Макет «Природно-климатические зоны»
Макет «Природно-климатические зоны»
Пояснительная записка
В наши дни проблема окружающей среды наиболее актуальна и привлекает к себе всё больше внимания, поэтому одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Оно имеет важное социальное значение для всего общества. Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность активизации познавательной деятельности детей. Таким материалом является макет.
Макет «Природно-климатические зоны» составляет часть экологической комнаты в нашем детском учреждении. Дети с помощью макета наглядно знакомятся с особенностями разных природно-климатических зон, с их растительным и животным миром. Могут попутешествовать из северных районов в южные, проследить, как меняется картина природы, подумать, почему это происходит.
Цель макета: формировать представления о природных (ландшафтных) зонах нашей планеты.
В процессе работы с макетом решаются следующие задачи:
- познакомить детей с разными природными зонами или закрепить эти знания;
- обогатить представления детей о природе и условиях жизни растительного и животного мира в разных природных зонах;
- систематизировать представления детей об умении растительного и животного мира приспосабливаться к среде обитания. Дать понятие о том, что все растения и животные находятся в тех местах, к которым они приспособлены;
- формировать умение детей дифференцировать животный и растительный мир по месту их обитания;
- расширять и обогащать пассивный и активный словарь детей;
- развивать познавательную активность детей, умение анализировать, делать выводы;
- формировать эмоциональную отзывчивость и любознательность;
- воспитывать бережное отношение к природе и экологическое сознание.
Макет выполнен по принципу панорамы. Для создания макета использовались небольшие ящички размером 40Х40 см и глубиной 20 см. На внутренней стороне каждого ящика прорисована панорама природной зоны с ее особенностями. Дно выстилается в зависимости от природной зоны: пустыня - покрашенная манная крупа, Арктика - пенопласт, зона леса - искусственная трава и т.д. Каждый ящик «заселяется» соответствующими животными.
Вид каждого ящика
В процессе работы с макетом используются следующие игры:
«Помоги найти дом», «Найди ошибку», «Что изменилось?», «Продолжи ряд»
Цель: формировать умение детей дифференцировать животный и растительный мир по месту их обитания.
«Узнай по описанию»
Цель: Учить ориентироваться на окончание слов при согласовании имен прилагательных и существительных в роде.
«Кто я?»
Цель: Конкретизировать представление детей о том или ином животном, учить называть его качества и действия.
«Писатель»
Цель: учить составлять описательный рассказ о природной зоне.
«Обитатели пустыни, тайги, леса и т.д.»
Цель: Закрепить названия животных разных природных зон, их повадки, внешний вид, чем питаются и т.д.
Сюжетные игры: «Пустыня», «Тайга», «Лес», «Африка», «Джунгли», «Арктика».
Цель: Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни. Формировать умения договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
В результате работы с макетом дети начинают сами проектировать и воссоздавать разные природные зоны в своей самостоятельной игровой деятельности. На фото продемонстрирован результат детской деятельности.
Спасибо за внимание.
Кушнарева Татьяна Николаевна
Кадырова Ольга Игоревна
Сафонова Ирина Александровна
Бикина Наталья Владимировна
Перминова Елена Федоровна