12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хохлова Татьяна Николаевна19

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Вилючинска Камчатского края





t1588032977aa.png

Методическая разработка


«Кинезиология как средство развития здоровой нации»



Инструктор по физической культуре

Хохлова Татьяна Николаевна














г. Вилючинск

2019г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

1

Основная часть

7

1.1

Теоретический анализ науки кинезиологии как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста

7

1.2

Классификация кинезиологических упражнений. Результативность применения

10


Заключение

15


Список используемой литературы

16


Приложение

17



























ВВЕДЕНИЕ

Современное общество предъявляет высокие требования к работе образовательных организаций, призванных заложить основы крепкого здоровья, гармонично развитой и социально ответственной личности. Нельзя не согласиться, что забота о здоровье является приоритетной позицией не только каждой образовательной организацией, но и государства в целом.

Огромный опыт использования инновационных методик активизирует процессы целостного развития психофизического здоровья и воспитания дошкольников, повышает мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время в постоянно изменяющейся, непрерывно совершенствующейся и обновляющейся системе Дошкольного Образования, которая выполняет важнейший социальный заказ общества, современным здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей и обеспечить максимально высокий уровень реального здоровья воспитанников, уделяется большое внимание.

Ни для кого не секрет, что с каждым годом растет число детей испытывающих затруднения в адаптации, обучении, имеющих нарушения в речи, мышлении, с изменениями качества психики. Это ставит перед нами новые задачи в поиске решений выбора эффективных методов, приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного учреждения.

В своей работе я часто сталкиваюсь с такими проблемами как нарушения ориентировки в пространстве, дизорганизованность детей на занятиях и даже отсутствие чувства ритма у ребенка. Но ведь это все может являться корнем социальных и физиологических проблем. Ведь именно наши внутренние биологические ритмы адаптируют организм к изменениям в окружающей среде.

Я решила подробно изучить возникновение этих проблем и подобрать ключ для их разрешения, и вот к чему пришла…

Одним из перспективных средств в развитии, по мнению известных педагогов и психологов, является кинезиологические упражнения. Это так называемая «Умная гимнастика», которая способствует не только развитию чувства ритма, но и всего мозга в целом, являясь частью блока образовательной кинезиологии.

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, способные активизировать работу межполушарного пространства, что влечет за собой улучшение памяти, внимания, мышления, способствует повышению стрессоустойчивости детского организма.

Я думаю, что вам будет интересно узнать, что кинезиология имеет древнюю историю своего происхождения и приятно удивит, тот факт, что впервые ее стали изучать в России и называлась она тогда Биомеханика человека.

Этот термин употреблял российский биолог, антрополог, врач и педагог Петр Лесгафт в начале 1910-х гг. в своих публикациях по курсу физического образования.

В Америке родоначальником, отцом образовательной кинезиологии считается доктор Пол Деннисон, который сам имел такое расстройство как дисклексия (неспособность использовать сразу оба полушария). Ему очень трудно давалось и чтение, и письмо.

Однажды, когда ему было 9лет, плавая по воде, он ощутил огромное удовольствие и задумался, почему же двигаться легко, а учиться трудно - это и сподвигло его в дальнейшем на разработку кинезиологических упражнений, которые он тестировал с «неуспевающими детьми». Результат показал снижение количества «неуспевающих» детей в 50 раз.

Когда Пол приезжал в Россию, на вопрос что вас сподвигло, он ответил, что читал труды советских ученых: Выготского, Бехтерева, Сеченова, Лурия. Они доказывали влияние манипуляций рук на развитие речи.

Многочисленные исследования показывают, что применение кинезиологических упражнений способствуют развитию функций высшей нервной деятельности не только в юном возрасте, но и являются коррекционным методом профилактики болезни Альцгеймера у пожилых людей.

Для этого были разработаны комплексы с кинезиологическими упражнениями, которые могут выступать, как замена общим развивающим упражнениям, так и входить в комплекс утренних гимнастик, динамических пауз, физкультминуток для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

Целью разработки комплексов кинезиологических упражнений является создание условий для развития умственных способностей через движения, которые способствуют формированию творческой личности, выявления скрытого потенциала каждого ребенка.

Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи:

-развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений и пространственное ориентирование;

-улучшать память (долго- и кратковременной), речи, внимания, мышления;

-повышать стрессоустойчивости, радость творчества, личностного роста;

-снижать утомляемость, способствовать налаживанию социальных связей в детском коллективе.

Для меня новизной данной работы является новый подход в планировании двигательной деятельности детей. Мною разработанные комплексы упражнений уже были апробированы на отдельно взятой группе, и результат не заставил себя долго ждать.

Отсюда делаю вывод – необходимо включать данные комплексы постоянно и систематически в различные виды двигательной деятельности дошкольников, начиная с младшего дошкольного возраста.

Тип методической разработки – адаптивная.

























I ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1.1 Теоретический анализ науки кинезиологии как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста


Все педагоги сходятся на мысли, уже доказанной и научно-обоснованной, о том, что ум у маленьких детей, находится на «кончиках пальцев», и развитие мозга и всех мыслительных процессов происходит в процессе движения.

Кинезиология же известна еще с древности. Более 2000 лет назад известные философы и мыслители в своих трудах описывали, что именно движение непосредственно связано с мышлением. Это упоминается и в древнекитайской философии Конфуция, и в трудах известного древнегреческого врача Гиппократа, а так же прослеживается в системе древнеиндийской йоги.

Основателем же данной науки является Асклепиад, известный древнегреческий врач, который считал, что все болезни от состояния стагнации (застоя). Он придавал большое значение восстановлению нарушенных функций организма через водолечение, массаж и движения в самых различных вариантах, советовал путешествовать пешком, верхом на лошади, словом, находится в постоянном движении. В наш сегодняшний век «гиподинамии» это звучит особенно актуально.

Даже сама богиня красоты Клеопатра умела так долго сохранять свою красоту, за счет активности своего мозга, только лишь через использование разнообразных кинезиологических упражнений.

Мозг человека обладает глобальными возможностями, которые еще не до конца изучены, но уже известно, что в возрасте от рождения до 2-3 лет происходит развитие ствола головного мозга, который содержит в себе информацию, так сказать, генетического «древнего мозга», и в основном это проявляется в заложенных инстинктах у детей и обычных навыках.

С 3-х до 7-8 лет происходит развитие правого полушария и закрепления межполушарных асимметрий, которые занимаются распределением  контроля над выполнением психических функций организма между правым и левым полушариями головного мозга. Это развитие речи, мышления, это фантазирование.

Закрепляется индивидуальный профиль ребенка – ведущая рука, нога, ухо, глаз и т.д. То есть, мы понимаем, перед нами ребенок правша или левша.


t1588032977ab.jpg

Рис.1 Межполушарная асимметрия



К 12-15 годам происходит становление межполушарного взаимодействия и формируется левое полушарие.

К 7 годам правое полушарие уже развито достаточно основательно, но левое только на начальном пути и здесь очень важно развивать именно межполушарное пространство, в медицине его еще называют «мозолистое тело».

Напрашивается вывод - ребенку необходимо давать возможность делать одинаково как правой рукой, ногой, так и левой.

Ученые говорят, что «правополушарные» дети хорошо учатся, если им нравятся условия (эмоциональная часть), а «левополушарные» дети вообще любят учиться и узнавать все новое(им интересны таблички, схемы и т.д.). «Равнополушарные» же дети имеют и то и другое, но им сложно доводить начатое до конца и тут приходят на помощь кинезиологические упражнения, которые участвуют в интегрированной работе обоих полушарий головного мозга и помогают справиться с этой проблемой.

Основа интеллекта человека лежит в слаженной работе обоих полушарий мозга. Информация между ними передается через мозолистое тело (система из 200 млн. нервных волокон). Если ребенок попадает в ситуацию стресса, поток крови к мозгу может уменьшиться, от этого искажается проводимость мозолистого тела. Одно из полушарий берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Из-за мозговых проблем страдает тело, эмоции, зрительное и слуховое восприятие информации.

Если в мозолистом теле есть нарушения, это может повлиять на развитие детей. Искажение восприятия мешает полноценному развитию, так как информация, получаемая обоими полушариями, не объединяется, не устанавливаются причинно-следственные связи в функциональной деятельности. Более активное полушарие начинает работать интенсивнее, другое же блокируется в этот момент. Связи между ними нет.

В дальнейшем подобная разбалансировка ведет, к примеру, к угнетению творческого потенциала, отсутствию эмпатии или способности к аналитическому обдумыванию и трудности в контроле своих эмоции.

Когда мы учимся, то проходим в основном одни и те же шаги:

восприятие информации (через слух, зрение, осязание, прикосновения, ощущения);

эмоциональный отклик на воспринимаемую информацию;

усвоение полученных данных (интегрирование с предыдущим опытом);

закрепление с помощью действия (проговаривание, письмо, рисунок и т. п.).

Иными словами, запустился механизм образования навыка – доведение до автоматизма умения решать возникающие задачи каким-либо способом.

Гимнастика мозга облегчает каждый из этих этапов, снимает стрессовые телесные зажимы, помогает «включить» и интегрировать различные отделы мозга, восстанавливает проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела.


1.2 Классификация кинезиологических упражнений. Результативность применения

Кинезиология - рассматривает организм, как единое целое. Врач лечит не болезнь, а человека, помогая внутренним силам организма во всестороннем самовосстановлении. Это означает, что через физкультурные практики налаживаются нейронные связи в головном мозге, происходит психологическая, эмоциональная и физическая коррекция.

Кинезиологические упражнения принято разделять по видам:

Первый вид - движения, активизирующие действие естественных механизмов. Представьте себе, что ваше тело разделили воображаемой линией на две части – правую и левую. Так вот движения первого вида как бы пересекают эту среднюю линию и существенно увеличивают скорость передачи получаемых сведений.

Это благоприятно влияет на работу нервной системы, а также на непосредственность и непроизвольность психофизических функций.

Второй вид – движения, выполняемые в одностороннем порядке. Они работают на «разъединение движения и мысли». Это фундамент всех произвольных процессов. Здесь движения немного затормаживаются, а идёт усиленная работа ума, тратится много сил и энергии мозга. Поведение в данном случае вполне обычное, какое бывает в моменты стресса или в ситуациях изучения нового материала.

Для человека важны и первый, и второй вид движений, поскольку они являются двумя механизмами, на базе которых строится познавательная и любая другая деятельность нашего мозга.
Лучшее запоминание новых учений, их быстроту, естественность и спонтанность обеспечивают упражнения, связанные с конкретными участками мозга.

Схема выполнения комплекса:

Сначала детей настраивают на предстоящую работу. Для этого подходят так называемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц. Например - Упражнение «Дерево». Сидя на корточках, спрячьте голову в колени. Колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер, раскачивайте тело, имитируя дерево. (Под влиянием этого упражнения в организме происходят положительные структурные изменения, при этом сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне);

После того как ребята настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля;

Упражнения для развития мелкой моторики. Например – «Пальчики здороваются»: - пальцы правой руки – с большим пальцем; - пальцы левой руки – с большим пальцем. Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочерёдно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. (Упражнение помогает развивать у детей функцию самоконтроля, концентрацию внимания)

Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Например - «Ленивые восьмёрки» Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте "рисовать" вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. (Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы) ;

 Телесные движения; Например - Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. (Это упражнение способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации).

Упражнения для релаксации;

Использование данной технологии проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с лёгкостью, упражнения и техники остаются в памяти ребёнка надолго.

Эти упражнения не требуют физической силы или спортивной подготовки. Построенные в виде сказок, стихов, игр — они просты и практичны, их можно выполнять в детской саду, школе, дома с мамой.

Для результативности работы необходимо учитывать определенные условия:

- упражнения необходимо проводить ежедневно от простого к сложному, без пропусков;

- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

- упражнения проводятся стоя или сидя;

- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

- длительность занятий по одному комплексу составляет 1месяц.

Результативность:

-синхронная работа полушарий;

-улучшение мыслительной деятельности;

-улучшение памяти, внимания;

-формирование пространственной ориентировки;

-совершенствование регулирующей и координирующей роли нервной системы;

-перспектива формирования навыков в учебе.

Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, развивать творческое начало ребенка, овладевать умениями, которые ранее были недоступны им.

Теперь наглядно. Данные комплексы упражнений проводились с детьми старшего возраста, которые имеют небольшие трудности в речевом развитии, координации, организации поведения, самоконтроля.

На графике показан результат мониторинга за 5месяцев.



Таблица 1

t1588032977ac.gif

Результативность выполнения упражнения


Мы видим положительную динамику в проблемных областях. Ребята стали более организованно выполнять задания и команды на занятиях физической культурой, на утренней гимнастике проявляют активность в выборе упражнений, сами напоминают, какие упражнения выполняли на предыдущем занятии. По речевому мониторингу воспитателя группы отмечается улучшения качества речи, мышления, больше половины детей группы научились различать пространственные ориентиры. Но есть еще над чем работать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кинезиология – древнейшая наука, помогающая нам педагогам и родителям в полноценном развитии детей.

Интегрирует с такими отраслями и науками как медицина, педагогика, логопедия, психология, коррекционная и социальная педагогика. Широко используется во всем мире и в любом возрасте.

Процесс использования данных комплексов, по моему мнению, должен быть непрерывным и иметь распространение в различных областях. Поэтому, должна быть преемственность среди педагогов, чтобы мы на выходе из дошкольного детства увидели не просто ребенка, а сформированную творческую личность.

Основной постулат, от которого отталкивается кинезиология – тело знает лучше своего владельца и врачей, что с ним в данный момент происходит и что нужно, чтобы оно работало исправно, но иногда телу не хватает внутренних сил, тогда на помощь ему приходит кинезиология.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков». Учебное пособие. - М.2010г.;

Смирнова С.С., Цыпленкова О.В. Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная Кинесиология. Тверь, 2010г.;

Гимнастика мозга. Программа по Образовательной кинесиологии доктора наук Пола И. Деннисона и Гейл И. Деннисон. Сборник упражнений. Методическое пособие, 2010г.;

Образовательная кинестетика для детей. П.И. Деннисон, Г.И. Деннисон. Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и учителей, воспитывающих детей разного возраста. Частное образовательное Учреждение психологической помощи «Восхождение», 1998.

Журнал «Практическая кинезиология. Путеводитель по жизни». (01)2013г.;

https://razvivashka.online/metodiki/kineziologicheskie-uprazhneniya.;

http://kinesiovita.com/.










Приложение 1


Перспективный план выполнения комплексов кинезиологических упражнений



Временной период


Содержание

Сентябрь

Комплекс 1

Дыхательные упражнения «Подуем на солнышко»,

Телесные упражнения «Перекрестное марширование», «Марионетка».

Глазодвигательные упражнения «Горизонтальная восьмерка».

Релакс «Полет высоко в небе».

Октябрь

Комплекс 2

Растяжка «Мыльные пузыри».

Дыхательные упражнения «Ветерок».

Телесные упражнения «Мельница», «Крюки».

Глазодвигательные упражнения «Близко-далеко».

Релакс «Птички».

Ноябрь

Комплекс 3

Растяжка «Снеговик».

Дыхательные упражнения «Надуем воздушный шар».

Телесные упражнения «Ухонос».

Глазодвигательные упражнения «Найди игрушку».

Релакс «Фантазируем».

Декабрь

Комплекс 4

Растяжка «Четыре стихии».

Дыхательные упражнения «Дом маленький, дом большой».

Телесные упражнения «Оладушки». «Лягушка».

Глазодвигательные упражнения «Нарисуй фигуры».

Релакс «Звуки моря»

Январь

Комплекс 5

Растяжка «Оловянный солдатик».

Дыхательные упражнения «Задуем свечки на торте».

Телесные упражнения «Я-робот».

Глазодвигательные упражнения «Навигатор».

Релакс «Теплые капли»

Февраль

Комплекс 6

Растяжка «Деревца»

Дыхательные упражнения «Ветерок»

Телесные упражнения «Кулак-ребро-ладошка», «Лезгинка»

Глазодвигательные упражнения «Бабочка-цветочек»

Релакс «Птички»

Март

Комплекс 7

Растяжка «Бельчата»

Дыхательные упражнения «Ветерок»

Телесные упражнения «Колечко», «Зеркало»

Глазодвигательные упражнения «Заинька»

Релакс «Путешествие на облаке»

Апрель

Комплекс 8

Растяжка «Медвежатки»

Дыхательные упражнения «Путешествие»

Телесные упражнения «Слоник»

Глазодвигательные упражнения «Солнышко и тучки»

Релакс «Цветные краски»

Май

Комплекс 9

Растяжка «Котята»

Дыхательные упражнения «Подуем на лепесточки»

Телесные упражнения «Гибкая кошка»

Глазодвигательные упражнения «Восьмерка»

Релакс «Колыбельная для котят»




Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 28.04.20 в 23:52 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.