"Карты климатических поясов. Климатограммы"
Открытый урок по географии в 7 классе
Тема: Карты климатических поясов. Климатограммы.
Цель урока: Формирование у обучающихся представления о климатических поясах Земли, умения читать и анализировать карты климатических поясов и климатограммы, определять климатические характеристики территории и делать выводы на основе анализа.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с понятием «климатический пояс».
Сформировать представление о типах климатических поясов и их особенностях.
Научить работать с картой климатических поясов, выявлять их географическое положение.
Научить читать и анализировать климатограммы, определять основные характеристики климата (средние температуры января и июля, годовое количество осадков).
Определять тип климата по климатограмме.
Развивающие:
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивать навыки работы с географическими картами и климатограммами.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Развивать критическое мышление.
Формировать умение работать в группе.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к географическим знаниям.
Формировать осознанное отношение к окружающей среде.
Формировать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать определение климатического пояса.
Знать типы климатических поясов и их основные характеристики.
Уметь читать и анализировать карты климатических поясов.
Уметь читать и анализировать климатограммы, определять основные характеристики климата.
Уметь определять тип климата по климатограмме.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации, анализировать и обобщать информацию, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Технологии:
Деятельностный подход.
Технология проблемного обучения.
Технология развития критического мышления.
ИКТ.
Технология сотрудничества (групповая работа).
Технология формирования функциональной грамотности.
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска (желательно).
Карта климатических поясов мира.
Атласы для 7 класса.
Раздаточный материал: климатограммы, карточки с заданиями, таблица для заполнения.
Презентация.
Структура урока:
Организационный этап (1-2 мин)
Актуализация знаний и мотивация (5-7 мин)
Постановка учебной задачи (3-5 мин)
Изучение нового материала (15-20 мин)
Первичное закрепление (10-12 мин)
Рефлексия и оценивание (3-5 мин)
Домашнее задание (1-2 мин)
Ход урока:
1. Организационный этап (1-2 мин)
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Создание благоприятной психологической атмосферы.
2. Актуализация знаний и мотивация (5-7 мин)
Фронтальный опрос:
1. Что такое климат?
2. Какие факторы влияют на формирование климата? (Географическая широта, близость к морю, рельеф, морские течения, господствующие воздушные массы)
3. Что такое погода? Чем климат отличается от погоды?
Создание проблемной ситуации:
Показать слайд с разными изображениями природы (пустыня, тайга, тропический лес, арктическая пустыня).
1. Вопрос: "Почему природа в разных частях Земли так сильно отличается? Что является главной причиной этих различий?" (Предполагаемый ответ: Климат)
2. Вопрос: "Как можно систематизировать разнообразие климатов на Земле?" (Подвести к мысли о климатических поясах)
Функциональная грамотность (естественнонаучная грамотность): Примеры фотографий с вопросами связанные с конкретными видами деятельности людей в этих регионах. Например: "Как климат влияет на выбор одежды, жилища и рода занятий людей, живущих в этих регионах?"
3. Постановка учебной задачи (3-5 мин)
Учитель формулирует тему урока: "Карты климатических поясов. Климатограммы".
Учитель вместе с учениками определяет цели и задачи урока:
Узнать, что такое климатический пояс.
Изучить карту климатических поясов.
Научиться читать и анализировать климатограммы.
Определять климатические характеристики территории.
Запись темы урока в тетрадь.
4. Изучение нового материала (15-20 мин)
1. Что такое климатический пояс?
Учитель объясняет понятие "климатический пояс", подчеркивая его связь с распределением солнечной радиации и циркуляцией атмосферы.
Акцентирует внимание на то, что границы климатических поясов не совпадают с линиями параллелей, а зависят от других факторов.
2. Работа с картой климатических поясов:
Учитель демонстрирует карту климатических поясов мира.
Ученики находят на карте основные климатические пояса: экваториальный, тропические, умеренные, арктический и антарктический.
Учитель рассказывает об особенностях каждого климатического пояса: температура, осадки, господствующие воздушные массы.
1. Задание: Определить, в каких климатических поясах расположены крупные города (Москва, Санкт-Петербург, Лондон, Нью-Йорк, Токио, Рио-де-Жанейро).
3. Климатограммы:
Учитель объясняет, что такое климатограмма, и показывает, как ее читать.
Разъясняет, что на климатограмме отображаются среднемесячные температуры и количество осадков.
Показывает, как определять по климатограмме средние температуры января и июля, годовое количество осадков.
Объясняет, как форма кривой температуры и график осадков позволяют судить о типе климата.
Пример: Разбор климатограммы умеренно-континентального климата (например, Москва).
4. Функциональная грамотность (математическая грамотность):
1. При объяснении климатограммы акцентировать внимание на графической интерпретации данных.
2. Предложить ученикам рассчитать годовую амплитуду температур (разница между самой высокой и самой низкой среднемесячной температурой).
3. Предложить ученикам рассчитать среднее количество осадков в месяц.
5. Первичное закрепление (10-12 мин)
Групповая работа:
Ученики делятся на группы (3-4 человека).
Каждой группе выдается несколько климатограмм (разных типов климата).
Задание:
Проанализировать климатограммы.
Определить средние температуры января и июля.
Определить годовое количество осадков.
Определить тип климата.
Предположить, где может быть расположен пункт, климат которого отображен на климатограмме.
Каждая группа представляет результаты своей работы.
Обсуждение и корректировка ответов.
Функциональная грамотность (читательская грамотность):
1. Предложить ученикам прочитать короткие тексты-описания разных типов климата и сопоставить их с соответствующими климатограммами.
2. Предложить ученикам найти в интернете информацию о влиянии климата на жизнь людей в конкретном регионе, климатограмму которого они анализировали.
6. Рефлексия и оценивание (3-5 мин)
Учитель задает вопросы:
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Что было самым интересным?
3. Что было самым сложным?
4. Где можно применить полученные знания?
Ученики высказывают свое мнение.
Самооценка и взаимооценка работы в группах.
Оценивание учителем работы учащихся на уроке.
7. Домашнее задание (1-2 мин)
Задание на выбор:
1. Составить кроссворд по теме "Климатические пояса".
2. Найти в интернете климатограмму своего города (региона) и проанализировать ее.
3. Придумать историю о путешествии по разным климатическим поясам.