12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Седых Ольга Викторовна644 Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем. Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск Материал размещён в группе «Календарно- тематическое планирование » |
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе, 9 класс
Календарно-тематическое планирование учебного материала
Литература 9 класс
№ | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во час | Тип урока | Виды учебной деятельности; планируемые результаты | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения
| |
план | факт | |||||||
ВВЕДЕНИЕ (1ч) | ||||||||
| Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный | Лекция с элементами беседы | Тестирование | Знать: основные темы, затронутые писателями ХУ111,Х1Х, ХХ в.в | ||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2ч) | ||||||||
| Литература Древней Руси . «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Конспектирование сообщения учителя, беседа. Комментированное чтение Фрагменты). | Ответы на вопросы, стр.34 | Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…» | ||
| Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Работа над текстом. Эвристическая беседа
| Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34. | Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова» | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (10ч) | ||||||||
| Классицизм в русском и мировом искусстве. Особенности русского классицизма | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя; | Ответ на вопрос 8, стр41 | Знать: особенности классицизма как литературного направления | ||
| М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Аналитическое чтение произведения. | Фронтальный опрос класса | Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях» | ||
| М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол …». Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа Подбор цитат | Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией? | Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях | ||
| Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний Урок внеклассного чтения | Комментированное чтение. Наблюдение над использованием Державиным цвета. | 1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67 | Знать: характеристику литературы ХVIII века ( третий и четвертый периоды) | ||
| Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка поэтического творчества. Традиции и новаторство в лирике Державина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Наблюдение над «высоким»слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения | 4-е задание, стр.67 | Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности | ||
| А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение русской действительности. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Обучение конспектированию. Работа над содержанием произведения | Ответить на вопрос 8, стр74 | Знать: жанр путешествия | ||
| Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум | Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева | Знать: замысел книги, понятие «подтекст» | ||
| Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя: черты сентиментализма; основные жанры сентиментализма; образ автора-рассказчика в сентиментальном произведении | Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина | Знать: понятие сентиментализм и его особенности | ||
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Работа над текстом. Комментированное чтение
| Задания по груп- пам: проанализи- ровать описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы | Знать: новые черты русской литературы; знание текста; умение анализировать и делать выводы | ||
| Р.Р. Сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) | 1 | Урок развития речи | Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения | Подбор цитат, составление плана | Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века | ||
ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (60ч) | ||||||||
| Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией | Составить тезисы лекции по плану | Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений | ||
| Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Практикум. | Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос | Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия | ||
| В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Практикум. | Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана» | Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка; жанр баллада | ||
| А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, видеофильм . | Составление тезисов по плану. | Знать: жизненный путь и творчество писателя | ||
| А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен | Расставить основ- ные события пьесы в хроноло- гическом поряд- ке. Выписать выражения, став- шие крылатыми | Знать: сюжет и композицию пьесы | ||
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10). Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора. | Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы- явить отношение главных героев к Москве, само оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу | Знать: оценка Москвы главными персонажами комедии | ||
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10). Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора. | Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы- явить отношение главных героев к Москве, само оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу | Знать: оценка Москвы главными персонажами комедии | ||
| Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого. Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками. | Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче- ский персонаж? Цитатный план-характеристика | Знать: роль личности автора | ||
| Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого. Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками. | Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче- ский персонаж? Цитатный план-характеристика | Знать: роль личности автора | ||
| Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок развития речи. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии | Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии важны читателю ХХ1 века?» | Знать: черты классицизма и реализма в комедии | ||
| Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок развития речи Составление плана на тему: "Барская Москва". План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья. Комментирование основных положений статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» | Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова | Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным | ||
| Сочинение по комедии «Горе от ума». | Урок развития речи | Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения | Подбор цитат, составление плана | ||||
| А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Аналитическая беседа. Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества поэта | Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова» | Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта | ||
| Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение | Составить лекси ческий словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2) | Знать: смыслообразующие изобразитель но-выразительные средства | ||
| Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви | Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений | Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви | ||
| Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений | Проанализировать лексику стихотворения «Пророк».Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия» | Знать: понятие реализм, реализм в русской литературе | ||
| Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина | 1 | Урок контроля | Ответы на вопросы | Читать «Цыганы» | |||
| А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Урок внеклассного чтения. Фронтальная беседа. Анализ эпизодов. | Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы | Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности | ||
| Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий. | Ответить на 1-2 вопросы, стр.247 | Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа | ||
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина. | Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора | Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт | ||
| Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов. | Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков | Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев) | ||
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов | Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским | Знать: сюжет романа | ||
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Работа с текстом. | Ответы на вопросы | Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни | ||
| Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Обсуждение проблемных вопросов | Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени | Знать: реализм романа; художественные особенности романа | ||
| Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы «Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики» | Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях | Знать: язык и стиль романа в оценке критиков | ||
| Р.Р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина « Евгений Онегин». | |||||||
| Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | |||||||
| Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа по вопросам. Комментирование отдельных эпизодов | Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы | Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты | ||
| М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений | Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений | Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений | ||
| Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений. | Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушки- на и Лермонтова | Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии | ||
| Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение | Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…» | Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка | ||
| Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина» «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Анализ стихотворений. | Сопоставить ритм «Думы» со стих. А.С.Пушкина «Памятник» | Знать: основной пафос стихов Лермонтова | ||
| М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ предисловия | Тесты на знание содержания романа | Знать: особенности композиции романа | ||
| М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Анализ эпизодов | Определить роль пейзажа в главе «Бэла». Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку. | Знать: концепция личности | ||
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина» | Пересказ эпизода, работа по карточкам | Знать: психологический портрет героя | ||
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Княжна Мери». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина» | Пересказ эпизода, работа по карточкам | Знать: психологический портрет героя | ||
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Фаталист». | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина» | Пересказ эпизода, работа по карточкам | Знать: психологический портрет героя | ||
| Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Анализ эпизодов Составление плана | Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина | Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике | ||
| Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Пересказ и анализ эпизодов. Запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения | Проанализиро- вать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы | Знать: композиционная функция женских образов | ||
| Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар. Сопоставление мнение критиков по роману. Рассмотрение проблемных вопросов. | Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина | Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями | ||
| Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | Урок контроля | Самостоятельная работа | Ответы на вопросы | Написать сочинение по роману «Герой нашего времени» | ||
| Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы | Викторина по произведениям Гоголя | Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы | ||
| Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. Манилов и « маниловщина». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) | Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану | Параллель между помещиками, положительные черты в их характере | Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках | ||
| Система образов поэмы «Мертвые души». Дубинноголовая помещица Коробочка. | Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) | Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану | Параллель между помещиками, положительные черты в их характере | Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках | |||
| Система образов поэмы «Мертвые души». Ноздрёв как воплощение полного отсутствия нравственных принципов. | Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) | Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану | Параллель между помещиками, положительные черты в их характере | Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках | |||
| Система образов поэмы «Мертвые души». «Звериное» начало в образе Собакевича. | Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) | Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану | Параллель между помещиками, положительные черты в их характере | Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках | |||
| Система образов поэмы «Мертвые души». Плюшкин. Последняя стадия нравственного падения. | Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) | Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану | Параллель между помещиками, положительные черты в их характере | Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках | |||
| Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов. | Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме. | Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций | ||
| Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (урок-размышление) | Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина. | Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре» | Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое | ||
63. | Роль вставных элементов в поэме. «Повесть о капитане Копейкине». | |||||||
64. | Р.Р.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Семинар: рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.) | Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским | Знать: единство комического и лирического начал | ||
65. | А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов. | Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения) | Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок» | ||
66. | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (комбинированный) | Пересказ 1-3-действий. Чтение 6 явления по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам. | Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? (сам.работа) Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам) | Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт | ||
67. | Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести | Беседа по поставленным вопросам | Знать: традиции изображения «маленького» человека | ||
68. | Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | 1 | Работа с текстом; комментированное чтение, аналитическая беседа Сообщения учеников. Составление плана. | Чем интересна повесть современному читателю? Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение) | Знать: проблемы повести; психологизм повести | |||
69. | Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав. | Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности» более всего привлек мое внимание | Знать: осознание героем собственной нравственной позиции | ||
70. | Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. | |||||||
71. | А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Выразительное чтение рассказа и анализ. | Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку | Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа | ||
72. | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Анализ рассказа. | Ответить на вопросы | Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ | ||
73. | Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.) | 1 | Урок развития речи | Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат | Составление плана сочинения | Уметь составлять связное высказывание на тему | ||
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (проза) (9ч) | ||||||||
74. | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция, конспектирование | Основные положения лекции | Знать: жанровое и тематическое многообразие произведений | ||
1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ рассказа. | Ответы на вопросы викторины | Знать: биография писателя, текст произведения | ||||
75. | Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Анализ рассказа, характеристика героев | Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» | Знать: композиция рассказа | ||
76. | М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце». | Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (про фессора Преобра женского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика и Шарикова)на выбор | Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика | ||
77. | Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести | Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118 | Знать: проблематика повести | ||
78. | М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Чтение рассказа | Ответы на вопросы по теме | Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ) | ||
79. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа | Роль пейзажей и портретных зарисовок | Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя | ||
80. | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и заполнение таблицы о жизни и творчестве писателя. | Знать: жизненный путь и основные произведения писателя | |||
81. | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы | Раскрыть | Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи | ||
82. | Контрольная работа ( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века. | 1 | Урок контроля | Ответы на вопросы | ЗУН по теме | |||
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (12ч) | ||||||||
83. | Русская поэзия «серебряного века». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Урок- концерт | Составление тезисов лекции | Умение составлять конспект лекции | ||
84. | А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений | Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами | Знать: поэт-символист, тематика стихотворений; образ и ритмы поэта | ||
85. | С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Сообщение учителя. Практикум: выразительное чтение и анализ стихотворений. | Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов | Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль | ||
86. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Анализ стихотворения | Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений) | Знать: сквозные образы в лирике поэта | ||
87. | В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии. Маяковский о труде поэта. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений. | Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта | Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии | ||
88. | М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики Цветаевой. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Чтение и анализ стихотворений | Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы | Знать: традиции и новаторство в творческих поисках поэта | ||
89.. | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Елабужский период | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Определение основных мотивов, стиль поэзии | 7-е задание, стр129 | Знать: особенности поэзии Цветаевой | ||
90. | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Сообщение учителя о поэте. Выразительное чтение | Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте | Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого | ||
91. | А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Комментированное чтение ст. о жизни поэтессы (стр.130-133), чтение и анализ стихотворений | Отметить характерные черты ранней лирики | Знать: А.Ахматова – представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы | ||
92. | А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений | 4-е задание учебника, стр146 | Знать: судьбу поэта и стихи | ||
93. | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи (стр.206-207) | Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака» | Знать: философская глубина лирики поэта | ||
94. | А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом…». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228) | Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры | Знать: основные мотивы творчества | ||
РОМАНСЫ И ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XX ВЕКОВ (2ч) | ||||||||
95. | Внеклассное чтение. «Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков | 1 | Уроки внеклассного чтения | Эвристическая беседа. Лекция. Прослушивание и анализ романсов | Краткая информация о жизни и творчестве поэтов | Знать: отличительные признаки жанра романс | ||
96. | Зачетное занятие по русской лирике ХХ века | 1 | Урок контроля | Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка)на одну и ту же тему. | ЗУН по теме | |||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч) | ||||||||
97. | Зарубежная литература. У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с окружающим миром. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2). | Фронтальный опрос | Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения | ||
98. | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам | Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы? | Знать: трагедия как драматический жанр | ||
99. | И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (стр.338-339).Обзор содержания | Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля | Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения | ||
100. | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Выразительное чтение отрывков | Раскрыть итоговый смысл трагедии | Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература | ||
ОБОБЩЕНИЕ. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ (2ч) | ||||||||
101. | Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Урок контроля | Зачет Рекомендации для летнего чтения | Ответы на вопросы | |||
102. | Резервный урок | 1 | Рекомендации для летнего чтения |