Появление нового ученика — большое и важное событие в жизни класса. К сожалению, школьники и учителя не всегда понимают, что такие перемены в жизни значат для новенького, что он чувствует и о чем думает, пока его с интересом рассматривают 20-30 пар глаз.
Большинству школьников трудно адаптироваться, привыкнуть к новому месту, найти общий язык с новыми учителями и одноклассниками. Многие учителя и родители считают, что чем младше ребенок, тем проще ему адаптироваться. Но так бывает далеко не всегда.
Давайте разберемся, чем классный руководитель может помочь в этой ситуации. Мы составили для вас программу-минимум по работе с классом, в котором появился новый ученик.
1. Расскажите о школьных правилах
Каждая школа устанавливает свои правила и порядки. Конечно же, в основных пунктах они практически идентичны, но вместе с этим в каждой школе есть свои особенности, которые формируют дух школы — ее имидж. Проведите классный час и объясните, какие правила существуют в вашей школе.
Не превращайте изучение правил в скучную лекцию или нравоучения. Попытайтесь прорекламировать каждое правило, доказав его необходимость и пользу. Например, «Мы придерживаемся определенного стиля в одежде, потому что это помогает нам ощутить себя частью единого целого. Мы судим о человеке не по его костюму, а по поступкам и достижениям».
2. Познакомьте нового ученика с классом
Представьте новенькому каждого из своих учеников. Кратко расскажите об их увлечениях, достижениях, характере. Разумеется, нужно делать акцент на сильных и положительных качествах личности каждого ученика.
Ребятам будет приятно услышать о своих сильных сторонах. Скорее всего, это вдохновит их. Они захотят соответствовать сформированному имиджу.
Конечно, новый ученик вряд ли запомнит всех после такого представления. Однако так он намного быстрее найдет тех, чьи интересы ему близки.
3. Помогите новому ученику рассказать о себе
Вы можете попросить нового ученика рассказать о себе. Наверняка вашему классу будет интересно узнать, какие порядки установлены в других школах.
С учениками начальной школы можно провести игру «Карточки интересов». Вам нужно подготовить набор небольших разноцветных карточек. Попросите ребенка рассказать о своих интересах и увлечениях, а остальных ребят — внимательно слушать. Те из ребят, чьи интересы совпали, должны поднять руку, чтобы вы подошли и выдали им карточку. За каждое совпадение выдается одна карточка.
Можно помочь новому ученику, задавая ему вопросы:
- Какие мультфильмы ты любишь?
- А книги читаешь? Какая запомнилась больше всего?
- Наверняка играешь в игры на компьютере/планшете, да? Какая самая любимая?
- А чем еще увлекаешься? Посещаешь кружки? Какие?
- и т. п.
4. Сделайте акцент на коллективной работе
Некоторые учителя игнорируют факт появления нового ученика и проводят урок как обычно. Не делайте так. Уделите внимание коллективной работе, постарайтесь сделать так, чтобы новый ученик не чувствовал себя незамеченным, но вместе с тем не превращайте его в объект внимания на весь урок.
5. Попробуйте повеселиться вместе
В неформальной обстановке наладить контакт с малознакомыми людьми гораздо проще. Придумайте интересное мероприятие для своих учеников. Это может быть что угодно: чаепитие со сладостями прямо в классе, прогулка в парке, поход в лес.
Постарайтесь немного дистанцироваться от роли учителя и классного руководителя. Общайтесь с ученикам как с равными, шутите и отдыхайте.
Стресс при изменении жизненных обстоятельств неизбежен. Новый ученик в любом случае будет волноваться, переживать и испытывать определенный дискомфорт. Однако вы можете повлиять на то, как быстро он адаптируется и начнет чувствовать себя комфортно в новом классе.
Блог ЦРТ «Мега-Талант»