Картотека дидактических игр по экологии для второй младшей группы
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ
Картотека дидактических игр по экологии
для второй младшей группы (возраст 3-4 года)
№ п/п | Название игры | Дидактическая цель | Игровое действие | Правила игры | Оборудование | Ход игры | Литература |
1 | «Теплый – холодный» | Закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная. | Искупать игрушек в воде разно температуры | Опускать сначала необходимые предметы в холодную воду, затем в теплую | Игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, резиновые и пластмасс. (мячики разных цветов, утята, рыбки, кораблики др) | Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: - «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой. | 12 |
2 | «Найди листок» | Найти часть по целому. | Поиск листьев, аналогичных висящим на дереве | Не срывать листья с дерева, только найти сходство | Листья различных деревьев и кустарников | Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь, попробуйте найти такие же на земле», - говорит воспитатель. Раз, два, три ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю. | 7 с.24 |
3 | «Куда спрятался Саша?» | Группировка растений по их строению (деревья, кустарники). | Белочки выбирают деревья, зайцы – кусты, мысленно анализируя растения по их строению | Внимательно слушать информацию воспитателя о различии кустарников и деревьев | Шапочка и маска лисы, шапочки зайцев, белок | Игра проводится во время экскурсий в лес, парк. Воспитатель говорит детям: - «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас лиса. Белочки ищут растение, на котором могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что зайцы живут и прячутся в кустах. Выбирают водящего - лису, дают ему шапочку маску лисы, всем остальным детям шапочки зайцев, белок. По сигналу: «Опасность, лиса!» белочки бегут к дереву, зайцы – к кустам. | 17 |
4 | «Найди в букете такой же листок» | Найти предмет по сходству. | Поиск похожего предмета. | Листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель. | Подобрать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра проводится на прогулке. | Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например, кленовый, и предлагает: - «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом. Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета. | 7 с.24 |
5 | «Найди, что покажу» | Найти предмет по сходству | Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем. | Под салфетку заглядывать нельзя | На двух подносах одинаковые наборы овощей и фруктов. Один, для воспитателя, накрыть салфеткой. | Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, убирает его, затем предлагает ребенку: - «Найди на другом подносе такой же предмет, и вспомни, как он называется». Задание выполняется, пока все фрукты и овощи под салфеткой не будут названы. | 7 с.10 |
6 | «Достань камешек» | Закрепление свойств предметов по форме, по весу; развитие внимания, координации движений. | Поиск предмета, спрятанного воспитателем в воде | Не торопиться, доставать предмет одной рукой | Емкость с водой, ракушки, камешки | На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу. | 12 |
7 | «Найди, что назову» | Найти предмет по слову - названию. | Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов | Искать предмет в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту. Во все вазы заглядывать нельзя | Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы видна была их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски. | Воспитатель предлагает ребенку: - «Найди маленькую морковку». - «Найди желтое яблоко и скажи, какое оно по форме». Если ребенок затрудняется, воспитатель может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Второй вариант: Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом, форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Ребенок ищет названный предмет. | 7 с.11 |
8 | «Угадай, что съел» | Узнать предмет при помощи одного из анализаторов, стимулировать развитие воображения. | Угадывание на вкус овощей и фруктов. | Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Жевать фрукт с закрытыми глазами, а потом сказать, что это. | Овощи и фрукты, различные по вкусу, помыть, очистить, разрезать на мелкие кусочки. На столе разложить такие же предметы для контроля и сравнения. | Угостить ребенка одним из кусочков, предварительно попросив закрыть глаза. - «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же предмет на столе». После того как все дети выполнят задание, воспитатель угощает фруктами и овощами всех детей. 2 вариант. Можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: - «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.) | 7 с.13 |
9 | «Что как плавает» | Знакомство детей со свойствами различных материалов. | Проверка плавучести различных природных и неприродных предметов | Опускать в воду предметы последовательно, ожидая эффекта, утонет или поплывет | Набор предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.). | Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: - «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия. | 12 |
