Как заяц и лиса зиму встречают»
Цель: Воспитание основ экологической культуры и развитие речи детей.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представление об изменениях в неживой и живой природе зимой.
2. Формировать умения работать со схемами-моделями.
Развивающие
1. Побуждать детей к познавательному общению.
2. Развивать первоначальные творческие проявления: мимику, жесты, голос, движения.
3. Развивать умения решать проблемные ситуации, создавать условия для использования на практике полученной от организованной деятельности, расширять границы своего опыта, обогащать восприятие мира.
4. Активизировать и пополнять словарный запас детей, развивать наглядно-образное логическое мышление, коммуникативность, эмоциональную сферу общения.
Воспитательные
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Формировать чувство сотрудничества, взаимопомощи, дружелюбия и взаимовыручки.
Методические приемы: Рассказ воспитателя, беседа, художественное слово: чтение стихов, потешек, отгадывание загадок, объяснение, элементы ТРИЗ, моделирование, физминутка, пальчиковая гимнастика, ИЗО деятельность – применение нетрадиционной техники рисования «тампонирование», педагогическая оценка.
Оборудование: Макеты деревьев, мольберт, шапочки зверей, схема-модель, гуашь, рисунки с изображением зайца по количеству детей, тампоны для рисования, салфетки.
Словарная работа: хищник.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание потешек, рассматривание иллюстраций о жизни зверей в лесу.
Ход занятия.
Дети входят в зал.
Воспитатель:
Здравствуйте ладошка (хлоп-хлоп),
Здравствуйте ножки (топ-топ),
Здравствуйте щечки, пухленькие щечки (поглаживают щеки),
Здравствуйте губки (чмокают губами),
Здравствуйте гости.
Посмотрите сколько гостей, давайте улыбнемся им и внимание всё на меня
Сегодня, мы отправимся на прогулку в зимний лес. Встаньте друг за другом. Готовы? Тогда в путь!
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки,
Через лужу – прыг,
Через ямку – скок,
Топ – встали,
Куда же мы попали!
Дети: Шли мы шли, в зимний лес пришли.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель:
Как хорошо в лесу, какой свежий воздух, давайте подышим. (Дети делают глубокий вдох-выход.)
Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг. Как изменился лес с наступлением зимы!
Дети: Деревья стоят голые, в лесу тихо.
Воспитатель: Да, ребята, деревья сбросили осенние наряды и ждут зимы. Пока ещё не выпал снег, но зима уже наступила. И не только деревья подготовились к зиме, но и звери.
Воспитатель:
Это что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
Дети: Заяц.
Воспитатель: Правильно, расскажите про зайца. (Работа по схеме-модели)
Воспитатель: Ребята, а как заяц готовится к зиме?
Дети: Одевает белую шубку.
Воспитатель:
А у кочки под кустом,
Белый заинька сидит,
Хвостик у него дрожит.
Воспитатель: Давайте покажем, как дрожит хвостик у зайчика.
Дети выполняют упражнение «Зайкин хвост».
Воспитатель: Мы сейчас поиграем.
Раз-два-три повернись и зайчонка превратись. (Воспитатель одевает на детей маски зайчат).
Физминутка «Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит,
И ушами шевелит,
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал.
Воспитатель: Кто же зайку испугал?
Девочка:
Я хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут меня …?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Как лиса готовится к зиме?
Дети: Одевает рыжую шубку.
Воспитатель: Ребята, какие вы знаете потешки о лисе?
Дети читают потешки о лисе.
Воспитатель:
Лиса очень хитрый зверь, она хищница. Леса не делает запасы на зиму, она охотится на мышей и зайцев.
Воспитатель: Как же зайка может спрятаться зимой от лисы.
Дети: Он одевает белую шубку. Зайка белый, его не видно на снегу.
ИЗО деятельность
Воспитатель:
Давайте поможем нашим зайчатам спрятаться от лисы, оденем их в белые шубки. Пройдите в нашу художественную мастерскую.
Дети садятся за столы.
Пальчиковая гимнастика
Ушки длинные у зайки,
Высоко они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Воспитатель: Мы подготовили наши пальчики к рисованию. Сегодня мы будем рисовать тампонами. Их нужно держать также как кисточки, в правой руке. Обмакнуть в краску и лёгким нажатием примокнуть к рисунку. (Воспитатель показывает технику рисования.)
Дети рисуют.
Оценка результатов.
Воспитатель выставляет на мольберт рисунки детей.
Воспитатель: Как мы спрятали зайчиков?
Дети: Мы нарисовали им белые шубки.
Воспитатель:
Молодцы все постарались, а сейчас нам пора возвращаться в группу. Встаньте друг за другом.
Ножки-ножки,
Шагали по дорожки,
Ходили лесочком,
Прыгали по кочкам.
Пришли мы на лужок,
Потеряли сапожок.
Сапожок нашли
И домой пришли.
Итог
Воспитатель:
Вам понравилось занятие