Как создать урок? Педагогические идеи

9
0
Материал опубликован 3 January 2020

Педагогические идеи как создать урок.

Уважаемые коллеги! Все мы понимаем, что XXI век выдвигает новые требования всему обществу, образованию, учителям. Как идти в ногу со временем, как в погоне за новым не растерять уже накопленный положительный опыт — все эти вопросы волнуют всех педагогов. Объективной необходимостью становится обобщение лучших педагогических идей и применение того, что соответствует потребностям нашего времени, индивидуальности учителя.

Проблема развития учебной мотивации у школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной школы эта тема остаётся актуальной. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем в стране, самоустранения родителей от воспитания детей всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена.

 Все учителя в своей практике сталкивались с ситуацией, когда один ребёнок охотно работает на уроке, выполняет задания, а какая-то часть учеников выпадает из процесса обучения. Хорошо, если такие дети хоть что-то усвоили на уроке. А если нет? С подобной ситуацией столкнулась и я.

Появился вопрос: можно ли повысить мотивацию, вовлечь ребёнка в работу без принуждения? Младший школьный возраст особенно благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Как и другие качества, мотивацию можно развивать.

Как вызвать интерес к уроку, к конкретной теме? Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ

УДИВЛЯЙ

Обыденные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если на них посмотреть с другой точки зрения. Удивление — начальная фаза развития познавательного интереса.

Пример. Окружающий мир.

Тема: “Вода и ее свойства?”На уроке по этой теме учитель рассказывает: «Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое удивительное, что этот рассказ был правдивым! А мы с вами ходим по воде? Мы так привыкли к воде, часто не замечаем ее свойств»

Тема: Огонь, вода, газ» 3 класс

Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло? 

Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков.

Тема: “Какие бывают животные?”

Учитель: Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам?

Ответ. У зверька среди иголок заводится множество паразитов. Чтобы избавиться от них, ежик поддевает иголками яблоко. В месте прокола появляется кислый сок, стекающий по иголкам на кожу, изгоняя паразитов

2.ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА

В этом приеме учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики. Перенести учебную ситуацию в прошлое, изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет определенное значение.

Пример.

Тема: Глобус – модель Земли» 4 класс

На этом уроке Колобок отправляется в прошлое и доказывает, что не всегда люди думали, что Земля имеет шарообразную форму.

Тема: А.С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Учащимся предлагается представить себя Золотой рыбкой из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»» и попытаться пересказать эту историю с её позиции в наше время.

Тема: Единица измерения длины - метр» 2 класс

А на уроке математики при изучении единицы измерения метр ребята вместе с Фиксиками на машине времени отправляются в прошлое , знакомятся с ед. длины, которые использовали раньше в старину и убеждаются, почему возникла необходимость их заменить на новые.


3. ЧИТАЕМ! (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Отрывки из художественных и научно-популярных произведений можно использовать на разных этапах урока и с разными целями: для иллюстрации, для постановки вопросов на закрепление изученного материала, на формирование мотивации.

Пример.

Тема: «Что у нас над головой» 1кл.

В следующей подборке предлагается определить виды облаков.

Выше этих облаков пересекла небо светлая рябь. От нее расходились прозрачные перья. Володя Румянцев говорил, что это тоже облака, но такие высокие, что они уже состоят не из водяных паров, а из кристаллов льда. Перья неподвижно висели в холодной и неподвижной вышине. (К.Г. Паустовский)

В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми непросветными тучами.

(М.М. Пришвин)

Облака,
Облака —
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые, дырявые,
Легкие, воздушные —
Ветерку послушные.

С.В. Михалков

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Интеллектуальная разминка — это два-три не очень сложных вопроса для размышления; основная цель такой разминки — настраивание ребенка на работу.

Наиболее интересны те задачи, которые составляют методом наложения карт (т. е. вы используете несколько карт).

Пример.

Тема: «Московский Кремль» 3кл.

Политическая карта Мира. (Найдите самое большое гос-во в мире. )

Карта России.( Найдите столицу России)

Карта Москвы. (Назовите сердце Москвы, символ нашей родины)

УЗНАЙ МЕНЯ

На уроке можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (объекта), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, размышления.

Пример.

Тема: «Природная зона» 4 кл

Я- южная природная зона, небольшая по площади. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, очень жаркое и сухое, температура воздуха в тени +40 градусов. Зима короткая и холодная. Моя поверхность покрыта валами из песка, эти валы постоянно передвигаются. (ПУСТЫНЯ).

Тема: «Явления погоды» 2 кл

Я красивое, опасное и очень редкое природное явление. Я появляюсь при определенном сочетании направления воздуха и его температуры. Пламя при этом может подниматься вверх на десятки метров, образовывая таким образом подобие смерча. ( Огненный Вихрь)

Тема: «Свойства фигур» 1 кл

В мешочке круглые фишки с номерами. Ученик вытаскивает фишку, называет номер, учитель под этим номером читает описание свойств этой фигуры. Ученик должен ее назвать.

1 – Я – многоугольник. У меня 3 вершины,3 стороны  и 3 угла (треугольник).

2 – Я не квадрат и не прямоугольник. Зато меня можно найти в тарелке, чашке, машине, на меня даже солнышко издали похоже (круг).

3 – Я – прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).

3.СНЕЖНЫЙ КОМ

Подобно тому, как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе всё большее количество учащихся. Алгоритм этого приема кратко можно описать так:

Слово — предложение — вопрос — ответ.

Пример.

Тема: «Почва»

Почва. Это верхний плодородный слой Земли. Что такое плодородие? Способность почвы давать урожай.

Тема: «Распространенные предложения» 2 кл

Первый ученик произносит нераспространенное предложение, например: Зима. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Наступила зима.  Наступила холодная зима. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не считаются.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Повторить ранее изученное, постараться найти интересные подходы к мотивации новой темы — всё это очень важно, и, надеемся, против этого тезиса никто не будет возражать. И все-таки основная причина, по которой мы регулярно приходим в школу— это стремление дать новые знания, научить чему-нибудь, а еще лучше — умному, хорошему, вечному. Как показывает практика, львиную долю учебного процесса занимают уроки, в которых обязательно присутствует этап изучения нового материала.

МОЖНО ЛИ ЗАСТАВИТЬ «КОНЯ ПИТЬ»? Никак не перестаешь удивляться народной мудрости (пусть и английской). Это я о коне и водопое. Как сделать так, чтобы не только привести ученика в класс, но и побудить его к активной работе? Как научить его новому, не заставляя «пить насильно», а вызвав «жажду» (в идеальном варианте) к знаниям?


1.ОТСРОЧЕННАЯ ЗАГАДКА

В начале урока учитель дает загадку (или малоизвестный и странный факт), ответ на которую можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Примет.

Тема: Состав и свойства воздуха» 3 кл

Детям задается вопрос «Имеет ли воздух вес? и Сколько весит воздух находящийся на вашей ладошке?»

Проводя опыт, дети выясняют, что на 1 кв.см поверхности воздух давит с такой же силой, как гиря массой 1кг 300 г 

Опыт. Узнайте площадь вашей ладошки и умножьте на 1300. 7*17*1300=154700ГР

Тема:“Из чего что сделано” 2 кл.

А знаете ли вы, что качество вашей зимней шерстяной варежки частично зависит от сочности травы летом?

Тема:“Сказки Ш. Перро” 3 кл

В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть, и на следующем. Например, перед чтением сказки Ш. Перро задать вопрос “Какой город славится “поющим” животным?” (Бремен)

2.АССОЦИАТИВНЫЕ СХЕМЫ

Традиционно считается, что новый материал лучше запоминается в письменном виде. Мозг запоминает информацию тогда, когда она представлена в виде определенных моделей, схем и ассоциаций. Поэтому не записывайте, а рисуйте ассоциативные схемы.

