Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цель: закреплять понятия о смене времен года; расширять представление об особенностях каждого сезона.
Ход наблюдения:
Улеглись в полях метели
В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора!
У крыльца звенят капели,
Воробьи повеселели,
Гонят зиму со двора! (П. Образцов)
Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.
21 марта — день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.
Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора.
Воспитатель задает детям вопросы: Перечислите признаки весны. Какой сейчас месяц? Что происходит со снегом весной? Как изменяется жизнь человека весной?
Дидактическая игра: «Когда это бывает?» — воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится.
Цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе.
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.
Цель: формировать трудовые умения.
Подвижные игры: «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт».
Цель: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за солнцем на небе.
Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше.
Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней
– Не поймаешь (тень).
Трудовая деятельность: Расчистка участка от снега.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Подвижные игры: «Перелет птиц».
Цель: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая; развивать ловкость, внимательность.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 2
Наблюдение за воробьем
Цель: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
Ход наблюдения
В канаве с водою талой
Плещется воробей,
У темной ольхи я встала,
Смотрю из-за голых ветвей.
Как беззаботный мальчишка,
С головкой он хочет нырнуть...
Задорный, лихой воробьишка —
Боюсь я его спугнуть.
Забыл он и голод, и стужу,
Забыл, как поземка мела.
Он рад нынче солнечной луже
И каплям скупого тепла!
Воспитатель задает детям вопросы: Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны? Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему? Кого боятся воробьи? Чем они питаются весной? Как люди должны заботиться о птицах?
Трудовая деятельность: Помощь дворнику в сгребании снега в кучи.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Подвижные игры: «Перелет птиц».
Цель: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая; развивать ловкость, внимательность
«Мыши в кладовой».
Цель: тренировать в пролезании под дугу или веревку.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за небом.
Появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Уточнить, что снег и лед – это разное состояние воды.
Загадка: Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
Дидактические игры: «Какой ручей» — дети составляют предложения, описывая ручей.
Цель: развить умение подбирать относительные прилагательные.
Трудовая деятельность: Уборка обрезанных дворником веток в определенное место.
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
Подвижные игры: «Ворона и воробей».
Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 3
Наблюдение за ивой
Цель: знакомить с особенностями деревьев в весеннее время (в каком состоянии они находятся);
обращать внимание на деревья, пробуждающиеся самыми первыми.
Ход наблюдения
Весна еще не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь ива распустила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам,
Веселые, живые,
Как маленькие детки.
В марте появились на ивовых ветках пухлые почки, сбросила она с них колпачки, и сережки стали ярко- желтыми, похожими на цыплят. Цветки прикрыты пушистыми волосками, защищающими нектаринки от дождя и холода. Шмели летят к ивам собирать медовый нектар. Иву остролистую в народе называют вербой.
Трудовая деятельность: Сбор мусора на участке.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща.
Подвижные игры: «Гуси-гуси», «Перенеси предметы».
Цель: учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; развивать точность, быстроту, ловкость.
Индивидуальная работа: Упражнение с мячом.
Цель: закреплять умение бросать мяч вверх и ловить двумя руками.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за собакой
Цель: систематизировать представления о жизни животных весной; учить отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи; развивать доказательную речь; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.
Ход наблюдения
Мой щенок похож немного
На бульдога и на дога,
На собаку-водолаза
И на всех овчарок сразу.
Воспитатель задает детям вопросы: Как вам кажется: этот щенок — «мальчик» или «девочка»?
Какое имя (кличка) щенку подходит? Какое у щенка настроение?
Чем, по-вашему, щенок больше всего любит заниматься? Собака, которую взяли в дом, признает вас хозяином.
Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака — преданный друг человека. Но и мы должны помнить, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать. Но прежде всего нужно любить ее.
Трудовая деятельность: Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.
Подвижные игры: «Мы — капельки», «Живой лабиринт».
Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: обучать само страховке при выполнении движений в равновесии; развивать выносливость.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 4
Наблюдение за работой дворника
Цель: активизировать познавательную деятельность; развивать умение видеть целесообразность трудовых действий; учить оценивать результаты труда.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы: Кто обрезает деревья? Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножницами — секатором.) С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток.) Почему профессия называется — дворник?
Трудовая деятельность: Уборка обрезанных дворником веток в определенное место.
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
Подвижные игры: «Ворона и воробей».
Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
«Беги к флажку».
Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за высотой стояния Солнца
Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
Без него плачемся,
А как появится —
От него прячемся. (Солнце.)
Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла тает снег, нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти трава. Что же еще происходит в природе? (Установить и закрепить представления об экологических связях.) Где восходит, где заходит солнце?
Исследовательская деятельность: Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?
С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)
Трудовая деятельность: Расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев.
Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий.
Подвижные игры: «Волк во рву», «Горелки».
Цель: учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность.
Индивидуальная работа: «По прямой».
Цель: учить ездить на велосипеде.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 5
Наблюдение за легковым автомобилем
Цель: продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта; развивать наблюдательность; воспитывать положительное отношение к людям труда.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит наблюдение за автомобилями, движущимися по улице, предлагает детям вспомнить, какой это вид транспорта, задает вопросы.
Почему он так называется? Какие вы видите автомобили? Какие автомобили перевозят людей?
Чем отличается автобус от легковой машины? Что у них общего? Кто водит машину?
Спешат автобусы,
Спешат машины легковые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы,
Машины выходят
С утра на работу.
Трудовая деятельность: Сбор мусора на участке.
Цель: приучать поддерживать порядок на участке; воспитывать желание помогать другим.
Подвижные игры: «Не замочи ног», «Извилистая тропинка».
Цель: учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги.
Индивидуальная работа: Прыжки вверх с места.
Цель: развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за облаками
Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.
Ход наблюдения
Как по небу с севера плыла лебедь белая,
Плыла лебедь сытая. Вниз кидала, сыпала
На поля озерушки, белый пух да перышки.
Воспитатель задает детям вопросы: Посмотрите на небо, что вы видите? Какие сегодня облака?
Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег? В каком направлении плывут облака?
Трудовая деятельность: Посыпание скользких дорожек песком.
Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.
Подвижные игры: «С кочки на кочку».
Цель: учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; воспитывать дружелюбие.
«Достань до мяча».
Цель: продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими руками.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 6
Наблюдение за птицами на участке детского сада
Цель: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Трава опять зазеленела, и закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» — звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому, кусочки мха они несут —
Все пригодится им для дома, чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки — их желторотые птенцы.
Воспитатель задает детям вопросы: Какие птицы прилетают к нам на участок? Как вы им помогаете? Какого они размера? Какую пользу приносят птицы? Какая у них окраска? Чем питаются? Какие изменения в жизни птиц происходят весной? Как птицы заботятся о своем потомстве? Каких птиц вы еще знаете?
Трудовая деятельность: Посыпание песком дорожек на участке.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду; учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры: «Лови — бросай», «Салки».
Цель: учить ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
Индивидуальная работа: Прыжки вперед с места.
Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение – «приметы ранней весны»
Цель: продолжать закреплять обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в начале весны, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Какое сейчас время года? Что происходит со снегом? Где быстрее тает снег, в тени или на солнце? Каким стал снег?
Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса. Значит, к нам пришла ... (Весна).
В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным - из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.
Подвижные игры: «Ловишки»
Цель: начинать игру по сигналу воспитателя, развивать ловкость, внимательность. Индивидуальная работа: «Пройди, не упади» - ходьба по буму с мешочком в руках и спрыгивание.
Цель: учить ходить, сохраняя равновесие, приземляться на обе ноги.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 7
Наблюдение за рябиной
Цель: закрепить знания о рябине; отметить, какие изменения произошли с ней весной.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы: По каким характерным признакам можно узнать рябину?
Расскажите стихотворение про рябину. Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете? Когда зацветает рябина? Кто проведывает первым ароматные цветы рябины? Почему?
В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, просыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зеленые листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы весело гудят возле нее. Своим душистым ароматом она невольно привлекает внимание прохожих.
Трудовая деятельность: Расчистка дорожек, сбор
прошлогодних листьев.
Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий.
Подвижные игры: «Волк во рву», «Горелки».
Цель: учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность.
Индивидуальная работа: «По прямой».
Цель: учить ездить на велосипеде.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за солнцем
Цель: закрепляем представление о ранней весне, о том, какие изменения произошли с солнцем.
Ход наблюдения
Солнце стало чаще появляться на небосводе. Как светит солнце и где оно находится? Его лучи ярче светят. Солнышко ослепительно светит, греет землю своими тёплыми лучами. Как ещё можно сказать, что делает солнце?
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей... (Я. Колас) Солнышко улыбается, и все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, рукава шубы, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет. Отметить, что день
становится длиннее. Зимой, когда вы шли в детский сад, утром было темно, а сейчас? (светло). Сравните, какой день был зимой, а какой он сейчас? А какая ночь была зимой, и какая сейчас? Доброе, хорошее, на людей глядит.
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце)
Дидактические игры: «Когда это бывает?» — воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится.
Цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе.
Подвижные игры: «Ловишки парами».
Цель: парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность. Индивидуальная работа: «Попади в цель».
Цель: учить бросать мешочек в цель, развивать меткость,
соблюдать правила движений. Трудовая деятельность: Расчистка дорожек.
Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 8
Наблюдение за сорокой
Цель: пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке - белобоке; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает; обогащать словарный запас художественным словом; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.(Сорока.)
Всюду я летаю, все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой»?
Что это за птица, как она выглядит? Вьет ли сорока гнезда, зачем? Какие заботы у птицы весною?
Как они берегут свое потомство? Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)
Трудовая деятельность: Посыпание скользких дорожек песком.
Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.
Подвижные игры: «С кочки на кочку».
Цель: учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; воспитывать дружелюбие.
«Достань до мяча».
Цель: продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими рука
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за почками на деревьях
Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья).
Ход наблюдения
Какие деревья вы знаете? Назовите деревья, которые растут у нас на участке. Какие изменения произошли с деревьями весной? После зимнего сна оживает каждое дерево. Какие стали почки? Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы – круглые, мелкие. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть.
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю. (Весна)
Исследовательская деятельность: доказать, что деревья на зиму не умирают, а засыпают, готовясь к весне. Рассмотреть с детьми почку дерева (зародыш листа ждет тепла и воды)
Дидактические игры: «Сосчитай-ка» - пересчёт деревьев.
Цель: согласование существительных с числительными.
Подвижные игры: «Попади в обруч».
Указания. Забрасывать мешочки можно и другими способами: двумя и одной рукой из-за головы, сидя, стоя на коленях и т. п. - воспитывать дружелюбие. Индивидуальная работа: «Через ручеёк». Прыжки выполняются через две линии.
Цель: учить перепрыгивать на 2-х ногах.
Трудовая деятельность: Подмести веранду.
Цель: закреплять навыки работы с метлой.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 9
Наблюдение за легковым автомобилем
Цель: закреплять отличия легкового автомобиля от грузового.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
На колесах четырех,
С окнами и дверями. (Легковой автомобиль.)
Как выглядит легковой автомобиль? Чем он отличается от грузового? Какие виды легковых автомобилей вы знаете? Человек, который управляет легковым автомобилем, называется водителем или шофером?
Исследовательская деятельность
Измерить глубину снега на солнце и в тени.
Трудовая деятельность: Коллективный труд на огороде.
Цель: закреплять навыки работы в огороде.
Подвижные игры: «Бездомный заяц»
Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: упражнять в бросании мяча вверх и ловле его обеими руками.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение «Весеннее небо»
Цель: показать особенности весеннего неба, учить детей сопоставлять осеннее небо и весеннее небо.
Ход наблюдения
Синяя шубка покрыла весь мир? (небо)
Почему небо называют синей шубкой? Как ещё можно сказать про небо? Каким вы видели небо осенью? Осенью оно было серым и хмурым. Какое небо сегодня? Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу
плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Темные тучи на небе – к дождю. После дождя на небе появляется радуга. Небо осенью темное, тяжелое, тучи идут низко, а весной преобладает ясная безоблачная погода
Удивительное небо! В нём порой из далека,
Словно белые овечки, проплывают облака.
Дидактические игры: «Сосчитай-ка» - пересчёт облаков.
Цель: согласование существительных с числительными.
«Подбери словечко» - к слову «небо»
Цель: развить умение подбирать относительные прилагательные.
Подвижные игры: «Сделай фигуру» (разнообразные движения).
Цель: развить двигательные навыки, внимание детей.
Индивидуальная работа: «Поймай мяч»
Цель: учить ударять мяч о стену и ловить двумя руками. «Быстрые и ловкие».
Цель: учить пробегать под верёвкой прогибаясь, не задев её.
Трудовая деятельность: Посыпание песком дорожек на участке. Помочь воспитателям ясельной группы завести детей в группу.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду; учить оказывать помощь младшим.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 10
Наблюдение за поведением птиц на участке
Цель: побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах.
Ход наблюдения
Звонко тенькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна! И.Никитина
- Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов и т.. д).
Трудовая деятельность: Уборка камней на участке.
Цель: формировать трудовые умения.
Подвижные игры: «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт».
Цель: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за деревьями
Цель: на прогулке помочь постепенно вспомнить название деревьев, находить отличительные признаки, называть отдельные части; развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к растениям.
Ход наблюдения
Вспомнить с детьми, какие деревья растут на территории детского сада: берёза, ель, рябина, лиственница, каштан, дуб и др.
Что есть у всех деревьев?
Есть у дерева крепкие корни, глубоко сохранились в земле,
Чтобы дерево крепко стояло, чтоб от ветра оно не упало, Чтобы ветви питаться могли. Есть ствол, а на стволе кора.
Если жарко – укроет кора, если сильный мороз – Ствол защитит, чтоб не замерз! Тонких веток, тонких веток, Может, сразу миллион! Листья звонкие на ветках шелестят со всех сторон.
Подвижные игры: «Брось за флажок».
Указания. Можно передавать мешочек своей паре и перебрасыванием. Нужно внимательно следить за местом падения мешочка. Результат броска отмечается по месту падения мешочка.
Индивидуальная работа: «Тройки».
Дети по трое берутся за руки скрестно и бегут по площадке, Какая тройка лучше?
Цель: учить бегать, не размыкая руки, высоко поднимая колени. "Нитка и иголка". Все становятся в колонну и берут друг друга за талию - это "нитка". Впереди становится "иголка" бежит и ведет за собой "нитку". Задача "иголки" порвать или запутать "нитку".
Цель: учить бегать друг за другом, не наталкиваясь на впереди стоящего.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 11
Наблюдение «Как одеты люди».
Цель: обратить внимание на то, как люди одеты ранней весной. Учить называть части одежды, их назначение. Установить причинно-следственные связи между погодой, сезоном и одеждой людей.
Ход наблюдения
Исследовательская деятельность: Доказать опытным путем, что перчатки и шарф греют человека. Дети, вы рады весне? Чем весенняя одежда отличается от зимней? Почему все сняли тёплую одежду?
Сижу верхом, не ведаю на ком( шапка)
Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.
Каждый мальчик в свой чуланчик. (Пальцы и перчатки)
Дидактические игры: «Добавь словечко» - Зимнее, теплое…(пальто), Жёлтая, вязаная (шапка).
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительным.
Подвижные игры: «Прятки»
Цель: развить двигательные навыки, внимание детей.
Индивидуальная работа: «Кто скорей к своему флажку?»
Цель: развить двигательные навыки, внимание детей.
«Поспеши, но не урони». Дети (с мешочками песка на голове или на ладони вытянутой вперед руки) по 6—10 человек перебегают с одного конца площадки на другой, стараясь, обогнать друг друга. Цель: учить бегать, сохраняя равновесие.
Трудовая деятельность: собрать выносной материал.
Цель: учить содержать участок в порядке, убирать за собой игрушки, рабочий инвентарь.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение " Пришла весна"
Цель: закрепить представления о весне, обратить внимание на изменения в природе.
Ход наблюдения
«Весна»
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт. Гайда Лагздынь
Трудовые поручения. "Подарок птицам"(кормление птиц)
Цель: воспитание чувства сопереживания и желания помочь объектам природы: птицам.
Подвижная игра: «Солнце и планеты»
Цель: закреплять знания о движении планет вокруг Солнца,
учить быстро действовать по сигналу, воспитывать дружеские отношения.
Дидактическая игра (с мячом) «Назови скорей»
Цель: способствовать запоминанию последовательности дней недели, развитию внимания, сообразительности.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 12
Наблюдение за прилётом первых птиц.
Цель: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о птицах. Обогащать словарный запас.
Ход наблюдения
Дует тёплый южный ветер, солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Какие изменения произошли в жизни птиц с приходом весны? Какие птицы самыми первыми вернулись к нам? Откуда вернулись птицы? Почему они улетали в тёплые страны? Чем они питаются весной? Как мы заботились о птицах зимой? Дидактические игры: «Кто больше назовет действий»
по предложению воспитателя дети перечисляют действия объекта.
Цель: расширить словарный запас подбором глаголов.
«Один — много»
Цель: образование множественного числа существительных: ворона — ворон, снегирь — снегирей, галка — ..., воробей —
Подвижные игры: «Эстафета парами».
Цель: Учить бегать парами, не натыкаясь друг на друга.
Индивидуальная работа: «Через ручеёк». Прыжки выполняются через две линии.
Цель: учить перепрыгивать на 2-х ногах.
Трудовая деятельность: Организация помощи дворнику в чистке бордюра вокруг участка.
Цель: закреплять трудовые навыки, развивать желание помогать старшим.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за ветром
Цель: закрепление знаний детей о ветре, его свойствах; определение направления ветра.
Ход наблюдения
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (ветер).
Физминутка "Ветер"
Цель: развитие двигательной активности.
Осторожно ветер
За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками в воздухе)
Покачал тихонько
Ветками черемух, (руки вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью. (махи руками)
Индивидуальная работа "Прыжки"
Цель: развивать навыки прыжка в длину с места.
Сюжетно ролевые игры по желанию детей.
Подвижные игры: "Жмурки", "Ручеек"
Цель: развитие двигательной активности.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 13
Наблюдение - Почему март называют «утром года».
Цель: Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву. Следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка. Обсудить с детьми (в солнечный день).
Ход наблюдения
Деньки стоят погожие, на праздники похожие,
А в небе - солнце теплое, веселое и доброе.
Все реки разливаются, все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами, сугробы стали лужами.
Покинув страны южные, вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя, пришла пора цветения.
И, значит, настроение у всех людей - весеннее!
Исследовательская деятельность
Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)
Дидактические игры:
«Отгадай-ка» — дети описывают предложенный предмет.
Цель: научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
Подвижная игра: «Зайцы».
Цель: развивать умение быстро бегать, увертываться от ловящего.
Индивидуальная работа «Набрось кольцо»
Цель: тренировать детей в набрасывании колец на определенную цель.
Трудовая деятельность: сбор сухой травы.
Цель: закреплять навыки работы в коллективе.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение «Наша улица»
Цель: уточнять и расширять представления детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице, развивать наблюдательность.
Ход наблюдения
Загадка:
В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят (улица)
Подвижные игры: «Пятнашки»
Цель: упражнять детей в беге, развивать внимание, умение согласовывать свои действия.
«Сети»
Цель: упражнять в беге, развивать ловкость, умение действовать по команде.
Оздоровительная ходьба
Цель: способствовать укреплению здоровья детей.
Дидактическая игра «Что не так?»
Цель: развивать монологическую речь, учить детей поддерживать беседу, точно подбирать определения.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 14
Наблюдение за весенним небом
Цель: учить детей отмечать признаки весны, связанные с цветом неба, изменением вида облаков, положения солнца над горизонтом. Рассказать о появлении кучевых облаков, причинах данного явления.
Ход наблюдения
Лениво и тяжко плывут облака...
Лениво и тяжко плывут облака
По синему зною небес.
Дорога моя тяжела, далека,
В недвижном томлении лес. (А. Блок)
Подбор слов – эпитетов к слову «облака» - пышные, ватные, белоснежные, легкие.
Цель: обогащать речь детей выразительными средствами.
Трудовые поручения: Помочь малышам навести порядок на участке.
Цель: воспитывать заботу о малышах, дружеские отношения.
Индивидуальная работа «Самый быстрый»
Цель: упражнять в быстром беге; развивать ловкость, физические качества.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель: учить детей классифицировать предметы в соответствии с их назначением, развивать наблюдательность, формировать умение доказывать правильность суждений.
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Цель: закрепить правила игры, развивать ловкость, быстроту реакции.
Сюжетно-ролевые игры: игры с природным и выносным материалом
Цель: активизировать добрые, чуткие, отзывчивые отношения между детьми, учить видеть негативные
последствия для других своих неосторожных действий.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за сезонными изменениями в природе «Весенний - солнечный день»
Цель: учить видеть красоту природы. Развивать умение рассуждать; изображать различные объекты природы на занятиях ИЗО деятельности.
Ход наблюдения
" Весна"
Опять весна пришла на дачу.
Ликует солнце. День подрос.
И лишь одни сосульки плачут,
Жалея зиму и мороз. (Г. Новицкая)
Подвижные игры (эстафеты) "Кто быстрее?" «Передай флажок»
Цель: развивать физические навыки, формировать ЗОЖ.
Индивидуальная работа (бросание, метание, ловля)
Цель: учить бросать мячик, метать его в цель, развивать ловкость, координацию движений, меткость.
Исследовательская деятельность: Сравнить трясогузку с воробьем.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 15
Наблюдение за проезжей частью
Цель: Развитие наблюдательности, умения рассуждать.
Ход наблюдения
Загадка: Тянется, как нитка, а в клубок не смотаешь. (дорога)
Подвижные игры: "Пятнашки с мячом", "Мяч через голову"
Цель: развивать физические качества, ловкость, сноровку, мышечную энергию, дыхательные движения.
Трудовая деятельность. Взрыхлить землю возле деревьев.
Цель: формировать умение работать по инструкции, воспитывать желание трудиться на общую пользу.
Творческие задания «Поиграем - угадаем»
Цель: развивать пантомимические навыки, способствовать эмоциональному подъему.
Дидактическая игра "Подбери признак"
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
(Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шапка (какая?) – черная, теплая, вязанная…
Шуба (какая?) - меховая, теплая…
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит» (сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох,, опуская грудь и выпячивая живот – выдох. При вдохе произносить звук «Ш-ш-ш»
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за признаками весны.
Цель: Продолжать закреплять признаки весны.
Ход наблюдения
Обсудить народные приметы и пословицы.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
Весна — зажги снега, заиграй овражки.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Весна днем красна.
Зима весну пугает, да сама тает.
Дидактическая игра «Чем похожи и чем различаются»
Цель: развивать умение находить в предложенных предметах сходства и различия основные характеристики фигур.
Подвижные игры: "Тише едешь — дальше будешь"
Цель: развить быстроту реакции.
"Пустое место"
Цель: развить быстроту, ловкость.
Индивидуальная работа: Метание мешочков вдаль и в цель
Цель: развивать координацию движений.
Исследовательская деятельность
Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 16
Наблюдение за полетом птиц
Цель: учить называть и различать птиц по внешнему виду, знать их повадки, где живут и чем питаются, какую пользу приносят.
Ход наблюдения
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось...
Прыгай, прыгай, я не трону -
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь. (Саша Черный)
Дидактическая игра «Назови число»
Цель: закрепить умение быстро называть числа в пределах 20.
Минутка безопасности Беседа с детьми на тему: «Правила поведения на игровой площадке»
Цель: повторить правила безопасного поведения во время прогулок.
Трудовая деятельность. Строим гнездышко для птиц
Цель: развивать творческие способности, умение выкладывать гнездо из веточек, собранных на участке.
Индивидуальная работа Упражнение «Солдаты»
Цель: упражнять детей в строевых упражнениях (строиться в колонну по одному по сигналу воспитателя).
Оздоровительная пробежка по территории детского сада
Цель: развивать двигательную активность детей, способствовать закаливанию организма в весеннее время года.
Подвижные игры: «Быстро возьми, быстро положи», Цель: развивать навыки участия в спортивных играх. Способствовать физическому развитию.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за солнцем
Цель: обратить внимание детей на солнце, рассказать, как оно сегодня светит, рассказать об изменениях которые происходят в неживой природе с приходом весны.
Ход наблюдения
Загадка: Утром добрая девица, в каждый дом попасть стремится,
Чтобы стало всем светло, и уютно и тепло.
Ну, а вдруг раздухарится, эта рыжая девица,
Будет и жара и зной, не поспорите со мной! (Солнце)
Подвижные игры: «Догони пару», «Стоп»
Цель: Учить детей соблюдать правила игры. Развивать двигательную активность.
Дидактическая игра «Третий лишний»
Цель: развитие экологических представлений, логического мышления.
Индивидуальная работа "С кочки на кочку"
Цель: развивать навыки прыжка.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 17
Наблюдение за признаками весны, за изменениями погоды.
Цель: знать и называть признаки весны.
Ход наблюдения
Загадки: Ручейки бегут быстрее,
Синяя сосулька плачет,
Светит солнышко теплее.
Но от солнца нос не прячет.
Баба снежная грустна –
И весь день под птичью трель
В гости к нам идет… (весна)
Кап-кап-кап – звенит… (капель)
Дни погожие не редки,
На лесной проталинке
Греются на солнце ветки.
Вырос цветик маленький.
И, как маленькие точки, Прячется в валежник
На ветвях набухли … (почки) Беленький … (подснежник)
|
|
Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Солнечный, веселый…
Ясная, холодная…
Серое, хмурое…
Робкая, ранняя…
Всходит, появляется, прорастает…
Прилетают, возвращаются…
Подвижные игры: «Мяч водящему»
Цель: развивать внимание, прослеживающую функцию глаза.
Индивидуальная работа «Лягушата»
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах.
Трудовая деятельность: наведение порядка на участке Цель: закрепление трудовых навыков.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за березой
Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев весной; воспитывать бережное отношение к растениям.
Ход наблюдения
Беседа с детьми о бережном отношении к березе - заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Е. Груданов
По коре сочатся слёзы - плачут белые берёзы:
Заиграл в берёзах сок и по их стволам потёк...
А вот эту - кто-то ранил: снял кору и так оставил...
Сок берёз приятно пить, но берёза - хочет жить!
Ты берёзе послужи: рану ей перевяжи...
Ведь она засохнуть может, коль никто ей не поможет!
Подвижные игры "Зеркало"
Цель: развивать артистичность и выразительность движений.
Индивидуальная работа «Резвый мешочек»
Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 18
Наблюдение за елью
Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.
Ход наблюдения
Загадка
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (Елка)
Подвижные игры «Встречные перебежки», «Попади в обруч»
Цель: повышать двигательную активность детей на прогулке; развивать меткость, ловкость, выносливость.
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра».
Цель: Закреплять умение детей ориентироваться во времени.
Индивидуальная работа «Кто дольше не собьётся»
Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).
Оздоровительная пробежка по территории детского сада
Цель: развивать двигательную активность детей, способствовать закаливанию организма в весеннее время года.
Трудовая деятельность
Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.
Цель: учить пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за погодой
Цель: отметить изменения в погоде. Продолжить знакомить детей с закличкой, как с «устным народным творчеством» (Раньше люди закликали зиму, весну, лето, дождь, солнце и т.д.); учить понимать переносное значение образных выражений; расширять кругозор детей, воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Ход наблюдения
Русская народная закличка:
Весна! Весна красна! Тепло солнышко!
Приди скорей, согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Подвижная игра «Веснянка»
Цель: совершенствовать двигательный опыт.
(Солнышко, солнышко — золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).
Индивидуальная работа (бег) «Третий лишний»
Цель: развитие быстроты бега, выносливости.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 19
Наблюдение за перекрестком.
Цель: Закреплять знания о работе светофора. Расширять представления о правилах поведения пешеходов. Воспитывать культуру поведения на улице.
Ход наблюдения
Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Дидактическая игра "Светофор".
Цель: Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие; быстроту реакции, смекалку.
Трудовая деятельность – расчистка дорожек от песка
Цель: учить детей правильно пользоваться метелкой, действовать согласованно, помогать друг другу, гордиться результатами своей работы.
Подвижные игры «Мы — капельки», «Живой лабиринт»
Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.
Оздоровительная пробежка по территории детского сада
Цель: развивать двигательную активность детей, способствовать закаливанию организма в весеннее время года.
Минутка безопасности
Беседа с детьми на тему: «Игровая площадка»
Цель: повторить правила безопасного поведения во время игр.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Вечерняя прогулка
Наблюдение за ветром
Цель: предложить детям определить силу ветра с помощью ленточек, обратить внимание на направление, рассказать какой ветер (сильный, слабый, тёплый, холодный, весенний)
Ход наблюдения
«Весеннее чувство»
Легкий, легкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось,
Перелетная весна?
Я смотрю на небеса…
Облака летя, сияют
И, сияя, улетают
За далекие леса… (В. Жуковский)
Дидактическая игра "Угадай -ка"
Цель: развитие экологических представлений.
Подвижные игры «Горелки», «Ловля оленей»
Цель: Учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость, быстроту бега.
Индивидуальная работа (ходьба)
Цель: развивать внимание, координацию движений.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Прогулка 20
Наблюдение за небом
Цель: учить детей называть характеристики погоды, связанные с небом (пасмурно, облачно), рассказывать, какое небо весной.
Ход наблюдения
Загадка: Гладкое, а не поле, синее, а не море. (Небо)
Подвижные игры «Трамвай», «Лошадки»
Цель: учить детей согласованно перемещаться всей группой по площадке, ориентироваться в пространстве, менять двигательную деятельность, развивать ловкость и быстроту реакции...
Индивидуальная работа (прыжки)
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах.
Трудовая деятельность. Помощь дворнику.
Цель: учить детей слушать внимательно, правильно выполнять трудовые действия, распределять фронт работы, рассказывать о результатах выполнения поручения, принесённой пользе.
Упражнения в равновесии «По узенькой дорожке»
Цель: вырабатывать ловкость, координацию движений.
Дидактическая игра «Кто больше?»
Цель: упражнять в подборе определений к существительным и глаголов, соответствующих зимним явлениям.
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Цель: Развивать творчество детей в двигательной деятельности, активизировать интерес к ней. Учить комбинировать движения, совершенствовать технику их выполнения.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за температурой воздуха.
Цель: Учить детей наблюдать за температурой воздуха и заносить ее в дневник наблюдений.
Ход наблюдения
Просыпайтесь, детвора,
Всем давно вставать пора!
За окном апрель лучится,
И капелью в дверь стучится,
И, наверное, сегодня
Что-то доброе случится!
Побегут к реке ручьями
Ослабевшие снега,
Станет тонкой и хрустальной
Под лучами корка льда.
И, котёнком серым, верба,
Размохнатив пух свой первый,
Возвестит: весна пришла! (И. Финкель)
Дидактическая игра «Оживление»
Цель: развивать литературное творчество детей; предложите детям представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил – и тут же родится множество интересных историй. Оживлять можно не только самые разнообразные предметы, но и явления, метафоры
Подвижные игры «Волк и коза»,
Цель: закреплять умение двигаться по кругу по сигналу воспитателя, догонять убегающего.
Индивидуальная работа «Метание мячей»
Цель: развивать ловкость, силу броска.
Самостоятельные игры с выносным материалом
Картотека
прогулок
на
МАРТ
(подготовительная группа)