Милагина Марина Васильевна – учитель истории МОУ «Шестаковская основная общеобразовательная школа» Московской области Волоколамского района.
Как я провожу опрос.
Что скрывать, не любят учащиеся опрос, особенно если материал трудный. А если применить элементы игры? На доске на магнитах карточки. Это могут быть понятия, основные этапы урока, имена, даты и другое. Ученик получает другие карточки, которые он должен расставить на свои места, используя не только знания, но и логическое мышление. Как это выглядит на практике:
На доске (опорные слова) |
Сенат |
Консулы |
Народные трибуны |
Расставляет ученик (расшифровки) |
Казна Судьи переговоры с другими государствами 300 пожизненно консулы и народные трибуны совет старейшин |
патриции план войны 1 год табличка набор в войско Форум вёл заседание сената я бы хотел стать |
Плебеи неприкосновенное вето защитник 1 год Марсово поле двери открыты |
Другой пример по типу «найди пару»:
Опорные слова: Темучин, тумен, «Великая Яса», Авдотья Рязаночка, Батый, Евпатий Коловрат, Филипп Нянька
Расшифровки: бессмертник, Чингисхан (Небесный хан), 10 тыс. человек, защитник
рязанской земли, московский воевода, свод законов Чингисхана, монгольский хан
Какие еще могут быть задания:
- «найди лишнее»: не все расшифровки подходят к опорным словам (есть лишние),
- «найди общее»: две страны или два события, из расшифровок найти только общее для них.
- «соревнование»: два ученика, у каждого расшифровки разного цвета (для подведения итогов) с разными словами, каждый расставляет расшифровки ко всем опорным словам на доске. Побеждает тот, кто поставит больше правильных расшифровок
- «не хватает»: опорных слов больше, чем расшифровок. Пустые опорные слова ученик объясняет устно.
Такой опрос можно провести одновременно для всех учащихся, только не на доске, а за партой. У каждого своё задание. Сразу видно, кто готов к уроку, а кто не совсем. Время выполнения задания от 5 до 10 минут пока идет устный или письменный опрос остальных. У нас в классах 4-7 человек, поэтому на каждом уроке опрашиваешь всех. Но каждый хочет именно к доске. Обижаются, если не спрашиваешь по карточкам.
Проверка таких заданий занимает очень мало времени. Можно привлекать самих учащихся и оценивать такую проверку. Результат: 40 % правильных расшифровок – «3», 70 % - «4», 90 % - «5». Никто не обижается, и занимают очередь на следующий урок пойти к доске.
Самое долгое в таких опросах - нарезать карточки. Зато развиваешь малую моторику у себя, что тоже не плохо.