Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации в форме тестирования учащихся 7 класса по обществознанию
Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации в форме тестирования учащихся 7 «А», 7 «Б» классов по обществознанию в 2015-2016 учебном году
Учитель: Пименов А.Н.
Пояснительная записка
Тесты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236), а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобразования России от 05 марта 2004 г. № 1089). Тесты охватывают содержание курса «Обществознание 7 класс». Вопросы и требования ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Материалы ориентированы на учебник 7 класса Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Человек, право, экономика: 7 класс – М.: Просвещение, 2013. Ответы на все вопросы даются в письменной форме. Тесты представлены в 2-х вариантах из трех частей (19 заданий).
Предлагаемые вопросы отличаются тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определённые стороны подготовки учащихся. Основными принципами отбора материала для заданий являются значимость проверяемых фактов, отражение различных аспектов обществознания (экономики, социальных отношений, материальной и духовной культуры), распределение заданий по умениям и видам познавательной деятельности.
Вопросы рассчитаны на комплексную проверку подготовки школьников в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
В число проверяемых элементов подготовки входят:
- знания понятий, терминов;
- умения находить соответствия, выделять сходство и различие;
- умения анализировать источник.
Структура тестов
В тесте содержатся вопросы разного уровня сложности.
Часть I содержит задания с выбором ответа. С их помощью проверяется знание понятий и терминов, характерных признаков явлений.
Часть II состоит из более сложных заданий с открытым ответом (слово, сочетание букв). Эти задания позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.
Задания части III направлены на проверку умений анализировать источник.
Рекомендуемое время на выполнение теста – 40-45 минут.
Критерии оценивания
Максимальное количество баллов за тест – 29 баллов.
Часть I: 1 балл за каждый правильный ответ, максимальное количество - 10 баллов.
Часть II: задания 11,13 – 3 балла, задание 12 – 2 балла, задания 14-15 – 4 балла, максимальное количество – 16 баллов.
Часть III: задание 16 – 1 балл, 17 – 2 балла. Максимальное количество – 3 балла.
Отметка |
Критерии оценивания |
Количество баллов |
«5» |
81-100% |
24-29 |
«4» |
61-80% |
18-23 |
«3» |
40-60% |
12-17 |
Вариант 1
Часть I
Эта часть работы содержит задания 1-10 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа. |
1. Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
а) познание
б) свобода
в) творчество
г) общение
2. Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, действие которых обеспечивается:
А) силой общественного мнения
В) голосом совести
Б) силой традиции
Г) силой государства
3. Право на отдых входит в группу:
а) культурных прав
б) политических прав
в) экономических прав
г) юридических прав
4. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом:
а) привычка;
б) натура;
в) обряд;
г) поведение.
5. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает с
а) 14 лет
б) 18 лет
в) 16 лет
г) 20 лет
6. Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное в УК РФ под угрозой наказания:
А) проступок
В) поведение
Б) правонарушение
Г) преступление
7. Основной закон государства - это:
а) конституция,
б) уголовный кодекс,
в) семейный кодекс,
г) конвенция о правах ребенка
8. К обязанностям граждан России относится:
а) охрана природы;
б) участие в управлении государством;
в) приобщение к национальной культуре;
г) соблюдение моральных норм
9. Угроза ядерной войны в современном мире является:
а) частной;
б) внутренней;
в) региональной;
г) глобальной
10. Прибыль предприятия можно определить:
1) разницей между доходами и расходами;
2) умножением цены на количество.
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верно и 1, и 2;
г) нет верного ответа.
Часть II
В этой части содержатся задания 11-15, которые требуют ответа в виде слова или сочетания букв и цифр. |
11. К группе социально-экономических прав относятся:
а) право на пенсионное обеспечение в старости
б) право на жизнь
в) право на свободный выбор профессии
г) право на тайну телефонных разговоров
д) право на отдых.
12. Найдите общее
Внешняя, оптовая, внутренняя, розничная___________________________
13. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет
а) могут вносить вклады в банк;
б) могут совершать любые сделки;
в) могут самостоятельно распоряжаться своими заработками;
г) не несут имущественной ответственности;
д) не могут осуществлять свои авторские права;
е) несут уголовную ответственность
14. Установите соответствие:
А) Производство |
1. Пошив обуви |
Б) Распределение |
2. Использование освещения в быту |
В) Обмен |
3. Закупка книг для библиотеки |
Г) Потребление |
4. План расходов семьи на месяц |
15. Установите соответствие:
А) Закон |
1) собрание нескольких законов, объединенных в один закон |
Б) Преступление |
2) система запретов на совершение определенных действий |
В) Кодекс |
3) общественно опасное деяние, запрещенное уголовным правом |
Г) Табу |
4) нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой |
Часть III
Задания 16-17 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из текста и кратко ответьте на вопросы. |
Патриотизм – широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм – это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.
Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, все человечество. Безусловные патриоты – защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за нее жизнь.
Иными словами, патриот – это не тот, кто постоянно напоминает
о своем патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.
Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.
16. Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами?
17. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно быть у патриота. Назовите две черты.
Вариант 2
Часть I
Эта часть работы содержит задания 1-10 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа. |
1. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
а) пассажиры
б) демократы
в) горожане
г) инженеры
2. Мера воздействия, применяемая к нарушителям установленных норм, правил:
а) норма;
б) порядок;
в) право;
г) санкция.
3. Право на труд входит в группу:
а) культурных прав
б) политических прав
в) экономических прав
г) юридических прав
4. Правила, устанавливающие, кто, в какой очередности, с помощью каких непременных слов, жестов или предметов будет совершать действия:
а) расследование;
б) преступление;
в) ритуал;
г) общение.
5. Гражданскими правами человек обладает:
а) с момента рождения
б) с 14 лет
в) с 18 лет
г) с 20 лет.
6. Опасное для общества деяние, зафиксированное в Уголовном кодексе РФ и влекущее за собой наказание, называется:
а) преступление
б) проступок
в) административное правонарушение
г) дисциплинарный проступок
7. Наиболее полно права и свободы гражданина РФ законодательно закреплены в:
а) Гражданском кодексе РФ
б) Конституции РФ
в) Меморандуме о правах человека
г) Декларации прав человека и гражданина
8. К обязанностям граждан России относится:
а) служба в армии;
б) участие в управлении государством;
в) приобщение к национальной культуре;
г) соблюдение моральных норм
9. Угроза экологического кризиса в современном мире является:
а) частной;
б) внутренней;
в) региональной;
г) глобальной
10. Правильным утверждением о заработной плате будет:
1) она бывает сдельной и повременной;
2) это трудовое денежное вознаграждение
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верно и 1, и 2;
г) нет верного ответа.
Часть II
В этой части содержатся задания 11-15, которые требуют ответа в виде сочетания букв и цифр. |
11. К группе гражданских прав относятся:
а) право на пенсионное обеспечение в старости
б) право на жизнь
в) право на свободный выбор профессии
г) право на тайну телефонных разговоров
д) право на свободу передвижения.
12. Найдите общее
Валюта, монета, ассигнация, банковская карта______________________
13. Несовершеннолетние с 10 до 14 лет:
а) могут быть заслушаны входе судебного разбирательства
б) могут выражать свое мнение, с кем из родителей проживать в случае развода
в) не могут самостоятельно распоряжаться своими заработками
г) несут имущественную ответственность
д) могут открыть счет в банке
е) несут уголовную ответственность за отдельные преступления.
14. Установите соответствие:
А) Производство |
1. Выплата пособий семьям на детей |
Б) Распределение |
2. Изготовление игрушек |
В) Обмен |
3. Завтрак в столовой |
Г) Потребление |
4. Закупка снаряжения для похода |
15. Установите соответствие:
А) Этикет |
1) основной закон |
Б) Конституция |
2) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их |
В) Правонарушение |
3) принятая в особых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо |
Г) Дееспособность |
4) любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права |
Часть III
Задания 16-17 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из текста и кратко ответьте на вопросы. |
Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.
Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.
Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.
Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования – это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.
16. Какую модель образования автор считает эффективной?
17. Какие два отличия современной школы от других форм обучения названы в тексте?
Ключ
1 вариант
1-г
2-г
3-в
4-в
5-а
6-г
7-а
8-а
9-г
10-а
11-авд
12 –торговля
13 -аве
14-
а-1
б-4
в-3
г-2
15
а-4
б-3
в-1
г-2
16- патриот – это тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества.
17- не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.
2 вариант
1-г
2-г
3-в
4-в
5-а
6-а
7-б
8-а
9-г
10-в
11-бгд
12 –деньги
13 -абв
14-
а-2
б-1
в-4
г-3
15
а-3
б-1
в-4
г-2
16- эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации.
17- От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий.