Урок логопедии и сказкотерапии на тему «Заяц Коська и Ручеёк. Круговорот воды в природе»
Пояснительная записка к презентации
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО
УРОКА ПО ЛОГОПЕДИИ И СКАЗКОТЕРАПИИ
НА ТЕМУ: «Заяц Коська и Ручеёк».
«Круговорот воды в природе».
3 класс.
Составили и провели: Боровинская Л.В.- логопед
Рябокобылинко Е.Н.- учитель начальных классов
Цели: образовательные – познакомить со сказкой «Заяц Коська и Ручеёк», обобщать знания о воде, обогащение словаря признаками.
Коррекционные – коррекция артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой и общей моторики, памятки, внимания связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов, мышления, устной и монологической речи, чувства ритма, развитие эмоционально волевой сферы, развитие связной речи при ответах на вопросы, пробуждение интереса к заданиям, развитие умения концентрироваться на зрительных образах, развитие умения красиво и артистично действовать с различными предметами – лентами.
Воспитательные – воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, любви к природе, воспитывать положительную мотивацию к занятиям логопедии и сказкотерапии.
Ход урока
Организация начала урока. Психологический настрой на занятие. Под музыкальное сопровождение дети входят в класс.
Логопед. Оглянитесь все вокруг,
Слева друг и справа друг!
Поскорей замкните круг,
Улыбнитесь друг другу!
Сегодня у нас с вами необычное занятие логопедии вместе со сказкотерапией. Говорить мы будем о воде и ее невероятных превращениях.
Пед.сказочник. И познакомимся со сказкой «Заяц Коська и Ручеёк».
1. (волшебным зеркалом в руках) совершает «Ритуал вхождения в сказку».
- Ребята, а вы хотите побывать в сказке? Сегодня мы побываем в сказке «Заяц Коська и Ручеёк». Для этого вам необходимо произнести волшебные слова перед зеркалом.
«В зеркале я отражусь, где захочу, там окажусь!»
Логопед. А перед долгой речевой работой следует размять и потренировать свои органы речи.
2. Выполним артикуляционную гимнастику.
*Язык широки положи
И спокойно удержи. «Лопатка».
*Молоток стучит: «Тук – тук».
Язычку я лучший друг. «Автомат».
*Красить комнаты пора
Пригласили маляра
Ротик шире открываем,
Язычку мя помогаем. «Маляр».
*Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну. «Хоботок».
*Губы сложим в трубочку –
Подудим на дудочке:
Ду, ду, ду – ду – ду. «Трубочка».
*Посмотри, как я красива:
Хороши и хвост и грива. «Лошадка».
*Утром рано на лесной поляне
Звонок, зайчик барабанит:
«Д-д-д-д, да – ды, да – ды». «Барабан».
3. Каждое наше утро начинается с воды. Когда же это происходит?
Массаж.
Кран откройся,
Нос умойся,
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь ушки,
Мойся шейка,
Мойся, мойся хорошенько!
Мойтесь руки,
Мойтесь ноги,
Мойтесь плечи и живот!
Чистым станет весь народ!
3. Речевая разминка.
Да-да-да- чистая вода.
Оду-оду-оду- принесли мы воду.
Ды-ды-ды- принесли мы воды.
Дой-дой-дой- умылись мы водой.
Де-де-де- купались в воде.
Ды-ды-ды- очень плохо без воды.
4. Пед.сказочник. Так как без воды не может жить ни одно живое существо и, конечно же человек, нам очень важно узнать о ней, как можно больше.
Логопед. – А что вы знаете о воде?
- Какая бывает вода?
- А бывает твердая вода? Когда?
- Бывает ли вода легче воздуха? Когда?
- В каком виде мы встречаем воду в природе?
5. Пед.сказочник. (под аудиозапись журчания ручья предлагается пройти по «ручью»).
- Ребята, вслушайтесь в журчание ручейка и «и наполните волшебной силой». Почувствуйте, как вы становитесь бодрее, сильнее, энергичнее. Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?
Сказка читается педагогом по ролям.(просмотр презентации)
6. Разбор сказки по этапам. По наводящим вопросам педагога – сказочника дети осуществляют пересказ.
По ходу пересказа сказки логопед выполняет с детьми коррекционные логопедические упражнения.
- Ребята вам понравилась сказка?
- С каким сказочным героем мы встречаемся в самом начале сказки? Как его зовут?
Почему его так прозвали?
· «Заяц Коська». Гимнастика для глаз.
· «Заяц встретил Ручейка» - Кого встретил заяц? Что хотел сделать Ручеек? Что предложил Ручеек зайцу Коське?
Подвижная игра «Непоседа ручеек».
· «Ручеек с другими ручейками» - Куда прибежал ручеек?
Упражнение на развитие мелкой моторики «Кто быстрее!»
· «Коська и облачко». – Во что превратился ручеек? С ком разговаривает Коська?
Дыхательная гимнастика. «Сдуй облачко».
· «Превращение ручейка». – Ребята, а как Ручеек превратился в облачко?
Дидактическая игра на развитие логического мышления «Построй цепочку».
· «Коска и сугроб». – Когда Ручеек может превратиться в сугроб?
Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Ручеек из тучки теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.
( по мере чтения педагогом сказки на панно поочередно выставляются иллюстрации к сказке.)
7. Заключение: подведение итогов урока.
- Понравилась вам сказка? Кто дал нам волшебную силу?
А сейчас мы все превратимся в настоящие ручейки.
Пед.сказочник. Закройте глаза и повторите за мной волшебные слова.
Как волшебная вода превратимся без труда в ручей.
8. Танец с лентами.
9. Пед.сказочник. «Ритуал выхода из сказки». Дети садятся в круг: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, что мы узнали». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как-будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди.
Презентация к уроку (заяц Коська и Ручеек)
Ильина Оксана Геннадьевна
Артеменко Елена Николаевна
Дементьева Ирина Михайловна
Белавина Виталина Николаевна
Артеменко Елена Николаевна
Алина Яковлевна Корогод
Артеменко Елена Николаевна
Наталья Подорожняя
Артеменко Елена Николаевна