КТП для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста по областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»

4
0
Материал опубликован 21 October 2023 в группе

Календарно-тематический план для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

по образовательным областям

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»

(Ознакомление с окружающим миром и развитие речи)



Месяц


Тема недели

Обязательная часть содержания образования



СЕНТЯБРЬ



Осень.




Расширять представления об осени как времени года, характерных признаках осени: часто идут дожди, ветер дует сильнее, дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме, вода в реке.

Формировать умение различать признаки осени от признаков лета, зимы и весны.

Развивать психические процессы и моторику.



Деревья.

Расширять представления о деревьях (береза, рябина, клен, дуб, ель), их свойствах и признаках.

Закреплять знания о строении дерева (ствол, ветки, листья, корни, крона)

Формировать умение образовывать единственное и множественное число существительных от названий деревьев.

Закреплять обобщающее понятие «Деревья».

Развивать психические процессы и моторику.

Огород. Овощи.




Расширять представления об овощах (помидор, огурец, свекла, лук, чеснок, морковь, капуста, картофель, горох), их характерных признаках (цвет, форма, вкус).

Уточнить знания, где и как растут овощи, что можно приготовить из овощей.

Закреплять обобщающее понятие «овощи».

Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивать психические процессы и моторику.


Сад.

Фрукты.

Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, лимон, банан, апельсин, ) их характерных признаках (цвет, форма, вкус).

Уточнить знания, где растут, в какое время созревают, что можно приготовить из фруктов.

Закреплять обобщающее понятие «фрукты».

Формировать умение образовывать относительные прилагательные от суще­ствительных.

Развивать психические процессы и моторику.


Ягоды. Грибы.

Расширять представления о ягодах (клюква, малина, брусника, черника, смородина (красная, черная), клубника), их характерных признаках.

Учить образовывать существительные в формах именительного и родительного падежей множественного числа.

Закреплять обобщающее понятие «ягоды».

Расширять представления о грибах (мухомор, подберезовик, подосиновик, лисички, белый гриб (боровик)).

Формировать понятия «съедобный», «несъедобный».

Повторять строение гриба: «ножка», «шляпка».

Закреплять обобщающее понятие «грибы».

Развивать психические процессы и моторику.

ОКТЯБРЬ


Дом и его части.



Расширять знания детей о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначение комнат в квартире.

Учить образовывать относительные прилагательные и сложные слова типа «пятиэтажный», «двухкомнатная».

Формировать понятия «вверху», «высокий», «низкий», «сверху», «снизу».

Учить детей называть свой домашний адресе, составлять предложения о своем доме.

Развивать психические процессы и мелкую моторику рук.


Мебель.

Расширять представления о мебели и ее видах, необходимости мебели человеку.

Учить сравнивать предметы по внешнему виду, цвету, величине, назначению.

Упражнять в правильном использовании предлогов на, под, над, около, за, из, из-за, из-под во фразовой речи.

Закреплять обобщающее понятие «мебель».

Развивать психические процессы и моторику.


Посуда.

Расширять представления детей о посуде, материале, из которого она изготовлена, необходимости посуды для человека.

Учить сравнивать столовую и кухонную посуду по назначению и материалу.

Закреплять обобщающее понятие «посуда».

Формировать умение использовать существительные множественного числа в родительном падеже

Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Развивать психические процессы и моторику.


Продукты питания


Расширять представления о продуктах питания, необходимости продуктов питания человеку, из чего изготавливают продукты питания.

Закреплять обобщающее понятие «продукты питания».

Продолжать знакомить детей откуда берут продукты и для чего они нужны.

Развитие умения сравнивать по вкусовым и полезным качествам.

Развивать психические процессы и моторику.


Откуда хлеб пришел

Расширять представления детей об особенностях выращивания зерновых растений, о труде хлебороба, о машинах-помощниках.

Учить подбирать родственные слова к слову «хлеб».

Обогащать словарь словами пахать, рыхлить, сеять, молоть.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о хлебе.

Развивать психические процессы и моторику.


Мой город.




Расширять представления детей о понятии «город», происхождении названия города.

Формировать умение сравнивать город с деревней, различать городские учреждения по назначению.

Продолжать знакомить с достопримечательностями родного города.

Учить составлять предложения с союзом «а».

Развивать психические процессы и моторику.


Моя страна Россия

Расширять представления детей о стране, в которой мы живем, о столице нашей страны - Москве, как главном городе нашей страны.

Продолжать закреплять знания детей о символике нашей страны: флаг, герб, гимн.

Познакомить с достопримечательностями Москвы: Красная площадь, Кремль, Спасская башня.

Обогащать словарь словами: страна, столица, Россия, а так же названиями достопримечательностей.

Развивать психические процессы и моторику.

НОЯБРЬ


Одежда.



Расширять представления детей об одежде, ее видах, необходимости одежды человеку, материале из которого она изготовлена.

Закреплять обобщающее понятие «одежда».

Повторять особенности частей и деталей одежды.

Учить образовывать и правильно использовать притяжатель­ные прилагательные типа: мамин(-а, -ы, -о), папин(-а,-ы, -о), - и т.п.

Развивать психические процессы и моторику.


Головные уборы

Расширять представления детей о головных уборах, их видах, назначении, материалах, их которых они изготовлены.

Закреплять обобщающее понятие «головные уборы».

Учить различать головные уборы для каждого времени года.

Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Развивать психические процессы и моторику.


Обувь



Расширять представления детей об обуви, ее видах, назначении, материале, из которых она изготовлена.

Закреплять обобщающее понятие «обувь».

Формировать умение составлять рассказ по опорным картинкам.

Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Развивать психические процессы и моторику.


Части тела.

Расширять представления детей о частях тела, их предназначении.

Продолжать знакомить детей с органами чувств человека (особенностях).

Развивать ориентировку в пространстве относительно своего тела.

Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Развивать психические процессы и моторику.



Дикие животные и их детеныши.

Расширять представления о диких животных (внешний вид, пища, жилище).

Закреплять знания о строении животных.

Формировать умение сравнивать животных по внешнему виду, величине.

Учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных.

Продолжать знакомить с детенышами диких животных.

Развивать психические процессы и моторику.


Зима.

Расширять представления о зиме как о времени года, характерных признаках зимы.

Закреплять названия времен года и их последовательность.

Учить использовать предлоги С, В, НА с существительными мно­жественного числа в родительном, винительном и предложном па­дежах.

Расширять и активизировать словарь по теме. Формировать умение пересказывать текст.

Развивать психические процессы и моторику.

ДЕКАБРЬ


Зимующие птицы.

Расширять представления о «зимующих птицах», отличие перелетных птиц от зимующих.

Закреплять знания детей о строении птиц.

Продолжать знакомить с условиями жизни птиц зимой, о необходимости помощи птицам зимой.

Закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы»

Учить образовывать существительные множественного числа в именительном, родительном и творительном падежах.

Развивать психические процессы и моторику.


Зимние забавы.

Расширять представления о разнообразии зимних игр и развлечений.

Формировать умение дифференцировать предметы и оборудование для организации зимних игр.

Активизировать словарь по теме «Зимние забавы»

Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Развивать психические процессы и моторику.

Новый год. Рождество.

Расширять представление о праздниках «Новый год», «Рождество» особенностях и традициях зимних праздников

Закреплять умение составлять предложения с существительны­ми множественного числа в творительном падеже без предлога.

Формировать обобщающее понятие «елочные игрушки».

Активизировать словарь по темам «Новый год», «Рождество».

Развивать психические процессы и моторику.

ЯНВАРЬ


Домашние животные и их детеныши.

Расширять представления о домашних животных и их детенышах, их характерных признаках, как заботится человек о домашних животных.

Закреплять обобщающее понятие «домашние животные»

Развивать умение составлять рассказ – сравнение по опорным картинкам.

Закреплять знания о строении животного.

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму су­ществительных.

Развивать психические процессы и моторику.


Домашние птицы.

Расширять представления о домашних птицах, их характерных признаках, приносимой пользе.

Учить сравнивать домашних птиц, находить сходства и различия.

Повторить особенности строение птицы

Формировать обобщающее понятие «домашние птицы».

Продолжать знакомить с профессией птичницы.

Развивать умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных (петухи без хвостов).

Развивать психические процессы и моторику.


Дикие животные жарких стран.

Расширять представления о диких животных жарких стран, их особенностях и характерных признаках.

Закреплять обобщающее понятие «животные жарких стран»

Познакомить с детенышами животных жарких стран.

Закреплять особенности строения животных

Закрепить умение употреблять существительные в именитель­ном падеже единственного и множественного числа.

Учить составлять сложносочиненные предложения с противи­тельным союзом А.

Развивать психические процессы и моторику.


Дикие животные севера.

Расширять представления о диких животных севера, их особенностях и характерных признаках.

Закреплять обобщающее понятие «животные севера»

Познакомить с детенышами животных севера.

Закреплять особенности строения животных

Продолжать учить употреблять существительные множествен­ного числа в родительном падеже.

Учить составлять сложносочиненные предложения с противи­тельным союзом А.

Развивать психические процессы и моторику.

ФЕВРАЛЬ


Профессии

Расширять представления о профессиях, их значении для человека, общественной значимости профессий.

Учить подбирать действие к предмету и предмет к действию.

Закреплять обобщающее понятие «профессии».

Учить составлять рассказ о профессиях своих родителей, о своей будущей профессии.

Расширять и активизировать словарь по теме, формировать связную речь.

Развивать психические процессы и моторику.


День защитника Отечества.

Расширять представления детей о военных профессиях (летчик, танкист, ракетчик, моряк, пограничник).

Воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свою страну.

Закреплять обобщающее понятие «защитники Отечества», «военные».

Обогащать речь прилагательными (отважный, выносливый, храбрый, мужественный).

Учить составлять рассказ о защитниках Родины.

Развивать психические процессы и моторику.

МАРТ


Моя семья.


Расширять представление о семье, членах семьи.

Уточнить знания детей о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи).

Учить составлять предложения с выраженным существительными единственного числа в косвенных падежах.

Учить понимать сложные логико-грамматические конструк­ции.

Продолжать учить составлять рассказ по картинкам-опорам.

Развивать психические процессы и моторику.


8 Марта. Мамин праздник.

Расширять представление о празднике 8 Марта, для кого этот праздник.

Познакомить с некоторыми «женскими» профессиями.

Учить составлять рассказ на тему «8 Марта» (по представлению с опорой на картинки-подсказки).

Учить называть места работы мам, профессии, что делают.

Учить согласовывать существительные в косвенных падежах, в роде, в настоящем и прошедшем времени.

Развивать внимание, память, умение слушать собе­седника.


Весна.

Расширять представление о весне как о времени года, характерных признаках весны.

Учить детей различать времена года и называть последовательность времен года.

Развивать умение подбирать действие к предмету (идет (что?) дождь).

Продолжать учить детей составлять описательный рассказ с опорой на картину.

Развивать психические процессы и моторику.


Перелет

ные

птицы.

Расширять представления о перелетных птицах, их характерных признаках.

Повторять особенности строение птицы

Закреплять обобщающее понятие «перелетные птицы»

Уточнить и расширить словарь по теме.

Учить образовывать единственное и множественное число, уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Развивать психические процессы и моторику.


Свойства предметов



Расширять представления детей о различных материалах, из которых сделаны, окружающие вокруг нас, предметы: металл, дерево, стекло пластмасса, резина, бумага, их основные свойства и качества.

Развивать умение обследовать свойства и качества материалов, сравнивать их.

Активизировать словарь по теме: «Свойства предметов»

Учить образовывать от существительных относительные прилагательные.

Развивать психические процессы и моторику.

АПРЕЛЬ


Инструменты

Расширять представление детей об инструментах, их необходимости человеку.

Продолжать знакомить с правилами техники  безопасности при работе с инструментами.

Закреплять обобщающее понятие «инструменты»

Учить использовать во фразовой речи существительные в именитель­ном падеже единственного и множественного числа, в творительном падеже единственного числа, в родительном падеже множественно­го числа.

Развивать психические процессы и моторику.


Наземный транспорт





Расширять представления о наземном виде транспорта, познакомить с профессиями людей, работающих на наземном транспорте.

Продолжать знакомить детей с деталями и частями транспорта. Различия между легковым и грузовым транспортом.

Закрепить знание правил перехода улицы.

Закреплять умение использовать существительные в именитель­ном падеже множественного числа и в творительном падеже един­ственного числа без предлога.

Закреплять обобщающее понятие «наземный транспорт»

Развивать психические процессы и моторику.


Воздушный транспорт

Расширять представления о воздушном виде транспорте, познакомить с профессиями людей, работающих на воздушном транспорте.

Учить различать и называть детали, части транспорта.

Закреплять обобщающее понятие «воздушный транспорт»

Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Формировать умение правильно употреблять простые предлоги.

Развивать психические процессы и моторику.


Водный транспорт



Расширять представления о водном виде транспорта, познакомить с профессиями людей, работающих водном транспорте.

Учить различать и называть детали, части транспорта.

Закреплять обобщающее понятие «водный транспорт»

Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Формировать умение правильно употреблять простые предлоги.

Развивать психические процессы и моторику.


День победы

Расширять представление о великом празднике нашей стране: День Победы.

Активизировать словарь: награды, подвиги, герои, парад, памятники, вечный огонь, ветеран.

Учить составлять рассказ по сюжетным картинкам.

Упражнять в словообразовании, в образовании глаголов совершенного и несовершенного видов.

Воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам, любовь к своей Родине.

Развивать психические процессы и моторику.

МАЙ


Рыбы.

Расширять представление о рыбах, их характерных признаках.

Продолжать знакомить с рыбами рек и озер (щука, лещ, окунь, сом, ерш).

Познакомить детей с аквариумными рыбками (меченосец, золотая рыбка, гуппи, сомик).

Закреплять обобщающее понятие «Рыбы»

Упражнять в согласовании существительных с числительным.

Развивать психические процессы и моторику.



Лето. Насекомые.

Расширять представления о насекомых, их характерных признаках, о приносимых вреде или пользе.

Закреплять обобщающее понятие «насекомые»

Закреплять знания детей о строение насекомых,

Упражнять в употреблении пространственных предлогов.

Расширять представление о лете как о времени года, характерных признаках лета.

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке.

Развивать психические процессы и моторику.


Литература:




Неретина Т.Г. «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного

         учреждения- М.: Баласс, 2004 – 234 с.

Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. - М.:

         Мозаика – Синтез, 2007.- 176 с.

Рындина Е. В. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. – Детство-Пресс, 2014. -176.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Скрипторий, 2010. — 240 с.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации