Картотека сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста с региональным компонентом «Наша армия»
Сюжетно – ролевая игра «Наша армия»
Цель: создание условий для организации игры «Наша Армия»
Задачи:
Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
Расширение представлений детей о родах войск, видах военной техники, военных профессиях. Развивать интерес к сюжетно-ролевым играм.
Воспитание у детей чувства патриотизма за свою Родину, восхищения героизмом людей.
Предварительная работа:
Экскурсия к памятнику боевой славы.
Рассматривание иллюстративного материала по теме.
Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату»,
В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа»,
Я. Длуголенцкого «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя»;
Составление альбома о воинах-героях.
Изготовление атрибутов для игр.
Конструирование из строительного материала боевой техники.
Игровые роли: танкист, солдат, медсестра, летчик, командир.
Игровой материал:
Строительный материал, блокнот, ручка, пилотки, косынки, плащ палатка, бинокли, сумочки для медицинских сестер, предметы-заместители, пограничный столб и т. д.
Игровые действия:
Чтобы придать игре целенаправленный характер, педагогу можно разработать карту-схему и с ней ознакомить всех участников. Воспитатель изготовляет ее с детьми, намечает, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, где стоянка корабля, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждают их, чертят карту-план. На карте - штаб, госпиталь. Педагог выделяет на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).
Варианты игры:
«Танкисты на учении»;
«Боевая пехота»;
«Воины на привале»;
«Штаб армии»
Сюжетно - ролевая игра «Космическое приключение»
Цель: создание условий для организации игры «Космическое путешествие»
Задачи:
Формирование умения применять свои знания на практике.
Создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес.
Развивать знания о работе космонавтов. Воспитывать ответственное отношение к учениям, подготовке к полетам.
Предварительная работа:
Беседы: Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос?
Рассматривание иллюстративного материала «Энциклопедия»
Чтение художественной литературы (А. Андреев «Звездный») и очерков о космонавтах.
Просмотр фильма о космонавтах.
Рисование на тему «Космос».
Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.
Игровой материал:
космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса, костюм космонавта.
Игровые роли: капитан корабля, космонавт, пришельцы, оператор с земли и т. д..
Игровые действия:
Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.
Варианты игры:
«Подготовка к полету». «Путешествие вокруг земли». «Полет на марс»
«Полет на Юпитер». «Космические фотографии»
Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Цель: создать условия для организации игры «Школа»
Задачи:
Знакомство и приучение детей к режиму школьной жизни.
Формирование умения творчески развивать сюжеты игры.
Предварительная работа:
Экскурсия в школу (осмотр школьного здания и пришкольного участка, осмотр класса). Беседа с учителем и учениками 1 класса.
Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. Загадки о школе, школьных принадлежностях.
Чтение детям произведений С. Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковская «Мы играем в школу». Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка».
Изготовление атрибутов к игре (портфели, тетради, книжки-малышки, расписание…)
Игровой материал:
Портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, повязки для дежурных.
Игровые роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка.
Игровые действия:
Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради, завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.
Варианты игры:
«На уроке»
«Перемена»
«Праздничный концерт»
«Спортивные соревнования»
Сюжетно ролевая игра «Почта»
Цель: создать условия для организации игры «Почта»
Задачи:
Формировать у детей представления о труде работников почты. Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции. Развивать воображение, мышление, речь. Воспитывать самостоятельность, ответственность, желание приносить пользу окружающим.
Словарная работа: печать, посылка, почтальон, сортировщик, приемщик.
Игровой материал: столик для отправки и получения посылок, почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, марки, открытки, коробки для посылок, детские журналы и газеты, атрибуты к персонажу «голубь», деньги, кошельки, печать, машина.