10 | «Найди шарик» | Закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой. | Поиск объемного предмета в песке | Искать тот предмет, который просит найти воспитатель | Шарик, кубик, др предметы простой формы, разной величины | Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например, шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины. | 12 |
11 | «Во дворе» | Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. | Воспроизведение звуков животных | Правильно воспроизводить звуки, соответствующие данным животным | Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. | Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто – там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому? (А. Барто) Воспитатель задает ребенку вопросы: - «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д. | 12 |
12 | «Узнай и назови» | Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы. | Назвать овощи и их цвет и форму | Называть следующий овощ, только правильно ответив о предыдущем | Натуральные овощи | На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Малыш выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме. | 12 |
13 | «Гав-Гав» | Закреплять произношение звуков по подражанию. | Дети должны отчетливо произнести звукосочетания, подражая голосам животных | Если ребенок неправильно произнес звук, стих начинается заново | Картинки с изображением щенка, коня, теленка, козленка. | Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц. «Гав! Гав!» – на заре, «Гав! Гав!» – на дворе. На дворе щенок бежал, А в конюшне конь заржал. Он сердился: «Ты чего Спать мешаешь? И-го-го!» И сказал теленок: «Му!» Спать мешает он ему. И сказал теленок: «Пи! Ты, щенок, еще поспи!» А козленок: «Ме!» да «Ме!», «Подремать не дали мне». А щенок все «Гав!» да «Гав!», У него веселый нрав! И веселый этот нрав Называется «Гав – гав!» (по Т. Волгиной) | 12 |
14 | «Лед – вода» | Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения». | Превращение льда в воду. Объяснение смены времен года, с помощью вещества вода | По окончании опыта вытереть руки | Пробирка, наполненная льдом1/3 (на каждого ребенка), картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной река, солнце, берег реки в цветах, дети купаются, на др. – замерзшая река, берег р в сугробах, дети катаются на коньках по льду реки). | Воспитатель раздает детям пробирки со льдом и говорит: - «Ну-ка, что это у вас, потрогайте, пощупайте. Какой лед на ощупь? А ладошки у вас какие? Лед холодный, ладошки теплые. Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках! Будем греть лед!». Дети греют лед в ладонях, появляется вода. Воспитатель. - Откуда взялась вода? - А лед остался таким же, как был? - Во что превращается лед? Дети. - Лед превращается в воду. Педагог демонстрирует картинки с изображением одного и того же пейзажа в разное время года: зимой и летом. Предлагает найти: картинки, с изображением зимы, и отложить в одну сторону, лета – в др. Объяснить свой выбор | 2 с.17 |
15 | «Собери снеговика» | Развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки. | Сбор снеговика из кругов разного размера | Собирать в правильной последовательности | Три шара разной величины. Макет снеговика. Изображение снеговика | Ребенку предлагается помочь снеговику: снеговик баловался, шалил и так получилось, что он рассыпался. Нужно снеговику помочь - собрать его. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть выложенные перед ним детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показывает малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребенку собрать из шаров такого же снеговика. Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом. Аналогично можно собрать неваляшку, и др | 23 |
16 | «Цветы и ветерки» (по мотивам армянской народной игры) | Активизировать в речи слова, обозначающие названия цветов; стимулировать связную речь | Называть цветы, узнавать название, убегать, ловить. | | Картинки с изображением цветов, эмблемы для «ветерков». | В середине площадки на расстоянии 2 м проводятся две черты, за ними на расстоянии 10—15 м проводятся еще две черты. Каждая команда «Цветы» и «Ветерки» — стоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников. Игру начинают «Цветы», заранее — выбравшие себе имя — название цветка. - «Здравствуйте, ветерки!» — говорят «цветы». - «Здравствуйте, цветы!» — отвечают «ветерки». - «Ветерки, ветерки! — обращаются к ним «цветы». — Угадайте наши имена». «Ветерки» начинают перечислять названия цветов. И как только угадывают, «цветы» убегают за вторую черту, а «ветерки» пытаются их поймать. По числу пойманных игроков определяются очки. После одной игры команды меняются ролями. Играя условное число раз, определяют победителя по сумме очков. | 18 с.106 |
17 | «Во саду ли, в огороде?» | Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. | Поместить овощи на грядке и фрукты на дереве, поясняя свои действия | В случае неправильных действий, воспитатель задает наводящие вопросы, добиваясь правильного выполнения | Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лука | Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: - «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. - Где растут фрукты? (на дереве)» и т.п. | 19 |
18 | «Чьи детки?» | Закреплять знания детей о животных и их детенышах. | 1.Подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей. 3. Называть домашних животных и их детенышей на картинках, группировать их в тройки («папа — мама — ребенок) | Угадывать последовательно. | Картинки с изображениями домашних животных и их детенышей. | Воспитатель. - Ребята, фермер хочет сделать фотоальбом своих питомцев. Помогите ему подобрать фотографии (картинки). Вариант 1. «Кто кем был?» Игровые действия: называть домашних животных и их детенышей на картинках, группировать их в пары. - Кот был... (котенком). - Пес (собака) был(а)... (щенком). - Бык был... (теленком). - Конь был... (жеребенком). - Кабан был... (поросенком). - Петух был... (цыпленком). И т. д. Вариант 3. Воспитатель. - Другой фотоальбом называется «Семейные фото». Подберите тройки картинок с изображением взрослых животных и их детенышей. Назовите их семью. - Бык — корова — теленок. - Конь —- лошадь — жеребенок. - Пес — собака — щенок. - Кот — кошка — котенок. - Баран — овца — ягненок. - Козел — коза — козленок. - Кролик — крольчиха — крольчонок. | 18 с.60 |
19 | «Кто сказал: Мяу?» | Закрепить знания о частях тела котенка и звуках, которые он издает. | Находить спрятанную игрушку, называть ее местоположение полным предложением с помощью слов-предлогов. Повторять звукоподражания домашним животным, изменять свой голос, узнавать голоса друзей. | Слушать ведущего. | Фото или картинки с изображением домашних животных, игрушки «кот» и «собака», сказка В. Сутеева «Кто сказал: Мяу?». Игрушечный котенок. Запись голоса котенка | Воспитатель. - Ребята, вам знакома эта сказка? Кто ее автор? Кто герои этой сказки? (Щенок и кот.) Что делал Щенок? (Искал, кто говорит: Мяу.) Что делал Кот? (Прятался.) Хотите с этими героями тоже поиграть в прятки? Вариант 1. Педагог «прячет» (расставляет) игрушки (картинки) «кот» и «собака». Дети называют их местоположение: «Где от?», «Где Щенок?» Например, «Кот на стуле, а Щенок под стулом». «Кот на диване, а Щенок под диваном». «Кот на шкафу, а Щенок в шкафу». Вариант 2. Ведущим выбирается ребенок с помощью считалки: =Раз, два, три, четыре, пять — кот и пес пошли гулять. Раз, два, три, четыре — играли дружно, в мире. Раз, два, три — друг другу помогли. Раз, два — веселая игра. Останется один — из круга выходи. Дети выбирают себе по одной игрушке домашнего животного, оставляют их в корзине (на ковре), выходят из комнаты. Воспитатель все игрушки прячет в комнате. Вернувшись, дети ищут каждый свою игрушку, рассказывают, где нашли. Например, «Я нашла корову на книжной полке». «Я нашел лошадь за мячом». «Мой щенок сидел за креслом». И т. д. | 18 с.63 |
20 | «Заполни аквариумы» | Закреплять умения различать цвета, находить предмет нужного цвета. | Рассадить рыбок в аквариумы. | Рыбка должна сидеть в аквариуме такого же цвета, как сама | Три аквариума (из картона) и силуэты рыбок трех цветов. | Воспитатель показывает детям аквариум определенного цвета и предлагает детям подобрать рыбок в аквариум. | 12 |
21 | «Угадай, что в руке» | Узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов. | Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь. | Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь. | Овощи, фрукты - муляжи | Ребенок отводит руки за спину. Затем воспитатель отходит и показывает овощ или фрукт. Если у ребенка в руках за спиной такой же, ребенок должен подбежать к воспитателю. | Дрязгунова В.А с.12 |
22 | «Вершки – корешки» | Составить целое из частей. | Вспомнить, где растет овощ | Искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару. | Овощи | Во время прогулки, после уборки урожая на огороде, воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой — вершки — ботву. «Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три — свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару. 2-й вариант. «Вершки» (или «корешки») стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки», найдите свои «вершки»!» Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое. Правильность выполнения задания могут проверить волшебные ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угас, и дети получили знания о разных растениях, надо предложить им поменяться несколько раз вершками и корешками. | 7 с.38 |
23 | Ботаническое лото «Овощи – фрукты» | Закреплять умение детей различать и называть овощи, фрукты. | Назвать фрукт или овощ, закрыть лото | Нельзя на фруктовую карту класть овощную | Овощи, фрукты – карты по количеству детей | Раздаются большие карты. На одной в середине изображён фрукт, на другой – овощ. Затем поочерёдно достают маленькие карточки с изображением различных овощей и фруктов. Дети хором называют их и закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением. | 13 |
24 | «Угостим кукол» | Продолжать учить детей подражать действиям воспитателя с предметами, обращая внимание на их свойства. | Накормить кукол фруктами, овощной икрой | Кормить с помощью столовых приборов, используя их по назначению | Две куклы, детская мебель и посуда. «Чудесный мешочек», предметы для выбора (игрушки и натуральные объекты). | В гости к детям приходят две куклы. Они здороваются с детьми, называют свои имена. Воспитатель предлагает угостить кукол. Ставит на свой стол игрушечную мебель, сажает кукол, перед ними ставит посуду и кормит одну из них. «Маша ест, а Галя нет – объясняет воспитатель. Кто будет кормить Галю?» Приглашает одного ребенка, дает ему ложку и медленно показывает действия так, чтобы они были видны всем детям: «Сначала возьмем ложку. Вот так. (Показывает.) Теперь наберем кабачковой икры. Вот так. (Показывает.) Поднесем ко рту куклы. Где у куклы рот? (Показывает, медленно наклоняет игрушку.) Ешь, кукла». Ребенок повторяет все действия за воспитателем. Затем вызывает поочередно еще 2–3 детей. После этого куклы благодарят детей и уходят. | 19 |
25 | «Найди пару!» | Найти предмет по сходству. | Поиски похожего предмета | Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья | Листья 3—4 деревьев в соответствии с количеством детей | Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три — пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем, у кого такой же лист в руках. | 7 с.26 |
26 | «Собери цветок» | Развивать у детей внимательность, настойчивость, усидчивость, закрепить названия весенних цветов | Собрать цветок из деталей | Собирать цветок из своих деталей | Карточки с изображением цветов, разобранных на части, - ландыш, одуванчик, тюльпан, нарцисс, подснежник | Детям предлагается собрать красивые цветы. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветочек, или кружочек нужного цвета и приставить этого же цвета лепестки. Сначала воспитатель на своём примере показывает, как нужно собрать цветок, а потом предлагает тоже самое сделать детям. По ходу игры воспитатель задаёт наводящие вопросы. - Какую нужно вставить серединку в цветок? - Какого цвета? Почему? Чтобы заинтересовать детей игрой можно придумать любую игровую ситуацию. Например, - К нам в гости пришла кукла, давайте соберём все цветы и подарим ей наш букет или соберём букет для мамы и т. д. Выполняя несложные игровые задания, ребёнок будет запоминать основные цвета и радоваться тому, что у него получилось. | 1 |
27 | «Где живут витамины» | Познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются; рассказать о значении витаминов для здорового развития организма; обобщить и закрепить понятия «овощи» и «фрукты»; | Выбрать картинки с продуктами, в которых содержатся витамины, и накормить мишку | Выбирать только те картинки, на которых нарисованы полезная для здоровья пища | Игрушечный медвежонок; предметные картинки с изображением овощей, фруктов, цитрусовых, мороженого, конфет, печенья, торта и др | - Здравствуйте, ребята. А вы знаете, вы ведь, не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: «здравствуйте», а значит «Здоровья желаю». Воспитатель предлагает детям «полечить» мишку не таблетками, а витаминами. – Где живут витамины? Разгадаем загадки: =Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. (Лук) =Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко) =С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин - Это спелый. (Апельсин) - Ребята, мы с вами знаем, в каких продуктах они живут. Чтобы лучше их запомнить, я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно выбрать только те картинки с изображением продуктов, в которых «живут» витамины. Дети поочередно или группами подходят и выбирают картинки, называют предмет, а остальные дети знаками показывают согласны ли они с тем, что там «живут» витамины или нет. Если задание выполнено правильно, то ребенок кладет картинку рядом с медвежонком. - А сейчас я предлагаю поиграть с вами в игру. Если в стихотворении говорится про вас, то хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет - молчите. Воспитатель: - Кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов? Дети. Это я, это я, это все мои друзья | 25 |
28 | «Почтальон принёс посылку» | Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию. | Составление описания овощей по внешнему виду | Рассказывать о том, что ты получил, нужно, не называя предмета. | Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку. | Коробку (посылку) приносят в группу. Воспитатель говорит: «Сегодня нам почтальон принес посылку. В ней разные овощи и фрукты». Педагог дает нескольким детям по пакету и просит заглянуть в них. «А теперь, не называя, что там, расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались». Дети по описанию называют овощи и фрукты. Отгаданные предметы кладут на стол. В конце игры надо угостить детей и попросить их назвать точно вкусовое ощущение, его неоднородность (кислое, кисло-сладкое, сладкое и т. д.). | 7 с.40 |
29 | «Что в корзинку мы берем» | Закрепить знание о том, какой урожай собирают в поле. Сформировать представление о роли людей сохранения природы. | Сбор плодов в корзину. Дети-корзины, дети-плоды | Каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). | Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод. | У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Выигрывает тот, кто выполнил это условие. | 17 |
30 | «Что это такое?» | Уточнить представления детей о веществах неживой природы | Исследовать в руках вещество, ответить на вопросы | Отвечать только на вопросы об одном веществе | Природный материал – песок, камни, земля, вода, снег. | Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить, - Что это? - И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.). - Что с ним можно делать? Например, овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы (яйцо). | 28 |
Литература
Борисова М П. infourok.ru
Веракса, Н. Е. Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. Серия «Библиотека программы «От рождения до школы»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологичеcкой культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 — 128 с.
Воронкевич О.А. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fvscolu.ru%2Ffrom3_to4%2Fprimernoe-soderzhanie-poznavatelno-prakticheskoj-deyatelnosti-poiskovo-issledovatelskie-igry-igry-eksperimentirovaniya-igrovoe-modelirovanie.html
Гречко И.Н. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/08/09/didakticheskaya-igra-tak-byvaet-ili-net
Громова Л. Стихи. Source: https://ljubimyj-detskij.ru/stikhi/240-detyam-stikhi-pro-vremena-goda-obshchie.html
Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещение, 1981. – 8о с.
Евдокимова Н. А. https://multiurok.ru/index.php/files/kartotieka-didaktichieskikh-ighr-ekologhichiesko-1.html
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М: ТЦ Сфера, 2007 — 56 с. metodika-organizacii-ekologicheskix-nablyudenij-ivanova.pdf
Исакова Н.А. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/10/31/kartoteka-didakticheskih-igr-po-ekologii-po-programme
Казакова Л.Г. https://урок.рф/library/didakticheskaya_igra_ugadaj_chej_hvost_090801.html
Картотека дидактических игр по экологии в первой младшей группе. www.eduportal44.ru
Картотека дидактических игр по экологии для детей 2 младшей группы https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-po-ekologii-dlya-detey-mladshey-gruppi-3914437.html
Комарова И., Ярошева Н. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fvscolu.ru%2Fdidakticheskie-igry%2Fdidakticheskie-igry-po-ekologii-dlya-doshkolnikov.html
Корабль Знаний. Российский образовательный портал. https://ok.ru/dk?cmd=logExternal&st.cmd=logExternal&st.sig=f-Hf7RNRIYJt3A1hl9O3g476q-xIX9xYI8cWwm1lorQ&st.link=https%3A%2F%2Fwww.korablznaniy.ru%2F&st.name=externalLinkRedirect&st.tid=69053085242647
Кошкарева Н.В. Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников. https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/kartoteka-didakticheskih-igr-po-ekologii-dlya-doshkolnikov-577619
Кузина Н. С. https://multiurok.ru/files/kartotieka-didaktichieskikh-ighr-po-ekologhii-dl-4.html
Ладутько Л. К., Шкляр С. В. «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа» / ЛК Ладутько, С. В. Шкляр. — Мозырь: Содействие, 2010. — 152 с .
Маврина И.Н.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 – с 137-141
Пелех Ю. А. Программа дополнительного образования экологической направленности «Почемучки» для детей 6-7 лет https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhajuschij-mir/381206-programma-dopolnitelnogo-obrazovanija-jekolog/page-8
Помораева И., Позина В. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой https://iknigi.net/avtor-vera-pozina/73079-zanyatiya-po-formirovaniyu-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-detskogo-sada-plany-zanyatiy-vera-pozina/read/page-1.html
Рачилина Я. В. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/30/didakticheskaya-igra-soberi-snegovika
Рыжова С.Н. Картотека экологических игр для детей средней группы www.eduportal44.ru
Ситдикова М.А. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/09/24/gde-zhivut-vitaminy
Цыганкова Л. В. Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников (5-6 лет) https://multiurok.ru/files/kartotieka-didaktichieskikh-ighr-po-ekologhii-dl-2.htm
didakticheskie_igry.docx nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kartotieka-didaktichieskikh-ighr-v-starshiei-ghruppie
https://infourok.ru/kartoteka-igr-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-2032096.html
https://alegri.ru/kopilka-pedagoga/vospitateljam-detskogo-sada/didakticheskie-igry-dlja-detei-6-7-let-v-detskom-sadu/page-2.html
https://juravushka86.caduk.ru/DswMedia/49_kartoteka_didakticheskix_igr.pdf
1
Кияйкина Наталья Федоровна