>

"Карты климатических поясов. Климатограммы"

0
0
Материал опубликован 26 February

Открытый урок по географии в 7 классе


Тема: Карты климатических поясов. Климатограммы.

Цель урока: Формирование у обучающихся представления о климатических поясах Земли, умения читать и анализировать карты климатических поясов и климатограммы, определять климатические характеристики территории и делать выводы на основе анализа.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить с понятием «климатический пояс».

Сформировать представление о типах климатических поясов и их особенностях.

Научить работать с картой климатических поясов, выявлять их географическое положение.

Научить читать и анализировать климатограммы, определять основные характеристики климата (средние температуры января и июля, годовое количество осадков).

Определять тип климата по климатограмме.

Развивающие:

Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Развивать навыки работы с географическими картами и климатограммами.

Развивать познавательный интерес к предмету.

Развивать критическое мышление.

Формировать умение работать в группе.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к географическим знаниям.

Формировать осознанное отношение к окружающей среде.

Формировать коммуникативные навыки.


Планируемые результаты:

Предметные:

Знать определение климатического пояса.

Знать типы климатических поясов и их основные характеристики.

Уметь читать и анализировать карты климатических поясов.

Уметь читать и анализировать климатограммы, определять основные характеристики климата.

Уметь определять тип климата по климатограмме.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации, анализировать и обобщать информацию, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Технологии:

Деятельностный подход.

Технология проблемного обучения.

Технология развития критического мышления.

ИКТ.

Технология сотрудничества (групповая работа).

Технология формирования функциональной грамотности.

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска (желательно).

Карта климатических поясов мира.

Атласы для 7 класса.

Раздаточный материал: климатограммы, карточки с заданиями, таблица для заполнения.

Презентация.

Структура урока:

Организационный этап (1-2 мин)

Актуализация знаний и мотивация (5-7 мин)

Постановка учебной задачи (3-5 мин)

Изучение нового материала (15-20 мин)

Первичное закрепление (10-12 мин)

Рефлексия и оценивание (3-5 мин)

Домашнее задание (1-2 мин)


Ход урока:

1. Организационный этап (1-2 мин)

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Создание благоприятной психологической атмосферы.

2. Актуализация знаний и мотивация (5-7 мин)

Фронтальный опрос:

1. Что такое климат?

2. Какие факторы влияют на формирование климата? (Географическая широта, близость к морю, рельеф, морские течения, господствующие воздушные массы)

3. Что такое погода? Чем климат отличается от погоды?

Создание проблемной ситуации:

Показать слайд с разными изображениями природы (пустыня, тайга, тропический лес, арктическая пустыня).

1. Вопрос: "Почему природа в разных частях Земли так сильно отличается? Что является главной причиной этих различий?" (Предполагаемый ответ: Климат)

2. Вопрос: "Как можно систематизировать разнообразие климатов на Земле?" (Подвести к мысли о климатических поясах)

Функциональная грамотность (естественнонаучная грамотность): Примеры фотографий с вопросами связанные с конкретными видами деятельности людей в этих регионах. Например: "Как климат влияет на выбор одежды, жилища и рода занятий людей, живущих в этих регионах?"

3. Постановка учебной задачи (3-5 мин)

Учитель формулирует тему урока: "Карты климатических поясов. Климатограммы".

Учитель вместе с учениками определяет цели и задачи урока:

Узнать, что такое климатический пояс.

Изучить карту климатических поясов.

Научиться читать и анализировать климатограммы.

Определять климатические характеристики территории.

Запись темы урока в тетрадь.

4. Изучение нового материала (15-20 мин)

1. Что такое климатический пояс?

Учитель объясняет понятие "климатический пояс", подчеркивая его связь с распределением солнечной радиации и циркуляцией атмосферы.

Акцентирует внимание на то, что границы климатических поясов не совпадают с линиями параллелей, а зависят от других факторов.

2. Работа с картой климатических поясов:

Учитель демонстрирует карту климатических поясов мира.

Ученики находят на карте основные климатические пояса: экваториальный, тропические, умеренные, арктический и антарктический.

Учитель рассказывает об особенностях каждого климатического пояса: температура, осадки, господствующие воздушные массы.

1. Задание: Определить, в каких климатических поясах расположены крупные города (Москва, Санкт-Петербург, Лондон, Нью-Йорк, Токио, Рио-де-Жанейро).

3. Климатограммы:

Учитель объясняет, что такое климатограмма, и показывает, как ее читать.

Разъясняет, что на климатограмме отображаются среднемесячные температуры и количество осадков.

Показывает, как определять по климатограмме средние температуры января и июля, годовое количество осадков.

Объясняет, как форма кривой температуры и график осадков позволяют судить о типе климата.

Пример: Разбор климатограммы умеренно-континентального климата (например, Москва).

4. Функциональная грамотность (математическая грамотность):

1. При объяснении климатограммы акцентировать внимание на графической интерпретации данных.

2. Предложить ученикам рассчитать годовую амплитуду температур (разница между самой высокой и самой низкой среднемесячной температурой).

3. Предложить ученикам рассчитать среднее количество осадков в месяц.

5. Первичное закрепление (10-12 мин)

Групповая работа:

Ученики делятся на группы (3-4 человека).

Каждой группе выдается несколько климатограмм (разных типов климата).

Задание:

Проанализировать климатограммы.

Определить средние температуры января и июля.

Определить годовое количество осадков.

Определить тип климата.

Предположить, где может быть расположен пункт, климат которого отображен на климатограмме.


Каждая группа представляет результаты своей работы.

Обсуждение и корректировка ответов.


Функциональная грамотность (читательская грамотность):

1. Предложить ученикам прочитать короткие тексты-описания разных типов климата и сопоставить их с соответствующими климатограммами.

2. Предложить ученикам найти в интернете информацию о влиянии климата на жизнь людей в конкретном регионе, климатограмму которого они анализировали.


6. Рефлексия и оценивание (3-5 мин)

Учитель задает вопросы:

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Что было самым интересным?

3. Что было самым сложным?

4. Где можно применить полученные знания?

Ученики высказывают свое мнение.

Самооценка и взаимооценка работы в группах.

Оценивание учителем работы учащихся на уроке.


7. Домашнее задание (1-2 мин)

Задание на выбор:

1. Составить кроссворд по теме "Климатические пояса".

2. Найти в интернете климатограмму своего города (региона) и проанализировать ее.

3. Придумать историю о путешествии по разным климатическим поясам.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации