Публикация «Как составить задание на формирование функциональной грамотности на уроках математики»

2
0
Материал опубликован 6 December 2023

Пояснительная записка к презентации

Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Как составить задание на формирование функциональной грамотности на уроках математики». Свое выступление я хочу начать с высказывание Аристиппа ученика и друга Сократа



« Детей надо учить тому,

что пригодится им, когда они вырастут»













Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

В связи с этими требованиями, формирование  функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.

Хочу напомнить составляющие функциональной грамотности

t1701882484aa.png

Поговорим сегодня о формировании математической грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности



Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.



Формирование функциональной грамотности на уроках математик не возможна без

t1701882484ab.png





t1701882484ac.png

Для решение всех этих задач по формирования функциональной грамотности на уроках математике помогает применение







Компетентностно-ориентированных задании



Это практико-ориентированные, ситуационные и контекстные задачи



Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой учащиеся встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только математические знания, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.



Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом учащегося, но они помогают  увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания,  полученные на уроках. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации учащихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.





t1701882484ad.png



На уроках математики чаще, чем на других уроках учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи



 Разберем проблемы, которые возникают при решение таких задач.

Во-первых, учащиеся  испытывают затруднения, связанные с избирательным  чтением. Они не  могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи.  В своей работе я сталкивалась с тем, что ученик, видя задачу из большого текста, не приступает к её решению, только из-за того, что его пугает большое количество данных или большой объём текстовой информации. Хотя во многих случаях это стандартные задачи. Невнимательность к прочтению условия, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся.  

Вторая  проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать  (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника.  

Третья немало важная проблема возникает при  интерпретации результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Очень часто учащиеся, получив ответ при решении задачи, не задумываются, возможен ли такой результат в реальности. И тогда мы можем получить в ответе: отрицательную строну  квадрата, отрицательную скорость движения  или не целое число строителей и т.п.

 

Для того чтобы ученики перестали, боятся таких задач надо чаще включать их во время урока и научить их решать.

t1701882484ae.png





Включая в урок нестандартные задания, множественные тексты, организуя с учащимися различные проекты, таким образом решается проблема формирования математической функциональной грамотности. На слайде представлены виды заданий которые помогают при Формирование функциональной грамотности в школе и практическое их применение.

t1701882484af.png







3. Подведение итогов

Учитель: При использовании компетентностно-ориентированных заданий в корне меняются соотношения «педагог — обучающийся»: ученик определяет цель деятельности- педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания- педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает — педагог содействует, обучающийся активен — педагог создает условия для проявления активности. Таким образом, компетентно- ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивать исследовательские, рефлексивные умения.

Таким образом, формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации:

Функциональная грамотность –основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!



Предварительный просмотр презентации

как составить задание на формирование функциональной грамотности на уроках математики Учитель математики: Бабенко Наталия Еманоиловна, ГОУ РК «С(К)Ш №42» г. Воркута

Аристипп ученик и друг Сократа. «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут»

Составляющие ФГ Функциональная грамотность Математическая Финансовая Естественнонаучная Читательская Критическое мышление

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах

Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно- практических задач и в повседневной жизни». Математическая грамотность – способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Математическая грамотность это решение практико-ориентированных и ситуационных задач. Финансовая грамотность - достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. формирование функциональной грамотности на уроках математики

Задачи обучения Математической грамотностью. развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение; развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач; формировать умение пространственного воображения; формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту; формировать умение работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее, умение работать с кейсами в группах; формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.

Компетентностно-ориентированные задания – Компетеностно-ориентированное задание – это задания, которые имеют и учебное и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?».

Работа с задачей Рассуждаем математически 4 Интерпретируем и оцениваем математические результаты 3 Применяем математические факты, понятия, процедуры 2 1 Формулируем ситуацию математически

Задания на развитие функциональной грамотности

Минутка чтения +устный счёт Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа.

Задача: Найдите спрятанные в словах числа, подчеркните их в тексте, сосчитайте их количество Задача: Найдите спрятанные в словах числа, подчеркните их в тексте, сосчитайте их количество Вскоре семья опять сядет за стол, блистающий чистотою. Сестрицы сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир. Дополнительное задание: Найти их сумму.

Задача: Найдите спрятанные в словах числа, подчеркните их в тексте, сосчитайте их количество Задача: Найдите спрятанные в словах числа, подчеркните их в тексте, сосчитайте их количество Вскоре семья опять сядет за стол, блистающий чистотою. Сестрицы сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир. Дополнительное задание: Найти их сумму. 7+5+3*4+100*5+40+2*3 = 568

Формирование функциональной грамотности в школе. Практическое применение. Наглядное представление информации Ориентация в пространстве Оценки и прикидки Финансовая грамотность Ориентация во времени Случайность в жизни

Деньги: виды и назначение денег, знание простых платежных транзакций (банковские карты, чеки, банковские счета, валюты); Планирование и управление финансами: доходы и финансовое состояние, способы контроля доходов и расходов; Управление рисками: способы управления рисками (страхование и сбережения), понимание финансовых выгод и потерь для разных финансовых продуктов (кредиты, инвестиции); Финансовая среда: права и обязанности потребителей на финансовом рынке, понимание базовых экономических понятий; банковская ставка, инфляция, налоги, социальные льготы.

Задачи на деление с остатком (математика 5 -6 класс) 1. Доллар стоит 80 рублей. Какое наибольшее количество долларов можно купить на 1500 рублей? 2. Пачка бумаги “Белее снега” стоит 300 рублей. Тимур пришёл в магазин за бумагой, имея в кармане 10000 рублей. Какое наибольшее количество пачек этой бумаги сможет купить Тимур?

Таня и Артур задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что его заработная плата в месяц в среднем составляет 750000 рублей, а мама – 550000 рублей, а пенсия бабушки – 22 090 рублей в месяц. Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи в этом месяце(5 класс «Сложение многозначных чисел») Катя и Алексей задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1800 рублей, мама – 1400 рублей, пенсия дедушки – 28600 рублей в месяц и пенсия бабушки – 26890 рублей в месяц, стипендия старшего брата 15 125 рублей в месяц. Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи в этом месяце (5 класс «Порядок выполнения действий») 1 киловатт-час электроэнергии стоит 6 р 50 коп. Счетчик электроэнергии 1 февраля показывал 12628 киловатт-часов, а 1 марта показывал 12805 киловатт-часа. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за февраль? (5 класс «Деление») Дифференцированный тариф по двум зонам суток за 1 кВтч 6,62 руб. днем и 3,45 руб. в ночное время. Сколько нужно заплатить семьи за февраль месяц если дневной режим 1 февраля показывал 12628 киловатт-часов, а 1 марта показывал 12805 киловатт-часа, а ночной 1 февраля показывал 1628 киловатт-часов, а 1 марта показывал 1705 киловатт-часа? (6 класс «Решение арифметических задач») Планирование и управление финансами Семейный бюджет

Формирование функциональной грамотности в школе. Практическое применение. Наглядное представление информации Ориентация в пространстве Оценки и прикидки Финансовая грамотность Ориентация во времени Случайность в жизни

Ориентация в массиве данных Задание 1 (Чеки из магазина)

Ориентация в массиве данных Задание 2 (Работа с квитанцией ЖКХ)

Формирование функциональной грамотности в школе. Практическое применение. Наглядное представление информации Ориентация в пространстве Оценки и прикидки Финансовая грамотность Ориентация во времени Случайность в жизни

Выбери Автокредит Оценки и прикидки

Оценки и прикидки Задача.  На рисунке изображены автобус и автомобиль. Длина автомобиля равна 4,2 м. Какова примерная длина автобуса? Ответ дайте в сантиметрах. Комментарий: В приведённой задаче верный ответ не единственный, можно указать любое значение, принадлежащее отрезку от 800 см до 1200 см. Часто это сбивает ребят, они не понимают, как решать такую задачу. Необходимо подчеркнуть, что в задаче просят оценить именно примерную длину, искать точное значение не требуется. Также важно обратить внимание школьников на единицы измерения, в которых необходимо дать ответ: длина автомобиля дана в метрах, а ответ нужно указать в сантиметрах.

Оценки и прикидки 1. На городской парковке припаркованы два легковых автомобиля (см. рисунок). Сколько примерно легковых автомобилей сможет припарковаться между ними? 2. В пачке 250 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходуется 700 листов. Какого наименьшего количества пачек бумаги хватит на 8 недель?

Формирование функциональной грамотности в школе. Практическое применение. Наглядное представление информации Ориентация в пространстве Оценки и прикидки Финансовая грамотность Ориентация во времени Случайность в жизни

На графике точками отмечена цена тонны меди на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 3 по 18 марта 2018 г. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена тонны меди в евро. Когда было выгодно совершить покупку меди? А) 3 марта; Б) 13 марта; В) 5 марта; г) 4 марта; д) 18 марта. Наглядное представление информации

Наглядное представление информации АНАЛИЗ ДИАГРАММ На диаграмме представлены семь крупнейших по площади территории (в млн км2) стран мира. Какое из следующих утверждений неверно?   1) По площади территории второе место в мире занимает Канада. 2) Площадь территории Австралии составляет 7,7 млн км2. 3) Площадь Китая больше площади Канады. 4) Площадь США больше площади Бразилии на 1 млн км2.

Формирование функциональной грамотности в школе. Практическое применение. Наглядное представление информации Ориентация в пространстве Оценки и прикидки Финансовая грамотность Ориентация во времени Случайность в жизни

Ориентация в пространстве Прочитайте внимательно текст и выполните задание. На плане изображено домохозяйство по адресу: с. Авдеево, 3-й Поперечный пер., д. 13 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота. При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева — гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2). Вопрос: Хозяйка решила покрасить пол в гараже. требуется 140 г краски. Краска продается в банках по 1,5 кг. Сколько банок краски нужно купить для покраски поля в гараже?

Ориентация в пространстве

Цвет потолка Цена (в руб.) за 1 м (в зависимости от площади помещения) до 10 м от 11 до 30 м от 31 до 60 м свыше 60 м белый 1050 850 700 600 цветной 1200 1000 950 850 Выбор оптимального варианта Для квартиры площадью 50 м2 заказан натяжной потолок белого цвета. Стоимость работ по установке натяжных потолков приведена в таблице. Какова стоимость заказа, если действует сезонная скидка в 10%? В ответе укажите номер правильного варианта.  1) 35 000 руб. 2) 3 500 руб. 3) 34 990 руб. 4) 31 500 руб.

Место и польза задания по структуре оценки математической грамотности контекст, в котором представлена проблема математическое содержание (предметное ядро) когнитивные процессы для связи реального мира и математики формы работы личная жизнь повседневные дела: покупки, приготовление пищи, игры, здоровье и прочие образование/проф. деятельность школьная жизнь и трудовая деятельность, включающая измерения, подсчеты стоимости, заказ материалов, оплата счетов и прочие общественная жизнь обмен валюты, денежные вклады, прогноз итогов выборов, демография и прочие научная деятельность теоретические вопросы и решение чисто математических задач изменения и зависимости (алгебра) пространство и форма (геометрия) неопределенность и данные (теория вероятности и статистика) количество (арифметика) Формулировать ситуацию математически применять математические понятия, факты и процедуры интерпретировать и оценивать математические результаты рассуждать математически Групповая Индивидуальная Проект/исследование Работа с решенной задачей Изменение условия задачи Закончить решение Найти более простой способ Составление аналогичной задачи

Функциональная грамотность –основа жизненной и профессиональной успешности выпускников! Функциональная грамотность –основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

Лизинский В. М., кандидат педагогических наук, доцент Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации