные тексты, организуя с учащимися различные проекты, таким образом решается проблема формирования математической функциональной грамотности. На слайде представлены виды заданий которые помогают при Формирование функциональной грамотности в школе и практическое их применение.

t1701882484af.png







3. Подведение итогов

Учитель: При использовании компетентностно-ориентированных заданий в корне меняются соотношения «педагог — обучающийся»: ученик определяет цель деятельности- педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания- педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает — педагог содействует, обучающийся активен — педагог создает условия для проявления активности. Таким образом, компетентно- ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивать исследовательские, рефлексивные умения.

Таким образом, формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации:

Функциональная грамотность –основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.