12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седых Ольга Викторовна644
Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.
Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск
0

Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе, 9 класс

Календарно-тематическое планирование учебного материала

Литература 9 класс

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во час

Тип урока

Виды учебной деятельности;

планируемые результаты

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

 

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

 

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

Изучение нового материала. Комбинированный

Лекция с элементами беседы

Тестирование

Знать: основные темы, затронутые писателями ХУ111,Х1Х, ХХ в.в

   

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2ч)

 

Литература Древней Руси . «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Конспектирование сообщения учителя, беседа.

Комментированное чтение Фрагменты).

Ответы на вопросы, стр.34

Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…»

   

 

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Работа над текстом.

Эвристическая беседа

 

Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34.

Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова»

   

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (10ч)

 

Классицизм в русском и мировом искусстве. Особенности русского классицизма

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя;

Ответ на вопрос 8, стр41

Знать: особенности классицизма как литературного направления

   

 

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Аналитическое чтение произведения.

Фронтальный опрос класса

Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях»

   

 

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол …». Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа

Подбор цитат

Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией?

Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях

   

 

Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение. Наблюдение над использованием Державиным цвета.

1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67

Знать: характеристику литературы ХVIII века

( третий и четвертый периоды)

   

 

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка поэтического творчества. Традиции и новаторство в лирике Державина

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Наблюдение над «высоким»слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения

4-е задание,

стр.67

Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности

   

 

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение

русской действительности.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Обучение

конспектированию. Работа над содержанием произведения

Ответить на вопрос 8, стр74

Знать: жанр путешествия

   

 

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум

Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева

Знать: замысел книги, понятие «подтекст»

   

 

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке.

Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя: черты сентиментализма; основные жанры сентиментализма; образ автора-рассказчика в сентиментальном произведении

Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина

Знать: понятие сентиментализм и его особенности

   

 

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Работа над текстом. Комментированное чтение

 

Задания по груп-

пам: проанализи-

ровать описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы

Знать: новые черты русской литературы;

знание текста; умение анализировать и делать выводы

   

 

Р.Р. Сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

1

Урок развития речи

Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения

Подбор цитат, составление плана

Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века

   

ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (60ч)

 

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией

Составить тезисы лекции по плану

Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений

   

 

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Обучение анализу лирического стихотворения.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Практикум.

Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос

Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия

   

 

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Практикум.

Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана»

Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка;

жанр баллада

   

 

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, видеофильм

.

Составление тезисов по плану.

Знать: жизненный путь и творчество писателя

   

 

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен

Расставить основ-

ные события пьесы в хроноло-

гическом поряд-

ке. Выписать выражения, став-

шие крылатыми

Знать: сюжет и композицию пьесы

   

 

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10).

Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора.

Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы-

явить отношение главных героев к Москве, само

оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу

Знать: оценка

Москвы главными персонажами комедии

   

 

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10).

Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора.

Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы-

явить отношение главных героев к Москве, само

оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу

Знать: оценка

Москвы главными персонажами комедии

   

 

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого.

Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками.

Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче-

ский персонаж? Цитатный план-характеристика

Знать: роль личности автора

   

 

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого.

Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками.

Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче-

ский персонаж? Цитатный план-характеристика

Знать: роль личности автора

   

 

Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Урок развития речи. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии

Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии

важны читателю ХХ1 века?»

Знать: черты классицизма и реализма в комедии

   

 

Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Урок развития речи Составление плана на тему: "Барская Москва". План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья. Комментирование основных положений статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»

Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова

Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным

   

 

Сочинение по комедии «Горе от ума».

 

Урок развития речи

Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения

Подбор цитат, составление плана

     

 

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Аналитическая беседа. Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества поэта

Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова»

Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта

   

 

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение

Составить лекси

ческий словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2)

Знать: смыслообразующие изобразитель

но-выразительные средства

   

 

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви

Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений

Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви

   

 

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений

Проанализировать лексику стихотворения «Пророк».Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг

нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия»

Знать: понятие реализм,

реализм в русской литературе

   

 

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

1

Урок контроля

Ответы на вопросы

 

Читать «Цыганы»

   

 

А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Урок внеклассного чтения. Фронтальная беседа. Анализ эпизодов.

Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы

Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности

   

 

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий.

Ответить на 1-2 вопросы, стр.247

Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа

   

 

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина.

Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора

Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт

   

 

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов.

Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков

Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев)

   

 

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов

Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским

Знать: сюжет романа

   

 

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Работа с текстом.

Ответы на вопросы

Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни

   

 

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Семинар. Обсуждение проблемных вопросов

Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени

Знать: реализм романа; художественные особенности романа

   

 

Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы

«Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики»

Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях

Знать: язык и стиль романа в оценке критиков

   

 

Р.Р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина « Евгений Онегин».

             

 

Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

             

 

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

Два типа мировосприятия персонажей трагедии

1

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам.

Комментирование отдельных эпизодов

Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы

Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты

   

 

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений

Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений

Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений

   

 

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушки-

на и Лермонтова

Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии

   

 

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум.

Выразительное чтение

Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…»

Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка

   

 

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина»

«Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Семинар. Анализ стихотворений.

Сопоставить ритм «Думы» со стих.

А.С.Пушкина «Памятник»

Знать: основной пафос стихов Лермонтова

   

 

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Чтение и анализ предисловия

Тесты на знание содержания романа

Знать: особенности композиции романа

   

 

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа. Анализ эпизодов

Определить роль пейзажа в главе «Бэла».

Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку.

Знать: концепция личности

   

 

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина»

Пересказ эпизода, работа по карточкам

Знать: психологический портрет героя

   

 

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Княжна Мери».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина»

Пересказ эпизода, работа по карточкам

Знать: психологический портрет героя

   

 

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Фаталист».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина»

Пересказ эпизода, работа по карточкам

Знать: психологический портрет героя

   

 

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум. Анализ эпизодов

Составление плана

Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина

Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике

   

 

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум.

Пересказ и анализ эпизодов. Запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Проанализиро-

вать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы

Знать: композиционная функция женских образов

   

 

Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Семинар. Сопоставление мнение критиков по роману. Рассмотрение проблемных вопросов.

Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина

Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями

   

 

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

Урок контроля

Самостоятельная работа

Ответы на вопросы

Написать сочинение по роману «Герой нашего времени»

   

 

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы

Викторина по произведениям Гоголя

Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы

   

 

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. Манилов и « маниловщина».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд)

Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану

Параллель между помещиками, положительные черты в их характере

Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках

   

 

Система образов поэмы «Мертвые души». Дубинноголовая помещица Коробочка.

 

Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд)

Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану

Параллель между помещиками, положительные черты в их характере

Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках

   

 

Система образов поэмы «Мертвые души». Ноздрёв как воплощение полного отсутствия нравственных принципов.

 

Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд)

Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану

Параллель между помещиками, положительные черты в их характере

Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках

   

 

Система образов поэмы «Мертвые души». «Звериное» начало в образе Собакевича.

 

Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд)

Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану

Параллель между помещиками, положительные черты в их характере

Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках

   

 

Система образов поэмы «Мертвые души». Плюшкин. Последняя стадия нравственного падения.

 

Урок сообщения и усвоения новых знаний (урок-суд)

Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану

Параллель между помещиками, положительные черты в их характере

Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках

   

 

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов.

Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме.

Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций

   

 

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (урок-размышление)

Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина.

Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре»

Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое

   

63.

Роль вставных элементов в поэме. «Повесть о капитане Копейкине».

             

64.

Р.Р.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Семинар: рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.)

Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским

Знать: единство комического и лирического начал

   

65.

А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов.

Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения)

Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок»

   

66.

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков (комбинированный)

Пересказ 1-3-действий. Чтение 6 явления по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам.

Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? (сам.работа) Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам)

Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт

   

67.

Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести

Беседа по поставленным вопросам

Знать: традиции изображения «маленького» человека

   

68.

Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

1

 

Работа с текстом;

комментированное чтение, аналитическая беседа

Сообщения учеников. Составление

плана.

Чем интересна повесть современному читателю?

Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение)

Знать: проблемы повести; психологизм повести

   

69.

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав.

Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности»

более всего привлек мое внимание

Знать: осознание героем собственной нравственной позиции

   

70.

Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление.

             

71.

А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Выразительное чтение рассказа и анализ.

Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку

Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа

   

72.

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа. Анализ рассказа.

Ответить на вопросы

Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ

   

73.

Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)

1

Урок развития речи

Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат

Составление плана сочинения

Уметь составлять связное высказывание на тему

   

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (проза) (9ч)

74.

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, конспектирование

Основные положения лекции

Знать: жанровое и тематическое многообразие произведений

   

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Чтение и анализ рассказа.

Ответы на вопросы викторины

Знать: биография писателя,

текст произведения

   

75.

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Анализ рассказа,

характеристика героев

Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

Знать: композиция рассказа

   

76.

М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце».

Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (про

фессора Преобра

женского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика и Шарикова)на выбор

Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика

   

77.

Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести

Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118

Знать: проблематика повести

   

78.

М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Чтение рассказа

Ответы на вопросы по теме

Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ)

   

79.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа

Роль пейзажей и портретных зарисовок

Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя

   

80.

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция и заполнение таблицы о жизни и творчестве писателя.

 

Знать: жизненный путь и основные произведения писателя

   

81.

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы

Раскрыть

Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи

   

82.

Контрольная работа ( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века.

1

Урок контроля

Ответы на вопросы

 

ЗУН по теме

   

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (12ч)

83.

Русская поэзия «серебряного века».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Урок- концерт

Составление тезисов лекции

Умение составлять конспект лекции

   

84.

А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений

Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами

Знать: поэт-символист, тематика стихотворений; образ и ритмы поэта

   

85.

С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Сообщение учителя. Практикум:

выразительное чтение и анализ стихотворений.

Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов

Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль

   

86.

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум.

Анализ стихотворения

Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений)

Знать: сквозные образы в лирике поэта

   

87.

В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.

Маяковский о труде поэта.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений.

Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта

Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии

   

88.

М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на

меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,

Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»

Особенности поэтики Цветаевой.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Чтение и анализ стихотворений

Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы

Знать: традиции и новаторство в творческих поисках поэта

   

89..

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Елабужский период

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум. Определение основных мотивов, стиль поэзии

7-е задание, стр129

Знать: особенности поэзии Цветаевой

   

90.

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Сообщение учителя о поэте. Выразительное чтение

Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте

Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого

   

91.

А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Комментированное чтение ст. о жизни поэтессы (стр.130-133), чтение и анализ стихотворений

Отметить характерные черты ранней лирики

Знать: А.Ахматова – представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы

   

92.

А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений

4-е задание учебника, стр146

Знать: судьбу поэта и стихи

   

93.

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи

(стр.206-207)

Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака»

Знать: философская глубина лирики поэта

   

94.

А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом…».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228)

Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры

Знать: основные мотивы творчества

   

РОМАНСЫ И ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XX ВЕКОВ (2ч)

95.

Внеклассное чтение. «Музыка поэзии».

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков

1

Уроки внеклассного чтения

Эвристическая беседа. Лекция. Прослушивание и анализ романсов

Краткая информация о жизни и творчестве поэтов

Знать: отличительные признаки жанра романс

   

96.

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

1

Урок контроля

Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка)на одну и ту же тему.

 

ЗУН по теме

   

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч)

97.

Зарубежная литература. У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с окружающим миром.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2).

Фронтальный опрос

Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения

   

98.

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам

Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы?

Знать: трагедия как драматический жанр

   

99.

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (стр.338-339).Обзор содержания

Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля

Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения

   

100.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Выразительное чтение отрывков

Раскрыть итоговый смысл трагедии

Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература

   

ОБОБЩЕНИЕ. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ (2ч)

101.

Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Урок контроля

Зачет

Рекомендации для летнего чтения

Ответы на вопросы

     

102.

Резервный урок

1

 

Рекомендации для летнего чтения

       
Опубликовано в группе «Календарно- тематическое планирование »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.