Предварительная работа: Экскурсия на почту, наблюдение за приемом корреспонденции, отправлением почты. Беседы о разных видах связи: почта, телеграф, телефон, интернет, радио. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», «Снеговик-почтовик». Чтение С. Я. Маршак «Почта», Ю. Кушан «Почтовая история». Изготовление печати-штампа, конвертов, открыток, марок, почтового ящика для писем, сумки, др. Коллекционирование открыток, журналов. Дидактические игры «Отправь письмо», «Путешествие письма», «Что нужно для работы почтальона», «Как отправить посылку». Слушание «Песенки почтальона» Б. Савельев.
Игровые роли: Почтальон, сортировщик, приемщик, шофер, посетители.
Разыгрываются сюжеты:
«Пришло письмо, открытка»
«Почтовый голубь принес письмо»
«Отправить поздравительную открытку»
«Покупка журнала на почте»
«Шофёр везет почту»
Игровые действия:
Почтальон берет на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по адресам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик.
Посетитель отправляет письма, открытки, посылки, упаковывает их; покупает конверты, газеты, журналы, открытки; соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь; получает письма, газеты, журналы, открытки, посылки.
Приемщик обслуживает посетителей; принимает посылки; продает газеты, журналы.
Сортировщик сортирует письма, газеты, журналы, посылки, ставит на них печать; объясняет шоферу куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт…).
Шофер вынимает из почтового ящик письма и открытки; подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки, письма; привозит посылки; доставляет письма и посылки на почтовых машинах до поезда.
Сюжетно – ролевая игра «Маляр. Строители»
Цель: создавать условия для организации игры маляр, строители.
Задачи:
Дать детям представление о строительных профессиях и о связанных со строительными: водитель, медработник, магазин, буфет. Продолжать знакомство со строительными материалами. Развивать умение составлять диалоги, связную речь, творческое мышление, фантазию. Развивать умение прислушиваться к партнерам, соединять их замыслы со своими, что приведет к уменьшению конфликтов в игре. Воспитывать самостоятельность, уважение к человеку труда, способствовать самостоятельности выбора роли в коллективной творческой игре.
Словарная работа: строители, маляр, дизайнер интерьера и зданий.
Предварительная работа:
Беседы «Где работают каменщики», «Кто такой маляр», «Кто такой- дизайнер», «Плотник – мастер своего дела», «Кто помогает строителю», «Все профессии нужны, все профессии важны»
Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Что предмет рассказывает о себе», «Что было бы, если бы…», «Чудо - вещи вокруг нас», «Если не будет…»
Экскурсия на строительный объект, по городу.
Игра – загадка «Из чего и чем»
Чтение: «Плотник», «Каменщик», «Маляр»
Игровые роли: электрик, плиточник, сантехник, маляр, прораб, стекольщик, сварщик, архитектор, крановщик, охранник.
Электрик, плиточник, сантехник, маляр, прораб, стекольщик, сварщик, архитектор, экскаватор, кладка, бетономешалка, цемент.
Игровые действия:
Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Дизайн ремонта в комнате. Сдача объекта. Спецодежда. Инструменты (заменители). Строительный материал.
Сюжетно-ролевая игра «Детское кафе-7 небо»
Цель: создание условий для формирования у детей желания и умения играть в сюжетно – ролевую игру «Кафе».
Задачи:
Расширять знания детей о труде взрослых (водителя, кондуктора, кассира, администратора, аниматора, повара, официанта). Закреплять правила поведения в общественных местах (кафе, транспорте). Побуждать детей к элементарному планированию игры, самостоятельному подбору атрибутов, места для игры, использованию предметов – заменителей; продолжать формировать умение выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом и взятой на себя ролью, договариваться, обсуждать действия всех играющих, соблюдать правила игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Словарная работа: администратор, аниматор, заказ, посетитель, пассажир, официант, меню, блюдо, кассир, счёт, реклама.
Предшествующая работа: посещение детских кафе с родителями; экскурсия на кухню ДОУ; рассказы воспитателя, родителей о профессиях взрослых;
беседы: о труде водителя, кондуктора, повара, официанта, аниматора, кассира, о правилах этикета, сервировке стола, правилах поведения в общественных местах; чтение художественной литературы и фольклора: К. Чуковский «Федорино горе», «Муха цокотуха», В. Маяковский «Кем быть?», С. Я. Маршак «Что у Вас?», загадки о школьных принадлежностях; рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различных профессий; изготовление сувениров, атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Автобус», «Магазин», «Кафе»; дидактические игры «Поход в гости», «Сервируем стол», «Вежливые слова»; «Кем быть?», «Угадай профессию», «Кто что делает», «Азбука пешехода»;
Игровое оборудование: таблички «администратор кафе», «официант» - 2 штуки, «кассир»; униформа для официантов, кассира, водителя, кондуктора, повара, костюм клоуна для аниматора, скатерти для столиков; подносы; папки-меню с картинками; модуль «кухня»; касса; муляжи фруктов из пластмассы, изделия из солёного теста пирожных, булочек, пирожков, фруктов, ягод, мороженого, овощей и пр. ; игрушечная столовая и кухонная посуда; салфетки бумажные и текстильные; маленькие вазочки с цветами для декора столиков; кошельки; сумки; деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов, вывеска кафе «7 Небо».
Игровые роли и действия:
Водитель – управляет автобусом.
Кассир – продаёт билеты.
Повар — готовит блюда по заказу клиентов.
Официант — приносит меню посетителям кафе, принимает заказ от посетителей кафе, передаёт заказ повару, приносит готовые блюда клиентам.
Посетители кафе (семья: мама, папа, дочка) — изучают меню, делают заказ, пробуют блюда.
Аниматор — проводит игры, конкурсы.
Администратор – встречает посетителей и рассаживает за столики.
Сюжетно – ролевая игра «Рыбалка на Байкале. Моряки»
Цель: создание условий для организации игры «Рыбалка на Байкале. Моряки»
Задачи:
Использовать в игре региональный компонент. Учить детей брать на себя и обыгрывать роли капитана, рулевого, матросов, повара-кока, моряков-рыбаков. Продолжать учить использовать предметы-заменители, чётко выполнять цепочку игровых действий. Активизировать речь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Словарная работа: кок, якорь, штурвал, озеро «Байкал и т. д.
Игровой материал: крупный строительный материал, фуражка капитана, бескозырки, гюйс-воротники, медицинский халат, медицинские инструменты, якорь, штурвал, бинокли, ведро, швабра, костюм для повара-кока, посуда для столовой, игрушечные рыбки, сети, ящик для рыбы, сети, костры, удочки, альбом для рассматривания «Байкал» и мн. др.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о рыбной ловле, кораблях, моряках. Просмотр фотографий, картин о море, озёрах, моряках, кораблях. Беседа «Кто работает на корабле». Рисование и лепка рыбок.
Игровые роли: капитан, рыбаки, врач, повар (кок), водитель. Разыгрываются сюжеты:
«Рыбалка на Байкале»
«Строим корабль»
«Моряки плывут на корабле по морю»
«Моряки ловят рыбу, работают рыболовами»
«Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора»
«Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают»
«Моряки выходят на берег и идут в парикмахерскую»
«Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин»
«Моряки приплывают в большой город и идут в «Зоопарк»
«Моряки вернулись с плавания и отправились в магазин»
Игровые действия:
Капитан ведёт судно, крутит штурвал, смотрит в бинокль, даёт команду отчалить, бросить якорь, ловить рыбу, контролирует работу рыбаков, даёт команду причалить к берегу.
Моряки-рыбаки выполняют приказы, моют палубу, раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу, раскладывают в ящики.
Врач осматривает моряков перед плаванием, разрешает отправиться в море, лечит заболевших на корабле.
Повар (кок) готовит еду, кормит моряков.
Водитель подъезжает к кораблю, проверяет качество рыбы, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин.
Сюжетно – ролевая игра «Ателье»
Цель: создание условий для организации игры «Швейное ателье»
Задачи:
Расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье.
Формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда.
Укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу.
Развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
Воспитывать интерес к творческим профессиям.
Предварительная работа: экскурсия в швейное ателье. Беседа с детьми о том, что видели на экскурсии. Встреча с работниками швейного ателье (родители, беседа). Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», И. Викторов «Я для мамы платье сшила», Т. Гринберг «Олин фартук». Дидактическая игра «Что у тебя шерстяное?». Рассматривание образцов ткани. Беседа: «Что из какой ткани можно сшить?» Рассматривание журналов мод. Аппликация «Кукла в красивом платье» Ручной труд. Изготовление атрибутов для игры с привлечением родителей (витрина, гладильные доски, наборы тканей, пуговиц, ниток, лекало – выкроек и т.д.).
Игровой материал: разнообразные ткани на витрине, наборы, содержащие нитки, пуговицы, напёрстки, 2-3 швейные машины, ножницы, сантиметровая лента, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, трюмо, квитанции
Роли: модельер, закройщик, швеи, вышивальщица, гладильщица, кладовщик, кассир – приёмщик.
Игровые действия: выбор фасона, советы, делают заказ, снятие мерок, раскладка выкроек и крой, примерка, пошив изделий, вышивка, глажение, швея сдаёт готовую продукцию на склад, оплата заказа, получение заказа.
Сюжетно – ролевая игра «Пожарные»
Цель: создание условий для организации игры «Пожарные»
Задачи:
Формирование у детей целостного представления о пожарной безопасности.
Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.
Расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарных, её необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.
Формировать у детей понятие «пожарная безопасность», закреплять знания о причинах возникновения пожара. Углубить представления о первичных средствах пожаротушения. Пополнить представления о назначении пожарных автомобилей, уточнить назначение пожарной одежды, о снаряжении пожарной машины. Развивать речь детей. Воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, смелость, товарищество, уважение к профессии пожарных.
Предварительная работа с детьми: экскурсия в пожарную часть, беседа «Пожарные», «Пожарная безопасность», рассматривание иллюстраций, пожарной машины, пожарного рукава, выпуск стенгазеты «Наша экскурсия в пожарную часть», игра с пособием «Пожарная безопасность», экскурсия к пожарным щитовым детского сада, чтение художественной литературы и стихотворений.
Предварительная работа с родителями: приобретение специальной одежды, оборудования.
Примерные игровые действия: вызов по тревоге; осмотр места происшествия, ориентировка на местности; распределение спасательных работ между разными группами; использование техники специального назначения; спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи; доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.
Предметно-игровая среда. Оборудование:
• Набор техники специального назначения;
• Рации, телефоны;
• Планы, карты Когалыма;
• Символика;
• Инструменты;
• Защитные каски, перчатки;
• Фонари;
• Специальная одежда;
• Иллюстрации «Правила пожарной безопасности»
• Использование атрибутов из других игр.
Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника»
Цель: создание условий для организации игры «Поликлиника»
Задачи:
Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы, и их заместители. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). Расширять словарный запас детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задаёт вопросы). Просмотр сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Чтение художественных произведений: И. Драч «Врач», Г. Харенко, К. Ткаченко «Мамины и папины профессии», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», К. Чуковский «Айболит».
Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед.сестре. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.)
Оборудование: столы, стулья в кабинетах для врачей, белые халаты, медицинские принадлежности, шприцы, градусник, таблица, фонарик, лекарства, касса. Бытовые принадлежности для игры в «Дочки-матери»; посуда, стульчики, столы и т. д., сумки для мам; справки – бумаги, карты – картон, ручки, деньги – бумаги, куклы.
Игровые роли: врач, хирург, медицинская сестра, педиатр, зубной врач и т. д.
Игровые действия:
Работник регистратуры заполняет, выдаёт медицинские карты. Выдаёт талончики к врачам.
Врач-терапевт сообщает о своей специализации (Я – врач-терапевт). Ведёт приём пациентов (Спрашивает, как зовут пациента, что у него болит). Прослушивает, пальпирует, измеряет температуру, давление, осматривает горло. Назначает лечение. Направляет к врачам-специалистам. Делает записи в медкарте.
