Статья «Педагогические идеи В.А. Сухомлинского: вчера и сегодня»
Педагогические идеи В. А. Сухомлинского: вчера и сегодня
Ретюнская Карина Вадимовна, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №89» г. Оренбурга
«Глубоко уважая науку, труд, ученого, я всегда считал себя только практиком, народным учителем», - писал В. А. Сухомлинский.
Василий Александрович Сухомлинский – заслуженный учитель Советского Союза, член-корреспондент Академии педагогических наук. Педагогическое наследие Василия Александровича было и остается важнейшим подспорьем в воспитании и обучении детей. Главное, на чем настаивал В. А. Сухомлинский – учеба должна быть в радость. Опираясь на данную концепцию, мы выделили семь основных идей педагога:
1. научить детей ориентироваться в мире информации, уметь добывать ее, отличать достоверную от ложной. Иначе ребенок только копит знания, но не в силах понять, когда и как их использовать на практике, и перестает проявлять интерес к учебе.
В современной школе данная идея остается актуальной. В условиях обучения по ФГОС учитель не дает обучающимся «готовое» знание, а лишь направляет его в поиске. Проиллюстрируем это примером:
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Чередование букв и/е в корнях». Обучающимся предлагается рассмотреть схему на доске и примеры в учебнике и самостоятельно сформулировать правило.
Таким образом, учитель не говорит правило сам, а помогает ученикам «добыть» его, и тем самым они с большем успехом смогут применять его на практике.
Также учитель может предложить обучающимся сыграть в шпионов. Разгадав шифр, они узнают правило. Приведем пример:
В результате урок превращается в шпионскую игру, а у школьников появляется интерес. Правило, выученное подобным способом, лучше запоминается и надолго остается в памяти.
2. важнее не развивать в ребенке синдром отличника, а будить в нем активного исследователя. Научить нести ответственность. Вырастить не просто хорошего специалиста, но и психически здорового человека, который умеет ориентироваться в окружающем мире.
Приведенная выше идея также остается актуальной и по сей день. Современному школьнику предлагается участвовать в олимпиадах, где они применяют свои знания в нестандартных ситуациях. Помимо этого, у них есть возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью, что способствует получению углубленных знаний в той или иной области. Также следует отметить работу школьного психолога, который заботится о гармоничном развитии личности.
3. учить гибкому мышлению.
Под «гибкостью мышления» мы в данном случае понимаем способность человека к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения проблемы, когда человек может распоряжаться данным ему материалом, устанавливать ассоциации и находить связи между различными классами явлений.
У школьника в современном мире сформировалось клиповое мышление. Он не способен запоминать огромное количество информации. Ученики могут лишь посмотреть короткий видеоряд и только тогда запомнить что-либо. Именно поэтому учитель на уроке использует метапредметные связи, когда знания по одному предмету помогают решить задачу по другому, тем самым у ученика формирует гибкость мышления.
Например, на уроке литературы преподаватель может не давать готовую дату создания произведения, а предложить обучающимся решить математический пример. Знания, полученные подобным способом, запомнятся гораздо лучше.
Помимо этого, учитель может предложить игру в ассоциации. Прочитав произведение на уроках литературы, ученики должны будут сказать, с какой музыкальной композицией, картиной или скульптурой оно у них ассоциируется. Таким образом, школьники расширяют диапазон культурных знаний и запоминают сюжеты книг.
4. учить быть в ногу со временем, а не быть лучше всех.
Достаточно сложно научить ребенка не сравнивать себя с другими учениками, а сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним. И здесь важна роль каждого учителя и каждого родителя, чтобы вырастить самодостаточную личность.
5. учить взаимодействовать с окружающими. Нужна коммуникация – тренировка навыков, которые пригодятся во взрослой жизни.
Именно поэтому на уроках русского языка и литературы школьникам предлагается комплексный анализ текста: определить настроение героев по их фразам, отметить языковые особенности речи персонажей, а также составить свои тексты с различными эмоциональными оценками. Таким образом, обучающиеся учатся формулировать свои мысли и выражать свои чувства с помощью слов.
6. учить видеть мир прекрасным, а не опасным.
На уроках литературы можно предлагать ученикам проигрывать сценки различных ситуаций из жизни книжных героев, просить детей оценить их поведение, интересоваться, как бы они поступили в той или иной ситуации. Подобные уроки научат детей анализировать свое поведение и поведение окружающих, а когда они будут знать, как поступать в различных ситуациях, страх перед «большим» миром исчезнет.
7. чтобы учеба была в радость, важно учить мыслить образами, философскими категориями, приобретая опыт планетарного (космического) мышления.
На уроках у должно возникать вопроса: «А для чего мне это нужно?». Каждый урок должен нести в себе значимость в реальной жизни, он должен сопровождаться дружественной атмосферой. Школьник должен понимать, зачем он читает, пишет, решает и учит. Только тогда он будет получать удовольствие от образовательного процесса.
Российский педагогический опыт особенно актуален в современном образовании. Сухомлинский – один из тех величайших мыслителей XX века, кто проанализировал основные архетипы российской образовательной традиции. Его педагогический опыт во все времена будет ценен для человечества тем, что он опирался на «основные параметры национального воспитания, которые есть традиции, язык, сказка, поэзия, история, территория».
Список литературы:
Обитаемая планета Сухомлинского: учебно-методическое пособие / В. Г. Рындак. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2018. – 148 с.
В мире мудрых мыслей Василия Александровича Сухомлинского: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов [Электронный ресурс] / науч. ред. В. Г. Рындак ; Мин-во науки и высшего образования Российской Федерации ; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2019. — ISBN 978-5-85859-690-5. Режим доступа: https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/sb_ped_k_2018.pdf.
Методология педагогики : монография / Е. А. Александрова [и др.] ; под общ. ред. В. Г. Рындак. М. : ИНФРА-М, 2018. 296 с.
Рындак В. Г. Гуманизм В. А. Сухомлинского вне времени и политики (эскизы к биографии) // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 2 (46). С. 90—104.
Рындак В. Г. Линия жизни учителя, директора школы, ученого В. А. Сухомлинского // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 3 (27). С. 52—70.
Рындак В. Г. От понимания учения к пониманию мира (в контексте идей В. А. Сухомлинского) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 4 (89). С. 4—10.
Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сельской ср. шк. 2-е изд. М. : Просвещение, 1979. 393 с.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Мн. : Нар. асвета, 1982. 288 с.