Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе по УМК В.Я. Коровиной
Пояснительная записка к календарно-тематическому
планированию уроков литературы. 9 класс.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, адаптированной программы общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений», 5 -9 классы./ Авторы; В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Н.В.Беляева; М.: «Просвещение», 2019 г. к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы автора-составителя В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И.С.Збарского; М.: «Просвещение», 2020; а также с учётом специфики ОУ для детей с задержкой психического развития (Журнал «Дефектология». 1993г., №2), годового календарного графика ОГКОУ «Школа-интернат №16»на 2023-2024 учебный год.
Календарно-тематическое планирование уроков отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, которая конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цели обучения:
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
ЗАДАЧИ литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
В 9 классе ученики знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Структура курса даёт возможность получить первоначальные знания по истории литературы. Среди них – сведения о литературе Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, об основных направлениях в литературе: классицизме, сентиментализме, романтизме, разнообразных формах романтизма, разнообразных формах реализма, знакомство с русской профессиональной литературной критикой. В центре внимания – важнейшие произведения А.С. Пушкина « Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Обращение к русской классике, современной литературе даёт возможность расширить круг чтения и будет способствовать более глубокому восприятию каждого художественного текста.
При изучении этого курса целесообразно учитывать подготовленность учащихся, оснащённость уроков литературы, возможность проведения внеклассных мероприятий. Это отразится на характере проведения обзорных и монографических тем. Возможно использование различного количества часов на изучение монографических тем или даже их превращение в обзорные, которые содержат достаточно лаконичный материал о жизни и творчестве писателя. Этот вопрос решается учителем в зависимости от обстоятельства. Часто такого рода сокращение происходит при изучении древней литературы, литературы 18 века, а также ряда конкретных монографических тем 20 века.
В 9 классе данной программой предусмотрено проведение 102 учебных часов. По учебному плану ОГКОУ «Школа-интернат №16» в 9 классе на уроки литературы отводится 33 учебные недели, что составляет 99 часов (3 часа в неделю) и 3 часа – резервные уроки. Программа скорректирована с учетом рекомендаций журнала «Дефектология» (№3 1993 год).
Распределение учебных часов по разделам программы.
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество уроков |
1. | Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. | 1 |
2. | Древнерусская литература. | 3 |
3. | Литература XVIII века. | 9 |
4. | Русская литература XIX века. | 52 |
5. | Литература ХХ века. | 8 |
6. | Русская поэзия второй половины ХХ века | 17 |
7. | Песни и романсы русских поэтов XIX века | 2 |
8. | Зарубежная литература | 7 |
9. | Резервные уроки | 3 |
| Итого: | 102 |
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 9 класса.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традиции, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального осознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы:
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного изучения;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учащиеся должны знать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия: историко-литературный процесс, классические произведения литературы; основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Учащиеся должны уметь:
- прослеживать исторические изменения в темах русской литературы;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально- образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
Используемый учебно-методический комплекс. Учебник «Литература. 9 класс».
Автор-составитель: В.Я.Коровина. М.: «Просвещение», 2020 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Таблица распределения учебных часов по триместрам
| I триместр | II триместр | III триместр | Год |
Основные уроки | 26 | 27 | 34 | 87 |
Контроль знаний | - | 3 | 1 | 4 |
Развитие речи | 1 | 3 | - | 4 |
Внеклассное чтение | 2 | - | 2 | 4 |
Резервные уроки | - | - | 3 | 3 |
Итого | 29 | 33 | 40 | 102 |
№ | Разделы Тема урока | Кол.час | Дата | Основные вопросы и проблемы | Виды практической деятельности | Формы отчетности | Коррекция на уроке | Домашнее задание | |
I триместр | |||||||||
Введение. | |||||||||
1 | Литература и её роль в духовной жизни человека. | 1 | 02.09 | Краткое повторение изученного в предыдущих классах. Знакомство со структурой учебника-хрестоматией. Обзорная характеристика основных направлений русской литературы, изучаемой в 9 классе. | Беседа по книгам, прочитанным летом. Слово учителя. Знакомство с учебником. Чтение и обсуждение статьи «Слово к девятиклассникам». Подведение итогов. | Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный ответ на вопрос. Выполнение тестовых заданий. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Чтение статьи учебника «О древнерусской литературе» и составление ее конспекта. (с.5-8) | |
Древнерусская литература | |||||||||
2 | Литература Древней Руси. | 1 | 03.09 | Повторение изученного о древнерусск.лит. Знакомство с основными периодами развития древнерусск.лит. Обзорная хар-ка основных направлений древнерусск.литер. История открытия «Слова…». | Лекция с элементами беседы. Закрепление изученного мат-ла. Беседа по вопросам. Подведение итогов. | Составить подробный план статьи «О древнерусск.лит-ре». | Развитие речи и словесно-логического мышления на основе пересказа и плана статьи. | Прочитать «Слово о полку Игореве» в пересказе Н.А.Заболоцкого.(с.11-34) | |
3 | «Слово о полку Игореве»-величайший памятник древнерусской литературы. | 1 | 07.09 | Историческая основа произведения; знакомство с исследованиями «Слова…», его переводами; идея произведения; особенности сюжета и композиции; роль пейзажа в произ., ср-вавыраж.авторской позиции; составление композиц.плана. 2.Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. | 1.Конспектирование лекции учителя о «Слове…». Выразительное чтение фрагментов. Беседа по вопросам. Составление композиционного плана произ. Итоги. Хар-ка героев «Слова…». Беседа о жанровых особенностях «Слова…». Индивидуальная работа по карточкам. | 1.Составить цитатный план «Слова…». Самостоятельная работа. | 1.Развитие словесно-логического и образного мышления на основе анализа текста. Развитие образного мышления на основе хар-ки героев. | Составить хар-ку героев «Слова…». Выучить отрывок наизусть. | |
4 | Центральный образ «Слова…» | 1 | 09.09 | Образ автора. Авторская позиция в «Слове…».Жанр «Слова…». Переводы «Слова…». | Выразительное чтение произведения. Участие в коллективном диалоге. | | | | |
Русская литература 18 века | |||||||||
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве. | 1 | 10.09 | Хар-ка русской литературы 18 века. Понятие о классицизме. Классицизм в русской и мировой литер. Истоки классицизма, его черты. Гражданский пафос русского классицизма. | Тезисный план статьи учебника «О русской литературе 18 в.». Конспектирование лекции учителя «Понятие о классицизме. Характерные черты классицизма». | Конспект лекции. Вопросы первого уровня с. 41. | Развитие абстрактного мышления при изучении понятия Классицизм. | Прочитать статью «О русской литературе 18 в.», «Классицизм» (с.36-40). Подготовить сообщение о М.В.Ломоносове | |
| 6 | М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» | 1 | 14.09 | Обзор жизни и творчества М.В.Ломоносова; М.В.Ломоносов как реформатор русского языка и стиха; понятие о жанре оды; особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление…». | Проверка дом.задания. Конспектирование лекции учителя о Ломоносове. Выразительное чтение и обсуждение оды « Вечернее размышление…». | Конспект статьи о М.В.Ломоносове Обсуждение вопросов и заданий учебника. | Развитие логического мышления при конспектировании лекции учителя. Развитие речи при чтении оды. | Закончить конспект статьи о М.В.Ломоносове. |
| 7 | М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…». | 1 | 16.09 | М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведении. | Комментированное чтение и обсуждение «Оды на день восшествия…». Выделение микротем и обсуждение их содержания. | Письменный ответ на вопрос: Что прославляет Ломоносов в «Оде на день восшествия…»? | Развитие словесно-логического мышления при письменном ответе на вопрос. | Выучить наизусть заключительный отрывок «Науки юношей питают…». |
| 8 | Творчество Г.Р.Державина. Ода «Властителям и судиям». | 1 | 17.09 | Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Тема несправедливости сильных мира сего. Высокий слог и ораторские , декламационные интонации. | Конспект лекции учителя о Державине. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение оды. Составление словарика устаревших слов и их современных соответствий. | Письменный ответ на вопрос: «Какие черты определяют личность Г.Р.Державина?». | Развитие памяти при конспектировании лекции. Развитие словесно-логического мышления при чтении и анализе оды. | Выучить наизусть оду Властителям и судиям». Сообщение о Горации. |
| 9 | Г.Р.Державин «Памятник». | 1 | 21.09 | Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стих. собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина. | Выразительное чтение и обсуждение оды «Памятник». Работа по вопросам и заданиям учебника. Чтение и комментирование высказываний о Г.Р.Державине. | Письменный ответ на вопрос: В чем видит свои поэтические заслуги лирический герой стихотворения Державина «Памятник»? | Развитие словесно-логического мышления при анализе стихотворения и ответе на вопрос. | Выучить наизусть стихотворение «Памятник». Сообщение о Н.М.Карамзине. |
| 10 | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». | 1 | 23.09 | Понятие о сентиментализме. Краткий обзор жизненного и творческого пути Н.М.Карамзина. Значение творчества Н.М.Карамзина для русской культуры. | Конспект лекции учителя о Н.М.Карамзине и сентиментализме. Сообщения учащихся о творчестве Н.М.Карамзина – публициста, историка. Чтение и обсуждение статьи учебника. | Самостоятельная работа. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления при конспекте лекции. | Пересказ статьи о Н.М.Карамзине. Прочитать повесть «Бедная Лиза». |
| 11 | Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». | 1 | 24.09 | «Бедная Лиза»: сюжет и герои. Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Художественные особенности повести. | Комментированное выборочное чтение и обсуждение повести «Бедная Лиза». Характеристика сюжета и героев повести, ее идейно-эмоционального содержания. | Самостоятельная работа «Письменная хар-ка героев повести». | Развитие словесно-логического и образного мышления при выполнении самостоятельной работы. | Ответить на вопросы с.92-93. |
| 12 | Вн.чт. Н.М.Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя. | 1 | 28.09 | «Осень» как произведение сентиментализма. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения «Осень». Устное рецензирование выразительного чтения. Анализ языка стихотворения «Осень». | Выразительное чтение стихотворения «Осень». | Развитие словесно-логического мышления и речи при чтении и анализе стихотворения «Осень». | Подготовить выступление о значении литературы 18 века. Подготовить сообщения «Басня в творчестве русских писателей 18 в.» |
| 13 | Итоговый урок по теме «Русская литература 18 века». | 1 | 30.09 | Общие закономерности развития литературы в 18 веке. | Составление итоговой таблицы «Литература18 века». Прослушивание сообщений по темам. Обсуждение сообщений. | Устные ответы на вопросы. | Развитие логического мышления при составлении сравнительной таблицы. | Подготовить сообщения о творчестве В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского, И.А.Крылова. |
| Русская литература 19 века | ||||||||
| 14 | Вн.чт. Русские поэты первой половины 19 в. | 1 | 01.10 | Обзор развития русской литературы 19 века. Понятие о романтизме. Связь истории и литературы. Понятие «Романтизм». Признаки романтизма. | Прослушивание сообщений учащихся. Конспектирование лекции учителя о романтизме. Выразительное чтение стихотворений. | Конспект лекции. Устные ответы на вопросы с.100. | Развитие словесно-логического мышления на основе изучения новых понятий и теоретических сведений. | Подготовить сообщение о В.А.Жуковском. |
| 15 | В.А.Жуковский – поэт-романтик. | 1 | 05.10 | Слово о поэте. Основные этапы его творчества. Понятие о лирическом герое. Стихотворение «Море»: романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. | Конспектирование лекции о Жуковском. Сообщения учеников о В.А.Жуковском. Чтение статьи «Лирический герой» с.111-112. Выразительное чтение стих. «Море» и элементы анализа стих. | Конспект лекции. Устные ответы на вопросы. | Развитие памяти и словесно-логического мышления при составлении конспект. | Прочитать балладу «Светлана». |
| 07.10-11.10.2020 - каникулы | ||||||||
| 16 | В.А.Жуковский. «Светлана» черты баллады. | 1 | 12. 10 | Развитие представлений о балладе. Жанр баллады в творчестве Жуковского. «Светлана» как пример преображения традиционной фантастической баллады. | Выразительное чтение и обсуждение баллады «Светлана». Формулирование вопросов по тексту. Выявление темы и идеи баллады, изобр.-выраз. средств в тексте. | Выразительное чтение, краткий (сюжетный) пересказ. Ответы на вопросы. | Развитие памяти и мышления при пересказе текста. | Выучить отрывок наизусть. Прочитать балладу «Людмила». |
| 17 | В.А.Жуковский. «Светлана»: Образ главной героини. | 1 | 14.10 | Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Развитие представлений о фольклоризме литературы. | Чтение отрывка баллады наизусть. Хар-ка героини русской романтической баллады. Составление цитатного плана. Сравнительный анализ баллад «Светлана» и «Людмила». | Цитатный план. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления на основе сравнения. | Подготовить сообщение об истории создания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». |
| 18 | А.С. Грибоедов: личность и судьба. | 1 | 15.10 | Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера Грибоедова. Связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы. | Конспектирование лекции учителя об А.С.Грибоедове. Сообщение учащегося об истории создания комедии. Определение родовой принадлежности пьесы. | Конспект лекции, сообщения. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления и речи при конспектировании. | Пересказ статьи учебника. Прочитать комедию «Горе от ума». |
| 19 | Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: жанр, сюжет, персонажи. | 1 | 19.10 | Особенности жанра и композиции комедии. Черты классицизма и романтизма. Переплетение любовной и общественной линии. Персонажи пьесы. Развитие навыка исследовательской работы и анализа драматургического текста. | Обсуждение списка действующих лиц комедии. Комментированное чтение 1 действия пьесы. Жанровая характеристика пьесы: выделение характерных признаков комедии. | Выразительное чтение текста. Чтение по ролям. Вопросы по тексту. | Развитие логического и образного мышления при анализе текста. | Прочитать статью о сюжете и жанре пьесы (с.135-139). Выразительное чтение монологов Фамусова и Чацкого из 2 действия (по выбору). |
| 20 | А.С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. | 1 | 21.10 | Смысл названия пьесы и проблема ума в ней. Своеобразие общественного и личного конфликта в пьесе. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Конфликт Чацкого с обществом. | Выразительное чтение ключевых сцен пьесы. Обучение анализу монолога. Комментированное чтение. Определение типа конфликта и основных стадий его развития. | Хар-ка Фамусова и фамусовского общества. | Развитие речи и логического мышления при отборе материала для хар-ки персонажей. | Прочитать статью (с.139-143). Хар-ка Чацкого. Выразительное чтение одного из монологов Чацкого наизусть. |
| 21 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. | 1 | 22.10 | Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. | Выразительное чтение фрагментов комедии по ролям. Хар-ка главного героя комедии. Анализ эпизодов , в которых конфликт Чацкогос обществом проявляется наиболее остро. | Хар-ка Чацкого. Выразительное чтение наизусть одного из монологов. | Развитие памяти и речи при чтении монолога наизусть. | Вопросы и задания с.153. |
| 22 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии | 1 | 26.10 | Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. | Выразительное чтение фрагментов пьесы по ролям. Общаяхар-ка художественного мира комедии. Выявление в ней признаков классицизма, романтизма и реализма. | Вопросы и задания ко всему тексту комедии. | Развитие абстрактного мышления при анализе крылатых выражений и устаревших слов. | Вопросы и задания к тексту комедии. |
| 23 | Смысл названия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | 28.10 | Анализ четвертого действия пьесы. Жанровые черты комедии(традиционные и новаторские). Смысл названия комедии. Развитие навыка анализа драматургического текста(эпизода). | Выразительное чтение и анализ монолога Чацкого о «французике из Бордо». Анализ четвертого действия. Обсуждение смысла названия комедии. | Самостоятельная работа. Ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления на основе анализа текста. | Прочитать статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний». |
| 24 | Критика о комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | 29.10 | Отношение критики к комедии А.С. Грибоедова А.С. Пушкин о комедии. Загадка образа Скалозуба. Различные оценки образа Чацкого в критике. Решение проблемы ума. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». | Чтение текста статьи И.А. Гончарова и составление ее плана. | Конспект статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний». | Развитие логического мышления при составлении плана и конспекта статьи. | Закончить конспектирование статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний». |
| 25 26 | Р/р. Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Классное сочинение. | 2 | 02.1105.11 | Обобщение изученного по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Развитие навыков характеристики героев. Сравнительная хар-ка «века нынешнего» и «века минувшего». | Чтение и обсуждение конспектов статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Обобщающая характеристика фамусовского общества. Обсуждение тем сочинения. Составление примерного плана к теме «Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | Устные ответы на вопросы. Сочинение по комедии. | Развитие абстрактного мышления при обсуждении тем сочинения. Развитие речи и абстрактного мышления при написании сочинения. | Дописать сочинение. |
| 27 | А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. | 1 | 09.11 | Хронология жизни и творчества поэта. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики: тема человека и природы, тема любви и дружбы, тема свободы, историческая тема. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Верность лицейской дружбе на протяжении всей жизни поэта. Пушкин и декабристы. | Конспектирование лекции учителя о жизни и творчестве Пушкина. Устный рассказ о раннем периоде его жизни и творчества. Обсуждение портретов людей из пушкинского окружения. Выразительное чтение стихотворений. Обсуждение изображений поэта. | Конспект. Устные ответы на вопросы. Выразительное чтение стихотворений. | Развитие памяти и словесно-логического мышления на основе написания конспекта и устного описания портрета. | Пересказ статьи с.154-159. Подготовить сообщение «Пушкин и декабристы». |
| 28 | А.С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов. | 1 | 11.11 | Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. | Выразительное чтение стихотворений. Выявление характерных для романтической лирики тем, образов и приемов изображения человека. | Выразительное чтение наизусть, анализ поэтических текстов. Устные ответы на вопросы. | Развитие памяти и речи при чтении стихотворений наизусть. | Чтение статьи учебника с.159-171. Вопросы с.172. Выучить стихотворение наизусть. |
| 29 | А.С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта. | 1 | 12.11 | Стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Одухотворенность и чистота чувства любви. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвященные. | Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Формулирование вопросов по тексту произведений. Выявление характерных для лирики поэта тем, образов и приемов изображения человека. | Выразительное чтение наизусть. Устные ответы на вопросы. | Развитие памяти и речи при чтении стихотворения наизусть. | Чтение статьи учебника с.172-176. |
| 16.11-22.11.2020 - каникулы | ||||||||
| II триместр | ||||||||
| 30 | А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк». | 1 | 23.11 | Стихотворение «Пророк»- программное произведение. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейские параллели в интерпретации темы творчества. Роль архаичной лексики в создании философского настроя. | Выразительное чтение и анализ стихотворения. Формулирование вопросов по тексту стихотворения(тема и идея, изобр.-выраз. средства). Понятия программное произведения, архаическая лексика. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Выучить стихотворение «Пророк» наизусть. Чтение статьи учебника с.166-168. |
| 31 | А.С. Пушкин. Стихотворения «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» . | 1 | 25.11 | Две Болдинские осени в творчестве поэта. Душевное смятение и угнетенное внутреннее состояние лирического «я» в стихотворении «Бесы». Его отражение в картинах природы. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. | Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Коллективный диалог. Соотнесение содержания стихотворений с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Различение образов лирического героя и автора.
| Выразительное чтение стихотворения наизусть. Устные ответы на вопросы. | Развитие речи и словесно-логического мышления при чтении и анализе стихотворений. | Чтение статьи учебника с.177-182.Вопросы с.183. |
| 32 | А.С. Пушкин. Самооценка творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.. | 1 | 26.11 | Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии: Гораций, Державин, Ломоносов, Пушкин, Маяковский, Ахматова, Бродский и др. | Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Формулирование вопросов по тексту стихотворения. Сопоставление стихотворений. | Выразительное чтение стихотворения. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления на основе сопоставления текстов стихотворения. | Выучить стихотворение наизусть. Чтение статьи учебника с.183-185. |
| 33 | А.П. Пушкин. «Моцарт и Сальери». | 1 | 30.11 | Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные двумя персонажами трагедии. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства». Развитие понятия о трагедии как жанре драмы. | Сообщение об истории создания трагедии, ее прототипах. Выразительное чтение фрагментов, анализ, обсуждение вопросов, поставленных учащимися. Понятие трагедия, конфликт, композиция, антитеза. | Сообщение об истории создания трагедии. Выразительное чтение. Устные ответы учащихся. | Развитие словесно-логического мышления при анализе трагедии. | Сообщение об истории создания романа , его прототипах. Чтение романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». |
| 34 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение. | 1 | 02.12 | Понятие о реализме. Творческая история романа. Обзор содержания. История создания. Начальные представления о жанре романа в стихах. Образы главных героев. Онегинская строфа. Структура текста. Основная сюжетная линия и лирические отступления. | Конспектирование лекции учителя о реализме и творческой истории романа «Евгений Онегин». Сообщение об истории создания романа, его прототипах. Выразительное чтение фрагментов романа в стихах. Формулирование вопросов по тексту романа. Участие в коллективном диалоге.Хар-ка сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. Составление таблицы «Система образов романа». | Развитие словесно-логического мышления при анализе текста и составлении таблицы. | Прочитать статью учебника с. 203-212. Письменная сравнительная хар-ка Онегина и Ленского. Учебник с.212-222. |
| 35 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. | 1 | 03.12 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Отношение автора к героям. Трагические итоги жизненного пути. | Выразительное чтение фрагментов романа в стихах. Анализ эпизодов. Создание словесного портрета героев. | Сравнительная хар-ка Онегина и Ленского. Устные ответы на вопросы. | Развитие логического и образного мышления на основе сопоставления. | Хар-ка Т.Лариной. Прочитать статью учебника с.222-229. |
| 36 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: Главные женские образы романа. | 1 | 07.12 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе.Роль фольклорных образов в раскрытии душевного мира героини. Роль образа няни. Сравнит.хар-ка Татьяны и Ольги. Ольга глазами Ленского и глазами Онегина. | Выразительное чтение фрагментов романа в стихах. Составление устного рассказа о героинях и определение нравственной оценки их поступкам. Сравнительнаяхар-ка героинь. Подбор цитат романа на тему «Татьяна и Ольга» и составление цитатной таблицы. | Сравнительнаяххар-ка Татьяны и Ольги. Подбор цитат романа на тему «Татьяна и Ольга» и составление цитатной таблицы. Устные ответы на вопросы. | Развитие логического и образного мышления на основе сравнения. | Письменная сравнительная хар-ка Татьяны и Ольги. |
| 37 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. | 1 | 09.12 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | Выразительное чтение и анализ фрагментов романа в стихах. Составление сравнительной хар-ки Татьяны и Онегина. Подбор цитат на тему «Онегин и Татьяна». | Подготовка выразительного чтения наизусть одного из писем. Сопоставительный анализ двух писем. | Развитие логического и образного мышления на основе сопоставления. | Выучить наизусть «Письмо Татьяны Онегину». |
| 38 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора. | 1 | 10.12 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор-повествователь и автор-персонаж. | Выразительное чтение фрагментов романа в стихах. Устные ответы на вопросы. Хар-ка образа автора романа в стихах. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Выявление роли лирических отступлений в романе. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | Выразительное чтение наизусть «Письмо Татьяны Онегину». Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления на основе анализа и сравнения. | Выучить наизусть одно из лирических отступлений. Чтение статьи учебника с.230. |
| 39 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | 1 | 14.12 | Россия и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа. Реализм романа. Развитие понятия о реализме литературы. | Конспектирование основных положений лекции учителя о реализме в романе «Евгений Онегин». Выделение примет пушкинской эпохи; сравнительнаяхар-ка (Петербург-деревня, Петербург-Москва, светские салоны-картины сельской жизни и т.д.) Понятия реализм и условное пространство. | Конспект. Устные ответы на вопросы. Самостоятельная работа. Письм.ответ на вопрос «Какой показана пушкинская Россия в романе «Евгений Онегин?». | Развитие словесно-логического мышления на основе анализа и сравнения. | Чтение статьи учебника с.230-234. Письменный ответ на вопрос «Какой показана пушкинская Россия в романе «Евгений Онегин?». |
| 40 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики. | 1 | 16.12 | Литературная критика о романе: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика нач. 20 века; писательские оценки. Роман А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского. Наши современники о романе. Восприятие романа поколением 21 века. | Восприятие критических работ и их ключевых идей. Строение и аргументирование высказываний на основе прочитанного. Конспектирование фрагментов литературно-критических статей. Подбор цитат на тему « Герои, автор, русская жизнь в романе: оценка русской критики». | Конспект статей. Цитатная таблица. | Развитие словесно-логического мышления на основе анализа критических статей. | Письменный ответ на вопрос «Почему роман «Евгений Онегин» вызвал споры в критике?». |
| 41 | Р.Р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | 17.12 | Обобщение изученного по поэме А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Развитие навыков характеристики героев. | Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | Сочинение. | Развитие абстрактного мышления при обсуждении тем сочинения. Развитие речи и абстрактного мышления при написании сочинения. | Дописать сочинение. |
| 42 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | 1 | 21.12 | Обобщение изученного по поэме А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | Самостоятельная работа | Ответы на вопросы | Развитие памяти и мышления | Просмотреть видеоурок «Биография М.Ю.Лермонтова» |
| 43 | Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. | 1 | 23.12 | Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастье на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека. «И скучно и грустно…». | Конспектирование лекции учителя о Лермонтове. Сообщение о юности и раннем творчестве поэта. Выразительное чтение стихотворений. Формулирование вопросов по тексту стихотворений. Хар-ка тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихотворений. | Конспект. Сообщение. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие речи, словесно-логического мышления при восприятии новой темы. | Чтение статьи учебника с.243-252. |
| 44 | Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | 24.12 | Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Есть речи-значенье…», «Я жить хочу! Хочу печали…». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Смерть Поэта», «Поэт», «Молитва»(«Не обвиняй меня, Всесильный…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире («Пророк»). | Выразительное чтение стихотворений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Формулирование вопросов по тексту стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, Поэтический синтаксис, фонетика и др.). | Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений. Устные ответы на вопросы. | Развитие речи и словесно-логического мышления при чтении и анализе стихотворений. | Чтение статьи учебника с.247-257, 264-280. Выучить стихотворение наизусть (на выбор). |
| 45 | Любовная лирика М.Ю. Лермонтова. | 1 | 28.12 | Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. | Выразительное чтение стихотворений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Формулирование вопросов к стихотворениям. | Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Выучить стихотворение наизусть (на выбор). Письменный ответ на вопрос «В чем своеобразие любовной лирики Лермонтова?». |
| 30.12.2020-10.01.2021 - каникулы | ||||||||
| 46 | Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | 11.01 | Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и ее своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия Лермонтова в критике В.Г. Белинского. | Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Формулирование вопросов по тексту стихотворений. | Выразительное чтение наизусть. Устные ответы на вопросы. | Развитие памяти и словесно-логического мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Выучить стихотворение наизусть (на выбор). Чтение статьи учебника с.257-264. |
| 47 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Общая характеристика романа. | 1 | 13.01 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания романа. Особенности композиции. | Запись основных положений лекции; восприятие текста романа ,его тема и идея. Понятия психологический роман, сюжет, фабула, композиция. | Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие памяти и словесно-логического мышления на основе написания конспекта и устного описания портрета. | Учебник. Стр.281-296 |
| 48 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». (главы «Бэла», «Максим Максимыч») Загадки образа Печорина. | 1 | 14.01 | Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» Загадки образа Печорина: взгляд со стороны. Смысл смены рассказчиков. | Выразительное чтение фрагментов романа. Соотнесение содержания романа с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Различение образов рассказчика и автора-повествователя в романе. Анализ различных форм выражения авторской позиции в романе. | | Развитие памяти и словесно-логического мышления на основе написания конспекта и устного описания портрета. | Письменный сопоставительный анализ двух портретов Печорина. |
| 49 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». (главы «Тамань», «Княжна Мери») «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | 1 | 18.01 | Характер Печорина в его собственных оценках. Печорин как человек, причиняющий страдания другим людям. | Выразительное чтение фрагментов романа. Участие в коллективном диалоге. Выявление особенностей образа рассказчика и языка писателя в «Журнале Печорина». Анализ ключевых эпизодов повестей | Самостоятельная работа. Ответы на вопросы. | Развитие памяти и словесно-логического мышления. | Ответы на вопросы. Учебник, стр.312, в.3-10 (у) |
| 50 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». (главы «Фаталист»). Философско-композиционное значение повести. | 1 | 20.01 | Мотив предопределения и судьбы. Образ Печорина в повести. | Выразительное чтение фрагментов романа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Анализ ключевого эпизода повести. Определение смысла кольцевой композиции романа. Обсуждение иллюстраций к роману. | | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Чтение произведения |
| 51 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Дружба в жизни Печорина. | 1 | 21.01 | Главные и второстепенные герои. Печорин в системе мужских образов романа. (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Венер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Влич) | Выразительное чтение фрагментов романа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Сопоставление персонажей романа и их сравнительная характеристика. | | Развитие памяти и словесно-логического мышления. | Заполнить таблицу в тетради «Система мужских образов романа». |
| 52 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Любовь в жизни Печорина. | 1 | 25.01 | Главные и второстепенные герои. Печорин в системе женских образов романа. (Печорин и Бэла, Печорин и «ундина», Печорин и Мери, Печорин и Вера). | Общая характеристика художественного мира романа. Соотнесение содержания романа с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Сопоставление сюжетов и героев, близких роману. Выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики романа. | Самостоятельная работа. Ответы на вопросы. | Развитие памяти и словесно-логического мышления. | Подготовка к контрольной работе по творчеству М.Ю.Лермонтова. |
| 53 | Р/Р. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». | 1 | 27.01 | Обобщение изученного по поэме М.В.Лермонтова «Герой нашего времени». Развитие навыков характеристики героев. | Составление плана, подбор материала по теме сочинения. | Устное сочинение по плану. | Развитие памяти и мышления | Написание сочинения. |
| 54 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова | 1 | 28.01 | Обобщение изученного по поэме М.В.Лермонтова «Герой нашего времени». | Самостоятельная работа | Ответы на вопросы | Развитие памяти и мышления | Подготовить сообщение о биографии Гоголя. |
| 55 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. | 1 | 01.02 | Хронология жизни и творчества писателя. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Смысл названия поэмы и причины её незавершенности. | Конспектирование лекции учителя о Гоголе. Сообщения о биографии и творчестве писателя и истории создания поэмы «Мёртвые души». Характеристика сюжета поэмы, её тематика, проблематика, идейно-эмоционального содержания, жанра и композиции. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие памяти и словесно-логического мышления на основе написания конспекта и устного описания портрета. | Учебник, стр.314-317(чтение вступительной статьи) |
| 56 | Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Образы помещиков. | 1 | 03.02 | Система образов поэмы «Мертвые души». Образы помещиков. Обличительный пафос автора. Понятие о литературном типе. Фрагмент поэмы в актёрском исполнении. | Выразительное чтение фрагментов поэмы.. Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для реалистического произведения тем, образов и приёмов изображения человека.. Составление плана характеристики помещика. | Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Письменная сравнительная характеристика двух помещиков) по выбору учащихся) |
| 57 | Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Образ города. | 1 | 04.02 | Образ города в поэме. Сатира на чиновничество. | Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устные ответ на вопросы, с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Составление плана групповой характеристики чиновников (в том числе цитатного) и характеристика героев по плану. | Самостоятельная работа. Ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Подготовка сообщения «История жизни Чичикова». |
| 58 | Н.В.Гоголь «Мертвые души». Образ Чичикова. | 1 | 08.02 | Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой. Эволюция образа Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Понятие о герое и антигерое. Образ дороги в поэме. | Выразительное чтение фрагментов поэмы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики Чичикова и устная характеристика героя.
| | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Чтение текста |
| 59 | Н.В.Гоголь «Мертвые души». Образ России, народа и автора в поэме. | 1 | 10.02 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Образ народа в поэме. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Лирические отступления в поэме. | Выразительное чтение фрагментов поэмы. Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат на тему «Образ Родины в поэме». Характеристика образа автора. Анализ различных форм выражения авторской позиции в поэме. Выявление признаков эпического и лирического родов в поэме. Составление схемы «Живые и мёртвые души в поэме Гоголя». | | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Учебник, стр.350, в1-10 (у.) |
| 60 | Н.В.Гоголь «Мертвые души». Специфика жанра. | 1 | 11.02 | Жанровое своеобразие поэмы. Соединение комического и лирического начал. Поэма в оценке В.Г.Белинского. Развитие понятия о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Ответ Н.В.Гоголя на критику В.Г.Белинского | Общая характеристика художественного мира поэмы. Выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики поэмы. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «сатира», «юмор», «ирония», «сарказм». | Самостоятельная работа. Ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Подготовка к сочинению. |
| 61 | Р/Р. Н.В.Гоголь «Мертвые души». | 1 | 15.02 | Обобщение изученного по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Развитие навыков характеристики героев | Составление плана ответа на проблемный вопрос (с использованием цитирования). Написание сочинения. | Сочинение | Развитие абстрактного мышления при обсуждении тем сочинения. Развитие речи и абстрактного мышления при написании сочинения. | Написать сочинение. Подготовка к К/Р |
| 62 | Тест по творчеству Н.В.Гоголя | 1 | 17.02 | Обобщение изученного по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». | Самостоятельная работа. | Ответы на вопросы. | Развитие памяти и мышления | Просмотреть видеоурок «Творчество Достоевского» |
| 18.02-23.02.2021 - каникулы | ||||||||
| III триместр | ||||||||
| 63 | Ф.М.Достоевский «Белые ночи». Образ главного героя. | 1 | 24.02 | Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Черты его внутреннего мира. | Конспектирование лекции учителя о Ф.М.Достоевском. Сообщение о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов произведения. Характеристика её сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Учебник, стр. 352-360, чтение текста. |
| 64 | Ф.М.Достоевский «Белые ночи». Образ Настеньки. | 1 | 25.02 | Роль истории Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании автора. Развитие понятия о повести и психологизме литературы. | Выразительное чтение фрагментов повести. Устные ответы на вопросы. Обсуждение иллюстраций к повести. Составление плана характеристики героини (в том числе цитатного). Характеристика героини и средства создания её образа. | | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Сообщение о жизни и творчестве А.П.Чехова. |
| 65 | А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. | 1 | 01.03 | Роль образа города в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Рассказ в актёрском исполнении. | Выразительное чтение рассказа (по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Участие в коллективном диалоге. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Чтение текста |
| Из русской литературы XX века | ||||||||
| 66 | Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А. Бунин «Тёмные аллеи». Проблематика и образы. | 1 | 03.03 | Слово о писателе. Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Рассказ в актёрском исполнении. | Конспектирование лекции учителя о русской литературе XX века и творчестве Бунина. Сообщение о биографии и творчестве Бунина периода эмиграции, история создания сборника «Тёмные аллеи». Выразительное чтение рассказа. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Характеристика героев рассказа и средств создания их образов. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Учебник, стр.28-32 |
| 67 | И.А. Бунин «Тёмные аллеи». Мастерство писателя в рассказе. | 1 | 04.03 | Лиризм повествования. Развитие представлений о психологизме литературы. Роль художественной детали в характеристике героев. | Выявление характерных для рассказов писателя тем, образов, приёмов изображения человека. Выявление признаков эпического и лирического родов в рассказе. Участие в коллективном диалоге. | | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Чтение текста |
| Из русской поэзии XX века. | ||||||||
| 68 | Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А.А.Блок «Ветер принёс издалека…», «О, весна, без конца и без краю…» | 1 | 10.03 | Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Своеобразие лирических интонаций Блока. Стихотворение в актёрском исполнении. | Конспектирование лекции учителя о русской поэзии XX века и о Блоке. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве А.А.Блока. Выразительное чтение стихотворений. Составление плана и устный анализ стихотворений. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. |
| 69 | А.А.Блок «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина». | 1 | 11.03 | Глубокое, проникновенное чувство Родины. Образ Родины в поэзии А.А.Блока. Образы и ритмы поэта. Стихотворения в актёрском исполнении. | Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Определение видов рифм и способов рифмовки, двусложных и трёхсложных размеров стиха. Составление плана и устный анализ стихотворений. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Стихотворение наизусть (по выбору) |
