Урок «Средневековая литература. Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров, вагантов» (Литература, 9 класс)
Средневековая литература. Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров, вагантов
(конспект урока по литературе в 9 классе)
С.М. Вишневская, учитель русского языка и литературы
СОШ при Посольстве России в КНДР
Тип урока: лекция с элементами беседы
Цели:
а) знакомство с литературой и культурой Средневековья;
б) постижение поэтического мастерства трубадуров, миннезингеров, вагантов.
Оборудование:
1.Эпиграф: «Поэзия проснулась под небом полуденной Франции - рифма отозвалась в романском языке; сие новое украшение стиха… имело важное влияние на словесность новейших народов. Ухо обрадовалось удвоенным ударениям звуков… Трубадуры играли рифмою, изобретали для неё всевозможные изменения стихов, придумывали самые затруднительные формы».
А.С.Пушкин.
2. Презентация
Ход урока
Нам предстоит сегодня совершить увлекательное путешествие в историю европейской культуры Средневековья.
Период культурного одичания. Истоки клерикальной литературы.
Средние века – это тысячелетний период с V по XV века между Античностью и Возрождением. «Средними», «срединными», промежуточными их называли мыслители эпохи Возрождения, считавшие, что после крушения Римской империи наступила полоса культурного одичания.
С чем связана такая точка зрения?
Как вы думаете, почему мыслители эпохи Возрождения так считали?
Переход от рабовладельческого строя к более прогрессивному, феодальному, сопровождался бесконечными войнами за расширение владений и обогащение.
Имело место в истории понятия, которое можно назвать религиозным. Это, во-первых, крестовые походы христиан против «неверных» (мусульман, арабов) в Иерусалим, которые очень напоминали грабеж жителей всего побережья Средиземного моря. А во-вторых,- костры инквизиции (Джордано Бруно).
Церковь оказывала огромное давление на человека. Она внушала людям сознание греховности и ничтожности человека перед Богом и властью.
Поэтому, наверное, долгое время единственной литературой Средневекового запада была клерикальная (от лат. Clericalis – «церковный»). Она рождалась в монашеской келье, монастырском скриптории – мастерской, где переписывали средневековые рукописи. Кроме текстов для богослужения в клерикальную литературу входили и повествовательная проза, адресованная «низам» (Жития святых, поучения, драматические произведения).
Основные темы средневековой литературы
Тема смерти занимает значительное место в проведениях средневековых авторов, а венцом литературы стали «Божественная комедия» Данте, аллегорически изображающая путь человека к очищению от грехов и к вечной жизни.
Как вы считаете, почему эта тема так актуальна для средневекового человека?
Человек с трепетом ожидал часа страшного суда. Он жил надеждой на спасение и вечную жизнь.
Согласно христианским представлениям, для каждого час смерти становится судным часом, когда он представал перед Всевышним. Поэтому тема смерти, наверное, так важна была для жителей Средневековья.
Немало в средние века нагромождалось тяжелого, темного, бесчеловечного. Но люди всегда оставались людьми. Они не могли, как это требовали от них хмурые благочестивцы, думать только о смерти и загробном царстве. Земля их поила и кормила. С землей, прежде всего, были связаны их горести, радости, надежды и разочарования. Они любили, трудились, воевали и оплакивали умерших.
… Земля оставалась землей. И люди, как и в другие исторические эпохи, тянулись к свету и красоте. При этом им хотелось, чтобы красота обитала не только в тесных храмах, но и на просторах их повседневной жизни. И чтобы выражалась она не только в холодном неподвижном камне, но и в теплом человеческом слове, гибком и музыкальном. Именно в средние века поэзия стала королевой европейской словесности. Священное писание обретало стихотворность, ритмичность.
Важность стиха
При отсутствии книгопечатания стих играл особую роль.
Почему при отсутствие книгопечатания стих играл особую роль?
Стих лучше запоминался. Звучные стихотворные формы придавали поэтичность даже самому сухому дидактическому тексту, как бы приобщая его к царству красоты. А люди, жившие в суровую и даже мрачную эпоху, нуждались в красоте, как и в солнечном свете.
Поэтическое слово звучало повсюду: в храме и в рыцарском зале, на городском торжище и в кругу хлебопашцев. Искусные певцы вспоминали о славных богатырях, совершавших удивительные подвиги. Люди пели о любви и весне, о веселых и грустных событиях человеческой жизни. Многочисленные поэты воспевают земную чувственную любовь как великое благо. Поэты не так охотно прислушивались к звону мечей, как к жаркому, пылкому человеческому сердцу.
Куртуазная поэзия
Всеми признанной владычецой становится любовь, а ее верной спутницей - Прекрасная Дама.
С культа Прекрасной Дамы начинается куртуазная поэзия (от франц. Courtois – вежливый) – придворная, рыцарская поэзия в средневековой Франции, характерными чертами которой было преклонение перед женщиной и воспевание чести и мужества рыцарей.
Куртуазная поэзия возникла в конце XI века в Провансе, принадлежавшем к числу наиболее развитых стран тогдашних времен.
А) Трубадуры и их творчество
Любовь почти утвердилась в творениях трубадуров – Провансальских средневековых поэтов, создателей куртуазной лирики. Никогда еще средневековые поэты не восторгались столь самозабвенно земной красотой. И пленяла их не только красота молодой куртуазной дамы, но и красота вечно живой природы, в которой они улавливали соответствие своему душевному состоянию. Мир цвел и благоухал в песнях трубадуров.
Давайте перенесемся на 8 - 9 веков вглубь истории и попытаемся услышать одну из песен трубадуров.
Подумайте, устарело ли это произведения сейчас?
Обратите внимание на то, что и мелодия и костюм, и поэтический текст периода Средневековья.
[Чтение «Вместо нежного привета…» Ук де ла Бакалария на фоне музыки учащимся, одетым в средневековые одежды]
Какие чувства вызвало у вас это произведение?
Что вы можете сказать о певце, его эмоциональном состоянии?
Устарело ли произведения, дойдя до нашего времени?
Трубадуры высоко ценили литературное мастерство, они соревновались в создании новых стихотворных форм. Ведь совершенная любовь требовала совершенной формы.
Б) Миннезингеры
В последней трети XII века в Германии появились свои певцы любви, которые именовались миннезингеры. К началу XIII века куртуазная немецкая поэзия достигла расцвета.
Давайте послушаем творение немецкого миннезингера Рудольфа фон Фениса «Должно быть, сам себе я враг исконный…»
Подумайте, в чем убеждает себя и нас поэт: в великой силе любви, в ее великой печали или и в том и в другом одновременно?
Как поэтам удается передать психологическое состояние?
Схожи или различны образы лирических героев?
Устарели ли эти произведения?
В) Ваганты
Представление о лирической поэзии Средних веков было бы неполным, если бы мы прошли мимо латинской поэзии вагантов (бродячих людей).
В Средние века латинский язык был не только языком церкви, но и языком науки и образования. В университетах, монастырских школах занятия велись на латинском языке. Это помогало школярам перемещаться. Везде они встречали привычную обстановку, латинский язык.
Радость и свобода – вот к чему была устремлена душа вагантов.
Вокруг все подчинялось строгой сословной регламентации. Ваганты же всему этому противопоставляли свое вольное братство. Доступ сюда открыт всем добрым людям, кто готов поделиться последним грошом, кто лишен высокомерия и хамства, кто может смеяться даже над собой.
[Чтение стиха «Любовь к филологии» ранее подготовленным учеником]
Есть ли в этом стихотворении элементы иронии, самоиронии, пародии?
Сравните образы лирических героев 3-х стихотворений?
Итоги урока:
Что нового вы узнали сегодня о Средневековье?
Средние века – особый период развития человека, культуры и литературы. Для античного мира человек был игрушкой в руках судьбы, а христианство давало выбор между добром и злом, звало к самоочищению.
Строгая красота готических соборов, устремленных к небу, русских икон звала преодолеть плен тела, освободить душу для чего-то. Искусство искало героического начала в самом человеке и находило.
Таким образом, возникают сказания о великих событиях и сильных личностях.
Средние века были разными. Они похожи на витражи средневековых готических соборов. Они были и темными, и одновременно яркими, праздничными, нарядными.