Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе в 9 классе
Календарно-тематическое планирование учебного материала
Литература 9 класс
№ |
Наименование разделов и тем уроков |
Кол-во час |
Тип урока |
Виды учебной деятельности; планируемые результаты |
Виды контроля, измерители |
Планируемые результаты освоения материала |
Дата проведения
|
|
план |
факт |
|||||||
ВВЕДЕНИЕ (1ч) |
||||||||
|
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. |
1 |
Изучение нового материала. Комбинированный |
Лекция с элементами беседы |
Тестирование |
Знать: основные темы, затронутые писателями ХУ111,Х1Х, ХХ в.в |
||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2ч) |
||||||||
|
Литература Древней Руси . «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Конспектирование сообщения учителя, беседа. Комментированное чтение Фрагменты). |
Ответы на вопросы, стр.34 |
Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…» |
||
|
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Работа над текстом. Эвристическая беседа
|
Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34. |
Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова» |
||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (10ч) |
||||||||
|
Классицизм в русском и мировом искусстве. Особенности русского классицизма |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя; |
Ответ на вопрос 8, стр41 |
Знать: особенности классицизма как литературного направления |
||
|
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Аналитическое чтение произведения. |
Фронтальный опрос класса |
Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях» |
||
|
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол …». Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Беседа Подбор цитат |
Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией? |
Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях |
||
|
Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний Урок внеклассного чтения |
Комментированное чтение. Наблюдение над использованием Державиным цвета. |
1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67 |
Знать: характеристику литературы ХVIII века ( третий и четвертый периоды) |
||
|
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка поэтического творчества. Традиции и новаторство в лирике Державина |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Наблюдение над «высоким»слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения |
4-е задание, стр.67 |
Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности |
||
|
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение русской действительности. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Обучение конспектированию. Работа над содержанием произведения |
Ответить на вопрос 8, стр74 |
Знать: жанр путешествия |
||
|
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Практикум |
Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева |
Знать: замысел книги, понятие «подтекст» |
||
|
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя: черты сентиментализма; основные жанры сентиментализма; образ автора-рассказчика в сентиментальном произведении |
Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина |
Знать: понятие сентиментализм и его особенности |
||
|
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Работа над текстом. Комментированное чтение
|
Задания по груп- пам: проанализи- ровать описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы |
Знать: новые черты русской литературы; знание текста; умение анализировать и делать выводы |
||
|
Р.Р. Сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) |
1 |
Урок развития речи |
Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения |
Подбор цитат, составление плана |
Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века |
||
ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (60ч) |
||||||||
|
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией |
Составить тезисы лекции по плану |
Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений |
||
|
Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Обучение анализу лирического стихотворения. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Практикум. |
Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос |
Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия |
||
|
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Беседа. Практикум. |
Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана» |
Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка; жанр баллада |
||
|
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция, видеофильм . |
Составление тезисов по плану. |
Знать: жизненный путь и творчество писателя |
||
|
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен |
Расставить основ- ные события пьесы в хроноло- гическом поряд- ке. Выписать выражения, став- шие крылатыми |
Знать: сюжет и композицию пьесы |
||
|
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10). Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора. |
Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы- явить отношение главных героев к Москве, само оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу |
Знать: оценка Москвы главными персонажами комедии |
||
|
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10). Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора. |
Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы- явить отношение главных героев к Москве, само оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу |
Знать: оценка Москвы главными персонажами комедии |
||
|
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого. Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками. |
Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче- ский персонаж? Цитатный план-характеристика |
Знать: роль личности автора |
||
|
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого. Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками. |
Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче- ский персонаж? Цитатный план-характеристика |
Знать: роль личности автора |
||
|
Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Урок развития речи. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии |
Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии важны читателю ХХ1 века?» |
Знать: черты классицизма и реализма в комедии |
||
|
Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума». |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Урок развития речи Составление плана на тему: "Барская Москва". План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья. Комментирование основных положений статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» |
Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова |
Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным |
||
|
Сочинение по комедии «Горе от ума». |
Урок развития речи |
Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения |
Подбор цитат, составление плана |
||||
|
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Аналитическая беседа. Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества поэта |
Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова» |
Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта |
||
|
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар». |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение |
Составить лекси ческий словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2) |
Знать: смыслообразующие изобразитель но-выразительные средства |
||
|
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви |
Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений |
Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви |
||
|
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений |
Проанализировать лексику стихотворения «Пророк».Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия» |
Знать: понятие реализм, реализм в русской литературе |
||
|
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина |
1 |
Урок контроля |
Ответы на вопросы |
Читать «Цыганы» |
|||
|
А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Урок внеклассного чтения. Фронтальная беседа. Анализ эпизодов. |
Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы |
Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности |
||
|
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий. |
Ответить на 1-2 вопросы, стр.247 |
Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа |
||
|
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина. |
Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора |
Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт |
||
|
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов. |
Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков |
Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев) |
||
|
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов |
Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским |
Знать: сюжет романа |
||
|
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Беседа. Работа с текстом. |
Ответы на вопросы |
Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни |
||
|
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Семинар. Обсуждение проблемных вопросов |
Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени |
Знать: реализм романа; художественные особенности романа |
||
|
Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы «Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики» |
Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях |
Знать: язык и стиль романа в оценке критиков |
||
|
Р.Р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина « Евгений Онегин». |
|||||||
|
Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». |
|||||||
|
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии |
1 |
Урок внеклассного чтения |
Беседа по вопросам. Комментирование отдельных эпизодов |
Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы |
Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты |
||
|
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений |
Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений |
Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений |
||
|
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений. |
Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушки- на и Лермонтова |
Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии |
||
|
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Практикум. Выразительное чтение |
Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…» |
Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка |
||
|
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина» «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Семинар. Анализ стихотворений. |
Сопоставить ритм «Думы» со стих. А.С.Пушкина «Памятник» |
Знать: основной пафос стихов Лермонтова |
||
|
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Чтение и анализ предисловия |
Тесты на знание содержания романа |
Знать: особенности композиции романа |
||
|
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Беседа. Анализ эпизодов |
Определить роль пейзажа в главе «Бэла». Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку. |
Знать: концепция личности |
||
|
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань». |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина» |
Пересказ эпизода, работа по карточкам |
Знать: психологический портрет героя |
||
|
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Княжна Мери». |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина» |
Пересказ эпизода, работа по карточкам |
Знать: психологический портрет героя |
||
|
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Фаталист». |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина» |
Пересказ эпизода, работа по карточкам |
Знать: психологический портрет героя |
||
|
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Практикум. Анализ эпизодов Составление плана |
Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина |
Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике |
||
|
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Практикум. Пересказ и анализ эпизодов. Запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения |
Проанализиро- вать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы |
Знать: композиционная функция женских образов |
||
|
Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Семинар. Сопоставление мнение критиков по роману. Рассмотрение проблемных вопросов. |
Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина |
Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями |
||
|
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» |
1 |
Урок контроля |
Самостоятельная работа |
Ответы на вопросы |
Написать сочинение по роману «Герой нашего времени» |
||
|
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы |
Викторина по произведениям Гоголя |
Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы |
||
|
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. Манилов и « маниловщина». |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) |
Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану |
Параллель между помещиками, положительные черты в их характере |
Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках |
||
|
Система образов поэмы «Мертвые души». Дубинноголовая помещица Коробочка. |
Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) |
Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану |
Параллель между помещиками, положительные черты в их характере |
Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках |
|||
|
Система образов поэмы «Мертвые души». Ноздрёв как воплощение полного отсутствия нравственных принципов. |
Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) |
Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану |
Параллель между помещиками, положительные черты в их характере |
Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках |
|||
|
Система образов поэмы «Мертвые души». «Звериное» начало в образе Собакевича. |
Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) |
Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану |
Параллель между помещиками, положительные черты в их характере |
Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках |
|||
|
Система образов поэмы «Мертвые души». Плюшкин. Последняя стадия нравственного падения. |
Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд) |
Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану |
Параллель между помещиками, положительные черты в их характере |
Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках |
|||
|
Образ города в поэме «Мертвые души» |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Беседа Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов. |
Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме. |
Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций |
||
|
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (урок-размышление) |
Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина. |
Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре» |
Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое |
||
63. |
Роль вставных элементов в поэме. «Повесть о капитане Копейкине». |
|||||||
64. |
Р.Р.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Семинар: рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.) |
Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским |
Знать: единство комического и лирического начал |
||
65. |
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов. |
Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения) |
Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок» |
||
66. |
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (комбинированный) |
Пересказ 1-3-действий. Чтение 6 явления по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам. |
Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? (сам.работа) Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам) |
Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт |
||
67. |
Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести |
Беседа по поставленным вопросам |
Знать: традиции изображения «маленького» человека |
||
68. |
Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. |
1 |
Работа с текстом; комментированное чтение, аналитическая беседа Сообщения учеников. Составление плана. |
Чем интересна повесть современному читателю? Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение) |
Знать: проблемы повести; психологизм повести |
|||
69. |
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав. |
Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности» более всего привлек мое внимание |
Знать: осознание героем собственной нравственной позиции |
||
70. |
Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. |
|||||||
71. |
А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Выразительное чтение рассказа и анализ. |
Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку |
Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа |
||
72. |
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Беседа. Анализ рассказа. |
Ответить на вопросы |
Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ |
||
73. |
Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.) |
1 |
Урок развития речи |
Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат |
Составление плана сочинения |
Уметь составлять связное высказывание на тему |
||
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (проза) (9ч) |
||||||||
74. |
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция, конспектирование |
Основные положения лекции |
Знать: жанровое и тематическое многообразие произведений |
||
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Чтение и анализ рассказа. |
Ответы на вопросы викторины |
Знать: биография писателя, текст произведения |
||||
75. |
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Анализ рассказа, характеристика героев |
Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» |
Знать: композиция рассказа |
||
76. |
М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце». |
Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (про фессора Преобра женского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика и Шарикова)на выбор |
Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика |
||
77. |
Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести |
Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118 |
Знать: проблематика повести |
||
78. |
М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Чтение рассказа |
Ответы на вопросы по теме |
Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ) |
||
79. |
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа |
Роль пейзажей и портретных зарисовок |
Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя |
||
80. |
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция и заполнение таблицы о жизни и творчестве писателя. |
Знать: жизненный путь и основные произведения писателя |
|||
81. |
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы |
Раскрыть |
Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи |
||
82. |
Контрольная работа ( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века. |
1 |
Урок контроля |
Ответы на вопросы |
ЗУН по теме |
|||
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (12ч) |
||||||||
83. |
Русская поэзия «серебряного века». |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Урок- концерт |
Составление тезисов лекции |
Умение составлять конспект лекции |
||
84. |
А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений |
Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами |
Знать: поэт-символист, тематика стихотворений; образ и ритмы поэта |
||
85. |
С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Сообщение учителя. Практикум: выразительное чтение и анализ стихотворений. |
Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов |
Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль |
||
86. |
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Практикум. Анализ стихотворения |
Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений) |
Знать: сквозные образы в лирике поэта |
||
87. |
В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии. Маяковский о труде поэта. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений. |
Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта |
Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии |
||
88. |
М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики Цветаевой. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Чтение и анализ стихотворений |
Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы |
Знать: традиции и новаторство в творческих поисках поэта |
||
89.. |
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Елабужский период |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Практикум. Определение основных мотивов, стиль поэзии |
7-е задание, стр129 |
Знать: особенности поэзии Цветаевой |
||
90. |
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Сообщение учителя о поэте. Выразительное чтение |
Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте |
Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого |
||
91. |
А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Комментированное чтение ст. о жизни поэтессы (стр.130-133), чтение и анализ стихотворений |
Отметить характерные черты ранней лирики |
Знать: А.Ахматова – представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы |
||
92. |
А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. |
1 |
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений |
4-е задание учебника, стр146 |
Знать: судьбу поэта и стихи |
||
93. |
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи (стр.206-207) |
Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака» |
Знать: философская глубина лирики поэта |
||
94. |
А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом…». |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228) |
Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры |
Знать: основные мотивы творчества |
||
РОМАНСЫ И ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XX ВЕКОВ (2ч) |
||||||||
95. |
Внеклассное чтение. «Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков |
1 |
Уроки внеклассного чтения |
Эвристическая беседа. Лекция. Прослушивание и анализ романсов |
Краткая информация о жизни и творчестве поэтов |
Знать: отличительные признаки жанра романс |
||
96. |
Зачетное занятие по русской лирике ХХ века |
1 |
Урок контроля |
Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка)на одну и ту же тему. |
ЗУН по теме |
|||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч) |
||||||||
97. |
Зарубежная литература. У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с окружающим миром. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2). |
Фронтальный опрос |
Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения |
||
98. |
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам |
Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы? |
Знать: трагедия как драматический жанр |
||
99. |
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (стр.338-339).Обзор содержания |
Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля |
Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения |
||
100. |
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы |
1 |
Урок сообщения и усвоения новых знаний |
Выразительное чтение отрывков |
Раскрыть итоговый смысл трагедии |
Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература |
||
ОБОБЩЕНИЕ. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ (2ч) |
||||||||
101. |
Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
1 |
Урок контроля |
Зачет Рекомендации для летнего чтения |
Ответы на вопросы |
|||
102. |
Резервный урок |
1 |
Рекомендации для летнего чтения |