Цветок

Учитель рисует на доске цветок (серединка и четыре лепестка). В серединке записывает основное понятие. После этого он просит учащихся назвать элементы и характеристики понятия и записывает их на лепестках.

Пример.

Тема:“Погода” 2 кл

При изучении темы: «Погода» прошу назвать элементы ее характеристики.

А всегда ли элементы погоды в атмосфере одинаковые?                                                       Значит, погода - это что? Сочетание температуры, облачности, осадков и ветра 3.«ПОЗНАЙКА»


Тема: “Путешествие по материкам” 2кл

На уроках окр. мира при изучении этой темы учитель копирует контуры какого - либо материка, а ученики, изучая см. материал учебника , определяют его название и заселяют его животными.

Этот прием можно использовать при изучении раздела «Путешествие по городам и странам». 3 кл.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Практически во всех типах урока присутствует такой элемент, как обобщение и систематизация знаний. Методические приемы, применяемые на этом этапе урока, очень разнообразны: это может быть и работа с текстом учебника, с дополнительной литературой, но главное, чтобы они соответствовали вашему темпераменту, уровню подготовки, учитывали возрастные особенности класса, с которым работаете. На этом этапе урока можно широко использовать и описанные выше приемы (методические приемы для проверки домашнего задания), поскольку они практически не требуют особой трансформации.

«Портрет»

Лучше всего эту форму работы применять на уроках обобщения изученного материала. Учитель зачитывает утверждение, в котором описательно представлены сведения о растении, животном (биология), исторической личности (история), городе (география). Ученики пытаются узнать объект, личность. Если не удается, учитель зачитывает второе утверждение, содержащее более точную информацию. Третье утверждение содержит такую информацию, что не узнать загадываемое невозможно. Если ученики угадывают характеристику с первого утверждения, они получают высший балл, со второго подхода — оценка ниже, с третьего — еще ниже.

Тема: “Заглянем в кладовые Земли» 2кл

- прочная горная порода

-ею отделаны все станции метро

-состоит из шпата, слюды и кварца

Тема: “Окружность» 3 кл

- геометрическая фигура

-состоит из множества точек

- нет углов

2.Синквейн

Стихотворные формы (например, синквейн — пятирядье) — это способ творческой рефлексии, позволяющей в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

Радуга

-дуга

-разноцветная, яркая, 7-ми цветная

-появилась, растворилась,

- природное явление

-На небе появилась большая радуга

3.Приём «Маша-растеряша»

Тема «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц» 1 кл.

Один ученик играет роль Маши-растеряши, предлагает действие, которое требуется выполнить.

Или пример на уроке математики.
Ученик.
-Что с тобой?
Маша-растеряша.
-Потеряла Число 5. Как я теперь увеличу 3 на 5?

Ученики предлагают решения: использовать вместо числа 5 сумму чисел 1и4, 2и3 или разность чисел 6минус 1, 9 минус 4)

Тема «Ударные и безударные гласные» 2 кл.

На уроке русского языка можно «потерять» проверочное слово, которым дети привыкли пользоваться, что побудит их искать другие проверочные слова. «Потеря» некоторых слов из целостного текста заставит учеников искать синонимы и т. п.

В предложенной работе сделана попытка собрать определенную базу, основу, «детали конструктора», которые помогут учителю сделать каждый урок неповторимым. Это не новые приемы, это те приемы, которые я использую на своих уроках и о которых я хотела Вам напомнить.

Воспользовавшись ими и конструктором урока, можно создать бесконечное количество вариаций интересных и, главное, эффективных уроков.

притча

И мы живем, как этот слон не веря в свои силы, только потому, что когда- то попробовали и у нас не получилось. Я желаю, что бы у вас все получилось.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ
PPTX / 5.38 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.