Урок развития речи в 3 классе по теме «Лиса и Рак»
Урок развития речи 3 класс
Тема : Реставрация текста « Лиса и Рак»
Цель:
- проверка уровня сформированоости коммуникативно-речевых умений обучающихся ;
- знакомство обучающихся с понятием « реставрация текста» ;
- формирование умения понимать тему и выделять основную мысль текста;
- осознание обучающимися взаимосвязи различных уровней языка.
Ход урока
Организационный момент
У нас сегодня необычный урок. На уроке присутствуют гости - давайте с ними поздороваемся.
Сейчас урок развития речи – один из интересных, но сложных и трудных уроков в начальной школе.
Валеологический массаж.
- Поднимите плечи вверх, стараясь достать до ушей.
- Опустите свободно.
- Теперь поочередно одно плечо вверх, другое – вниз.
- Разотрите шейный отдел позвоночника.
- Погладьте себя по голове и скажите:
« Какие мы хорошие. Мы все сможем» .
Психологическая минутка.
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается. Если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А давайте послушаем сами себя. Какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на уроке?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Все ваше хорошее настроения я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее тучками.
4. Знакомство с понятием « реставрация» ( слово написано на доске)
Обучающиеся хором орфографически и орфоэпически произносят это слово.
Реставрация – это восстановление обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в первоначальном виде. ( репродукции) Восстановление идёт обязательно в соответствии с замыслом авторов, которые создавали эти произведения. Если же неизвестно точно, во всех деталях, как выглядели здания или картины раньше, то реставраторы могут вносить что-то и от себя. Но это новое не должно противоречить тому, что было сделано раньше.
- А можно ли реставрировать речь? Вспомним, из чего состоит речь
( текст, предложение, слово, слог, буквы или звуки)
Я предлагаю вам побывать в роли реставраторов, но не обычных, а реставраторов речи.
Реставрация письменных букв.
и л а с а р к ( буквы сначала не дописаны)
Реставрация слова на основе данных отдельных букв.
Посмотрите на наши отреставрированные , восстановленные буквы. Они похожи на кусочки орнамента, когда – то составлявшего слова. Попробуйте составить слова из букв .( лиса, сила, акр, рак, кар)
- Как вы думаете, если речь идёт о двух героях текста, то какие слова мы можем выбрать?
ФИЗМИНУТКА
Реставрация предложения
Буквы и слова мы сумели отреставрировать. Что мы будем восстанавливать дальше? Обратите внимание на схему.
( предложение)
ВСЕМУ КРАСА ЛИСА РЫЖАЯ СВЕТУ
Посмотрите, если ли здесь слова, которые рифмуются между собой. ( лиса , краса) Что такое рифма? Эти слова помогут нам составить предложения. Что еще поможет отреставрировать поговорку? С какого слова мы начнем? Почему? Запишем в тетради.
Появляется Лиса
- Здравствуй, Лисонька! Расскажи нам о своем имени-отчестве. Отчество у тебя особенное – Патрикеевна. Откуда оно?
Лиса Матушка говорила, что 600 лет тому назад жил царь и звали его Патрикей Наримунтович, он был очень хитрый и изворотливый. С тех самых времен имя Патрикей стало синонимом слову « хитрец»
- Так как лиса считается очень хитрой, она и получило это прозвище. Но на самом деле лиса не столько хитра, сколько любопытная.
Лиса . Да, когда я была молодая я и в капканы попадала. Везде все успеть надо.
- Лиса быстро бегает. Она умеет ползать, мчаться во весь дух и делать большие прыжки. Лазает она тоже довольно хорошо.
Лиса. Иногда мы можем взбираться на нижние ветки деревьев. А еще не боимся воды, т.к. умеем плавать. Живем мы в норах. Между собой лисы живут не дружно, поэтому не собираются в стаи. Когда мы ловим мышей, люди думают, что мы танцуем: встаем на задние лапки и ходим мелкими шажками. И представляете, даже есть такой танец фокстрот – « Лисий шаг». Вот мы какие – и прозвище у нас особенное. А еще я очень люблю, когда меня хвалят.
Работа с графическим словарём настроения
Найдём в нашем словаре карточку, где выражена радость. С помощью отреставрированной поговорки похвалим лису, порадуем, какая она красивая. А теперь сердимся на лису за ее проделки. А теперь скажем это предложение от имени самой лисы.
Лиса. Ой, спасибо порадовали. А сейчас побегу я к лисятам. До новых встреч.
Ре6ставрация текста - повествования « Лиса и Рак»
- Мы сумели провести реставрацию всех языковых единиц, кроме…… ( текста)
Реставрация текста - самая сложная работа, но мы уже многому научились и справимся с ней. Наш текст рассыпался на отдельные слова , но эти слова встали в алфавитном порядке. Я дважды прочитаю вам эти слова вслух. Записывать их не надо. Слушайте и представляйте, о чем этот текст, что в нем главное, то есть какова тема и основная мысль текста. Если что- то забудете, можете добавить свое, но так, чтобы теме и основной мысли это не противоречило. Мы ведь сейчас не сами сочиняем текст, а только реставрируем его, хотя и для этого необходимо творчество. Восстановить текст вам поможет и заголовок - « Лиса и Рак»
Пальчиковая гимнастика
Написание отреставрированного текста.
Проверка ( зачитывают)
Итог урока. Рефлексия
- Что понравилось? Что запомнилось? Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
Найдите у себя на столе солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.
Д /з Мини – сочинение « Я – лиса»
Приложение
Говорить, давай, давно, до, добежал, ей, за, лиса, лишь, место, отцепился, перегоняться, побежала, повстречались, рак, только, тут, уже, уцепился, хвост.
Основные микротемы: спор лисы и рака, хитрость рака, уцепившегося лисе за хвост, « победа» рака, обманувшего самого хитрого зверя русских народных сказок – лису.