Внеклассное мероприятие «Каждый школьник должен знать ПДД на пять» (5 класс)
Каждый школьник должен знать ПДД на пять
Игра-путешествие позволяет выявить и закрепить у детей знания о правилах перехода улиц, светофоре и его сигналах, о дорожных знаках. Позволяет повысить интерес к дорожной азбуке, вывести и запомнить ряд правил культурного пешехода, способствует ликвидации дорожной безграмотности у детей. Воспитывает организованность, интерес к урокам ПДД. Внеклассное занятие сопровождается презентацией, в которой используются стихи, загадки, игра на тему ПДД, так как в игровой форме лучше воспринимается и усваивается информация младшими школьниками.
Оборудование
1. Письмо:
«Мы, жители Страны дорожных знаков, находимся в беде! Мы попали в плен к Помехе-Неумехе, и теперь у нас в стране происходят постоянные аварии. Помогите нам!!!»
2. Дорожные знаки:
«Направление движения по полосам» (5.15)
«Железнодорожный переезд» (1.1)
«Подача звукового сигнала запрещена» (3.26)
«Дети» (1.23)
«Прочие опасности» (1.33)
«Пешеходный переход» (синий) (5.19)
«Подземный пешеходный переход» (6.6)
3. Бумажные детали для машин.
4. Плакаты по ПДД.
5. Три круга: красный, жёлтый, зелёный.
6. Аудиозаписи: «Если с другом вышел в путь», «Песня о дружбе», «Весёлая мелодия».
7. Костюмы: Кот, Светофор, Помеха-Неумеха.
8. Книги для награждения.
9. Выставка рисунков.
10. Листок с загадками.
Ход занятия
Дети под музыку входят в класс.
Ведущий: Ребята, куда мы попали? Вы не знаете? И я не знаю. А это что? Письмо какое-то… «Мы, жители Страны дорожных знаков, находимся в беде! Мы попали в плен к Помехе-Неумехе, и теперь у нас в стране происходят постоянные аварии. Помогите нам!!!»
Ученик:
Тут, наверно, скажет кто-то:
«Это что за колдовство?
Это что за волшебство –
Не случилось ничего!
Ну, исчезли переходы –
Не заплачут пешеходы:
Сами выберут пути,
Где дорогу перейти!
Светофор не светофорит?
Ну какое в этом горе?
Красный свет,
Зелёный свет…
Может, в нём и толку нет?..
Ведущий: Ребята, а как вы думаете, нужны ли Правила дорожного движения, светофор? Зачем они нужны?
Ответы детей. Вбегает Помеха-Неумеха.
Помеха-Неумеха (хватает конверт, просматривает письмо): – Ха! Помощи захотели! Не будет им никакой помощи! Да и кто им поможет?
Ведущий: Мы поможем. Ребята, поможем?
Дети: Да!
Помеха-Неумеха: А вы кто такие?
Ведущий: Мы – ребята из 1 класса.
Помеха-Неумеха: Помочь захотели? Никогда вам не удастся помочь! Не получите вы светофор и дорожные знаки, я их хорошо спрятала. Путь туда длинный и трудный и никакими знаками не указан.
Уходит.
Ведущий: Ребята, вы испугались её? (Ответ детей.) Ну что ж, тогда не будем терять времени даром и отправимся в путь с весёлой песней.
Звучит песня «Если с другом вышел в путь». Плача, входит странный Дорожный знак. Его «говорящая» сторона закрыта.
Ведущий: Ребята, кто это?
Дорожный знак: Я – дорожный знак. Меня заколдовала Помеха-Неумеха. Я никому ничего не могу подсказать. Я смогу открыться только тогда, когда вы отгадаете эти загадки.
Передаёт ведущему листок с загадкам.
Ведущий:
Не широка в ширину,
Но зато длинна в длину. (ДОРОГА)
Маленькие домики
По улицам бегут.
Мальчиков и девочек
Домики везут. (АВТОБУС)
В два ряда дома стоят:
10, 20, 100 подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (УЛИЦА)
Дорожный знак: Узнали меня?
Открывается знак «Направление движения по полосам».
Где вы меня можете встретить?
Ответы детей.
Примечание. Здесь вы можете использовать любой другой знак, который висит в непосредственной близости от школы и который дети видят каждый день.
Дорожный знак: Правильно.
На двух колёсах я качу,
Двумя педалями кручу,
За руль держусь,
Гляжу вперёд
И вижу – скоро поворот.
Ведущий: Ребята, мы приглашаем Дорожный знак путешествовать с нами и просим его быть судьёй в нашем соревновании.
Проводится игра-соревнование «Кто быстрей!». Дети должны сложить паззл из бумажных деталей – машину. Участвуют 3 команды по два человека. Машины разных марок нарисованы и разрезаны на ватмане. В конце игры входит тихонько Дорожный знак «Подача звукового сигнала запрещена».
Вбегает Кот, он громко поёт песенку.
Ведущий: Кто ты?
Кот: Я – ученик школы светофорных наук – Кот.
Ведущий: Ты что, Кот, не знаешь Правил дорожного движения? Не видишь, какой знак стоит? Ребята, что это за знак?
Дети: Дорожный знак, запрещающий звуковые сигналы.
Кот: А зачем мне их знать? Я и так прекрасно обхожусь.
Ведущий: Ну что ж, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?
Кот: Как? На четырёх лапах.
Ведущий: Ребята, правильно он ответил?
Дети (хором): Нет!
Ведущий: Как надо ответить?
Ученик:
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт.
Ведущий: Правильно. А вот тебе, Кот, второй вопрос: как обходить троллейбус?
Кот: Зачем его обходить? Можно и перепрыгнуть. А ещё проще – пролезть между колёсами.
Ведущий: Ребята, поможем Коту. Он совсем запутался.
Дети отвечают: Ни автобус, ни троллейбус, ни трамвай обходить нельзя. Нужно дождаться, когда они отъ-едут на безопасное расстояние, и тогда переходить проезжую часть дороги.
Ведущий: А теперь ответь на последний вопрос. Можно ли играть на проезжей части дороги?
Кот: Смотря во что. В шахматы – нельзя.
Ведущий: Почему?
Кот: Машины все фигуры посбивают, а в мячик – можно. Ещё как!
Ведущий: А вы, ребята, согласны с Котом?
Дети: Нет.
Ведущий: Можно ли играть на проезжей части?
Дети: Нет.
Ведущий: Почему? Ответы детей.
Ученик:
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья
Знать, как таблицу должны умноженья:
Дети:
На дороге нельзя ни играть, ни кататься,
Если хотите здоровым остаться!
Вбегает Помеха-Неумеха.
Помеха-Неумеха: Не слушай ты их, не слушай! Здорово, да ещё как здорово играть на дороге. Сколько мы с тобой аварий наделаем! А почему они всё тебе вопросы задают, а сами-то они знают что-нибудь?
Ведущий: Конечно, знаем, да и Кот убедился в этом.
Кот: Уходи, Помеха-Неумеха! Мне с ребятами очень интересно. Они много знают, например про светофор.
Ученик 1: Да, готовясь к празднику, мы узнали, что светофор не всегда был таким, как сейчас. Светофоры появились на улицах не так давно. Первый в мире – в 1868 г. в Лондоне. У нас в стране – 15 января 1930 г. в Ленинграде и 30 декабря того же года в Москве.
Ученик 2: Выглядели они так. Со всех четырёх сторон на них был нарисован круг, разделённый на сектора – красного, жёлтого и зелёного цвета. А по ним медленно ползла большая чёрная стрелка, показывая, какой свет горит.
Кот. А почему светофор называется светофором?
Ученик 1: Это слово составлено из двух частей: «Свет» и «Фор». «Свет» –это всем понятно. «Фор» – произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий или носитель», а всё вместе «Светофор», «носитель света или несущий свет». Он, и верно, несёт свет трёх разных цветов: красного, жёлтого и зелёного.
Ведущий: Ребята, посмотрите, что это такое?
Выбегают трое детей в костюмах трёх цветов и танцуют. К концу танца появляется дорожный знак.
Ведущий: Ребята, какой это знак возвращается к нам?
Ученик:
Шоссе шуршало шинами,
Бегущими машинами,
Но возле школы сбавьте газ –
Висит, водители, для вас
Особый знак здесь: «Дети».
За них вы все в ответе.
И при этом знаке тоже,
Ребята, будьте осторожны!
Помеха-Неумеха тащит Кота.
Помеха–Неумеха: Пойдём со мной аварии делать. С ними не интересно.
Уходят, слышится грохот.
Ведущий: Ребята, это, наверное, авария. Может быть, нужна наша помощь?
Вбегает Кот с перевязанной лапкой.
Ведущий: Что случилось?
Кот: Я попал в аварию, повредил лапку. Ребята, возьмите меня к себе. Я понял, что это очень плохо – не знать ПДД. Помогите мне, я хочу с вами учиться. Я открою вам одну тайну: как спасти дорожные знаки.
Ведущий: Как же их спасти?
Кот: Нужно сказать несколько волшебных слов: «Знаки, знаки! Отзовитесь. К нам скорее возвратитесь!»
Дети повторяют эти слова, появляются дорожные знаки.
Ведущий: Ребята, где вы видели такие знаки? Может быть, кто-нибудь из вас знает, что они означают?
Вот так знак!
Глазам не верю.
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Может быть, зимою вьюжной
Здесь шофёрам греться нужно?
Оказалось, этот знак
Говорит шофёру так
(Дорожный знак):
«Здесь шлагбаум – переезд.
Подожди, пройдёт экспресс».
Ведущий:
Замечательный знак –
Восклицательный знак.
Значит, можно здесь кричать,
Петь, гулять, озорничать.
Если бегать – босиком,
Если ехать – с ветерком!
Отвечает знак всем строго
(Дорожный знак):
«Здесь опасная дорога,
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно».
Ведущий: Дорогие дорожные знаки! Спасибо вам! Вы помогаете всем людям. А мы споём для вас песню «Улыбка».
Звучит песня.
Помеха-Неумеха: Чему вы радуетесь? Вы всё-таки выручили дорожные знаки, а светофора вам не видать! Потому что вы не знаете, по какой дорожке можно попасть к нему.
Дети: По пешеходной дорожке.
Появляется светофор.
Помеха-Неумеха: Всё, пропала я! Моё колдовство теперь бессильно. Все против меня. Ухожу от вас (уходит).
Светофор: Спасибо, друзья, что выручили меня. Я слышал, как вы рассказывали о моём дедушке Светофоре. Это очень приятно.
Ведущий: Для вас, уважаемый Светофор, наши ребята приготовили стихи.
Ученик (красный свет):
Утром проснёшься ты,
Выйдешь из дома,
На перекрёстке твой старый знакомый.
Он огоньком тебе красным мигнёт,
Скажет: «Опасно, закрыт переход».
Ученик (жёлтый свет):
Жёлтый зажжётся – опять подожди.
Ученик (зелёный свет):
Вспыхнет зелёный – оглядись и иди.
Ведущий (обращаясь к дорожным знакам): А теперь, мои друзья, помогите мне в одном деле. Ребята нарисовали к уроку рисунки, давайте наградим ребят за работы книгами!
(Награждение.)
Ведущий: Мы совершили важное дело: спасли от Помехи-Неумехи Дорожные знаки и Светофор. На улице Дорожных знаков не будет больше беспорядка, и теперь на всех перекрёстках нам мигает светофор.
Для тебя горят они – светофоровы огни:
красный – стой,
жёлтый – жди,
а зелёный – проходи.
Дети (хором): Это должен каждый знать обязательно на «ПЯТЬ»!
Звучит «Песня о дружбе».
На этом наше путешествие закончилось!
Михеева Лариса Александровна
Елена Вениаминовна Чурина