Внеклассное мероприятие «ПДД для младших школьников»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Всероссийский конкурс для педагогов
школьного и дошкольного образования
на лучшее внеклассное мероприятие
«Правила дорожного движения»
ОРГАНИЗАТОР
«УРОК.РФ» – сайт, созданный учителями для учителей
«ПДД для младших школьников»
Автор-составитель:
Вишняк О.В.,
учитель начальных классов
Кемеровская область
г. Новокузнецк
2018
Цель: обобщение знаний младших школьников о правилах поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
Провести мероприятие про ПДД у обучающихся начального звена.
Выработать потребность у обучающихся в соблюдении ПДД, подготовить учеников к целесообразным действиям в сложных ситуациях.
Воспитывать у младших школьников чувство коллективизма, взаимовыручки, дух соревнования.
УУД:
Личностные:
- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- понятие образа «правильный пешеход»
Коммуникативные:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- строить высказывания, понятные для одноклассников
Регулятивные:
- применять установленные правила на практике;
- использовать речь для объяснения своих действий;
- адекватно воспринимать предложение учителя и одноклассников
Познавательные:
- использовать приемы для решения задач по ПДД;
- осуществлять смысловое чтение;
- устанавливать причинно-следственные связи
Оборудование: - план – карта «Безопасный путь от школы до дома и обратно»;
- модель дороги, автомобили (игрушки);
- текст с тестом;
- дорожные знаки;
- костюм водителя, регулировщика, утенка, мартышки;
- кукла;
- светофор;
- знаки «+» и «-» по количеству обучающихся
Ход занятия
Вводная беседа
- Сегодня мы с вами будем говорить о ПДД.
- Что такое правило?
- Для чего нам нужны правила?
- Почему нельзя нарушать правила?
- Что включает в себя понятие « Правила дорожного движения»?
- Мы уже говорили о том, что любые вещи и предметы, которые человек создает для комфорта и удобства в жизни, не бывают ни добрыми, ни злыми, ни опасными, ни безопасными, такими их делает сам человек. Таким предметом является автомобиль.
-Когда появились первые автомобили, человек сразу оценил их удобство. За короткое время можно преодолевать большие расстояния, поэтому с каждым годом их становилось все больше и больше, и скорость машин увеличивалась, а дорога была одна и для автомобилей, и для пешеходов. И тут люди поняли, что бродить по дороге вдоль и поперек и как попало, не получится. Машины ездили все быстрее и быстрее, становилось все опаснее на проезжей части. Только тогда всем стало понятно, что люди должны ходить по своей дороге, а машины - по своей (никто никому не будет мешать, чтобы всем было удобно). Вот поэтому и придумали проезжую часть дороги и тротуар.
- Что означает слово «тротуар»?
- Тротуар – пешеходная дорога, идущая сбоку от проезжей части.
- Люди стали водителями или пешеходами, зависит это от того, сидит ли человек за рулем автомобиля или просто идет по улице.
2.Работа с моделью дороги и автомобилями (игрушки)
- Посмотрите внимательно на модель дороги и расположение транспорта.
- Какие непредвиденные ситуации могут возникнуть?
- Как их избежать?
- Каждый человек на дороге должен соблюдать ПДД. Очень часто дети, не посмотрев внимательно на проезжую часть, выбегают перед близко идущим транспортом, такое несоблюдение правил заканчивается всегда плачевно, даже, если водитель сумеет быстро нажать на тормоза. А вы знаете, что будет, если машина едет на большой скорости, вдруг резко затормозит? Она еще несколько метров будет скользить по дороге так быстро, что пешеход не успеет сделать даже шага назад. Намного безопаснее, если пешеход видит машину издалека, тогда пешеход может остановиться вовремя и шофер успеет затормозить.
-Напомните, как вы должны переходить улицу? Ответьте на ряд вопросов:
Из каких элементов состоит дорога?
Почему опасно переходить проезжую часть наискосок?
Как идти по дороге, у которой нет тротуара?
Почему опасно переходить дорогу группами?
Какие средства регулирования дорожного движения вы знаете?
Чем опасен для пешехода момент, когда один транспорт обгоняет другой?
Почему можно переходить дорогу только по пешеходному переходу или по линии тротуаров на перекрестке?
-Что помогает нам, пешеходам и водителям ориентироваться на проезжей части?
- На какие группы делятся дорожные знаки?
- Но, даже, если соблюдать все правила дорожного движения, бывают такие опасные места, откуда на вас может неожиданно выехать автомобиль.
Работа с планом-картой «Безопасный путь от школы до дома и обратно»
- Внимательно рассмотрите план-карту «Безопасный путь от школы до дома и обратно»
-Как вы думаете, где могут находиться опасные места? (поворот дороги, угол дома др.)
-Чтобы обезопасить свой путь и четко знать, где на вашем пути есть опасные места, возьмите маршрут от школы до дома (автобусная, трамвайная остановка) и отметьте красным крестиком, где вы должны быть особенно внимательны?
Работа в группах. Разработка безопасного маршрута
- Перед вами лежат листы чистой бумаги. Разобьемся на три группы.
- Задание для групп:
1 группа: маршрут «Дом-магазин-дом»;
2 группа: маршрут «Дом-парикмахерская-дом»;
3 группа: маршрут «Дом-поликлиника-дом»
- За 10 минут вам необходимо подготовить не только маршрут, но и выбрать выступающего. (выслушиваются все ответы)
Решение «веселых» задач по ПДД
1.Представьте себе, что вы - водитель автобуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек, на второй остановке вошли двое и один сошел, а на третьей - поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю автобуса?
- Во сколько лет получают права?
2.Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город? (1 мальчик)
3.На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед? (5 км)
-Молодцы! Вы с легкостью справились с коварными задачками. А сейчас мы с вами проведем итоговый тест «Будьте внимательны!» и проверим, насколько хорошо вы знаете правила пешехода.
5.Тест « Будьте внимательны!»
- Я читаю предложение, если вы согласны со мной, то поднимаете знак «+», если не согласны - «-» .
1.Пешеходы должны ходить по проезжей части.
2.Прежде, чем перейти улицу, нужно посмотреть налево, затем направо, если проезжая часть улицы свободна, можно перейти ее.
3.Можно играть на проезжей части.
4.Всегда ли можно перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
5.Нельзя переходить улицу на красный свет светофора?
6.Можно переходить проезжую часть дороги на зеленый цвет?
Практическая часть-путешествие
- А сейчас мы отправимся в «Страну дорожных знаков» и проверим, насколько хорошо вы владеете азбукой дорожных знаков. Помогать вам будет регулировщик.
Регулировщик: Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она азбука над головой –
Знаки развешены вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
-В «Стране дорожных знаков» у каждого жителя своя определенная роль, функция, поэтому все жители делятся на пешеходов, водителей и дорожные знаки. А правит в этой стране светофор и регулировщик.
-Какие функции должны выполнять водители, пешеходы?
1-й пешеход: На планете есть такой закон природы:
Рыбам – речка, птицам – небо на крыле,
Ну, а мы с тобою - пешеходы,
Потому что все мы ходим по земле!
Водитель: А на земле дорог так много,
И день за днем из края в край.
Летят машины по дорогам,
И ты им не мешай!
2-й пешеход: Много правил есть у азбуки дорожной,
Подружиться с ними каждому легко.
Соблюдать их для себя совсем несложно.
А шагать ты с ними можешь далеко.
Регулировщик: Что помогает нам безошибочно ориентироваться на дорогах?
(дорожные знаки)
Регулировщик: Какие функции выполняют дорожные знаки?
Обратимся к ним?
Дорож.знак 1: Всем, кому даны колеса,
Передайте наш ответ:
Пусть у нас сначала спросят
Можно ехать или нет.
Мы поможем, мы расскажем
Честь по чести, что и как,
Мы дорогу вам покажем,
Уважайте каждый знак!
Дорож.знак 2: Мы – знаки дорожные,
Запомнить несложно,
Что каждый из нас говорит:
Здесь поворот,
А здесь, наоборот,
Проезд закрыт!
Дорож.знак 3: Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Помогать мы им решили
Мы дежурим круглый год.
Самый, самый знак дорожный
Он стоит не просто так,
Будьте, будьте осторожны
Уважайте каждый знак!
Регулировщик: А какие же бывают знаки?
Дорож.знак 4:Я хочу спросить про знак
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята,
Со всех ног бегут куда-то. (Осторожно, дети)
Дорож.знак 5: Вот так знак! Глазам не верю!
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Может быть зимою вьюжной
Здесь шоферам греться нужно? (Шлагбаум)
Дорож.знак 6: Шли из школы мы домой,
Видим - знак на мостовой.
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет. (Проезд на велосипеде запрещен)
Дорож.знак 7:Замечательный знак –
Восклицательный знак.
Значит можно здесь кричать,
Петь, гулять, озорничать.
Если бегать – босиком!
Если ехать – с ветерком! (Опасная дорога)
Дорож.знак 8: Я в кругу с обводом красным –
Это значит тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья. (Движение пешеходов запрещено)
Регулировщик: Какие еще дорожные знаки вы знаете?
Зачем нам необходимо знать дорожные знаки?
Отгадайте, кто в пути дорогу помогает перейти?
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны
И хотя, еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу
Все глаза ему нужны.
Он висит здесь с давних пор
И на всех глядит в упор. (Светофор)
- Почему у светофора такое имя?
Слово «светофор» состоит из двух частей: «свет» и «фор». От греч.«форос» - несущий. Что означает носитель света? Он несет свет трех сигналов: красный, желтый, зеленый. Эти сигналы неслучайны: они яркие и заметные в любую погоду. Сейчас мы проверим, как вы знаете значение цветов светофора?
- Ко мне выйдут 3 пешехода. Вы собираетесь переходить проезжую часть. Будьте внимательны, в зависимости от загорающегося сигнала, вы должны совершить действие: на красный – стоите;
на желтый – готовитесь к движению;
на зеленый - идете.
-Как же быть в такой ситуации: светофора нет, кто помогает переходить улицу в опасных местах?
- Жесты регулировщика соответствуют сигналам светофора (уточняются жесты регулировщика)
Дети: Посмотрите, постовой
На нашей мостовой
Быстро руки протянул,
Ловко палочкой взмахнул,
Все машины сразу встали
И не едут никуда,
И стоит на мостовой
Наш волшебник, постовой.
Регулировщик: Посмотрите внимательно и скажите, какие волшебные жесты совершает регулировщик, и что они означают:
1. Стоит прямо лицом – красный - стой!
2. Стоит прямо – жезл кверху - желтый – внимание!
3. Стоит боком прямо – зеленый – проходи!
- Что необходимо помнить о жестах регулировщика?
- Молодцы! Вы отлично справились с поставленной задачей. Но что это?
- Посмотрите! На дороге нарушители!
( под музыку)
1. Глупый утенок играет в футбол.
Хочется очень забить ему гол.
Гонит по улице мяч со двора.
Разве для улицы это игра?
-Оцените поступок утенка?
Слушай, утенок: себя береги
С улицы шумной скорее беги,
Ты во дворе, хоть вприпрыжку, хоть вскачь,
Будешь гонять в безопасности мяч.
2. Видит мартышка: родителей нет,
Вмиг оседлала велосипед,
Только сверкнули на солнышке спицы,
Решила к машине она прицепиться.
Ехал по улице грузовик.
Мартышка за борт ухватилась вмиг.
-Правильно ли поступила мартышка?
Страшно прохожим смотреть на мартышку,
Может попасть под машину глупышка.
Всюду машины: и слева, и справа
Очень опасная эта забава.
3. Весело Таня со школы идет,
Куклу Катюшу под мышкой несет,
Вдруг перед нею открылась дорога,
Кукла упала – Танюша в тревогу,
Куклу поднимает, бежит.
Прямо навстречу автобус ей мчит.
-Какую ошибку допустила Таня?
- Молодцы! Вы с легкостью разрешили опасные ситуации на дорогах и в заключении мы поиграем с вами в игру «Это я, это я, это все мои друзья». - Если вы согласны с моим изречением, то хором говорите:
- «Это я, это я, это все мои друзья», если не согласны – молчите.
Регулировщик: Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Регулировщик: Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Дети: (молчат)
Регулировщик: Кто из вас в вагоне темном
Уступил старушке место?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Регулировщик: Кто летит так скоро,
Что не видит светофора?
Дети: (молчат)
Регулировщик: Знает кто, что красный свет –
Это значит – хода нет?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
7. Подведение итогов
- Как сделать свою жизнь на дорогах безопаснее?
- Что помогает нам ориентироваться на дорогах?
Чтобы жить, не зная огорченья,
Чтобы бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду … (соблюдать )
(вручение медалей победителям и лучшим игрокам)