КИМ для проведения пробной экзаменационной работы по русскому языку в форме ОГЭ
ПРОБНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант 1
ЧАСТЬ 2
Задание 2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (2)«Увидеть», «описать», «понять», «применить» — такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (3)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим — экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир. (5)Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
открытия стали возможны (предложение 1)
можно выразить (предложение 2)
каждый из этапов может (предложение 3)
одним больше нравится наблюдать (предложение 4)
которое служит (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Предложение 2 распространённое.
Предложение 3 сложносочинённое.
Предложение 4 содержит 5 (пять) грамматических основ.
Предложение 5 простое, осложнённое однородными сказуемыми.
Задание 4. Установите соответствие и впишите ответ.
Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯА) Между однородными членами предложения перед противительным союзом ставится запятая. Б) Вводное слово выделяется запятыми. В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
| 1) Море темнело, волны теряли свой блеск, зато небо начало светлеть. 2) Луна, поднимающаяся над верхушками огромных деревьев, была, кажется, раза в два больше, чем всегда. 3) 3) В сумерках дорога казалась пустынной и скучной, я развлекал себя, напевая любимые песни. 4) 4) Аркадий опоздал в школу, зато выспался, был бодрым и успел сделать все домашние дела. |
5) 5) В.Г. Белинский назвал роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» картинами, вставленными в одну раму.
Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Красивая природа (1) обилие бурных рек (2) и живописных озёр (3) удивительные памятники истории (4) превращают Русский Север в райский уголок. Каким бы ни был круг ваших интересов (5) оказавшись в этих краях (6) Вы почувствуете себя как дома. Уставшему (7) горожанину (8) стоит поселиться в деревенском доме у озера (9) и насладиться мастерством древних зодчих.
Задание 6. Выберите один или несколько правильных ответов.
ПЕСЧАНЫЙ — в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
СТЕРПЕТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
ЛОГОТИП — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
4) НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы) — частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.
5) ОТТАЯВШИЙ — перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола, от которого оно образовано.
Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.
Вот из густых ёл(1)..к вышел к берёзе заяц и ост(2)..новился. Не п(3)..смел он идти через большую п(4)..лянку и пош(5)..л вокруг неё от берёзки к берёзке. Вот он ост(6)..новился, прислуш(7)..лся. Если б(8)..ишься, то лучше не х(9)..ди в лес, пока листья шепчутся.
Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «жечься» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Собирайте крапиву в перчатках: она очень больно (жечься).
Задание 9. Замените словосочетание «культурные ценности», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 10. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Я тащился по улице и вдруг увидел толпу… (2)Мальчишек десять, старшеклассники, а сбоку, в сторонке, стоял Газовый Баллон, главный зачинщик всех самых «неправильных», бесчестных дел.
(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.
(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.
(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.
(7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди –– сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится.
(12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках.
— (13)Вы! — крикнул я, дрожа от ненависти. — (14)Вы, гады! (15)Что делаете!
(16)Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его хитро сощурились.
— (17)А! Генерал! — закривлялся он. — (18)Опять командуешь!
(19)И захохотал:
— (20)Генерал без войска!
(21)В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.
— (22)Прекратите! — заорал я, впившись взглядом в белку, уже еле передвигающуюся по стене.
(23)Возле неё теперь уже не снежки хлопали. (24)Цокали мёрзлые комья земли и камни.
(25)И тут белка упала вниз.
(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко…
(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.
(32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34)Старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)Только Газовый Баллон стоял на своём старом месте. (36)Губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег с лица и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек. — (38)Я всё видел, — сказал он, переводя дыхание, — ты молодец!
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Мальчишки весело играли в снежки.
Газовый Баллон не принимал участия в жестокой забаве, а смотрел на неё со стороны.
Герой-рассказчик кинулся в драку с мальчишками, потому что хотел прекратить безобразную сцену уничтожения белки.
Герой-рассказчик решил отомстить Газовому Баллону за обидные слова «генерал без войска».
Деду не нравилось, что его внук дерётся с мальчишками.
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. 2) Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.
В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.
Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его, как у хитрой лисы, сощурились.
Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе.
Задание 12.
В предложениях 26−31 найдите слово с лексическим значением «растеряться от неожиданности, испуга». Выпишите это слово.
ЧАСТЬ 3
Задание 13 . 3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть добрым?».
Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ПРОБНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задание 2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся цветов. (2)Сирень, как невеста, стояла вся в белом. (3)Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4)В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5)Вообще садовник хорошо знал своё дело: зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
разливался аромат (предложение 1)
сирень как невеста (предложение 2)
прятались (предложение 3)
хотелось отдохнуть (предложение 4)
камелии радовали глаз (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
В предложении 1 содержится составное глагольное сказуемое.
Предложение 2 содержит сравнительный оборот.
Предложение 3 сложносочинённое.
Предложение 4 односоставное безличное.
Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью.
Задание 4. Установите соответствие и впишите ответ.
Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
А) А) Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире. Б) Б) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая. В) В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
| 1) С трусом поведёшься — горя наберёшься. 2) Путешественники долго кружили на лодке по просторному заливу, изрезанному бухтами, и, разумеется, заблудились. 3) Останкинская башня, снабжающая каждый уголок нашей страны видео- и радиовещанием, имеет высоту 540,1 м, являясь самым высоким сооружением России. 4) Современные информационные технологии, бесспорно, открывают новые возможности как в образовании, так и в научных исследованиях. |
5) Муравейники — возводимые муравьями сооружения — давно стали символом надёжного дома или прочно обосновавшегося, кипящего жизнью поселения.
Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.
Митрополичьи палаты в Ярославле (1) памятник архитектуры (2) заслуживающий внимательного осмотра и снаружи (3) и внутри. Они были построены в XVII веке (4) как резиденция митрополита ростовского и ярославского Ионы. С тех самых времён (5) они представляют собой (6) типичную для того времени городскую усадьбу. Двухэтажное здание самих палат (7) два флигеля (8) хозяйственные постройки и ещё домóвая церковь святителя Леонтия Ростовского (9) все эти архитектурные сооружения привлекают внимание туристов. Задание 6. Выберите один или несколько правильных ответов.
С МЯЧОМ — в окончаниях имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.
ТАЮЩИЙ — в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от основы глагола II спряжения, пишется буква Ю.
УХАЖЁР — в корне имени существительного после шипящих под ударением пишется буква Ё.
НЕ ИЗУЧИВ — частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.
ВПРАВО — написание суффикса -О в наречии определяется наличием приставки
Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.
З(1)..сыпая в п(2)..латке, мы и не дум(3)..ли , что в эту самую минуту в т(4)..йгу вх(5)..дила осень. А з(6)..снув мёртвым сном, не знали, как осени не хв(7)..тило ночи, как утро, увидев, что его место ещё занято, спрятал(8)..сь в соседней д(9)..лине за речкой.
Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «вафли» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Бабушка купила две пачки (вафли) по цене одной.
Задание 9. Замените словосочетание «удар сабли», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Задание 10. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна. (2)Много людей прошло за тридцать два года через её класс. (3)Строгим, но справедливым человеком прослыла она. (4)Никто никогда не видел, чтобы учительница заторопилась, поспешила. (5)Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. (6)Как только послышалась трескотня мотоциклетных моторов, учительница строго сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе. (7)Фронт проходил совсем недалеко от села. (8)Где-то рядом громыхали бои. (9)Части Красной армии укрепились за рекой, а колхозники собрали партизанский отряд и ушли в лес. (10)Школьники носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы.
(11)Ребята ещё не успели спрятаться, как на школьный двор забежали три запылённых немца. (12)Они бросились к школьникам и нацелили на них свои автоматы.
(13)Ксения Андреевна шагнула вперёд и прикрыла собой ребят.
(14)Что вы хотите? – спросила учительница и строго посмотрела в глаза немцу. (15)Её спокойный взгляд смутил фашиста.
(16)Кто такое ви? (17)Отвечать сию минуту! (18)Я говорить по-русски.
(19)Я понимаю и по-немецки, – тихо отвечала учительница, – но говорить мне с вами не о чем. (20)Это мои ученики. (21)Вы можете опустить ваш автомат.
(22)Ребят вместе с Ксенией Андреевной втолкнули в класс. – (23)Сидеть на место! – крикнул начальник.
(24)Но бледные ребята стояли и смотрели на учительницу.
(25)Садитесь, ребята, – негромким голосом сказала Ксения Андреевна, как будто начинался очередной урок.
(26)Теперь каждый меня будет слушать! – рявкнул начальник.
(27)И, коверкая слова, фашист стал говорить ребятам о том, что в лесу скрываются партизаны, и он это прекрасно знает, и ребята тоже это прекрасно знают. (28)И теперь ребята должны сказать начальнику, где они спрятались. (29)Если ребята скажут, всё будет хорошо. (30)Если ребята не скажут, всё будет очень плохо.
(31)Теперь я буду слушать каждый! – закончил свою речь немец.
(32)Ребята сидели не шелохнувшись.
(33)Может быть, вы всё-таки подумаете и сами скажете мне всё, что надо? – тихо спросил начальник по-немецки у учительницы, вплотную подойдя к ней. – (34)Дети не поймут, говорите по-немецки.
(35)Я никогда не была там и не знаю, где это.
(36)Фашист, схватив Ксению Андреевну за плечи, грубо потряс её:
Кто такое! – закричал немец. – (37)Если никто мне не сказать, что я просил, я буду стрелять сперва вашу упрямую учительницу. (38)А потом – всякий, кто не скажет. (39)Я начинал считать! (40)Раз!…
(41)Он схватил Ксению Андреевну за руку и рванул её к стене класса. (42)Класс загудел. (43)Вдруг на задней парте поднялся Костя Рожков и поднял руку:
Она правда не знает!
(44)А кто знай?
(45)Я знаю… – громко и отчётливо сказал Костя.
(46)Рожков, зачем ты говоришь неправду? – проговорила Ксения Андреевна.
(47)Я правду говорю, – сказал Костя и посмотрел в глаза учительнице.
(48)Костя… – начала Ксения Андреевна. (49)Но Рожков перебил её:
Ксения Андреевна, я сам знаю…
(50)Учительница стояла, отвернувшись от него, уронив белую голову на грудь. (51)Костя вышел к доске, поднял руку с мелком.
(52)Вот, глядите сюда, – зашептал он, – я покажу.
(53)Немец подошёл к нему и наклонился, чтобы лучше рассмотреть, что показывает мальчик. (54)И вдруг Костя обеими руками изо всех сил ударил чёрную гладь доски.
(55)Доска резко повернулась в своей раме, взвизгнула
и с размаху ударила фашиста по лицу. (56)Он отлетел в сторону, а Костя, прыгнув через раму, мигом скрылся за доской, как за щитом. (57)Фашист, схватившись за разбитое лицо, без толку палил в доску.
(58)Напрасно… (59)За классной доской было окно, выходившее
к обрыву над рекой. (60)Костя, не задумываясь, прыгнул в открытое окно, бросился с обрыва в реку и поплыл к другому берегу.
(61)В это время, заслышав пальбу на селе, из леса выскочили партизаны.
(62)Прошло не более пятнадцати минут, и в класс, куда снова ввалились взволнованные ребята, партизаны привели троих обезоруженных немцев.
(63)В класс вошла учительница. (64)Она ходила на берег узнать, благополучно ли доплыл Костя Рожков. (65)Немцы, сидевшие за передней партой, с удивлением посмотрели на вскочившего командира.
– (66)Встать! – закричал на них командир. – (67)У нас в классе полагается вставать, когда учительница входит. (68)Не тому вас, видно, учили!
(69)И два фашиста послушно поднялись.
(70)Ксения Андреевна заняла своё место за столом, у которого она выучила за тридцать два года много хороших людей. (71)А сейчас перед столом Ксении Андреевны, рядом с классной доской, пробитой пулями, мялся длиннорукий рыжеусый верзила, нервно оправлял куртку, мычал что-то и прятал глаза от строгого взгляда старой учительницы. – (72)Стойте как следует, – сказала Ксения Андреевна, – что вы ёрзаете? (73)Теперь потрудитесь отвечать на мои вопросы.
(74)И долговязый фашист, оробев, вытянулся перед учительницей.
(По Л.А. Кассилю*) * Лев Абрамович Кассиль (1905‒1970) ‒ советский писатель и сценарист.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Ксении Андреевне было 32 года.
При встрече с вооружёнными фашистами Ксения Андреевна прекрасно владела собой, была внешне абсолютно спокойна.
Школьники помогали отряду партизан, скрывавшемуся в лесу.
Костя Рожков не выдержал испытания, струсил и захотел рассказать немцам всё, что знал о партизанском отряде.
Услышавшие пальбу в селе партизаны сумели обезвредить немцев за короткое время. Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
Её спокойный взгляд смутил фашиста.
– Садитесь, ребята, – негромким голосом сказала Ксения Андреевна, как будто начинался очередной урок.
И вдруг Костя обеими руками изо всех сил ударил чёрную гладь доски.
Он отлетел в сторону, а Костя, прыгнув через раму, мигом скрылся за доской, как за щитом.
Фашист, схватившись за разбитое лицо, без толку палил в доску.
Задание 12.
В предложениях 70‒73 найдите разговорное слово с лексическим значением «высокий, нескладный человек». Выпишите это слово.
ЧАСТЬ 3
Задание 13. Дайте развернутый ответ. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие качества проявляются у людей в экстремальных ситуациях?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.