| 70 | С.А.Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…». | 1 | 15.03 | Слово о писателе. Чувство пронзительной любви к Родине, её неброской красоте. Сквозные образы в лирике поэта. | Конспектирование лекции учителя о Есенине. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве С.А.Есенина. Выразительное чтение стихотворений. Составление плана и устный анализ стихотворений. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. |
| 71 | С.А.Есенин. Размышление о жизни, природе, предназначении человека. «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…». | 1 | 17.03 | Народно-песенная основа лирики поэта. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений. Стихотворения, песни, романсы на стихи поэта в актёрском исполнении. | Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Обсуждение актёрского исполнения песен на стихи Есенина. Составление плана и устный анализ стихотворений. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Стихотворение наизусть. |
| 72 | С.А.Есенин. Стихи о любви «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». | 1 | 18.03 | Исповедальность и искренность стихов о любви. Родина и чужбина в стихотворениях. | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Выявление художественно значимых изобразитель-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений |
| 73 | В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!» | 1 | 22.03 | Слово о поэте. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Углубление представлений о силлабо-тонической и тонической системах стихосложения. Стихотворения в актёрском исполнении. | Конспектирование лекции учителя о В.В.Маяковском. сообщение о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение стихотворений. Особенности видов рифм и способов рифмовки. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений |
| 74 | В.В.Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье». | 1 | 24.03 | Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта. | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворений. Выявление художественно значимых изобразитель-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Стихотворение наизусть |
| 75 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Проблематика и образы. | 1 | 25.03 | Слово о писателе. История создания и судьба повести. Социально-философская сатира на современное общество. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Смысл названия повести. | Конспектирование лекции учителя о М.А.Булгакове. Сообщение о биографии и творчестве М.А.Булгакова, история создания повести. Выразительное чтение фрагментов повести. Характеристика сюжета произведения, его тематика, проблематика, идейно-эмоционального содержания. Характеристика Шарикова и средств создания его образа, сопоставительная характеристика Шарикова и Швондера. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Учебник, стр.88-91 |
| 76 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика повести. | 1 | 29.03 | Поэтика Булгакова – сатирика. Гуманистическая позиция автора. Развитие понятий о художественной условности, фантастике, сатире. | Выразительное чтение фрагментов повести. Участие в коллективном диалоге. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «гротеск», «фантастика», «сатира». | | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Чтение текста, ответы на вопросы к произведению |
| 77 | М.И.Цветаева. стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…». | 1 | 31.03 | Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой. Углубление представлений о видах рифм и способах рифмовки. Стихотворения и романсы на стихи поэта в актёрском исполнении. | Конспектирование лекции учителя о М.И.Цветаевой. Сообщение о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразитель-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Учебник, стр.92-96 |
| 78 | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и о России. «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве» | 1 | 01.04 | Образы Родины и Москвы в лирике М.И.Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве поэта. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Стихотворение наизусть |
| 03.04-07.04.2021 - каникулы | ||||||||
| 79 | А.А.Ахматова. Стихи из книг «Чётки». («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросил у кукушки…»), «Anno Domini» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»). | 1 | 08.04 | Слово о поэте. Стихотворения о любви. Трагические интонации в любовной лирике. Стихотворения в актёрском исполнении. | Конспектирование лекции учителя о А.А.Ахматовой. Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразитель-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. |
| 80 | А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («Клятва»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…») | 1 | 12.04 | Стихи о поэте и поэзии. Трагические, благоговейно-трепетные, мужественные интонации и их причины. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения в актёрском исполнении. | Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразитель-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Учебник, стр.105-114, выразительное чтение стихотворений. |
| 81 | Н.М.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание» | 1 | 14.04 | Слово о поэте. Тема гармонии с природой, её красоты и бессмертия. Стихотворения в актёрском исполнении. | Конспектирование лекции учителя о Заболоцком. Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразитель-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Учебник, стр.123-132, выразительное чтение стихотворений. |
| | ||||||||
| 82 | Н.М.Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта. «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». | 1 | 15.04 | Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. Стихотворения в актёрском исполнении. | Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразитель-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. |
| 83 | М.А.Шолохов. «Судьба человека». Проблематика и образы. | 1 | 19.04 | Слово о писателе. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя – простого человека, война и труженика. Тема воинского подвига, непобедимости человека. Фрагмент рассказа в актёрском исполнении. | Конспектирование лекции учителя о Шолохове. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета произведения, его тематика, проблематика, идейно-эмоционального содержания. Характеристика героев и средств создания их образов. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Учебник, стр.142-144, чтение произведения. |
| 84 | М.А.Шолохов. «Судьба человека». Поэтика рассказа. | 1 | 21.04 | Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. Углубление понятия о реалистической типизации. | Выразительное чтение фрагментов рассказа. Соотнесение содержания рассказа с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Учебник, стр.164, в1-6 (у.) |
| 85 | Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу..» | 1 | 22.04 | Слово о поэте. Вечные темы и современность в стихах о природе и любви. | Конспектирование лекции учителя о Б.Л.Пастернаке. Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразитель-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Учебник, стр.166-172. |
| 86 | Б.Л.Пастернак. философская лирика поэта. «Быть знаменитым некрасиво..», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». | 1 | 26.04 | Философская глубина лирики Пастернака. Одухотворённая предметность поэзии Пастернака. Стихотворения в актёрском исполнении. | Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразитель-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Стихотворение наизусть |
| 87 | А.Т.Твардовский. Стихи о Родине, о природе. «Весенние строчки», «О сущем» | 1 | 28.04 | Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений. | Конспектирование лекции учителя о Твардовском. Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Учебник, стр.181-191 |
| 88 | А.Т.Твардовский. стихи поэта-война «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины….». | 1 | 29.04 | Образ война в стихотворении. Особенности восприятия мира лирическим «я». Проблемы и интонации стихов о войне. Стихотворения в актёрском исполнении | Конспектирование лекции учителя о Твардовском. Выразительное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Стихотворение наизусть. |
| 89 | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Проблематика, образ рассказчика. | 1 | 05.05 | Слово о писателе. Картины послевоенной деревни и их авторская оценка. Образ рассказчика. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. | Конспектирование лекции учителя о Солженицыне. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета произведения, его тематика, проблематика, идейно-эмоционального содержания. Различие образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Учебник, стр.203-210 |
| 90 | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. | 1 | 06.05 | Образ праведницы в рассказе. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа рассказа-притчи. Углубление понятия о жанре притч. | Выразительное чтение фрагментов рассказа. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев и средств создания их образов. Сопоставительная характеристика персонажей. | | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Составление таблицы «Характеристика образа Матрёны». Подготовка к контрольной работе. |
| Песни и романсы русских поэтов XIX века. | ||||||||
| 91 | Песни и романсы русских поэтов XIX века. А.С.Пушкин «Певец», М.Ю.Лермонтов «Отчего», Е.А.Баратынский «Разуверение», Ф.И.Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), А.К. Толстой «Средь шумного бала случайно…», А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу…». | 1 | 07.05 | Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Основные темы и мотивы русского романса. Романсы на стихи русских поэтов в актёрском исполнении. | Выразительное чтение стихотворений, прослушивание и исполнение песен и романсов. Участие в коллективном диалоге. Составление плана отзыва о песне, романсе. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворений, песен, романсов, викторина на знание текстов песен и романсов, их авторов и исполнителей и др. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Учебник, стр.249-251, выразительное чтение |
| 92 | Песни и романсы русских поэтов XIX века. А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь», К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…», Н.А.Заболоцкий «признание», М.Л.Матусовский «Подмосковные вечера», Б.Ш.Окуджава «Пожелания друзьям», В.С.Высоцкий «Песня о друге», К.Я.Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь». | 1 | 12.05 | Тема любви и верности в суровых испытаниях войны и её отражение в «военном» романсе. Традиции XIX века в русской песне и романсе XX века. Пленительный образ Родины, вечный мотив дружбы. Оптимизм восприятия жизни. Романсы на стихи русских поэтов в актёрском исполнении. | Выразительное чтение стихотворений, прослушивание и исполнение песен и романсов. Участие в коллективном диалоге. Составление плана отзыва о песне, романсе. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворений, песен, романсов, викторина на знание текстов песен и романсов, их авторов и исполнителей и др. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. | Развитие памяти и мышления при заучивании и анализе стихотворений. | Слушание стихотворений русских поэтов в актёрском исполнении. |
| Из зарубежной литературы | ||||||||
| 93 | Г.В.Катулл | 1 | 13.05 | Слово о поэте. Темы произведений. Герои и эпоха. | Конспектирование лекции учителя о Катулле. Выразительное чтение произведения. Формулирование вопросов по тексту произведения. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Учебник, стр.270-274, стр.274 в1-4 (у.) |
| 94 | Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» | 1 | 14.05 | Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве. Державина. Ода в актёрском исполнении. | Конспектирование лекции учителя о Горации. Выразительное чтение оды. Формулирование вопросов по тексту произведения. Сопоставление текста оды в переводе Шервинского и вариантов его переложения Ломоносовым и Державиным. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Участие в коллективном обсуждении | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Учебник, стр.276-279, стр.280, в1-2(у) |
| 95 | Данте Алигьери «Божественная комедия» | 1 | 17.05 | Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический. Универсально-философский характер поэмы. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте. | Конспектирование лекции учителя о Данте Алигьери. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета произведения, его тематика, проблематика, идейно-эмоционального содержания. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Учебник, стр.281-284, чтение текста |
| 96 97 | У.Шекспир «Гамлет». Образ главного героя. Тема любви в трагедии. | 2 | 19.05 20.05 | Слово о поэте. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося» века. Трагедия как драматический жанр. | Конспектирование лекции учителя о У.Шекспире. Выразительное чтение фрагментов трагедии. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета произведения, его тематика, проблематика, идейно-эмоционального содержания. Выявление характерных для трагедии тем, образов и приёмов изображения человека. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие памяти и речи при чтении трагедии | Учебник, стр.291-294 |
| 98 | И.-В.-Гёте «Фауст». Сюжет и проблематика. Идейный смысл трагедии. | 1 | 21.05 | Слово о поэте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. Трагизм любви Фауста и Гретхен. | Конспектирование лекции учителя о И.-В.-Гёте Выразительное чтение фрагментов драматической поэмы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета произведения, его тематика, проблематика, идейно-эмоционального содержания. Характеристика героев и средств создания их образов. Сопоставительная характеристика Фауста и Мефистофеля. | Конспект лекции. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы. | Развитие словесно-логического и образного мышления. | Учебник, стр.301-303 |
| 99 | | 1 | 24.05 | | | | | |
| 100 101 102 | Резервные уроки | 3 | | | | | | |