Картотека дидактических экологических игр (региональный компонент)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г.Лянтор
«Картотека дидактических экологических игр»
(региональный компонент)
Выполнила: Кочелаева Елена Евгеньевна
Карточка№1
Игра с мячом «Воздух, земля, вода».
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры:
Вариант №1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Вариант №2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Карточка №2
Игра с мячом «Живая неживая природа»
Цель: закреплять знания детей об объектах живой и неживой природы
Материалы: мяч, слайды
Ход игры:
Вариант №1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект, если объект относится к живой природе, ребенок ловит мяч, если неживой отбивает двумя ладошками. Например «гриб» ребенок ловит мяч, «камень» отбивает.
Вариант №2. Воспитатель, используя интерактивную доску, предлагает детям рассмотреть изображения природы. Если изображение относится к живой природе, дети должны похлопать, неживой потопать.
Вариант №3 Воспитатель в индивидуальной работе с детьми предлагает детям сортировать карточки с изображениями природы. В домик с красной крышей положить изображения неживой природы, с зеленой крышей живой.
Карточка №3
Дидактическая игра «Используй подходящий природоохранный знак»
Цель: продолжать формировать желание оберегать природу и животный мир Югры.
Материалы: модуль, карточки с изображением живой природы (насекомые, животные, растения), карточки с изображением природоохранных знаков.
Ход игры:
Воспитатель проводит небольшую беседу с детьми о правилах поведения в лесу. Раздает детям карточки с изображением природоохранных знаков и просит разместить их на модуле рядом с другими изображениями, к которым он относится.
Карточка №4
Игра «Паутина жизни»
Цель: учить детей составлять экологическую цепочку, используя несколько компонентов живой природы.
Материалы: карточки с изображение компонентов живой природы, нить.
Ход игры:
Вариант №1. Воспитатель раздает детям карточки с изображением экологических компонентов (растения, животные, птицы, насекомые). В ходе игры воспитатель называет их, дети выходят по очереди, наматывают нить на запястье и занимают любое удобное место в кругу, создавая паутину жизни. В конце воспитатель рассказывает о том, что из-за вырубки деревьев и пожаров по вине человека, численность деревьев резко сократилась, что привело к вымиранию некоторых видов насекомых. Дети отпускают нить и анализируют почему это произошло и что нужно делать чтобы избежать этого.
Карточка№5
Дидактическая игра «Выбери нужное».
Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры:
На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.
Карточка№6
Дидактическая игра «Сложи животное».
Цель: закрепить знания детей о диких животных, проживающих на территории Югры.
Материалы: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).
Ход игры:
Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
Карточка№7
Дидактическая игра «Кто? Где? Живёт»
Цель: закреплять знания о животных Югры и местах их обитания.
Материал: модуль, карточки с изображением диких животных проживающих на территории Югры, карточки с изображением их жилищ.
Ход игры:
У детей картинки с изображением животных, а на модуле изображения мест обитания (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель загадывает загадку про животное, ребенок, который угадал свое животное, помещает картинку на модуль рядом с местом обитания (белка-дупло, медведь – берлога).