Публикация «Какими навыками должен обладать наставник»
КАКИМИ НАВЫКАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ НАСТАВНИК
Семейкина Альбина Николаевна
Преподаватель экономических дисциплин
ГБПОУ «Ардатовский аграрный техникум»
В статье рассматриваются «современные» навыки педагога-наставника. Отмечается важность не только профессиональных компетенций, но и умения работать с людьми, эмоционального интеллекта, адаптивности и других «надпрофессиональных» навыков.
Ключевые слова: наставничество, педагог-наставник, навыки наставника, soft skills.
Одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров - наставничество. Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени. В общем случае наставник — это лицо, существенно превосходящее сопровождаемого в следующих отношениях: — у наставника отсутствует образовательный дефицит, существующий у сопровождаемого; — у наставника есть личный опыт преодоления образовательного дефицита (на собственном примере или в процессе практического обучения при работе с другими сопровождаемыми); — личный опыт отрефлексирован наставником и может использоваться им в работе с сопровождаемым и (или) для передачи сопровождаемому.
Много существует списков навыков, которыми должен обладать педагог-наставник. Принято разделять в современной управленческой теории навыки на «мягкие» («гибкие») и «жесткие» (hard skills и soft skills). Понимают способность работать с техникой под жесткими навыками и выполнять конкретную работу, результат которой проверяем и измеряем. К мягким навыкам относятся навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать, например, управление временем и способность эффективно взаимодействовать с людьми.
В первую очередь - педагог — это, профессия коммуникативная, требующая большой самоотдачи и способностей корректно, грамотно и эффективно вести диалог со всеми участниками образовательных отношений. Чтобы как можно более полно реализовать свой квалификационный потенциал, педагогу требуется гибко реагировать на возникающие изменения образовательной ситуации, и за очень короткие сроки адаптироваться к возникшим условиям. При формировании профессиональных компетенций основополагающими, становятся soft skills — мягкие или гибкие навыки, помогающие молодому специалисту решать жизненные задачи и выстраивать оптимальную коммуникацию.
Рассмотрим основные «гибкие» навыки, которыми сегодня должен обладать каждый педагог.
1. Коммуникативные навыки. Включают в себя следующее: — способность ясно выражать свои мысли; — активное слушание (умение внимательно слушать, задавать вопросы, умение актуализировать вопросы и отвечать на них); — самопрезентация; — установление контакта и организация диалога с разными людьми; — владение разными педагогическими стилями (для наставничества в образовательных организациях).
2. Социальные навыки. Включают целый комплекс гибких навыков, необходимых наставнику для корректных действий и принятия решений в VUCA-мире.
Необходимо обладать наставнику развитым эмоциональным интеллектом, то есть способностью сопереживать, понимать и реагировать на чувства другого человека. Позволяет контролировать эта компетенция и управлять огромным ресурсом таким, как эмоциональные реакции. Поэтому и подход к наставничеству должен быть отчасти индивидуальным. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции другого человека помогут сделать процесс обучения легким и эффективным, а также быстрее прийти к поставленной цели.
Наставнику не менее важно уметь управлять конфликтами и работать в команде , оперативно реагировать и использовать тактики, направленные на поиск оптимального решения, удовлетворяющего решение всех сторон конфликта. Также можно отнести умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.
Адаптивность к изменяющимся условиям. Предполагает умение гибко переключаться между ролями — не «застревать» в профессиональных деформациях, статусах, моделях поведения и т. п. Поэтому способность адаптации к новым условиям является необходимой для существования познавательных и самообразовательных способностей педагога. Показателем уровня адаптивных способностей, как правило, является информированность о тенденциях развития, инновациях в системе образования и готовность к быстрой перестройке своей деятельности в соответствии с новыми требованиями.
Умение мыслить и действовать экологично — это навык относиться к событиям и выражать свое мнение без вреда для себя и окружающих. Экологичное мышление объединяет эмоциональную устойчивость и позитивный настрой. Следствием этого становится бережное отношение к людям и своему делу.
3. Self-skills. Это навыки, направленные на понимание себя, на самодиагностику. Включают в себя 3 навыка:
— Самоопределение — этот навык, подразумевающий соотнесение себя с определённой профессиональной деятельностью. Если человек понимает, чем он хочет заниматься в жизни, то он сможет реализоваться и помочь другим в реализации профессиональных и личностных возможностей. — Самообразование — это формирование и реализация индивидуальной образовательной программы. В повышении качества своей деятельности для наставника важно проявлять заинтересованность и стремиться к изучению различных образовательных ресурсов и практик. Те, кто не учатся — не способны учить других. Непрерывное обучение может достигаться как формальными методами — получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации — так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из жизни. Нужно искать настоящие, интересные курсы, в том числе те, которые проводят практикующие педагоги или ученые, крупные специалисты в своем предмете. Такие курсы отличаются высокой практико-ориентированностью, а предлагаемые «готовые решения» позволяют экономя время и силы педагога быстро и массово внедрять новые образовательные продукты, современное оборудование и средства обучения для решения стоящих перед системой образования задач. — Самоорганизация — подразумевает умение наставника управлять своим временем. Современные педагоги должны всегда быть готовы к изменениям своей профессиональной деятельности и к модернизации учебного процесса. Поэтому возрастает роль такого качественного состояния личности педагога как организованность. Высокая организованность педагога связана с самоорганизацией и самоуправлением, представляет собой уровень развития организаторских способностей, отвечающий современным требованиям. Хронический недостаток времени при возрастающем трудовом ритме — явление, наблюдаемое во всем мире. Сегодня перед каждым педагогом стоит вопрос: как организовать свое время и время тех, кого он учит. Самоорганизация также включает самомотивацию, саморефлексию, умение устанавливать личные границы.
4. Управленческие и исследовательские навыки. Не менее важны для наставника следующие навыки:
— способность к анализу и предложению решений, то есть умение выявить причины тех или иных результатов и рассмотреть альтернативные варианты решения;
— организаторские способности — умение объединять людей
— для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия;
— инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому — важные качества организатора;
— креативность, способность решать нестандартные задачи. Самый эффективный инструмент, который может использовать педагог — это творчество. Педагог обязан быть креативным. Однако при огромном количестве имеющихся возможностей для творческой реализации, часто наблюдается то, что можно назвать «апатией творчества». Это может случиться с каждым, но обычно быстро проходит. Креативность педагога может проявляться в выборе стратегии обучения, форм подачи учебного материала, методов и средств обучения и воспитания. То, что педагоги имеют высокие ограничения по учебным программам, поурочному планированию и т. п. не значит, что педагоги не могут по-прежнему получать удовольствие от творчества.
Из множества навыков мы рассмотрели только некоторые, которые нужны как молодому, так и опытному педагогу. Могут помочь педагогам их развитие и тонкая шлифовка всегда оставаться на переднем крае в своей области и обеспечат успешный опыт работы в команде.
Список источников:
1. Ахметова С. Г. Новые образовательные технологии в организации
неформального обучения персонала компаний // Креативная экономика. –
2012. – № 7. – С. 98–104.
2. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании:
нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок
труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.
3. Бондаренко Н. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и
мотивировать взрослых людей [Электронный ресурс
4. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной
практики в организациях XXI века //Экономика и образование. – 2016. – С. 92-112
5. Методический инструментарий по применению наставничества на
государственной гражданской службе: Министерство труда и социальной
защиты Российской федерации. М., 2013[Электронный ресурс]