Карточки для уроков литературы «Средневековые афоризмы»
Методическое пояснение
«Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени.»
Эпикур. Антология мировой философии. Т.1. М.,1969. стр. 354
Образование я представляю в виде аккуратного дома, в котором каждый кирпич, каждая деталь должны быть на вполне определённом месте. И обязательно должна быть крыша. Такой крышей в образовании я полагаю философию. Именно она приводит всё в систему. Но обычно, когда человек слышит слово «философия», сразу представляется глубокий старик, которого совершенно невозможно понять, поскольку он говорит какими-то непонятными словесами. А слово "философствовать" многие употребляют с отрицательным смыслом: вроде кому делать нечего, те и философствуют.
На самом деле, философия всегда рядом с нами, она пронизывает всю нашу жизнь, всякий наш поступок окрашен тем или иным философским смыслом. Поэтому дать хотя бы начальные представления о философии и привить начальные представления философского отношения к действительности - я полагаю очень важным. Это поможет выбору правильных жизненных ориентиров
Но как это сделать? Так чтобы было понятно и близко детям? Один из способов, который для меня удобен - это способ работы с карточками, на которых записаны замечательные и полезные мысли выдающихся философов разных времён и народов.
Формы работы с ними могут быть самыми разнообразными:
1. Раздать карточки и попросить отметить мысли, с которыми согласны и с которыми несогласны.
2. Провести беседу, в ходе которой попросить объяснить, прокомментировать эти мысли. Беседа вполне способна перерасти в очень интересную и полезную дискуссию.
3. Провести конкурс размышлений, эссе по понравившимся мыслям. Для оценивания хорошо бы составить родительское жюри. Родителям будет небезынтересноо узнать о мыслях своих детей, да и других учебных качествах, которые в этой работе проявятся.
Карточка 1. "Средневековые афоризмы"
- Друга ищи не того, кто любезен с тобой, кто с тобой соглашается, а крепкого советника, кто полезного для тебя ищет и противится твоим необдуманным поступкам.
- Всем угождать - зло.
- Конец каждого дела обдумай перед его началом.
- Мать зла - лень.
- Один камень много горшков перебьёт.
- Ум - большое богатство для человека.
- Принимающему большую власть подобает большой ум иметь.
- Лучше быть побитым мудрым, чем помазанным маслом - глупым.
- Не следует сыпать жемчуг перед свиньями.
- Закрытый сосуд и молчаливый человек - неизвестно, что в нём.
- Враг, правду говорящий, лучше лицемерного друга.
- Знаком добродетели бывает не дел начинанье, а их завершенье.
- Лишь тот смел и храбр, кто себя одолеет.
- Не покидай друга старого, ибо новый не будет ему подобен.
- Невозможны обширные знания при редком ученье.
- Если сегодняшний день хорошо устроим, то и в будущем ожидай добра.
- Безмолвное дело лучше бесполезного слова.
- Делай сказанное и не говори о сделанном.
- Бог может сотворить, сколько захочет, человек же хорош тот, кто пользу принесёт.
Из «Пчелы»
«Пчела» - византийский сборник изречений, наставлений, анекдотов, поговорок, цитат был составлен в XI веке. Под тем же названием он был переведён на Руси в конце XII века и до самого XVIII века пользовался большой популярностью. Его часто переписывали, дополняли, сокращали, многое потом использовалось в произведениях оригинальной древнерусской литературы.
Владимир Мономах в своём "Поучении детям", по сути дела, повторил мысль "Пчелы", написав: "Лень (леность) - мать всех пороков"
Карточка 2. "Мысли средневековых философов"
1. Гораздо важнее знать, что делается, чем делать то, что знаешь.
Аниций Боэций (V-VI в.в.)
2. При всех превратностях судьбы, самое большое несчастье – быть счастливым в 2. прошлом.
Аниций Боэций (V-VI в.в.)
3. Разве ты можешь приказать что-нибудь свободному духу?
Аниций Боэций (V-VI в.в.)
4. Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.
Августин Аврелий ()
5. Всякий охотнее согласится плакать, владея здравым умом, нежели радоваться в состоянии помешательства.
Августин Аврелий
6. Время врачует раны.
Августин Аврелий
7. Напрасно пытаться посредством большего делать то, что можно сделать посредством меньшего
Уильям Оккам (XIII-XIV в.в.)
8. Счастливому человеку нужны друзья
Фома Аквинский (XIII в.)
9. Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего
Фома Аквинский (XIII в.)
10. Находите всё в себе и себя во всём
Иоганн Экхарт (XIII-XIV в.в.)
11. Быстрейший конь, который донесёт вас к совершенству – это страдание
Иоганн Экхарт (XIII-XIV в.в.)
12. Умереть от голода – это сущий пустяк, а нарушение долга - дело огромной важности
Чжу Си (XIIIв.)
13. Знание сначала – действие потом
Чжу Си (XIII в.)
14. Не мнения людей, о доводы разума – вот универсальная формула поиска истины
Пьер Абеляр (XI-XII в.в.)
15. Все добродетели тяготеет к прекрасной середине между крайностями
Роджер Бэкон (XIII в)
16. Есть три наихудших довода: это передано нам предками, это привычно, это общепринято
Роджер Бэкон (XIII в.)
17. Необходимо знать, что философия существует для того, чтобы украсить и облагородить человеческую душу
Давид Армянин (V-VI в.в.)
Карточка 3. "Арабская философия"
1. Всё в мире покроется пылью забвенья,
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
Лишь дело героя да речь мудреца
Проходят столетья, не зная конца.
2. Мы все равны – богатый и бедняк.
3. И тот, в ком светоч разума горит,
Дурных деяний в мире не свершит
4. От разума – печаль и наслажденье
От разума – величье и паденье.
5. И жемчугов и трона золотого
Ценней разумно сказанное слово
Фирдоуси (X-XI в.в.)
6. Ты, может, и не сделаешь всего
Зато, трудясь, не потеряешь ничего
Санайи (XI-XII в.в.)
7. То дорого бывает нам всегда
Во что немало вложено труда
8. Будь добрым, справедливым и правдивым –
Ведь быть таким и значит быть счастливым.
9. Я повторю, известное от века,
Лишь доброта – богатство человека
10. Где б место не было отведено,
Мудрец его украсит всё равно.
11.Тебя великим может сделать слово
И многословье превратить в смешного
Юсуф Баласагунский (XI в.)
12. Суть человека постигает тот,
Кто сущность пса сперва в себе убьёт.
13. Ведь у павлинов видят люди злые
Не красоту, а ноги их кривые.
14. Коль ты о людях говоришь плохое,
Пускай ты прав, нутро в тебе дурное
15. Умён ты, или глуп, велик ты, или мал
Не знаем мы, пока ты слова не сказал.
16. Так финик: мякоть у него сладка,
Да косточка внутри его крепка.
17. Кто сам не знает, что такое гнёт,
Тот состраданья к слабым не поймёт.
Саади (XIII в.)
18. Эй, кипарис, научи нас тянуться ввысь!
19. Эй, бутон, из себя выходить научи!
Руми (XIII в.)
Горбачёва Марина Юрьевна
Порфирьева Марина Ивановна