КТП для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста по областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»
Календарно-тематический план для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
по образовательным областям
«Познавательное развитие», «Речевое развитие»
(Ознакомление с окружающим миром и развитие речи)
Месяц | Тема недели | Обязательная часть содержания образования |
СЕНТЯБРЬ | ||
Осень. | Расширять представления об осени как времени года, характерных признаках осени: часто идут дожди, ветер дует сильнее, дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме, вода в реке. Формировать умение различать признаки осени от признаков лета, зимы и весны. Развивать психические процессы и моторику. | |
Деревья. | Расширять представления о деревьях (береза, рябина, клен, дуб, ель), их свойствах и признаках. Закреплять знания о строении дерева (ствол, ветки, листья, корни, крона) Формировать умение образовывать единственное и множественное число существительных от названий деревьев. Закреплять обобщающее понятие «Деревья». Развивать психические процессы и моторику. | |
Огород. Овощи. | Расширять представления об овощах (помидор, огурец, свекла, лук, чеснок, морковь, капуста, картофель, горох), их характерных признаках (цвет, форма, вкус). Уточнить знания, где и как растут овощи, что можно приготовить из овощей. Закреплять обобщающее понятие «овощи». Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать психические процессы и моторику. | |
Сад. Фрукты. | Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, лимон, банан, апельсин, ) их характерных признаках (цвет, форма, вкус). Уточнить знания, где растут, в какое время созревают, что можно приготовить из фруктов. Закреплять обобщающее понятие «фрукты». Формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных. Развивать психические процессы и моторику. | |
Ягоды. Грибы. | Расширять представления о ягодах (клюква, малина, брусника, черника, смородина (красная, черная), клубника), их характерных признаках. Учить образовывать существительные в формах именительного и родительного падежей множественного числа. Закреплять обобщающее понятие «ягоды». Расширять представления о грибах (мухомор, подберезовик, подосиновик, лисички, белый гриб (боровик)). Формировать понятия «съедобный», «несъедобный». Повторять строение гриба: «ножка», «шляпка». Закреплять обобщающее понятие «грибы». Развивать психические процессы и моторику. | |
ОКТЯБРЬ | Дом и его части. | Расширять знания детей о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначение комнат в квартире. Учить образовывать относительные прилагательные и сложные слова типа «пятиэтажный», «двухкомнатная». Формировать понятия «вверху», «высокий», «низкий», «сверху», «снизу». Учить детей называть свой домашний адресе, составлять предложения о своем доме. Развивать психические процессы и мелкую моторику рук. |
Мебель. | Расширять представления о мебели и ее видах, необходимости мебели человеку. Учить сравнивать предметы по внешнему виду, цвету, величине, назначению. Упражнять в правильном использовании предлогов на, под, над, около, за, из, из-за, из-под во фразовой речи. Закреплять обобщающее понятие «мебель». Развивать психические процессы и моторику. | |
Посуда. | Расширять представления детей о посуде, материале, из которого она изготовлена, необходимости посуды для человека. Учить сравнивать столовую и кухонную посуду по назначению и материалу. Закреплять обобщающее понятие «посуда». Формировать умение использовать существительные множественного числа в родительном падеже Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде. Развивать психические процессы и моторику. | |
Продукты питания | Расширять представления о продуктах питания, необходимости продуктов питания человеку, из чего изготавливают продукты питания. Закреплять обобщающее понятие «продукты питания». Продолжать знакомить детей откуда берут продукты и для чего они нужны. Развитие умения сравнивать по вкусовым и полезным качествам. Развивать психические процессы и моторику. | |
Откуда хлеб пришел | Расширять представления детей об особенностях выращивания зерновых растений, о труде хлебороба, о машинах-помощниках. Учить подбирать родственные слова к слову «хлеб». Обогащать словарь словами пахать, рыхлить, сеять, молоть. Познакомить детей с пословицами и поговорками о хлебе. Развивать психические процессы и моторику. | |
Мой город. | Расширять представления детей о понятии «город», происхождении названия города. Формировать умение сравнивать город с деревней, различать городские учреждения по назначению. Продолжать знакомить с достопримечательностями родного города. Учить составлять предложения с союзом «а». Развивать психические процессы и моторику. | |
Моя страна Россия | Расширять представления детей о стране, в которой мы живем, о столице нашей страны - Москве, как главном городе нашей страны. Продолжать закреплять знания детей о символике нашей страны: флаг, герб, гимн. Познакомить с достопримечательностями Москвы: Красная площадь, Кремль, Спасская башня. Обогащать словарь словами: страна, столица, Россия, а так же названиями достопримечательностей. Развивать психические процессы и моторику. | |
НОЯБРЬ | Одежда. | Расширять представления детей об одежде, ее видах, необходимости одежды человеку, материале из которого она изготовлена. Закреплять обобщающее понятие «одежда». Повторять особенности частей и деталей одежды. Учить образовывать и правильно использовать притяжательные прилагательные типа: мамин(-а, -ы, -о), папин(-а,-ы, -о), - и т.п. Развивать психические процессы и моторику. |
Головные уборы | Расширять представления детей о головных уборах, их видах, назначении, материалах, их которых они изготовлены. Закреплять обобщающее понятие «головные уборы». Учить различать головные уборы для каждого времени года. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Развивать психические процессы и моторику. | |
Обувь | Расширять представления детей об обуви, ее видах, назначении, материале, из которых она изготовлена. Закреплять обобщающее понятие «обувь». Формировать умение составлять рассказ по опорным картинкам. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Развивать психические процессы и моторику. | |
Части тела. | Расширять представления детей о частях тела, их предназначении. Продолжать знакомить детей с органами чувств человека (особенностях). Развивать ориентировку в пространстве относительно своего тела. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Развивать психические процессы и моторику. | |
Дикие животные и их детеныши. | Расширять представления о диких животных (внешний вид, пища, жилище). Закреплять знания о строении животных. Формировать умение сравнивать животных по внешнему виду, величине. Учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных. Продолжать знакомить с детенышами диких животных. Развивать психические процессы и моторику. | |
Зима. | Расширять представления о зиме как о времени года, характерных признаках зимы. Закреплять названия времен года и их последовательность. Учить использовать предлоги С, В, НА с существительными множественного числа в родительном, винительном и предложном падежах. Расширять и активизировать словарь по теме. Формировать умение пересказывать текст. Развивать психические процессы и моторику. | |
ДЕКАБРЬ | Зимующие птицы. | Расширять представления о «зимующих птицах», отличие перелетных птиц от зимующих. Закреплять знания детей о строении птиц. Продолжать знакомить с условиями жизни птиц зимой, о необходимости помощи птицам зимой. Закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы» Учить образовывать существительные множественного числа в именительном, родительном и творительном падежах. Развивать психические процессы и моторику. |
Зимние забавы. | Расширять представления о разнообразии зимних игр и развлечений. Формировать умение дифференцировать предметы и оборудование для организации зимних игр. Активизировать словарь по теме «Зимние забавы» Учить согласовывать прилагательные с существительными. Развивать психические процессы и моторику. | |
Новый год. Рождество. | Расширять представление о праздниках «Новый год», «Рождество» особенностях и традициях зимних праздников Закреплять умение составлять предложения с существительными множественного числа в творительном падеже без предлога. Формировать обобщающее понятие «елочные игрушки». Активизировать словарь по темам «Новый год», «Рождество». Развивать психические процессы и моторику. | |
ЯНВАРЬ | Домашние животные и их детеныши. | Расширять представления о домашних животных и их детенышах, их характерных признаках, как заботится человек о домашних животных. Закреплять обобщающее понятие «домашние животные» Развивать умение составлять рассказ – сравнение по опорным картинкам. Закреплять знания о строении животного. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Развивать психические процессы и моторику. |
Домашние птицы. | Расширять представления о домашних птицах, их характерных признаках, приносимой пользе. Учить сравнивать домашних птиц, находить сходства и различия. Повторить особенности строение птицы Формировать обобщающее понятие «домашние птицы». Продолжать знакомить с профессией птичницы. Развивать умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных (петухи без хвостов). Развивать психические процессы и моторику. | |
Дикие животные жарких стран. | Расширять представления о диких животных жарких стран, их особенностях и характерных признаках. Закреплять обобщающее понятие «животные жарких стран» Познакомить с детенышами животных жарких стран. Закреплять особенности строения животных Закрепить умение употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа. Учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом А. Развивать психические процессы и моторику. | |
Дикие животные севера. | Расширять представления о диких животных севера, их особенностях и характерных признаках. Закреплять обобщающее понятие «животные севера» Познакомить с детенышами животных севера. Закреплять особенности строения животных Продолжать учить употреблять существительные множественного числа в родительном падеже. Учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом А. Развивать психические процессы и моторику. | |
ФЕВРАЛЬ | Профессии | Расширять представления о профессиях, их значении для человека, общественной значимости профессий. Учить подбирать действие к предмету и предмет к действию. Закреплять обобщающее понятие «профессии». Учить составлять рассказ о профессиях своих родителей, о своей будущей профессии. Расширять и активизировать словарь по теме, формировать связную речь. Развивать психические процессы и моторику. |
День защитника Отечества. | Расширять представления детей о военных профессиях (летчик, танкист, ракетчик, моряк, пограничник). Воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свою страну. Закреплять обобщающее понятие «защитники Отечества», «военные». Обогащать речь прилагательными (отважный, выносливый, храбрый, мужественный). Учить составлять рассказ о защитниках Родины. Развивать психические процессы и моторику. | |
МАРТ | Моя семья. | Расширять представление о семье, членах семьи. Уточнить знания детей о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи). Учить составлять предложения с выраженным существительными единственного числа в косвенных падежах. Учить понимать сложные логико-грамматические конструкции. Продолжать учить составлять рассказ по картинкам-опорам. Развивать психические процессы и моторику. |
8 Марта. Мамин праздник. | Расширять представление о празднике 8 Марта, для кого этот праздник. Познакомить с некоторыми «женскими» профессиями. Учить составлять рассказ на тему «8 Марта» (по представлению с опорой на картинки-подсказки). Учить называть места работы мам, профессии, что делают. Учить согласовывать существительные в косвенных падежах, в роде, в настоящем и прошедшем времени. Развивать внимание, память, умение слушать собеседника. | |
Весна. | Расширять представление о весне как о времени года, характерных признаках весны. Учить детей различать времена года и называть последовательность времен года. Развивать умение подбирать действие к предмету (идет (что?) дождь). Продолжать учить детей составлять описательный рассказ с опорой на картину. Развивать психические процессы и моторику. | |
Перелет ные птицы. | Расширять представления о перелетных птицах, их характерных признаках. Повторять особенности строение птицы Закреплять обобщающее понятие «перелетные птицы» Уточнить и расширить словарь по теме. Учить образовывать единственное и множественное число, уменьшительно-ласкательную форму существительных. Развивать психические процессы и моторику. | |
Свойства предметов | Расширять представления детей о различных материалах, из которых сделаны, окружающие вокруг нас, предметы: металл, дерево, стекло пластмасса, резина, бумага, их основные свойства и качества. Развивать умение обследовать свойства и качества материалов, сравнивать их. Активизировать словарь по теме: «Свойства предметов» Учить образовывать от существительных относительные прилагательные. Развивать психические процессы и моторику. | |
АПРЕЛЬ | Инструменты | Расширять представление детей об инструментах, их необходимости человеку. Продолжать знакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами. Закреплять обобщающее понятие «инструменты» Учить использовать во фразовой речи существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, в творительном падеже единственного числа, в родительном падеже множественного числа. Развивать психические процессы и моторику. |
Наземный транспорт | Расширять представления о наземном виде транспорта, познакомить с профессиями людей, работающих на наземном транспорте. Продолжать знакомить детей с деталями и частями транспорта. Различия между легковым и грузовым транспортом. Закрепить знание правил перехода улицы. Закреплять умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа и в творительном падеже единственного числа без предлога. Закреплять обобщающее понятие «наземный транспорт» Развивать психические процессы и моторику. | |
Воздушный транспорт | Расширять представления о воздушном виде транспорте, познакомить с профессиями людей, работающих на воздушном транспорте. Учить различать и называть детали, части транспорта. Закреплять обобщающее понятие «воздушный транспорт» Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа. Формировать умение правильно употреблять простые предлоги. Развивать психические процессы и моторику. | |
Водный транспорт | Расширять представления о водном виде транспорта, познакомить с профессиями людей, работающих водном транспорте. Учить различать и называть детали, части транспорта. Закреплять обобщающее понятие «водный транспорт» Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа. Формировать умение правильно употреблять простые предлоги. Развивать психические процессы и моторику. | |
День победы | Расширять представление о великом празднике нашей стране: День Победы. Активизировать словарь: награды, подвиги, герои, парад, памятники, вечный огонь, ветеран. Учить составлять рассказ по сюжетным картинкам. Упражнять в словообразовании, в образовании глаголов совершенного и несовершенного видов. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам, любовь к своей Родине. Развивать психические процессы и моторику. | |
МАЙ | Рыбы. | Расширять представление о рыбах, их характерных признаках. Продолжать знакомить с рыбами рек и озер (щука, лещ, окунь, сом, ерш). Познакомить детей с аквариумными рыбками (меченосец, золотая рыбка, гуппи, сомик). Закреплять обобщающее понятие «Рыбы» Упражнять в согласовании существительных с числительным. Развивать психические процессы и моторику. |
Лето. Насекомые. | Расширять представления о насекомых, их характерных признаках, о приносимых вреде или пользе. Закреплять обобщающее понятие «насекомые» Закреплять знания детей о строение насекомых, Упражнять в употреблении пространственных предлогов. Расширять представление о лете как о времени года, характерных признаках лета. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке. Развивать психические процессы и моторику. |
Литература:
Неретина Т.Г. «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного
учреждения- М.: Баласс, 2004 – 234 с.
Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. - М.:
Мозаика – Синтез, 2007.- 176 с.
Рындина Е. В. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. – Детство-Пресс, 2014. -176.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Скрипторий, 2010. — 240 с.