Медсестра заполняет рецепты. Моет градусники, шпатели.
Врач-окулист сообщает о своей специализации (Я – врач-окулист, лечу глаза). Проверяет зрение с помощью таблиц. Назначает лечение.
Медсестра выписывает рецепты.
Медсестра процедурного кабинета принимает пациентов с направлениями от врача-терапевта. Ставит уколы, делает прививки
Работник аптеки расставляет лекарства, отпускает лекарства по рецепту врача. Продаёт лекарства.
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Цель: создание условий для организации игры «Театр»
Задачи:
Уточнять представления детей о театре, работниках театра.
Упражнять в умении творчески развивать сюжет игры. Развивать речь, воображение и творчество. Воспитывать положительные взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о видах театра, работниках театра, изготовление атрибутов к игре (афиша, билеты, изготовление элементов костюмов, игры-инсценировки по сказкам.
Материал и оборудование:
Декорации (мягкие модули, костюмы для актёров. Билеты, афиша, букеты цветов. Оборудование для игр: «Кафе».
Игровые действия:
Выбор театра, изготовление афиши, билетов, поездка на автобусе, приход в театр зрителей. покупка цветов, подготовка к спектаклю актёров, подготовка сцены к представлению работниками театра, посещение буфета, спектакль.
Подготовка к игре:
кукольный спектакль, чтение и рассматривание иллюстраций о театре, изготовление с детьми атрибутов для театра.
Игровые роли:
администратор, кассир, билетёр, буфетчица, артисты, зрители.
Игровой материал:
Касса, театральные билеты, афиша, ширма, большие таблички: «БУФЕТ», «ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ», «КАССА»; игрушечная посуда, муляжи продуктов, мебель, деньги, декорации, костюмы.
Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство. Кругосветное путешествие»
Цель: создание условий для организации игры «Туристическое агентство. Кругосветное путешествие»
Задачи: Раскрытие специфики туристического агентства. Углубление знаний детей об окружающем. Формирование понятий о том, что на нашей планете много разных стран и континентов. Учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре, до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. Способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры). Развить эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий. Познакомить с профессиями тур. Агентства. Вызвать познавательный интерес к путешествиям. Воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
Предварительная работа:
-беседы о семейных путешествиях детей;
-совместные поделки детей и родителей – достопримечательности разных стран;
- рассматриванием картин со странами и их символами;
-знакомство с различными континентами;
-знакомство с достопримечательностями стран.
Оборудование: глобус, карта мира, билеты на поездку, путёвки, буклеты, папка со странами и их символами, поделки детей и их родителей и т. д.
Игровые роли: оператор, кассир, гид по экскурсиям, посетители и т. д.
Игровые действия: желающие отдохнуть приходят в туристическое агентство, знакомятся с предложениями Туроператора, покупают путёвки. Группы туристов отправляются в разные уголки нашей планеты, осматривают достопримечательности, знакомятся с людьми разных национальностей, пользуются услугами экскурсовода.
Сюжетно – ролевая игра «Дом. Семья»
Цель: создание условий для организации игры «Дом. Семья»
Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.
Игровые роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка, дети, родственники.
Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьёй), «Встречаем гостей» (правила приёма гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Сюжетно – ролевая игра «Скорая помощь»
Цель: создание условий для организации игры «Скорая помощь»
Задачи:
Формировать у детей умение создавать ситуацию игры «Скорая помощь», распределять роли между собой, развивать игровой замысел, вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задаёт вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Наблюдение за машиной скорой помощи. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т.д.)
Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки.
Игровые роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.
Игровые действия: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: даёт лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.
Сюжетно – ролевая игра «Аптека»
Цель: создание условий для организации игры «Аптека»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Экскурсия в аптеку. Беседа с детьми о проведённой экскурсии. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения». Рассматривание лекарственных растений на участке детского сада, на лугу, в лесу. Загадки о лекарственных растениях. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, микстуры.)
Игровой материал: халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт
Игровые роли: водитель, работники аптеки (фармацевты)
Игровые действия: Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фито отделе продают лекарственные травы, сборы, мази, таблетки, порошки, лек. травы.
Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная лечебница»
Цель: создание условий для организации игры «Ветеринарная лечебница»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задаёт вопросы) Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Чтение лит. произведений: Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов: фонендоскоп, шпатель, термометр, пинцет и др. Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе ветеринарного врача. Рисование «Моё любимое животное» Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.)
Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки.
Игровые роли: ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.
Игровые действия: в ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задаёт вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приёма хозяин больного животного идёт в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк»
Цель: создание условий для организации игры «Зоопарк»
Задачи: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.
Предварительная работа: Чтение литературных произведений о животных. Рассматривание иллюстраций о диких животных. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассказы детей «Как мы ходили в зоопарк» Рассказ воспитателя о работе ветеринарного врача в зоопарке. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения в зоопарке. Рисование «Что я видел в зоопарке». Коллективная лепка «Зоопарк» Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: крупный строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы, совки), халаты, шапки, санитарная сумка (фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, порошки), касса, билеты, деньги.
Игровые роли: строители, водитель, грузчики, животные, работники зоопарка, ветеринарный врач, кассир, посетители зоопарка.
Игровые действия: Строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных. Кассир продаёт билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Цель: создание условий для организации игры «Магазин»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведённых экскурсиях. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах.
Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).
Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
Игровые роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин вовремя завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, даёт покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».
Сюжетно – ролевая игра «Фотоателье»
Цель: создание условий для организации игры «Фотоателье»
Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Предварительная работа: Экскурсия в фотоателье. Беседа по проведённой экскурсии. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами фотографий. Знакомство с фотоаппаратом. Рассматривание детского и настоящего фотоаппарата. Рассматривание семейных фотографий. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: детские фотоаппараты, зеркало, расчёска, фотоплёнки, образцы фотографий, рамки для фотографий, фотоальбомы, деньги, чеки, касса, образцы фотографий.
Игровые роли: фотограф, кассир, клиенты.
Игровые действия: Кассир принимает заказ, получает деньги, выбивает чек. Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В фотоателье можно сфотографироваться, проявить плёнку, просмотреть плёнку на специальном аппарате, сделать фотографии (в том числе для документов), увеличить, отреставрировать фотографии, купить фотоальбом, фотоплёнку.
Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»
Цель: создание условий для организации игры «Парикмахерская»
Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Предварительная работа: Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причёсок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво» Прогулка к ближайшей парикмахерской. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, чеки, деньги и др.)
Игровой материал: зеркало, набор расчёсок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, альбом с образцами причёсок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.
Игровые роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.
Игровые действия: Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причёсывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном, даёт рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»
«Библиотека»
Задачи: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.
Роли: библиотекарь, читатели.
Игровые действия: Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.
Предварительная работа: Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь», открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.
Игровой материал: формуляры, книги, картотека.
Сюжетно – ролевая игра «Цирк»
Цель: создание условий для организации игры «Цирк»
Задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о цирке. Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Экскурсия в цирк. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак, «Друзья мои кошки» Ю. Куклачёв. Изготовление атрибутов для игры (билеты, программки, афиши, гирлянды, флажки и т.д.)
Игровой материал: афиши, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»), гирлянды, флажки, атрибуты для цирковых артистов (канаты, обручи, шары, булавы), грим, косметические наборы, спецодежда для билетёров, работников буфета и др.
Игровые роли: билетёры, работники буфета, директор цирка, артисты (клоуны, дрессировщик, фокусник, акробат и др.).
Игровые действия: Покупка билетов, приход в цирк. Покупка атрибутов. Подготовка артистов к представлению, составление программы. Цирковое представление с антрактом. Фотографирование.