Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации в форме тестирования обучающихся 6 классов по истории

1
0
Материал опубликован 5 May 2016 в группе

Учитель: Пименов Александр Николаевич

Пояснительная записка.

Тесты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236), а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05 марта 2004 г. № 1089).

Тесты охватывают содержание курса «История России». Вопросы и требования ориентированы на базовые знания и умения учащихся.

Материалы ориентированы на учебник 6 класса Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI в., - Москва, Просвещение, 2008-2012.

Ответы на все вопросы даются в письменной форме.

Тесты представлены в 2-ух вариантах из частей A, B (27 заданий).

Предлагаемые вопросы отличаются тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определённые стороны подготовки учащихся.

Вопросы рассчитаны на комплексную проверку подготовки школьников в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

В число проверяемых элементов подготовки входят:

знание важнейших дат, фактов, понятий, терминов;

умения сравнивать исторические явления, выделяя сходство и различие;

умения анализировать исторический источник;

умения оперировать историческими датами.

Структура тестов.

В тесте вопросов разного уровня сложности.

Часть А содержит задания с выбором ответа. С их помощью проверяется знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.

Часть В состоит из более сложных заданий с открытым ответом (слово, дата, сочетание букв). Эти задания позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.

Рекомендуемое время на выполнение теста – 40-45 минут.

Критерии оценивания.

Максимальное количество баллов за тест – 39 баллов.

Часть А: 1 балл за каждый правильный ответ, максимальное количество - 22 балла.

Часть B: задания В1, В2, В4 – 3 балла (за каждое правильное соответствие засчитывается 1 балл), задание В3 – 1 балл, задание В5 – 7 баллов (за каждое правильное расположение слова в тексте – 1 балл), максимальное количество – 17 баллов.

Отметка

Критерии оценивания

Количество баллов

«5»

81-100%

31-39

«4»

61-80%

24-30

«3»

40-60%

15-23

Вариант 1.

ЧАСТЬ А

А1. Появление земледелия и скотоводства привело к:

1) возникновению родовых общин 2) приручению собаки

3) появлению в хозяйстве излишков 4) полному отказу от собирательства и охоты

А2. Скифское царство находилось в:

1) Поволжье 2) Причерноморье 3) Центральной Азии 4) Прибалтике

А3. В период формирования Древнерусского государства в VIVIII вв.:

1) восточные славяне были христианами

2) главным занятием восточных славян была морская торговля

3) восточные славяне жили родовыми общинами

4) племена восточных славян жили в Северном Причерноморье

А4. Что стало результатом приглашения на княжение варяжского князя?

1) в Новгороде началось правление династии Рюриковичей

2) на Русь пришло христианство

3) завершилось образование Древнерусского государства

4) у славян появилось первое письменное законодательство

А5. С именем какого князя связаны разгром Хазарского каганата и организация военных походов на Балканы?

1) Святослава 2) Владимира Мономаха 3) Владимира Святого 4) Ярослава Мудрого

А6. Каково было последствие принятие христианства?

1) ослабление княжеской власти

2) создание государства у восточных славян

3) укрепление международного авторитета Руси

4) возникновение феодальной раздробленности

А7. О деятельности какого князя идёт речь в отрывке из документа?

Заложил… город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нём вера христианская плодиться и расширяться, и… монастыри появляться.

1) Игоря 2) Рюрика 3) Ярослава Мудрого 4) Святослава

А8. Как называли в Древней Руси разорившихся общинников, попавших в долговую кабалу за ссуду?

1) закупами 2) холопами 3) дружинниками 4) полюдьем

А9. Когда состоялся съезд князей в Любече, постановивший «каждый держит отчину свою»?

1) в 882 г. 2) в 988 г. 3) в 1097 г. 4) в 1147г.

А10. Чем является «Слово о законе и благодати»?

1) записью происходивших событий, составленной по годам

2) литературным описанием жизни и деятельности христианского святого

3) произведением, написанным в форме торжественного обращения

4) сборником законов Древнерусского государства

А11. Почему росло число княжеств на Руси XII – начала XIII в.?

1) в результате освоения новых земель увеличилась территория

2) на княжеский престол стало претендовать местное боярство

3) наступил период феодальной раздробленности

4) участились набеги половцев

А12. Выберите словосочетание, имена или дату – то, что логически связано с историей Владимиро-Суздальского княжества.

1) соправительство двух князей 2) болотистая земля

3) Садко и Василий Буслаев 4) 1147 г.

А13. Об устройстве какой земли говорится в отрывке из сочинения русского историка?

Вопросы, подлежащие обсуждению веча, предлагались ему князем или высшими сановниками, степенным посадником либо тысяцким. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям… Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его… решало вопрос о войне и мире.

1) Киевской 2) Московской 3) Новгородской 4) Владимиро-Суздальской

А14. Чем был вызван отказ хана Батыя от завоевания государств Европы?

1) смертью монгольского полководца

2) героическим сопротивлением жителей Руси

3) плохими погодными условиями

4) норманнским нашествием в Азию

А15. В Куликовской битве, в отличие, от Ледового побоища, русское войско:

1) одержало победу 2) сражалось с монголо-татарами

3) возглавлял Иван III 4) сражалось с войсками Великого княжества Литовского

А16. Как называли ордынских сборщиков дани в русских княжествах?

1) баскаками 2) смердами 3) наместниками 4) тысяцкими

А17. Заключение унии между Литвой и Польшей было вызвано их стремлением:

1) остановить наступление Тевтонского ордена

2) освободить русские земли от золотоордынского владычества

3) породниться с западноевропейскими династиями

4) принять православие

А18. В чём состояло значение правления Ивана Калиты?

1) уничтожил зависимость русских земель от Золотой Орды

2) завершил процесс объединения русских земель

3) он обезопасил Московское княжество от набегов ордынцев

4) построил белокаменный Московский Кремль

А19. Что произошло в результате объединения русских земель?

1) расширение торговых связей между областями

2) увеличение числа удельных княжеств

3) развитие натурального хозяйства

4) переход от присваивающего к производящему хозяйству

А20. Судебник Ивана III, в отличие от «Русской Правды»:

1) вводил за наиболее тяжкие преступления кровную месть

2) ограничивал право перехода крестьян Юрьевым днём

3) устанавливал республиканскую форму правления

4) закреплял неравенство

А21. Архитекторами были:

1) Нестор и Иларион 2) Марко Руффо и Аристотель Фиораванти

3) Андрей Рублёв и Феофан Грек 4) Пересвет и Ослябя

А22. Какой памятник культуры создан в период становления централизованного государства?

1) Успенский собор во Владимире 2) Новодевичий монастырь

3) «Слово о законе и благодати» 4) Десятинная церковь в Киеве

ЧАСТЬ В

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Категория населения

Определение

1. Рядович

2. Дружинник

3. Посадник

А. Глава Русской Православной Церкви

Б. Воин в отряде князя

В. Крестьянин, служивший феодалу по договору

Г. Должностное лицо в системе управления Новгородом

Ответ:

1

2

3

     

В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

Определение

1. Вотчина

2. Поместье

3. Слобода

А. Часть города, населённая людьми сходных профессий

Б. Земельное владение, даваемое за военную и государственную службу, без права продажи, обмена, наследования

В. Наследственное земельное владение феодала

Г. Место сбора новгородского вече

Ответ:

1

2

3

     

В3. Продолжите логический ряд и укажите недостающее название

Александр Ярославич – река Нева

Дмитрий Иванович – река Дон

Иван III – река ____________

В4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Исторический период

Событие

1. Становление и расцвет Древнерусского государства

2. Период феодальной раздробленности

3. Становление централизованного государства

А. Призвание варягов на Русь

Б. Учреждение пожилого

В. Нашествие хана Батыя

Ответ:

1

2

3

     

В5. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Слова даются в алфавитном порядке в именительном падеже. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, построенных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ГЗВБАЖЕД. Одно из понятий лишнее.


А. Вече    
Б. Киевская Русь
В. Князь
Г. Первобытно-общинный
Д. Российское централизованное государство
Е. Феодальная раздробленность
Ж. Феодальная республика
З. Феодальный

К IX в. на Руси сформировался (1) _______ строй. Богатых людей уже не удовлетворял сложившийся в племенах порядок управления, так как он не мог обеспечить охрану их имущества и создать условия для его приумножения. Первое государство восточных славян получило название (2) ______. Верховная власть в нем принадлежала (3) _______ .

В начале XII в. прозвучал и был узаконен новый лозунг: «каждый держит вотчину свою». Это знаменовало начало (4) __________. Формы политического устройства в русских землях в этот период были самыми разнообразными: от феодальной монархии до существующего в Новгороде и Пскове (5) ____. Верховная власть в этих городах принадлежала (6) ____________.

Позднее ведущее место среди городов Руси заняла Москва. Она возглавила борьбу за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. В результате активной политики московских князей в XVI в. завершился процесс образования (7) ___________ .

Ответ:

             

Вариант 2.

ЧАСТЬ А

А1. К чему привел переход от присваивающего хозяйства к производящему?

1) к появлению неравенства

2) к превращению охоты в главный способ добывания пищи

3) к появлению родовых общин

4) к использованию каменных и костяных орудий труда

А2. Где находилось государство Хазарский каганат?

1) в Нижнем Поволжье 2) в Причерноморье 3) в Центральной Азии 4) в Прибалтике

А3. В период формирования Древнерусского государства в VI—VIII вв.:

1) восточные славяне приняли христианство

2) главным занятием восточных славян были торговля и ремесло

3) восточные славяне жили соседскими общинами

4) племена восточных славян жили в Прибалтике

А4. Предпосылкой чего стало появление крупных племен­ных княжений с центрами в Новгороде и Киеве?

1) создания Древнерусского государства 2) появления частной собственности

3) феодальной раздробленности 4) возникновения торгового пути «из варяг в греки»

А5. С чьим именем связано установление норм сбора дани в Древнерусском государстве?

1) князя Ярослава Мудрого 2) княгини Ольги 3) князя Святослава 4) князя Владимира Мономаха

А6. Каково было последствие принятия христианства?

1) укрепление княжеской власти 3) разрыв культурных и торговых связей с Византией

2) ослабление государства 4) официальное разрешение церковью жертвоприно­шений и многоженства

А7. Имя какого князя пропущено в отрывке из документа?

____________ любил книги и, много их написав, по­ложил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковны­ми, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по горо­дам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви.

1) Игоря 2) Рюрика 3) Ярослава Мудрого 4) Святослава

А8. Как называли сельских жителей, которые несли по­винности в пользу князя?

1) смердами 2) вечем 3) дружиной 4) полюдьем

А9. С именем какого князя связаны годы правления 1113-1125?

1) Владимира Святого 2) Игоря 3) Ярослава Мудрого 4) Владимира Мономаха

А10. Чем является «Повесть временных лет»?

1) записью происходивших событий, составленной по годам

2) литературным описанием жизни христианского святого

3) произведением, написанным в форме торжествен­ного обращения

4) русским народным эпическим сказанием

А11. К чему привел рост политической независимости местных князей в XII в.?

1) к усилению обороноспособности княжеств 2) к экономическому упадку

3) к прекращению феодальных усобиц 4) к возникновению феодальной раздробленности

А12. Выберите словосочетание, имя или дату - то, что логически связано с историей Владимиро-Суздальской земли.

1) боярско-купеческая республика 2) 988 г. 3) Андрей Боголюбский 4) угроза вторжения половцев

А13. В какой земле произошли события, о которых гово­рится в отрывке из сочинения русского историка?

Ударили в вечевой колокол: настал грозный час суда народного. Со всех сторон бежали к Святой Со­фии решить судьбу Отечества. Первым определением сего шумного веча было изгнать Ярослава... вручили князю грамоту обвинительную: «Для чего завладел ты двором Морткинича? Для чего взял серебро с бояр Никифора, Романа и Варфоломея? Для чего выводишь отсюда иноземцев? Да будет ныне конец твоему наси­лию! Иди, куда хочешь; а мы найдем себе князя».

1)в Киевской 2) в Московской 3) в Новгородской 4) во Владимиро-Суздальской

А14. Что произошло в результате походов хана Батыя в 1237-1240 гг.?

1) были завоеваны страны Восточной Европы

2) была уничтожена Византийская империя

3) на Руси начался период феодальной раздробленности

4) русские земли попали в вассальную зависимость от Золотой Орды

А15. В Невской битве, в отличие от сражения на реке Угре, русское войско:

1) одержало победу 3) возглавил Дмитрий Донской

2) сражалось с монголо-татарами 4) сражалось со шведскими рыцарями

А16. Как называли на Руси ежегодный платеж Орде?

1) ярлыком 2) выходом 3) пошлиной 4) купой

А17. Что произошло в результате заключения унии между Литвой и Польшей?

1) ухудшилось положение православного населения

2) улучшились отношения между Литвой и Русью

3) ослабла обороноспособность Литвы и Польши

4) в Литве началось распространение православия

А18. В чем состояло значение правления Дмитрия Дон­ского?

1) в ликвидации монголо-татарского ига

2) в завершении процесса объединения русских земель

3) в превращении Москвы в центр борьбы с Золотой Ордой

4) в строительстве дубовых стен и башен Московского Кремля

А19. Что произошло в результате объединения русских земель?

1) ослабли торговые связи между русскими землями и княжествами

2) прекратились княжеские междоусобицы

3) прекратились вооруженные конфликты с Золотой Ордой

4) получило развитие поместное землевладение

А20. В годы правления Ивана III и Василия III:

1) отсутствовали центральные органы власти

2) существовало единое для страны законодательство

3) ослабла великокняжеская власть

4) уменьшился объем дани, выплачиваемой Золотой Орде

А21. Иконописцами были:

1) Нестор и Иларион 2) Афанасий Никитин и Аристотель Фиораванти

3) Андрей Рублев и Феофан Грек 4) Пересвет и Ослябя

А22. Какой памятник культуры создан в период станов­ления централизованного государства?

1) «Слово о полку Игореве» 2) Грановитая палата в Московском Кремле

3) Софийский собор в Киеве 4) церковь Покрова на Нерли

ЧАСТЬ В

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Категория населения

Определение

1. Черно­сошные кресть­яне

2. Закупы

3. Казаки

А. Особое военное сословие в России, несшее военную службу в погра­ничных районах

Б. Ремесленно-торговое население

В. Зависимые люди в Древнерусском государстве

Г. Лично свободные крестьяне, которые владели общинными землями и нес­ли государственные повинности

Ответ:

1

2

3

     

В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

Определение

1. Местни­чество

2. Кормле­ние

3. Пожилое

А. Денежный сбор с крестьян в пользу землевладельца при уходе в Юрьев день

Б. Назначение на государ­ственные должности в зависимо­сти от знатности происхождения

В. Порядок содержания должностных лиц за счет местного населения

Г. Работы крестьян в пользу феодала

Ответ:

1

2

3

     

В3. Продолжите логический ряд и укажите недостаю­щую дату.

Батый — 1237 г. Мамай — 1380 г. Ахмат — _________

В4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Исторический период

Событие

1. Становление и расцвет Древнерусского государства

2. Период феодальной раздробленности

3. Становление централизованного государства

А. Создание Рус­ской Правды

Б. Введение Юрь­ева дня

В. Битва на реке Калке

Ответ:

1

2

3

     

В5. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропус­ков. Слова даются в алфавитном порядке в именительном падеже. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте про­пущены слова. Например, ГЗВБАЖЕД.

A.  Василий III

Б. Дмитрий Иванович

B.  Олег

Г. Рюрик

Д. Феодальная раздробленность

Е. Феодальная республика

Ж. Единое государство

З. Ярослав Мудрый

Образование Древнерусского государства лето­писное предание связывает с именем варяжского князя (1)____________ . Спустя двадцать лет его родственник князь (2)________ , собрав войско, двинулся в поход на юг. Ему удалось объединить северные и южные земли в составе единого государства. Расцвет Древ­нерусского государства связан с именем киевского князя (3)____________ .

Во второй половине XII в. Русь вступает в период (4)_____ . Формы политического устройства в русских землях были самыми разнообразными: от феодаль­ной монархии до существования в Новгороде и Пскове (5)__________ .

Монголо-татарское нашествие замедлило, но не остановило развитие русских земель. В XIV в. начинается процесс становления (6)_______ . Русские войска под командованием (7)________ нанесли первое серьезное поражение монголо-татарам в Куликовском сражении. Москва стала признанным центром борьбы за независимость.

Одновременно московские князья с помощью де­нег и оружия «собирали» русские земли. Особенно ак­тивно в этом направлении действовал князь Иван III. При его сыне московском князе (8)_______ к Москве были присоединены рязанские земли и город Смо­ленск.

Ответ:

             

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ.

Вариант 1.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

3

2

3

1

1

3

3

1

3

3

3

4

3

2

2

1

А17

А18

А19

А20

А21

А22

В1

В2

В3

В4

В5

1

3

1

2

2

2

1В, 2Б, 3Г

1В, 2Б, 3А

Угра

1А, 2В, 3Б

ЗБВЕЖАД

Вариант 2.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

1

1

3

1

2

1

3

1

4

1

4

3

3

4

4

2

А17

А18

А19

А20

А21

А22

В1

В2

В3

В4

В5

1

3

4

2

3

2

1Г, 2В, 3А

1Б, 2В, 3А

1480 г.

1А, 2В, 3Б

ГВЗДЕЖБА

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации