Карточки по русскому языку для проведения переводного экзамена при переходе в 5 класс
Составитель: Крамарь Людмила Викторовна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 им. Н.М.Самбурова город Анапа
Краснодарского края
В разработке представлены задания по основным темам по русскому языку
начальной школы УМК "Школа России»" для проведения переводного экзамена (итогового мониторинга знаний) учащихся при переходе на уровень основного общего образования.
Каждая карточка включает в себя теоретический вопрос по изученным правилам русского языка и практическое задание на применение различных правил в предложениях.
Карточки также могут быть использованы при проведении промежуточной аттестации учащихся, проходящих обучение в форме семейного образования.
Карточка 1
Теоретический вопрос
Что такое имя прилагательное? Как оно изменяется?
Практическое задание
Подберите проверочные слова: лошадка, дубки, сад, глазки, дудка.
Разделите слова на слоги и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: ужи, вокзал, Андрей, Юля, цех.
Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте части речи: Дети лепили снеговика.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи:
Вышли гуси со двора и пошли на пруд.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 2
Теоретический вопрос
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного.
Практическое задание
Подберите проверочные слова: живёт, детвора, ледяная, кошачий.
Разделите слова на слоги и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: осень, она, парки, снежная, мак.
Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте части речи: Пушистая белочка живёт в лесу.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Глухари спят в снежных норках.
Карточка 3
Теоретический вопрос
Когда согласная буква обозначает мягкий звук?
Практическое задание
Подберите проверочные слова: жильё, земля, красивый, ходить, кормушка.
Разделите слова на слоги для переноса и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: трактор, луг, речка, Оля.
Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте части речи: Толя живёт в городе Липецке.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: И в сильные морозы не замерзает река Ангара.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 4
Теоретический вопрос
Какая согласная буква обозначает твёрдый звук?
Практическое задание
Подберите проверочные слова: силач, скала, замерзает, окно.
Разделите слова на слоги и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: широкая, глухари, Иван, пальчик.
Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте части речи: Спокойно течёт река Ока.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Река Терек бьётся о белые скалы.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 5
Теоретический вопрос
Признаки гласных звуков.
Практическое задание
Подберите проверочные слова: пришивать, скользить, встречать, пищать.
Разделите слова на слоги и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: капуста, быстро, ножницы, завод, Ира.
Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте части речи: Мальчик читает интересную книгу.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Летом Миша гостил у бабушки в деревне.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 6
Теоретический вопрос
Какая орфограмма в этих словах? Что ты про неё знаешь? Лыж…, ч…йка, ч…лок.
Практическое задание
Подберите проверочные слова: ночёвка, доброта, принесли, сажать.
Разделите слова на слоги для переноса, обозначьте мягкость и твёрдость согласных: льдины, крыльцо, вьюга, осина.
Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте части речи: По лесу бродит голодный волк.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: На высоких деревьях птицы весной вьют гнёзда.
Карточка 7
Теоретический вопрос
Предложение. Главные члены предложения.
Практическое задание
Разделите слова на слоги для переноса и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: ледоход, играет, окунь, лёд.
Разделите слова на слоги: чистый, журчит, Аня, одежда.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: Ночью на реке тронулся лёд.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Коля и Витя забрались в тёмную чащу.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 8
Теоретический вопрос
Русский алфавит.
Практическое задание
Подберите проверочные слова: птенец, клевать, словарь, стоят, поезд.
Разделите слова на слоги для переноса и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: белочка, осадок, апельсин, космос.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: Озеро покрылось льдом.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Ночью вьюга намела во дворе большие сугробы.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 9
Теоретический вопрос
Признаки согласных звуков.
Практическое задание
Подберите проверочные слова: подметать, смеялся, ленивый, большой.
Разделите слова на слоги для переноса и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: кольцо, огоньки, перья, берлога.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: Мальчики скользят по льду на коньках.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: У нас в доме жил ручной ёжик
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 10
Теоретический вопрос
Когда йотированная гласная обозначает два звука?
Практическое задание
Подберите проверочные слова: шутка, соседка, труба, берёзка.
Разделите слова на слоги для переноса и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: братишка, олень, пеньки, осенний.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: Вот и кончились занятия в школе.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Ребята ходили покупать новогодние игрушки.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 11
Теоретический вопрос
Лица глагола.
Практическое задание
Подберите проверочные слова: тяжёлый, ручейки, вишнёвый, тишина, побежал.
Разделите слова на слоги и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: в теплице, перчатки, утащили, свечка.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: Колючий ёжик нёс грибы.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Тётя Поля работает на большом заводе.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 12
Теоретический вопрос
Характеристика сонорных согласных и согласных, парных по глухости и звонкости.
Практическое задание
Подберите проверочные слова: сказка, травка, шубка, ход.
Разделите слова на слоги и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: короткая, серая, Ася, книжный.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: Быстро прокатилась гроза.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Над широкой рекой раскинулась семицветная радуга.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 13
Теоретический вопрос
Когда йотированная гласная обозначает один звук?
Практическое задание
Подберите проверочные слова: глядеть, кричать, легко, тяжело.
Разделите слова на слоги и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: ученик, женщина, автобус, велосипед.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: Весной ярко светит солнце.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Грачи ходят по свежей пашне и выбирают из неё червяков.
Карточка 14
Теоретический вопрос
Времена глагола.
Практическое задание
Разделите слова на слоги для переноса и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: Москва, адрес, душистые, частый.
Подберите проверочные слова: мясной, стальные, веснушки, грибной.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: Алёша в траве увидел маленького ёжика.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Коля и Маша бегали и играли на красивой полянке.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 15
Теоретический вопрос
Какие бывают существительные?
Практическое задание
Подберите проверочные слова: тащить, продают, намела, свинья, несёт.
Разделите слова на слоги для переноса и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: Алёша, наступил, отец, девочка.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: Весной прилетели скворцы.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: На скотном дворе заболел маленький жеребёнок.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 16
Теоретический вопрос
Правила переноса слов.
Практическое задание
Подберите проверочные слова: варенье, валяется, дрова, деревья, привязали.
Разделите слова на слоги, обозначьте мягкость и твёрдость согласных: школьники, учатся, енот, увидели.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: Во дворе жила ручная белка.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: На полянке растёт вкусная земляника.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 17
Теоретический вопрос
Состав слова. Значимая часть слова. Изменяемая часть слова.
Практическое задание
Разделите слова на слоги для переноса, обозначьте мягкость и твёрдость согласных: ухаживал, карандаши, Ася, мел.
Разделите слова на слоги: собачка, мальчик, осень, вол.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: У Веры Шиловой жила кошка Мурка.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Летом Ольга и Игорь жили у красивой реки.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 18
Теоретический вопрос
Что такое глагол? Какого вида бывают глаголы?
Практическое задание
Подберите проверочные слова: лодка, рыбка, узкий, клад, сторожа.
Разделите слова на слоги для переноса, обозначьте мягкость и твёрдость согласных: животные, пушинка, аист, снег.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: Ваня живёт в Москве.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Из тёплых стран прилетели грачи.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 19
Теоретический вопрос
Разделительный мягкий знак.
Практическое задание
Подберите проверочные слова: сосед, груз, лебедь, дождь, морковь.
Разделите слова на слоги для переноса, обозначьте мягкость и твёрдость согласных: огород, ландыш, деньги, пруд.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: Зимой кругом лежит снег.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Ребята во дворе делают ледяную горку.
Карточка 20
Теоретический вопрос
Что такое имя существительное? Что оно обозначает? Как оно изменяется?
Практическое задание
Подберите проверочные слова: свечка, число, письмо, вылетает.
Разделите слова на слоги для переноса, обозначьте мягкость и твёрдость согласных: сосна, деревья, лейка, Аня, рысь.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: Быстро прокатилась гроза.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Дети собирали ягоды на лесной полянке.
Карточка 21
Теоретический вопрос
Число и род глаголов.
Практическое задание
Подберите проверочное слово к словам: . чиж, столб, флаг, мак, сугроб
Разделите слова на слоги для переноса, обозначьте мягкость и твёрдость согласных: коньки, кружился, Оля, огонь, хор.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи: По реке плывёт лёд.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Всё лето кочуют вороны по рощам и лугам.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 22
Теоретический вопрос
Покажите и объясните все случаи, когда слово пишется с большой буквы.
Практическое задание
Подберите проверочное слово к словам: зверьки, мосты, пятнистый, конюшня.
Разделите слова на слоги для переноса, обозначьте мягкость и твёрдость согласных: ягодка, орех, портфель, лес.
Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте части речи: Весной лес ожил.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Звонкими, чистыми голосами поют зяблики.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 23
Теоретический вопрос
Характеристика непарных глухих согласных и «ь» и «ъ».
Практическое задание
Подберите проверочное слово: бревно, свинарник, крольчатник, лошадка.
Разделите слова на слоги для переноса, обозначьте мягкость и твёрдость согласных: танцевать, майка, муравейник, улей.
Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте части речи: Улыбнулось из-за тучки солнышко.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: с деревьев падают тяжёлые капли.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 24
Теоретический вопрос
Парные согласные по глухости и звонкости в слабой позиции.
Практическое задание
Подберите проверочные слова: ягодка, лодка, ложка, дорожка.
Разделите слова на слоги и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: улица, игра, орден, перелётная.
Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте части речи: Белочка скрылась в густом ельнике.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Дятел долбит осину крепким клювом.
_________________________________________________________________________
Карточка 25
Теоретический вопрос
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Практическое задание
Подберите проверочные слова: теплица, больной, хлопушка, сосновый.
Разделите слова на слоги и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: лайка, Юра, кузнечик, порт.
Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте части речи: Появились стаи грачей.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Корабль вышел в открытое море.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 26
Теоретический вопрос
Сочетания –оло-, -оро-. Написание предлогов и союзов.
Практическое задание
Подберите проверочные слова: кружки, чашки, голубь, арбуз, пирожки.
Разделите слова на слоги и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: книжечка, жизнь, ёжик, брусника.
Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте части речи: Низко над водой летал стриж.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: Весной цветёт душистый ландыш.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 27
Теоретический вопрос
Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Практическое задание
Подберите проверочные слова: свистит, кормить, летят, червяки, весна.
Разделите слова на слоги и обозначьте мягкость и твёрдость согласных: Алексей, еда, рот, узор, кормушка.
Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте части речи: Муравьи хлопочут весь день.
Дополнительное задание
Разберите предложение по членам предложения и по частям речи: в саду слышится первая весенняя песенка.
9