- “Что будет, если…?”
Предложите ученикам описать исход событий, если какие-нибудь из привычных нам вещей изменятся. Например: “Что будет, если исчезнет всемирная сеть интернет?”; “Что случится, если в английском языке пропадут все глаголы?” и т.п. Такой метод можно использовать на уроках различных дисциплин, связывая вопросы с конкретной темой или проблемой, на которой вы хотите заострить внимание. Такие задания не только развивают воображение и оживляют урок, но и формируют более глубокое осознание фундаментальных основ различных дисциплин и представление о взаимосвязи элементов науки с жизнью.
- “Самый самый”
Разделите класс на группы и предложите ученикам составить список “самых-самых”. Это могут быть самые быстрые/медленные/маленькие животные; самые простые/сложные/гениальные законы; самые длинные/широкие/витиеватые реки. Ребята могут придумать самый совершенный компьютер или самую неработающую теорему и тому подобное.
Такая коллективная форма работы стимулирует мыслительную активность, способствует развитию быстроты реакции, сообразительности, находчивости и расширяет кругозор.
- “Мозговой штурм”
Помогите ученикам избавиться от стереотипности мышления!
Начните урок с разминки, предложив ученикам дать ответы на простые тренировочные вопросы. Затем, разделив класс на группы, дайте ребятам такое задание, для решения которого требуется нетрадиционное мышление.
Например: превратите слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число. (Ответ: сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть). Поощряйте постоянную генерацию идей, разрешите детям выдвигать самые сумасшедшие, на первый взгляд, решения и запрещайте любую критику, кроме аргументированных обоснований. Будьте терпеливы, благожелательны и остроумны. Стимулируйте работу групп наградой. Вы будете удивлены тем, насколько интересно наблюдать за группами на пике обсуждений, когда самые различные идеи начнут буквально сыпаться из уст даже самых пассивных ребят.
- “Грани бриллианта”
Предложите ребятам исследовать один и тот же объект различными способами. Объясните ученикам, что одно и то же понятие можно рассмотреть с разных сторон или с точки зрения различных наук и, таким образом, максимально детально изучить его сущность. Например, попросите дать определение термина “вирус” с точки зрения врача, биолога, программиста, лингвиста и школьника. Полученные результаты создадут объемное пространство, внутри которого ребята смогут увидеть много нового.
- “Шесть шляп мышления”
Предложите ученикам примерить 6 шляп различных цветов: красного, желтого, черного, зеленого, белого и синего. Предупредите ребят, что каждый цвет отвечает за определенный режим и, примеряя шляпу конкретного цвета, мы этот режим запускаем. Кратко охарактеризуйте каждый из режимов:
- Красная Шляпа - эмоции, интуиция, чувства и догадки. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
- Желтая Шляпа - преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества?
- Черная Шляпа - осторожность, суждение, критическая оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки?
- Зеленая Шляпа - творчество, новые идеи, предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
- Белая Шляпа - информация, вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
- Синяя Шляпа - организация мышления, мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Например, в рамках урока литературы, предложите ученикам ответить, в чем состоит противоречивость образа Анны Карениной, формируя дискуссию наводящими вопросами или утверждениями. Такой нестандартный прием позволит не только активизировать мышление учащихся, но и преодолеть некоторые психологические барьеры и комплексы.
И помните, что для выпускника любого образовательного учреждения, главное - не сами знания, а умение мыслить. Интересных и увлекательных вам уроков, коллеги!