Система работы заместителя директора
по воспитательной работе по развитию мотивации классных руководителей
Лапко И.В., заместитель директора
по воспитательной работе МОУ «Школа № 80 г.Донецка»
Делается то, что вознаграждается
Мишель Ле Беф
Современное общество Донецкой Народной Республики формирует для системы образования новый социальный заказ: ему необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящим, в мире и стране событиям, культурном и научному наследию, историческим достижениям, к пониманию себя, своего места в обществе, к принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий, совершаемых действий, открытие к взаимопониманию, мобильные, активные, сопричастные к судьбе Отечества. Такие задачи сформированы в Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.
В связи с этим возрастает значимость воспитательного компонента системы образования, наша с вами роль, уважаемые коллеги.
Известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность. Отсюда возникают вполне резонные вопросы:
Как создать благоприятную среду для работы педагогов?
Что побуждает классных руководителей хорошо работать?
Почему классные руководители, имеющие одинаковую квалификацию, трудятся с различной эффективностью?
Почему один и тот же учитель в разных ситуациях работает по-разному?
Мотивация – это побуждение к какой-либо деятельности, усилиям, достижениям. Это процесс внутреннего управления поведением человека.
Мотивирование – внешнее побуждение, побуждение со стороны, попытка побудить другого человека к какой-либо деятельности.
Мотив – это то, что побуждает к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
В процессе работы с классными руководителями выявлены группы в зависимости
- от мотива и самореализации:
классный руководитель реализует свои личностные ценности,
деятельность классного руководителя является творческой,
классный руководитель посвящает себя в эту деятельность,
классный руководитель, которого не имеет смысла специально мотивировать
- по профессиональной мотивации:
с низкой профессиональной мотивацией,
классный руководитель не находит удовлетворение в воспитательной деятельности
классный руководитель, реализующий в воспитательной деятельности свои личностные ценности.
Выявив потребности классных руководителей, становится возможным осуществление мотивации, через:
экономические способы,
интеллектуально-творческие способы,
ресурсные способы,
статусные способы.
Обсуждаемые нами аспекты управленческой деятельности заместителя директора по воспитательной работе направлены на поиск путей сохранения работоспособности классных руководителей, на повышение их удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Из опыта работы можем предложить инструкцию по осуществлению мотивационной деятельности.