Эссе «Каким должен быть учитель?»
Эссе «Каким должен быть учитель?»
Азеева Светлана Владимировна,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кубасская основная общеобразовательная школа», село Кубассы
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
«Чтобы быть хорошим учителем, нужно
любить то, что преподаешь и кому преподаешь»
Ключевский В.
Эти слова Ключевского, по моему мнению, актуальны на сегодняшний день. Открытый, обаятельный, добрый и внимательный к другим, страстно увлеченный процессом познания – вот какой учитель нужен сегодня детям и обществу.
Еще не закончив обучение в университете, я начала работать в школе. Сейчас вспоминаю свой первый урок. Может мне тогда не хватало уверенности в себе, не могла заинтересовать детей и методически правильно построить урок. Но год за годом я приобретаю опыт, продолжаю учиться и много работать над собой. В своей деятельности стараюсь придерживаться основных принципов:
- любить детей;
- любить то, чем занимаешься;
- никогда не останавливаться на достигнутом;
- не переставать учиться, стремиться узнать больше;
- владеть информационными технологиями.
Таким образом, учитель должен быть влюблён в свое дело, должен быть человеком образованным, развитым, в некоторой степени быть энциклопедистом. Мне как преподавателю истории и обществознания все это особенно важно, потому что мои предметы касаются самых разнообразных сторон, самых различных явлений жизни человека. От учителя истории, впрочем как и от любого учителя, требуются качества, от которых, по моему мнению, в значительной степени зависит успех дела. В первую очередь учитель – это гражданин. Если учитель хочет видеть своих школьников патриотами (сегодня воспитание патриотизма в школе занимает ведущую позицию), он сам должен быть патриотом и гражданином своей страны.
Не маловажную роль в деятельности учителя играет его исследовательская сторона. Вспоминая высказывание В.А.Сухомлинского, что «становится мастером педагогического труда, скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя». Чтобы достичь определенных результатов в своих исследованиях, учитель должен выступать и в роли профессионала, и в роли ученика. Инновации, которые происходят сейчас в системе образования, подталкивают учителей на исследования в разных областях.
В современных условиях значительно усложняется деятельность учителя. Разнообразие программ и учебников; школьники, живущие в широком информационном пространстве; высокие требования к образовательному процессу и его результатам; активное участие общественности в управлении школой – все это оказывает влияние на педагога. А с другой стороны – его низкий социальный статус, социальная незащищенность, недостаточная заработная плата, отсутствие учебно-методического обеспечения педагогической деятельности, неуважительное отношение родителей и школьников к учительскому труду и т.д. приводят к тому, что учителя испытывают профессиональный дискомфорт. На сегодняшний день критерии оценки работы учителя является результат единого государственного экзамена (ЕГЭ). О процедуре его проведении, равно как и о целесообразности, спорят и педагоги, и ученики, и их родители уже не первый год. Бытует мнение, что ЕГЭ ввели потому, что не доверяли учителю как профессионалу, полагая, что тот выставлял завышенные оценки в аттестат. Я по натуре оптимист и надеюсь, что в будущем кардинально измениться отношение к труду учителя в обществе, и мы по-настоящему ощутим значительность нашей уникальной профессии.
Таким образом, подводя итог, учитель должен полностью отдавать себя, свою любовь детям, должен быть и профессионалом, и терпеливым учеником, быть яркой личностью и неутомимым исследователем и , конечно, учитель должен быть настоящим гражданином своего Отечества.