12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Милагина Марина Васильевна876
учитель истории и обществознания, географии и духовного краеведения
Россия, Московская обл., Волоколамский район
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
7

Статья «Как я провожу уроки Духовного краеведения Подмосковья»

«Как я провожу уроки «Духовное краеведение Подмосковья»

 

В 2017-18 учебном году в нашей школе уроки «Духовного краеведения Подмосковья» проводятся в двух классах 7 и 8. Это значит, что еще 11 (у нас малокомплектная школа) девочек и мальчиков приобщаться к духовно-нравственным ценностям православия, увидят созданные умелыми руками наших предков прекрасные произведения православной архитектуры и живописи, побывают в святых местах Подмосковья. Это очень важно для наших ребят, так как мы живем в маленьком селе, где большая часть семей  - это малообеспеченные и неполные семьи.

«Духовное краеведение Подмосковья» я преподаю уже 8 год и надо сказать, что до сих пор испытываю немалые трудности: просто не хватает знаний по ряду вопросов православной религии и культуры. Поэтому, обучая своих ребят, я одновременно учусь сама: «Сделай урок таким, чтобы для тебя самой он стал маленьким чудом и важным открытием» - такую задачу я поставила перед собой и стараюсь ее решать.

Мои уроки «Духовного краеведения» состоят из трех частей (неважно в какой последовательности):

1. Учащиеся 7 класса знакомятся с кратким содержанием Ветхого и Нового Завета, а учащиеся 8 класса с притчами духовно-нравственного содержания. Для этого я готовлю презентации или слайд-фильмы. Демонстрация сопровождается классической музыкой (иногда в современном переложении) Моцарта, Баха, Шопена, Чайковского, Генделя, Бизе и других композиторов. Подбор музыки идет в соответствии с содержанием притчи или отрывка Библии. Я очень волновалась, когда впервые показала это детям: как они воспримут Библию, сумеют ли объяснить смысл притчи, а больше всего  - как они отнесутся к классической музыке (для них музыка – это та, что в мобильном телефоне: незатейливый мотив, непонятные по смыслу стихи, хрипящий искаженный звук). Реакция детей была удивительной: они замерли, не отрывая взгляда от экрана, и не шелохнулись до конца музыкального фрагмента. И так на каждом уроке. Я наблюдаю за ними в этот момент – они растворяются в словах священного писания и прекрасной музыке, становятся частью этого волшебства.

2. Изображение своих эмоций, настроения на бумаге красками, после просмотра слайд-фильма или в конце урока. Техника самая простая: половинка листа чертежной бумаги смачивается водой и по мокрой бумаге на цветном фоне или без него ребята делают цветные пятна акварелью. С каждым разом рисунки становятся сложнее и многоцветнее. Это уже не только хаотичные пятна цвета, но целые философские композиции на данную тему. И рисуют они тоже под музыку. Видели бы вы, как они несут свой рисунок на специальный стол – как сокровище на вытянутых руках. Потом мы помещаем их на стенд без подписей авторов. По цветам, которые использовал ребенок можно безошибочно сказать о его настроении в данный момент. Иногда рисунки просто светятся радостью (голубые, желтые, красные), а иногда они бывают очень мрачными (черные, темно-синие). Это значит, что душа откликается на визуальные и музыкальные образы и не все спокойно в душе маленького человечка. Спрашиваю: «А почему у тебя такие яркие (темные) цвета?» и довольно часто получаю откровенный ответ о ситуации в семье, о трудностях или успехах в учебе, о влиянии музыки и текста на настроение.

3. Новый материал. Так как курс «Духовное краеведение Подмосковья» теперь охватывает два класса, я разделила его на две части: 7 класс «История и источники христианской православной культуры», 8 класс  «Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл». В 7 класс я также ввела некоторые темы из курса «Основы православной культуры» (православная молитва, Божьи заповеди, таинства, Библия и Евангелие). Каждый урок это не только мой рассказ, беседа с учащимися и выполнение определенных заданий. Это еще и маленькое путешествие в Божественный мир архитектуры, живописи, славянской письменности, историческое прошлое. А этот мир надо видеть. К сожалению, мои ученики мало где бывают с экскурсиями, поэтому я готовлю презентации к каждому уроку, стараюсь проводить экскурсии в местный храм Рождества Пресвятой Богородицы, в Иосифо-Волоцкий монастырь, ВК «Волоколамский кремль». Я вижу, как светятся  глаза детей, как светлеют их лица и приходит духовное успокоение на моих уроках и радуюсь этому: урок прошел не зря.

Я веду уроки истории в 5-9 классах, и учащиеся 5-6 класса часто меня спрашивают: «А когда у нас будет такой урок, где рисуют и слушают музыку?» И хочется ответить: «Всегда».

В рамках предмета «Духовное краеведение Подмосковья» мы проводим большую исследовательскую и просветительскую работу с учащимися. Члены НОУ «Краевед» работают над темами по изучению православных храмов Волоколамского района, Иосифо-Волоцкого монастыря, собирают материалы о священномучениках, истоках славянской азбуки, истории Волоколамского края. С этими работами они выступают на уроках истории и краеведения,  на краеведческих и православных конференциях в гг. Волоколамск, Дмитров, Химки, Ивантеевка, на Всероссийских чтениях им. В.И. Вернадского, участвуют в конкурсе «Человек в истории. Россия XX век», неоднократно печатались в данном сборнике. Я желаю им дальнейших успехов.

 

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.