12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воропаева Лилия Алексеевна4604
Я - педагог дополнительного образования, работаю в районном Доме детского творчества в селе Мильково на Камчатке. Моё объединение называется "Гуманитарная школа". Моя Программа - "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)"
Россия, Камчатский край, Мильково
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

l1572153075.jpg

Источник картинки

Методическое пояснение

            ​​​​​​​ «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия фи­лософией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени.»

Эпикур. Антология мировой  философии. Т.1. М.,1969. стр. 354

Образование я представляю в виде аккуратного дома, в котором каждый кирпич, каждая деталь должны быть на вполне определённом месте. И обязательно должна быть крыша. Такой крышей в образовании я полагаю философию. Именно она приводит всё в систему. Но обычно, когда человек слышит слово «философия», сразу представляется глубокий старик, которого совершенно невозможно понять,  поскольку он говорит какими-то непонятными словесами. А слово "философствовать" многие употребляют с отрицательным смыслом: вроде кому делать нечего, те и философствуют. 

На самом деле, философия всегда рядом с нами, она пронизывает всю нашу жизнь, всякий наш поступок окрашен тем или иным философским смыслом. Поэтому дать хотя бы начальные представления о философии и привить начальные представления философского отношения к действительности - я полагаю очень важным. Это поможет выбору правильных жизненных ориентиров

Но как это сделать? Так чтобы было понятно и близко детям? Один из способов, который для меня удобен - это способ работы с карточками, на которых записаны замечательные и полезные мысли выдающихся философов разных времён и народов.

Формы работы с ними могут быть самыми разнообразными:

1. Раздать карточки и попросить отметить мысли, с которыми согласны и с которыми несогласны.

2. Провести беседу, в ходе которой попросить объяснить, прокомментировать эти мысли. Беседа вполне способна перерасти в очень интересную и полезную дискуссию.

3. Провести конкурс размышлений, эссе по понравившимся мыслям. Для оценивания хорошо бы составить родительское жюри. Родителям будет небезынтересноо узнать о мыслях своих детей, да и других учебных качествах, которые в этой работе проявятся.



Карточка 1. "Средневековые афоризмы"

  1. Друга ищи не того, кто любезен с тобой, кто с тобой соглашается, а крепкого советника, кто полезного для тебя ищет и противится твоим необдуманным поступкам.
  2. Всем угождать - зло.
  3. Конец каждого дела обдумай перед его началом.
  4. Мать зла - лень.
  5. Один камень много горшков перебьёт.
  6. Ум - большое богатство для человека.
  7. Принимающему большую власть подобает большой ум иметь.
  8. Лучше быть побитым мудрым, чем помазанным маслом - глупым.
  9. Не следует сыпать жемчуг перед свиньями.
  10. Закрытый сосуд и молчаливый человек - неизвестно, что в нём.
  11. Враг, правду говорящий, лучше лицемерного друга.
  12. Знаком добродетели бывает не дел начинанье, а их завершенье.
  13. Лишь тот смел и храбр, кто себя одолеет.
  14. Не покидай друга старого, ибо новый не будет ему подобен.
  15. Невозможны обширные знания при редком ученье.
  16. Если сегодняшний день хорошо устроим, то и в будущем ожидай добра.
  17. Безмолвное дело лучше бесполезного слова.
  18. Делай сказанное и не говори о сделанном.
  19. Бог может сотворить, сколько захочет, человек же хорош тот, кто пользу принесёт.

Из «Пчелы»

«Пчела» - византийский сборник изречений, наставлений, анекдотов, поговорок, цитат был составлен в XI веке. Под тем же названием он был переведён на Руси в конце XII века и до самого XVIII века пользовался большой популярностью. Его часто переписывали, дополняли, сокращали, многое потом использовалось в произведениях оригинальной древнерусской литературы.

Владимир Мономах в своём "Поучении детям", по сути дела, повторил мысль "Пчелы", написав: "Лень (леность) - мать всех пороков"



Карточка 2. "Мысли средневековых философов"

1. Гораздо важнее знать, что делается, чем делать то, что знаешь.

                                                                                        Аниций  Боэций (V-VI в.в.)

2. При всех превратностях судьбы, самое большое несчастье – быть счастливым в 2. прошлом.

                                                                                         Аниций Боэций (V-VI в.в.)

3. Разве ты можешь приказать что-нибудь свободному духу?

Аниций Боэций (V-VI в.в.)

4. Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.

                                                                    Августин Аврелий ()

5. Всякий охотнее согласится плакать, владея здравым умом, нежели радоваться в состоянии помешательства.

                                                                    Августин Аврелий

6. Время врачует раны.

                                                                    Августин Аврелий

7. Напрасно пытаться посредством большего делать то, что можно сделать посредством меньшего

Уильям Оккам (XIII-XIV в.в.)

8. Счастливому человеку нужны друзья

Фома Аквинский (XIII в.)

9. Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего

Фома Аквинский (XIII в.)

10. Находите всё в себе и себя во всём

Иоганн Экхарт (XIII-XIV в.в.)

11. Быстрейший конь, который донесёт вас к совершенству – это страдание

Иоганн Экхарт (XIII-XIV в.в.)

12. Умереть от голода – это сущий пустяк, а нарушение долга       - дело огромной важности

Чжу Си (XIIIв.)

13. Знание сначала – действие потом

Чжу Си (XIII в.)

14. Не мнения людей, о доводы разума – вот универсальная формула поиска истины

Пьер Абеляр (XI-XII в.в.)

15. Все добродетели тяготеет к прекрасной середине между крайностями

Роджер Бэкон (XIII в)

16. Есть три наихудших довода: это передано нам предками, это привычно, это общепринято

Роджер Бэкон (XIII в.)

17. Необходимо знать, что философия существует для того, чтобы украсить и облагородить человеческую душу

Давид Армянин (V-VI в.в.)

 


Карточка 3. "Арабская философия"

1. Всё в мире покроется пылью забвенья,

            Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:

   Лишь дело героя да речь мудреца

      Проходят столетья, не зная конца.

2. Мы все равны – богатый и бедняк.

3. И тот, в ком светоч разума горит,

             Дурных деяний в мире не свершит

4. От разума – печаль и наслажденье

              От разума – величье и паденье.

5. И жемчугов и трона золотого

               Ценней разумно сказанное слово

Фирдоуси (X-XI в.в.)

6. Ты, может, и не сделаешь всего

Зато, трудясь, не потеряешь ничего

Санайи (XI-XII в.в.)

7. То дорого бывает нам всегда

             Во что немало вложено труда

8. Будь добрым, справедливым и правдивым –

            Ведь быть таким и значит быть счастливым.

9. Я повторю, известное от века,

            Лишь доброта – богатство человека

10. Где б место не было отведено,

             Мудрец его украсит всё равно.

11.Тебя великим может сделать слово

             И многословье превратить в смешного

Юсуф Баласагунский (XI в.)

12. Суть человека постигает тот,

              Кто сущность пса сперва в себе убьёт.

13. Ведь у павлинов видят люди злые

             Не красоту, а ноги их кривые.

14. Коль ты о людях говоришь плохое,

              Пускай ты прав, нутро в тебе дурное

15. Умён ты, или глуп, велик ты, или мал

               Не знаем мы, пока ты слова не сказал.

16. Так финик: мякоть у него сладка,

               Да косточка внутри его крепка.

17. Кто сам не знает, что такое гнёт,

               Тот состраданья к слабым не поймёт.

Саади (XIII в.)

18. Эй, кипарис, научи нас тянуться ввысь!

19. Эй, бутон, из себя выходить научи!

Руми (XIII в.)



Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 27.10.19 в 08:26 0Ответить Пожаловаться
Интересные карточки!
Порфирьева Марина Ивановна, 29.10.19 в 07:09 0Ответить Пожаловаться
Наводят на размышления!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.