Мастерство настоящего учителя, умеющего владеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот? Многие приходят к этому путем проб и ошибок, однако теперь все педагогические приемы подробно описаны, и их можно изучить. Накануне Дня учителя предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, по которой можно научиться эффективно учить других.
Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих "руководить классом". Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.
Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.
Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.
Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.
Допустим, вы собирались сказать: "Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание". Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове ("Ребята, достаньте...") и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: "Ребята..." Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.
Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.
Предположим, Дэвид толкает стул Маргарет. Вы говорите: "Пожалуйста, Дэвид, убери ногу со стула Маргарет". Дэвид отвечает: "Она тоже меня толкает!" или "Она хотела занять мою половину!". У многих учителей появляется искушение продолжить выяснение: "Маргарет, все так и было?" или "Меня не интересует, что там делала Маргарет". Тем самым вы поддерживаете тему, предложенную Дэвидом, вместо того, чтобы вовлечь его в свою. Лучше всего отреагировать так: "Дэвид, я попросила тебя убрать ногу со стула Маргарет" или "Сейчас же выполни мою просьбу и убери ногу со стула Маргарет". В этом случае учитель недвусмысленно дает понять, что он управляет разговором, и все слушают только его.
В этой же ситуации Дэвид может возмутиться: "Но я ничего не делал!" Даже в данном случае не рекомендуется развивать эту тему. В конце концов, вы не стали бы делать замечания, если бы сомневались в его проступке. Поэтому реагируйте так: "Я попросила тебя убрать ногу со стула". К этим словам можно уже ничего не добавлять.
Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).
Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.
Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.
Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.
Коррекция не должна быть ни навязчивой, ни агрессивной. Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок. Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех, даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени. Мы предлагаем шесть видов ненавязчивой коррекции в порядке усиления. Постарайтесь как можно чаще прибегать к первым положениям из списка.
- Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока. Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.
- Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке. Например: "Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим". Используйте этот навык, когда замечаете, что внимание учеников скоро рассеется. Чем раньше вы напомните, тем лучше.
- Анонимная индивидуальная коррекция. Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: "Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего".
- Индивидуальная коррекция. Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок. Например: "Квентин, я просила всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал то же самое".
- Мгновенная публичная коррекция. Не всегда удается сделать замечание незаметно для остальных. Публичная коррекция позволит ограничить объем внимания к нарушителю и объяснить, чего от него ждут, а не ругать или рассказывать, что он сделал не так. Например: "Квентин, куда ты смотришь? Задние парты, не зеваем!".
- Наказание. Если не удается оперативно, не прибегая к крайним мерам, разрешить ситуацию, постарайтесь не сорвать урок. Как и при прочих видах коррекции, наказывать следует быстро, ненавязчиво и без лишних эмоций. В идеале учитель должен располагать арсеналом приемов, чтобы адекватно реагировать на любое нарушение и справляться с ним решительно и без колебаний.
Будьте тверды и спокойны
- Ловите на раннем этапе. Лучшие учителя мгновенно замечают, что глаза ученика начинают блуждать, и пресекают его дурные намерения еще до того, как тот успеет что-то сделать.
- Благодарность обладает огромной силой. Простая признательность за то, что ученик выполнил вашу просьбу, не только свидетельствует о воспитании, но и внушает всему классу, что записной хулиган сделал то, что вы просили. (Подумайте, за что еще можно было бы поблагодарить ученика.) Внимание восстанавливается, и ученики воспринимают вас как спокойного и воспитанного учителя, у которого все под контролем.
- Средство, а не цель. Внимание — это средство, а не цель. Ученикам нужно вас слушать, чтобы достичь успехов в учебе. "Смотрите на меня, иначе не поймете" — эта фраза скажет гораздо больше, чем такая: "Все должны смотреть на учителя. Если я прошу вас о чем-то, вы должны это делать".
- Универсальные требования. Педагоги, в совершенстве овладевшие этим приемом, подчеркивают универсальность требований. Они выражают это следующим образом: "Я хочу, чтобы все сели прямо" или, еще лучше: "Мы все должны сесть прямо". Эти фразы подчеркивают единство требований в отличие от такой модели: "Смотри на учителя, Тревор".
Акцентируйте внимание на видимых аспектах поведения
- Добейтесь максимальной видимости. Найдите верный способ сделать так, чтобы нарушителей дисциплины было легко обнаружить. Не требуйте от учеников абстрактного внимания, а попросите их смотреть на учителя — это действие проще отследить. А еще лучше, попросите положить карандаш и посмотреть на учителя. Теперь вы наблюдаете за выполнением двух указаний, причем отследить выполнение первого — положить карандаш — гораздо проще, чем отметить, весь ли класс смотрит на учителя.
- Покажите, что все контролируете. Не просто давайте указания, но и следите за их выполнением, при этом ученики должны понимать, что вы не дремлете. Каждые пару минут оглядывайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Перед тем как что-то попросить, обязательно делайте паузу и смотрите на учеников. Проговаривайте все, что видите: "Спасибо, Питер. Спасибо, Марисса. Первый ряд, смотрим на меня". Тем самым вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят, словно у вас есть "радар".
Из книги "От знаний к навыкам.
Универсальные правила эффективной тренировки любых умений"