(из личного опыта)
Классным руководителем я являюсь уже в течение 15 лет и вот меня попросили стать классным руководителем в 8 классе. Подростковый возраст у детей, частая смена классных руководителей, родители, трудно идущие на контакт - это сопутствующие факторы которые мне достались. В классе были большие проблемы с дисциплиной, часто срывались уроки, дети не желали принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.
К моему назначению дети отнеслись равнодушно, а мне захотелось для этих детей стать самой классной. Это желание было продиктовано тем, что никто из коллектива в то, что в этом классе может что-то измениться, в лучшую сторону не верил. В это поверила я.
Первое что необходимо - это принять детей такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками. Не пытаться исправить их и доказать им что-то.
Второе - понять причину их поведения (чаще всего это отсутствие внимания со стороны семьи и близких, также может быть желание самоутвердиться).
Третье – ненавязчиво попытаться вовлечь их в какие-то общие дела. Для нас общим делом, стала подготовка к 9 мая. Предложила спеть песню. Ученики сначала отнеслись настороженно, с неохотой. Но я пела вместе с ними, огорчалась когда не получалось, радовалась когда мы заняли первое место в конкурсе военной песни. А в дальнейшем, не я за ними ходила и упрашивала принять участие в мероприятиях, а они за мной.
Четвертое – стать для них своим человеком, человеком, к которому можно всегда обратиться.
Понимать их поступки, не осуждать, а сделать так, чтобы ребенок понял сам, что он сделал не так.
Пример вызывают меня на урок иностранного языка, ученики сорвали урок. Вхожу в класс, дети притихли, ждут очередных нравоучений, к которым они привыкли за последние годы. Занимаю место за учительским столом, обвожу взглядом класс. В классе становится совсем тихо, ученики отложили даже ручки. Я молчу, тишина в классе становится осязаемой. И так 5 минут, прозвенел звонок. Я встала: «Воспитательная беседа закончена, все свободны». Один ученик спросил: «А говорить можно?» На что я ответила: «А я вам не запрещала».
-Но вы, же молчали.
-Зачем произносить слова, которые вам много раз говорили, но вы их не слышали.
После таких моих слов самый главный хулиган в классе встал: « Мы все поняли. Извините! Это больше не повторится»
Дети настолько привыкли к постоянным поучениям, нравоучениям, что белее эффективным стало простое молчание.
Еще один пример из становления моих отношений с этим классом.
Кто-то из учеников этого класса на двери в кабинет истории написал нехорошие высказывания в адрес учителя. К ним с воспитательной беседой, и с целью узнать, кто это сделал, пришел завуч. Результат- весь класс пришел ко мне с жалобой, что обвинили тех, кто этого не делал. Я не знала, кто это сделал, но сказала: « Я знаю, кто это сделал, понимаю почему. Но если хватило смелости сделать такой поступок, значит, у этого человека хватит смелости сознаться, чтобы не пострадали невиновные. Такой поступок вызвал бы у меня уважение. Ошибиться может каждый. Признать ошибки может только сильный человек». Через час подошла девочка и созналась в этом поступке. А дверь мы отмывали вместе, проказница классный руководитель и одноклассники пожелавшие помочь (почти весь класс).
Путь это очень нелегкий, требует терпения, смекалки, но когда видишь результат понимаешь, что все это того стоило. На концерте посвященном Дню учителя, собрались все учащиеся школы, некоторые родители, весь учительский коллектив, мои девятиклассники спели песню и хором сказали: «Елена Альбертовна мы Вас очень любим, не уходите от нас». Я полюбила этих детей, и в ответ получила их уважение.
Конечно, описать все невозможно и это только небольшая часть того, о чем мне хотелось рассказать, но мне очень хотелось поделиться своим положительным опытом. У каждого учителя хоть раз в практике встречается такой класс, и я буду рада помочь советом. Пишите.
Джамалдинова