Казнить нельзя помиловать

1
0
Материал опубликован 29 May

Открытое мероприятие для 5- 11 классов. ( Право, обществознание, история )


"Казнить нельзя помиловать. Пора бы, наконец, поставить запятую"

t1717001273aa.pngt1717001273aa.pngt1717001273aa.pngАктуальность темы.

Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. На протяжении многих веков различные авторы высказывали свои точки зрения на этот вопрос, раскрывали свои аргументы, доказывая тем самым необходимость отмены или сохранения смертной казни. Тема смертной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас.


Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Добиться усвоения учащимися основных понятий урока: МОРАТОРИЙ, ГУМАНИЗМ, ДИЛЕММА.

Способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, делать выводы.

Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Продолжать формировать у учащихся основы правовой культуры; учить их готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.

Продолжать содействовать воспитанию гражданственности, уважения к закону, социальным и правовым нормам.

Воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм.

РАЗВИВАЮЩАЯ

Развивать у учащихся навыки решения практических задач, практической работы с Уголовным кодексом РФ, Конституцией РФ, законами, нормативными документами.

Развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу

Развивать гуманистическое мировоззрение.

План изучения новой темы.

Формулировки пунктов плана охватывают содержание материалов выбранной рубрики, их названия носят проблемный характер, стимулируют познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевают деятельностный подход к изучению темы.

ПЛАН.

ГОРДИЕВ УЗЕЛ – КАЗНИТЬ ИЛИ ПОМИЛОВАТЬ. (Орг. момент).

“…SINE IRA ET STUDIO” (практикум с весами).

ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. (Исторический экскурс).

ПУСТЬ ГОВОРЯТ! (опрос общественного мнения).

ЗАПОВЕДЬ № 1.

ДИЛЕММА (сравнение смертной казни и пожизненного заключения).

ПОРА ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ! (рефлексия).






Ход урока.


Пункт плана № 1. “ГОРДИЕВ УЗЕЛ – КАЗНИТЬ ИЛИ ПОМИЛОВАТЬ”


Учитель: В городе Гордии Александру Македонскому показали колесницу, на дышле которой фригийский царь Гордий завязал запутанный узел. Предсказание оракула гласило, что развязавший узел получит господство над миром. По преданию, Александр Македонский в 334 до н. э. в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом. С тех пор выражение “разрубить Гордиев узел” означает принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса. Именно такой вопрос сегодня будет стоять перед нами.

Тема нашего урока звучит так :

“КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”.

Грамотна ли эта запись?

(учащиеся отмечают, что в предложении не поставлена запятая, и от того, где мы её поставим, будет зависеть смысл выражения)


Записывая тему урока в тетрадь, подумайте, почему вопрос о постановке одной запятой иногда подобен загадке Гордиева узла.

(Учащиеся записывают тему в тетрадь, сохраняя исходную пунктуацию, и отмечают, что проблема отмены или применения смертной казни очень сложная, многогранная; так же можно отметить, что в нашей стране еще пока не решен вопрос об окончательном отказе от сметной казни).


Пункт плана № 2. “…SINE IRA ET STUDIO” (практикум с весами)


Учитель: на сегодняшнем уроке речь пойдет о справедливости и гуманности, о правосудии и законности. Греки и римляне изображали богиню правосудия с весами и завязанными глазами

(учитель показывает изображение на доске).

Одни называли богиню Фемида, другие – Юстиция. И те и другие предполагали, что правосудие будет свершаться “…SINE IRA ET STUDIO” - без гнева и пристрастия, справедливо, без предвзятого мнения. Попробуем и мы взвесить “за” и “против”. Легко ли это?

Перед каждым из вас весы. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, опуская на чаши весов по одной фасоли. Если вы отвечаете “да”, кладите фасоль на левую чашу, если “нет” - на правую чашу. Начнем:

вопрос о смертной казни – это простой вопрос?

можно ли быть равнодушным, когда решается вопрос жизни и смерти?

преступность будет существовать вечно?

легко ли победить преступность?

вы согласны, что волна преступности захлестнула страну?

вы согласны, что проблема терроризма общемировая, глобальная?

если человек бессилен защитить себя от нападений, на помощь должно приходить общество, государство?

нравится ли вам формула кровной мести “око за око, зуб за зуб”?

вы способны испытывать чувство сострадания к убийце?

вы знаете о смертной казни достаточно много, чтобы объективно судить?






Пункт плана № 3. “ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ”


Учитель: конечно, чтобы объективно судить, нужны знания.

Впервые вопрос: "за" и "против" по поводу смертной казни был поднят в Древней Греции во время Пелопонесской войны, когда город Митилена, расположенный на острове Лесбосе, восстал против Афин и переметнулся на сторону противника. Разгневанные афиняне, захватив Митилену, решили жестоко наказать изменников и предать казни все мужское население города, а женщин и детей обратить в рабство.

Во время решения участи митиленцев было высказано два мнения. Афинский

демагог Клион призывал покарать митиленцев за восстание смертью. Афинянин

Диодот был против смертной казни, потому что все люди могут совершать

поступки и ошибаться. В споре Клиона и Диодота победителем оказался

последний - Народное собрание Афин проголосовало против смертной казни

мужской половины Митилены.

А как дело обстояло у нас в России. Сейчас прозвучит историческая справка на тему: “ История применения смертной казни в России”. Вам нужно не только внимательно слушать своих товарищей, но и выполнить задания теста.

Ученики получают тест и просматривают его ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


ТЕСТ.


ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:


Смертная казнь как мера наказания существует:

С XI (11)века

С XII (12)века

С XIII (13)века

Каким видом наказания можно было заменить смертную казнь, согласно древним законам:

Пожизненным заключением

Штрафом

Принудительными работами

За какое преступление можно было убивать ночного преступника прямо на месте:

Воровство

Обман

Богохульство

При каком правителе смертная казнь применялась в 12 случаях:

Пётр I

Иван Грозный

Николай II

Как влияла публичная казнь на преступность:

Преступлений становилось меньше

Преступления совершались как и прежде

Преступлений становилось больше

Кто из российских монархов не подписал ни одного смертного приговора:

Екатерина II

Елизавета Петровна

Николай I

Какой государственный преступник был публично казнен во времена Екатерины II:

Разин

Пугачев

Распутин

Кто из императоров подписал смертный приговор декабристам:

Николай II

Николай I

Александр I

У доски выступают двое сильных учеников, используя ленту времени.





1 ученик


В России смертная казнь как мера наказания упоминалась еще в Краткой Русской Правде в XI веке. Разрешалась законом и кровная месть, но ее можно было заменить вирой (штрафом).


Вора, застигнутого на месте преступления, можно было убить сразу, но убить можно только ночью, и нельзя было убить связанного вора.

А вот за убийство княжеского слуги при исполнении обязанностей, было разрешено убить преступника в любое время, прямо на месте.


Впервые в законах смертная казнь как наказание появилась в Двинской уставной грамоте 1347 года за кражу, совершенную в третий раз.


А в Псковской грамоте 1467 года было 5 случаев применения смертной казни: за кражу из церкви, государственную измену, поджог, троекратную кражу и конокрадство.


При Иване Грозном смертная казнь применялась уже в 12 случаях. Среди них были ложный донос, восстание против власти, похищение людей, взяточничество, богохульство.


Важно заметить, что смертная казнь применялась в зависимости от личности преступника, например, за убийство родителей смертная казнь назначалась беспощадно, а за убийство детей мерой наказания были тюрьма и церковное покаяние.


2 ученик

Для усиления устрашающего эффекта, предусматривались разные виды казни: сожжение, повешение, отсечение головы, отравление, закапывание заживо, повешение за ребро на крюке, залитие горла расплавленным металлом и другие, но наибольшее число карманных краж совершалось на площадях в момент публичных казней: одних преступников казнили, а другие тем временем отрезали кошельки у зачарованных этим страшным зрелищем сограждан.


При Петре I смертная казнь назначалась в 101 случае.


Елизавета Петровна, напротив не подписала ни одного смертного приговора, в результате, тюрьмы были переполнены.


Екатерина II высказывалась против смертной казни, но в то же время говорила, что “Смертная казнь есть некоторое лекарство больного общества”. После восстания Пугачева было казнено 20 тысяч человек. Виселицы устраивали на плотах и пускали по течению Волги и Камы, чтобы их видело как можно больше людей.


За 25 лет правления Александра I смертная казнь применялась всего 24 раза, и то по решению военно-полевых судов в годы Отечественной войны 1812 года.


Николай I отметил свое вступление на престол казнью 5 человек (декабристы).

К смертной казни был приговорен и Достоевский, но его приговор заменили каторгой.


Николай II был гуманистом, и сократил применение смертной казни, но сам вместе с семьёй был расстрелян в 1918 году.

Ученики сдают тесты для проверки


Учитель: а что же в XX веке…большевики отказались от использования смертной казни лишь в первые месяцы своей власти, а потом менее чем на полгода – после Гражданской войны. И даже Сталин – в 1947 году, заменил расстрельные статьи на 25 лет лагерей. Правда, в 1950 году можно было уже расстреливать шпионов, диверсантов, изменников Родины, а в 1954 году к ним добавились и преступники, совершившие умышленное убийство.

Выдающийся криминалист А. Ф Кистяковский сказал так: “ Ни один вопрос уголовного права не пользуется такой известностью и таким свойством привлекать к себе дух исследования, как смертная казнь”.

Учитель: Я пыталась посчитать, сколько раз в России отменяли и вводили смертную казнь, но сбилась со счета. Посмотрите на картины художников, эта тема привлекала и их.


Примечание. На стенде картины В. И Сурикова “Утро стрелецкой казни”, И.Е. Репина “Святой Николай Мирликийский, спасающий трех невинных от казни”, гравюра “Ленский расстрел”, И.И.Бродский “Расстрел 26 бакинских комиссаров” и др.


Но почему же эта проблема особенно остро встала сейчас?

(Ученики отвечают, что в 1996 году в нашей стране введён мораторий на применение смертной казни, такова юридическая норма Совета Европы).

Смертная казнь является высшей карающей мерой закона, когда осужденный

лишается жизни по приговору суда. В цивилизованном мире исключительное

право казнить и миловать принадлежит государству. Среди основных прав

человека, которые, согласно ст. 17 Конституции РФ, "неотчуждаемы и

принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь -

высшую ценность нашего общества. Никто не может быть произвольно лишен

жизни".

28 апреля 1983 г. страны, входившие в Совет Европы, подписали

Дополнительный протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека

и основных свобод, касающихся смертной казни, ст. 1 которого гласит:

"Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому

наказанию, ни казнен". Исключение сделано только за преступления,

совершенные во время войны или в условиях, приближенных к ней.

В то время, когда Протокол был составлен, его подписали всего 13 стран из

21 входившего в Совет Европы государства (некоторые не подписали и не

ратифицировали и поныне). Однако для тех государств, которые только

вступают в Совет Европы, условием вступления является законодательная

отмена смертной казни в течение ближайших трех лет. Начавшийся в январе

1996 г. процесс вступления России в Совет Европы создал новую правовую

ситуацию, поставившую ее перед необходимостью отмены смертной казни. 16 мая

1996 г. был принят Указ Президента РФ "О поэтапном сокращении применения

смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы".

С 1996 году в нашей стране введён мораторий на применение смертной казни, такова юридическая норма Совета Европы

Учитель: что же такое МОРАТОРИЙ?

(ученик по словарю иностранных слов зачитывает определение, а ученики записывают его в тетрадь).

Учитель: Почему в последнее время количество сторонников отмены моратория возросло?

(дети высказывают своё мнение).

Быть или не быть смертной казни - единого мнения нет даже среди юристов.

Одни считают, что смертная казнь необходима, чтобы пресечь "опасные

деяния", что она является "карательной санкцией". Некоторые специалисты при

этом допускают лишение жизни во время задержания преступника, как "средство

пресечения деятельности, опасной для общества". Юрист В. Кашенов высказал

мнение о том, что "лицо, виновное в терроризме, захвате заложников,

бандитизме или др. особо тяжком преступлении, может быть приговорено к

смертной казни, если его действия сопровождались умышленным убийством

пострадавших".

Кандидат юридических наук, доцент Л. Совюк отмечает, что "допустимость

применения смертной казни за особо тяжкие посягательства на жизнь

продиктована не соображениями возмездия, а прежде всего выполнением задачи

восстановления социальной справедливости и предупреждения новых

преступлений как самим "осужденным", так и другими лицами".


Пункт плана № 4. ПУСТЬ ГОВОРЯТ! (итоги опроса общественного мнения)


Учитель: Действительно ли треть населения России – за увеличение статей Уголовного кодекса по применению смертной казни? Правда ли, что за полную и немедленную отмену смертной казни наберется не более 15 % опрошенных? Мы провели свой мини – опрос. Каковы его результаты?


