Анкета «Я — репетитор. Каким должен быть репетитор?»
Анкета
ФИО: Юдинцева Светлана Сергеевна
Возраст: 50 лет
Образование Челябинский Государственный педагогический институт, 1990 г., специальность – русский язык и литература
Курсы повышения квалификации:
ГБОУ ДПО ЧИППКРО |
апрель 2013 |
«Теория и методика преподааания учебных предметов «Русский язык и литература» в условиях введения ФГОС общего образования» - 108 ч. |
Свидетельство о повышении квалификации № 434 |
ГБУ «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» |
Февраль 2014 |
модульный курс «Профессионально-педагогическая компетентность экспертов по аккредитационной экспертизе образовательных программ образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы» - 18 ч. |
Сертификат № 020 |
ГБОУ ДПО ЧИППКРО |
Июнь 2014 |
«Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» - 72 ч. |
Удостоверение № 3543 |
Международный форум лидеров образования г.Екатеринбург |
Март 2015 |
«Профессиональный стандарт как инструмент повышения качества образования» |
Сертификат № 86 |
ГБОУ ДПО ЧИППКРО |
Март 2015 |
Профессиональная переподготовка «Менеджмент в образовании» |
Диплом о профессиональной переподготовке№ 742401090395 |
Опыт работы в школе – 32 года, из них учителем 29 лет
Опыт работы репетитором: 15 лет
Какой предмет вы преподаете? –Русский язык и литературу
На чем вы специализируетесь? - подготовка к ЕГЭ/ подготовка к ОГЭ/, по необходимости повышение успеваемости/подготовка к экзаменам в вузе
Вопросы
Является ли репетиторство для вас основным заработком?
– Репетиторство не является для меня основным источником дохода.
С чего началась ваша карьера в профессии репетитора?
- История очень простая. В 2002 году три мои бывшие ученицы попросили подготовить их к ЕГЭ. Занимались группой, иногда индивидуально. Результат окрылил: все сдали хорошо экзамен. Примерно в этом же году привели мне двух братьев-близнецов из 6 класса. Родители хотели видеть их образованными, но им это не надо было. Приходили и смотрели на часы, когда же закончится занятие. Поговорила с мамой, объяснила, что не всем дано учиться в институтах… Думаю, они выросли хорошими людьми.
Можно ли утверждать, что наличие многолетнего опыта не всегда является показателем профессионализма репетитора?
– Очень согласна с высказыванием. У меня в классе мальчик ходил заниматься к репетитору, который закончил работу в школе много, очень много лет назад. Человек не знает новых требований к ЕГЭ, хорошее знание предмета не всегда есть знак равенства с профессионализмом репетитора.
Охарактеризуйте ученика, который, по-вашему, имеет все шансы получить высокие баллы ЕГЭ.
- Высокие баллы на ЕГЭ может получить только целеустремлённый ребёнок. Это должно быть личное его желание. Тогда с таким можно горы свернуть. У меня была ученица, которая входной контроль в 10 классе написала на «2»: очень низкий балл. ЕГЭ она написала на 72 балла. (Хочу сказать, что с учениками, которых сама учу, никогда за деньги не занимаюсь.)
Как вы оцениваете уровень знаний ребенка?
- Для оценки уровня знаний провожу диагностику, иногда на это может уйти два занятия.
Бывали ли в вашей практике случаи, когда оценка школьного учителя не соответствует знаниям вашего подопечного?
- К сожалению, такие случаи бывают. Работала с мальчиком, у которого была «тройка» по русскому языку – экзамен в 9 классе сдали очень хорошо: на «четыре». Бывает и наоборот: у ребёнка «четвёрка», а он с трудом минимум осваивает. Здесь намного сложнее: родители-то ждут от занятий «пятёрок». Самый запоминающийся случай: за три месяца до экзамена пришла претендентка на медаль, которая не имела представления, как писать сочинение. Усиленные занятия дали результат: учителю этой девочки потом хлопал весь район.
Каким должен быть репетитор, чтобы его можно было считать настоящим профессионалом своего дела?
- Чтобы репетитора можно было считать настоящим профессионалом своего дела, он должен соответствовать следующим требованиям:
-отличное знание своего предмета. Проверить это несложно: попросите репетитора объяснить вам самое сложное задание. Не считаю профессионалами людей, которые советуют детям не решать некоторые задания, т.к. всё равно не решат;
-регулярное участие в ЕГЭ, ОГЭ;
-наличие курсов повышения квалификации;
-Конечно, же, личные качества: доброта, понимание, терпеливость (иногда 2-3 раза одно и то же приходится объяснять).
Каким нехитрым способом родителям можно выявить уровень знаний репетитора? Как понять, что перед вами действительно компетентный специалист, который даст ребенку настоящие знания? Дайте практический совет для наших читателей.
-Для начала просто поговорите с педагогом, попросите рассказать, как он планирует готовить вашего ребёнка. Опытный педагог без всяких бумажек расскажет вам, что он планирует повторять с вашим ребёнком, расскажет о том, какая диагностика необходима для выявления уровня знаний ребёнка.
Уже писала об этом в ответе №7: не стесняйтесь попросить, чтобы объяснили вашему ребёнку одно из самых сложных заданий. Если вам скажут, что начинать надо с самого простого, то всё равно поинтересуйтесь, будут ли решать самые сложные задания. Конечно, лучшая реклама для репетитора – это результаты его выпускников (тех, кого он сам учит как учитель).
Есть ли существенная разница между репетитором с дипломом столичного вуза и репетитором с дипломом провинциального? Как это отражается на качестве подготовки ученика? Поделитесь своим мнением.
-У меня не было возможности сравнивать. Считаю, что диплом столичного вуза – не показатель качества. Мои коллеги с дипломами областных вузов умеют готовить детей к ЕГЭ и на 80-100 баллов!
Были ли у вас клиенты, ставшие жертвами недобросовестных репетиторов? Поделитесь своей историей или историей своих коллег.
- В вопросе № 3 описала подобную ситуацию. Не буду называть предмет.
Какие вопросы нужно задать репетитору еще на этапе телефонного собеседования?
- На этапе телефонного собеседования я бы не советовала задавать много вопросов. (разве только цену спросить). Лучше потратьте время и встретьтесь с репетитором лично. При личной встрече спросите, есть у него опыт сдачи ЕГЭ или ОГЭ его учениками (это нужно, если планируете готовить ребёнка к ЕГЭ, ОГЭ). Далее вопросы из ответа №8
Как бы вы оценили реальное соотношение профессионализма репетиторов и цен на их услуги?
- Не могу ответить на этот вопрос, т.к. это ещё и этический вопрос. Знаю прекрасных специалистов, которые берут немного только потому, что совесть не позволяет брать больше.
Каковы последствия экономии на занятиях с репетитором? Расскажите историю из своего опыта или опыта коллег.
- Такой мониториг не ведёт никто, поэтому говорить о последствиях экономии на занятиях с репетитором нецелесообразно. Можно только предположить, что будет более низкий результат, но этого никто не доказал.
Как найти репетитора, с которым было бы психологически комфортно? Дайте практические советы для родителей.
- Поговорите с педагогом. Если вы сами захотите у него учиться, значит, это ваш человек.
-Спросите у ребёнка после первого занятия: было ли ему комфортно?
Как быть, если доверительные отношения с учеником не складываются? Расскажите, что вы делаете в таких ситуациях.
- К счастью, в такие ситуации не попадала. Всегда находила общий язык с ребёнком.
Какие типичные ошибки допускает репетитор при общении с учеником?
- Начинает повторять все темы подряд без диагностики. Внушает ребёнку: надо повторить всё, как бы чего не вышло. Здесь явно прослеживается желание побольше взять денег с родителей.
-Пытается внушить ребёнку, что он почти ничего не знает.
-Обсуждает школьного учителя-предметника: как, неужели вам этого не говорили? Какой ужас!
В каких случаях вы понимаете, что добиться от ученика желаемого результата невозможно?
- Если на следующем занятии ребёнок не справляется с заданиями из предыдущего, а потом, после повторения той же темы, снова не справляется, то можно говорить о том, что, возможно, родители зря тратят деньги на репетитора.
С чего начинается ваше занятие с ребенком?
- На первом занятии трачу несколько минут на беседу с ребёнком, чтобы понять его целеполагание: чего он хочет от этих занятий.
Как родителям и ребенку реально, а, главное, заранее оценить свои шансы на успешный результат репетиторской подготовки?
- Без диагностики и хотя бы двух занятий невозможно реально оценить свои шансы на успешный результат.
Должен ли репетитор интересоваться у ребенка тем, что он проходит в школе?
- Интересоваться тем, что ребёнок проходит в школе, безусловно, нужно, если «подтягиваем» по предмету. А вот если идёт подготовка к ЕГЭ, то необязательно это делать. Считается, что уже всё пройдено (весь материал изучается до 11 класса).
Как развить у ребенка интерес к обучению?
- Развить у ребенка интерес к обучению можно с помощью различных форм и методов. Главное правило: исключите монотонность, однотипность заданий. Больше творчества и немного игры.
Когда нужно начинать подготовку к ЕГЭ/ОГЭ по вашему предмету?
- Как учитель-предметник начинаю готовить детей с 7 класса. (это не значит, что запугиваю: скоро ЕГЭ, а вы ничего не знаете). Стараюсь формулировать задания так, как в ЕГЭ, ввожу анализ текста, с 8 класса даю детям синтаксические фигуры речи, поэтому задание 24 они уже в 10 классе умеют решать на 2-4 балла.
Если рассматривать вопрос репетиторства, то не раньше, чем за год следует начинать такую подготовку.
Какие типичные ошибки допускают школьники при подготовке к ЕГЭ по вашему предмету?
- Типичной ошибкой, как это ни странно, можно считать неумение правильно прочитать задание. Отсюда половина бед выпускников.
За какой срок можно подтянуть успеваемость по вашему предмету?
- Успеваемость по предмету подтянуть можно в разные сроки: от недели (если вы пропустили месяц по болезни) до нескольких месяцев (если вы несколько лет недоучивали предмет).
Когда следует начинать искать хорошего репетитора по вашему предмету для подготовки к ЕГЭ?
Репетитора начинать искать нужно примерно за год до предполагаемой сдачи экзамена. Но, как показывает практика, многие ищут за полгода.
Как часто должны проводиться занятия с репетитором для подготовки к ЕГЭ по вашему предмету?
- Только диагностика даст ответ на вопрос: сколько нужно занятий. Занималась с мальчиком, родители которого просто для подстраховки наняли репетитора. Поэтому занятий через 5-6 предложила родителям не тратить зря деньги: ребёнок всё знал по предмету и прекрасно владел речью.
Был ли у вас опыт проведения групповых занятий? Сравните эффективность групповых занятий и индивидуальных. Укажите плюсы групповых занятий и плюсы индивидуальных. Укажите минусы групповых и минусы индивидуальных занятий.
- Групповые занятия проводила с группой из трёх человек. Это были девочки из одного класса, подружки, и по знаниям примерно одинаковые. Поэтому проблем не было. Для девочек плюс был в том, что платили в три раза меньше (стоимость часа делилась на троих). Если бы дети оказались с разным уровнем знаний, то групповые занятия были бы невозможны.
Приходилось ли вам отказывать в своих услугах? По какой причине вы были вынуждены отказаться? Какие были последствия? Как аккуратно отказать клиенту?
Часто отказываюсь от репетиторства из-за нехватки времени (не беру нового ученика). Никогда не беру учеников, которых сама учу. Своим ученикам говорю: «У вас есть возможность заниматься с репетитором совершенно бесплатно». Ещё одна причина отказа – это если вижу, что ребёнку не нужны эти занятия. Мне совесть не позволяет брать деньги, если я знаю, что не будет результата.
Какими преимуществами обладают дистанционные занятия?
-Дистанционных занятий никогда не проводила.
Для многих родителей главный аргумент против онлайн-репетиторства – это страх перед негативным влиянием Интернета на детскую психику. Что бы вы сказали таким родителям в защиту онлайн-репетиторства?
-Думаю, что онлайн-репетиторство несёт не больше вреда, чем обычный телевизор.
Легко ли установить доверительные отношения с ребенком, видясь с ним исключительно по скайпу?
- Установление доверительных отношений возможно в любой ситуации. Всё зависит от человека.
Может ли онлайн-репетиторство полностью заменить очные занятия? Выразите свою точку зрения.
По поводу замены очных занятий заочными могу сказать следующее: русскому языку сложно научить по скайпу, ведь учитель следит за каждой буквой и каждой запятой, написанной ребёнком. Какие-то темы, наверное, можно объяснить по скайпу, но не все.
Омарова Альмира Шигаповна
Юдинцева Светлана Сергеевна