Ученик 8 учеников нашего класса в течение 30 минут проводили на улицах Радищево опрос общественного мнения. Главная задача опроса – выяснить отношение наших земляков к проблеме отмены смертной казни. Всего мы успели опросить человек. Отказались отвечать, ссылаясь на различные причины - человек. Смертную казнь как высшую меру наказания одобрили человека. Против смертной казни высказались человек, в основном верующие.

Учитель: ответьте на весах:

легко ли дать на этот вопрос однозначный ответ?

одобряет ли Библия смертную казнь?

Как относится к этому Коран?


Пункт плана № 5. “ЗАПОВЕДЬ № 1”.

Учитель: Действительно, церковь решительно выступает против смертной казни. Послушайте историю из жизни одного особо почитаемого в России святого.


Звучит церковное многоголосие. На экране появляется слайд картины И.Е.Репина “Святой Николай Мирликийский спасает трех невинных от казни”.


Учитель: Однажды правитель за денежное вознаграждение отправил на казнь трёх невиновных. Посмотрите, один их них – седой старец, другой – юноша, третий – мужчина средних лет. Вот уже палач занес свой меч над головой осужденного… и в последнее мгновение появился Николай Чудотворец и справедливость восторжествовала. Невинные были спасены, а правитель раскаялся.


На экране икона Николая Чудотворца.

Учитель: посмотрите в глаза Святого, задумайтесь о вечном. (Минуту звучит церковное многоголосие – релаксационная пауза)


Учитель: Судебные ошибки неизбежны, они всегда существовали и будут существовать. К примеру, американец Йаррис в ожидании смертной казни провел в тюрьме США 20 лет. Но обвинение и приговор были отменены, когда в сентябре 2003 года на основании теста ДНК была подтверждена его невиновность. Он стал 112 смертником, признанным невиновным с 1973 года. К сожалению, немало подобных приговоров приводят в исполнение, и жизнь человека обрывается вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств.

Взвешиваем на весах ответы:

можно ли застраховаться от судебных ошибок?

вы согласны, что страшнее казнить одного невиновного, чем оправдать десять виновных?

считаете ли вы, что смертная казнь - гуманное наказание?


Учитель: что же такое ГУМАННОСТЬ? Ответ нам даст словарь иностранных слов.

(ученик читает определение гуманности)




Пункт плана № 7. “ДИЛЕММА”

Учитель: сторонники и противники смертной казни спорят о преимуществах и недостатках двух главных высших мер наказания. На самом деле здесь вам предстоит сделать выбор из двух равно неприятных возможностей. Такой выбор называют ДИЛЕММОЙ. Недавно на первом канале шла передача «Процесс» с Владимиром Соловьевым и Александром Гордеевым. На этой передаче ставилось очень много сложных и запутанных вопросов. На одной из таких передач был поставлен вопрос: «Нужно ли отменить в России смертную казнь?». В процессе обсуждения ведущие спорили о достоинствах и недостатках высшей меры наказания. Были приглашены люди имеющие различные точки зрения по этому вопросу. Из-за отсутствия времени я не могу показать вам всю передачу, но хочу что бы вы увидели её конец.



Пункт плана № 8. “ПОРА ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ!”
(обобщающая дискуссия и рефлексия)

Учитель: вникнув в суть дела, мы понимаем, почему вопрос о применении смертной казни называют Гордиевым узлом. У этой проблемы много аспектов.

Почему же споры вокруг этой проблемы не утихают на протяжении всей человеческой истории?

В связи с какими последними событиями дискуссия приобрела остроту?

Почему общество не может быть равнодушным к этой проблеме?

Почему сторонники и противники сметной казни не могут прийти к компромиссу?

Какие аргументы выдвигают они в своем споре?

Какую жизненную позицию по этому вопросу занимаете вы? Почему?

Считаете ли вы, что сегодняшний урок был полезен для вас? Почему?


По данным МВД, в России на 100 тысяч жителей приходится 22 убийства. В

настоящее время в колониях содержатся 80000 заключенных, совершивших

убийство. Раскрываемость преступлений 75 процентов, на свободе бродит 20000

убийц.


Перед вами тема нашего урока: “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”.


Перед вами весы: если у вас перевесила чаша “да” - вы, скорее всего, сторонник смертной казни, если победила чаша “нет” - вы, вероятно, являетесь противником смертной казни. Примите ваше окончательное на этом уроке решение и поставьте запятую в соответствии с вашим внутренним убеждением.


8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей