Методическая разработка урока химии «Кислоты: состав, классификация, номенклатура, обнаружение» (8 класс)
Кислоты: состав, классификация, номенклатура, обнаружение
Автор: Суворова Анна Александровна,
учитель химии МКОУ СОШ №2 п.Жигалово
Дата проведения 16.03.2023 Технологическая карта урока по химии (разработана на основе районной карты проектирования учебного занятия с позиций системно-деятельностного подхода)
Учебный раздел | Основные классы неорганических соединений | Тема | Кислоты: состав, классификация, номенклатура, обнаружение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип технологической структуры системы учебных занятий | | Тип урока | Урок освоения новых знаний и умений | Вид урока | Выбирается тот вариант в зависимости от классификации уроков, которой пользуются в школе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Выбирается тот вариант в зависимости от классификации уроков, которой пользуются в школе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели, направленные на достижение (взяты из примерной ООП ООО – можно заменить на НОО или СОО) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
личностных результатов | метапредметных (регулятивных) результатов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценности научного познания | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
метапредметных (познавательных) результатов | метапредметных (коммуникативных) результатов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Базовые логические действия: 1) Умение использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями); выбирать основания и критерии для классификации химических веществ, строить логические рассуждения; делать выводы и заключения; 2)Умение применять полученные знания при решении задач. Базовые исследовательские действия: Умение наблюдать за ходом процесса, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта. Работа с информацией Умение отбирать информацию для выполнения учебных заданий. | Умение формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи. Умение представлять результаты выполнения эксперимента по определению кислот с помощью индикаторов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предметных результатов | Знать состав кислот и их классификацию. Уметь определять валентность кислотного остатка, составлять формулы кислот. Экспериментально обнаруживать кислоты с помощью индикаторов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сценарий урока (учебного занятия) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мо тивация на входе | 1. Настрой учеников на деятельность – психол. настрой 0 – 1/ яркое начало на удивление/ интересная форма урока/проблемный вопрос подчеркнуть 0 – 1 – 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель. Здравствуйте. Сегодня у нас гости – учителя химии Жигаловского района. Они будут смотреть, и анализировать, как мы работаем самостоятельно и используем знания для выполнения различных заданий. Не часто представляется такая возможность, когда приезжают учителя из других школ и сравнивают вас со своими учениками. Я считаю вас лучшими! А что нужно сделать вам для этого? Учащиеся. - Работать на уроке. - Выполнять задания. - Поддерживать друг друга. Учитель. А как поддерживать? Учащиеся. - Если интересный ответ – хлопать в ладоши. - Запомнить три момента, которые получились особенно хорошо на уроке, и рассказать о них в конце урока. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание и планирование деятельности | 2. Мотивация учащихся на учебное занятие через актуализацию личностных смыслов или через выстраивание цепочки Н-П-М | через актуализацию личностных смыслов: знаний/умений/ понимания ситуации по теме учебного занятия – | осведомленность в предмете разговора - знаю что / 0 – 1 эмоциональное отношение к информации, оценка этой информации с точки зрения нравственных норм, принятых в обществе - чувствую – конкретно называемые чувства, эмоции, считаю - конкретно выражаемое отношение / 0 – 1 – 2 убеждение как твёрдо обоснованное мнение, наличие опыта применения этих знаний): знаю что – информация о границах своего знания и незнания), знаю как. 0 – 1 – 2 - 3 подчеркнуть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель. На слайде вы видите портрет одного человека. Кто он? Учащиеся. - Я думаю, что писатель. Лицо очень знакомое мне из начальной школы. - Я считаю, что педагог: лицо строгое и справедливое. - Это точно образованный человек из прошлого века: фотография черно – белая, причёска, бородка, бабочка. Учитель. Это портрет Константина Дмитриевича Ушинского - русского педагога, писателя, мыслителя. Знаком вам из начальной школы по произведениям «Ветер и солнце», «Четыре желания», «Два плуга» и др. Эпиграфом к уроку служат высказывания Константина Дмитриевича: «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». Как вы считаете, почему сегодняшние подростки в этом предложении видят особый смысл? Учащиеся. - Я считаю, что главное слово в высказывании – «Незнание». И как современному подростку расширять знания, когда не хочется учиться? - Я чувствую, что Константин Дмитриевич хотел сказать, что двигателем прогресса являются незнания, а я думала наоборот. - Я думаю, что незнания нужно суметь сформулировать и действовать. Получается, что незнания – это путь к знаниям. - Я считаю, что современному подростку очень важно определять проблемы. Незнания – это и есть проблема, которую необходимо разрешить. - Но не все. Есть такие проблемы, которые интересны мне, и есть такие, которые не интересуют. Учитель. Мы продолжаем изучать классы неорганических соединений. Проверяя ваши самостоятельные работы по оксидам и основаниям, я убедилась, что вам понравилось изучение этих тем, хотя у каждого из вас свои личностные смыслы изучения предмета химии: кто-то желает связать свою деятельность с медициной, кто-то стать строителем, экологом, кто-то ищет себя, кому-то необходима хорошая оценка за контрольную работу. У каждого свои личные мотивы изучения химии. Но нас объединяет желание научиться формулировать учебную проблему и решать её. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
через построение цепочки Н – П – М: от необходимости НАДО кому-то, потому что …для того чтобы | понять значимость данного знания в соотнесении с задачами, для решения которых оно необходимо при освоении предмета 0 – 1 осмыслить конечные цели освоения данного знания, возможность его использования для решения значимых задач / 0 – 1 – 2 связать новое знание с различными смысловыми контекстами, осознать его социальную и личностную ценность 0 – 1 – 2 - 3 подчеркнуть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
к удовлетворению ПОТРЕБНОСТи - к МОТИВу = НАДО мне = ХОЧУ | «Зачем мне эта информация?» в стремлении к изучению информации, несущей личностную ценность / 0 – 1 «Какими общими способами деятельности я сегодня овладею?» в развитии и обучении через жизненную практику, в физическом движении, в постановке собственных целей… / 0 – 1 – 2 «Как я сегодня смогу реализовать себя?» в уважении и признании, в общении и принятии сверстниками, в умении отстаивать своё мнение, в творческом самовыражении и самореализации, в интересных жизненных событиях …0 – 1 – 2 - 3 подчеркнуть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебная проблемная ситуация как выявление противоречия между прежними знаниями/умениями/пониманием ситуации ученика и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний/умений/понимания ситуации недостаточно | 3 А. Погружение учащихся в проблемную ситуацию 0 – 1 если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации • при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях • противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа • противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования подчеркнуть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Посмотрите на картинки. Знаете ли вы, что их объединяет?
Рис. 1. Рис.2. Рис.3 Рис.4 Рис.5 Учащиеся озадачены: что объединяет муравья, крапиву, лимон, желудок, электролит? Учитель побуждает к осознанию противоречия. Все картинки по теме учебного занятия. Они, конечно, вам знакомы из начальной школы, уроков биологии, физики. Давайте проанализируем каждую из них и определим, что нам известно. Возможные ответы учащихся. - На первом рисунке – муравей. В начальной школе, когда мы изучали насекомых, я смотрел видеофильмы о муравьях: в них содержится муравьиная кислота, как орудие нападения и защиты. - Мы с дедушкой проводили эксперимент: в лесу нашли большой муравейник и поверх него положили потемневшие старые медные монеты в 3 и 5 копеек. На другой день мы отыскали только одну монету в 5 копеек. Она стала блестящей. - А мы также проводили эксперимент: сухую ветку смачивали водой и держали над муравейником, а затем пробовали на вкус. Кислый. - Прадедушка у меня работал лесником и, чтобы защититься от клещей, он брюки и куртку держал над муравейником, а потом растирал их. Клещи боятся муравьёв. Они их поедают. Я теперь знаю, если в лесу есть муравейники, то клещей не должно быть. - А у меня была муравьиная ферма, и я кормил их сахаром и определял, когда же будет дождь. Перед дождём муравьи сонные. - Муравьиная кислота содержится также в насекомых - пчёлах, осах, шмелях, поэтому их укусы болезненные. - На втором рисунке изображена крапива. У неё есть жгучие волоски. - Моя сестра прочитала сказку Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди». И ей так стало жаль Элизу, что она сама попробовала сплести кольчугу из крапивы. Нарвала крапиву, высушила, затем колотила палкой, пряла, сматывала нити в клубок. Было жаль смотреть на её руки. Они были в пузырях, ведь в крапиве также содержится муравьиная кислота. Чтобы облегчить боль, мы смачивали полотенце раствором соды и прикладывали к её рукам. Но она всё равно не бросила трудиться и сплела крапивное полотно. Результатом поделилась на конференции и заняла первое место. Вся семья очень гордилась её достижением! - На третьем рисунке – лимон. В ней лимонная кислота, очень кислая на вкус. - Я как посмотрю на лимон – у меня скулы сводит. - Мы очищаем лимонной кислотой накипь на стенках чайника. - На четвёртом рисунке – желудок. На уроках биологии мы изучали, что железы желудка вырабатывают желудочный сок, в котором содержится соляная кислота. Она обезвреживает микробы, которые попадают в наш организм вместе с пищей, и помогает переваривать белковую пищу. - В желудочном соке здорового человека содержится достаточное количество соляной кислоты, чтобы за семь дней полностью растворить небольшой кусочек металла. Из-за едкой среды стенки желудка постоянно обновляются новыми тканями. – На уроке химии мы получали водород: на цинк действовали соляной кислотой, и, видели, как выделяются бесцветные пузырьки. - На пятом рисунке – серная кислота, она называется электролитом. На уроках физики мы изучали, что в растворе серная кислота состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц и является основой для работы аккумуляторов. В цепи начинает течь электрический ток, можно ездить в автомобилях. - Серную кислоту получают из минералов. - С такой кислотой нужно обращаться очень осторожно. Она вызывает большие ожоги. Учитель: так что же объединяет все рисунки? Ученики: -Считаю, что все рисунки объединяют кислоты. Учитель: Что ещё вы знаете о кислотах? Ученики: - Кислоты содержатся во фруктах. Они придают им кислый вкус. Наверное, поэтому и такое название – кислота. - Всем известна уксусная кислота. Она жидкая, прозрачная, с резким запахом. Её используют для консервации заготовок огурцов, помидор. - А вот борная кислота – твёрдая. Мы растворяем её в горячей воде и подкармливаем растения. Учитель: Что удивило вас более всего? Ученики: - Оказывается, что мы сталкивались с кислотами на уроках окружающего мира, биологии, физики, в повседневной жизни, но не знаем о них с точки зрения химии. - Что объединяет все кислоты в отдельный класс? - Не можем объяснить, почему потемневшие медные монеты стали блестящими. - Не можем объяснить, почему кислоты – кислые на вкус. Учитель: Выполним учебное задание №1 «Третий лишний». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 Б. Индивидуальное пробное действие учащихся в разрешении проблемной ситуации 0 – 1 – 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Третий лишний. В четырёх рядах представлены вещества: 1) SO2 P2O5 HCl 2) CaO HNO3 Na2O 3) NaOH H2SO4 Ca(OH)2 4) Cu(OH)2 Fe(OH)2 H2CO3 Найдите в каждом ряду лишнее вещество. Обоснуйте свой выбор и выпишите его формулу. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Сопоставление результата пробного действия с эталоном (эталон – ответы других учащихся, ответ учителя или культурно-исторический аналог) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эталон HCl, HNO3, H2SO4, H2CO3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Обсуждение разницы в вариантах ответов как рефлексия границы знания/незнания, умения/неумения/, понимания/непонимания ситуации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель. - Давайте обоснуем свой выбор по каждому ряду. Учащиеся. - В первом ряду – два кислотных оксида: SO2 - оксид серы (IV); P2O5 - оксид фосфора (V), лишняя формула - HCl. - Во втором ряду – два основных оксида – CaO – оксид кальция и Na2O – оксид натрия, лишняя формула - HNO3 - В третьем ряду - два растворимых основания – NaOH – гидроксид натрия и Ca(OH)2 – гидроксид кальция, лишняя формула - H2SO4 - В четвёртом ряду – два нерастворимых основания - Cu(OH)2 – гидроксид меди (II) и Fe(OH)2– гидроксид железа (II), лишняя формула - H2CO3 Учитель. - Верно. Лишние формулы - HCl, HNO3, H2SO4, H2CO3. Это кислоты - новый класс неорганических соединений, которые мы будем изучать в течение нескольких уроков. Я подчёркиваю, что мы будем изучать неорганические кислоты, а органические - обзорно в 9 классе и более подробно в 10 классе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 А. Проблемный/е вопрос/ы 0 – 1 – 2 как ответ на вопрос Чего не знаю/ не умею/не понимаю в ситуации? | Наиболее вероятные варианты ответов учащихся: | Как отличить кислоты от других неорганических соединений? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 Б. Проблема 0 – 1 – 2 как отсутствие/ недостаток знаний, умений, понимания ситуации | Наиболее вероятные варианты ответов учащихся: | Не знаю, что такое кислоты. Не знаю, как называются кислоты. Не умею делить кислоты на группы. Не умею экспериментально обнаружить кислоты. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Тема как ответ на вопрос О чём будем говорить на уроке исходя из проблемы? 0 – 1 | Наиболее вероятные варианты ответов учащихся: | Кислоты: состав, классификация, номенклатура, обнаружение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Осуществление учащимися самооценки на входе в учебную деятельность по теме
| Прогностическая самооценка умений/понимания ситуации по теме на критериальной основе - претест 0-1-2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кислоты: определение, состав и номенклатура Выберите фразы, из которых можно составить определение кислот:
(1 балл) Выберите формулы кислот:
(1 балл) 3. Установите соответствие между формулой кислоты и названием
Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами
(1,2балла) 4. Распределите формулы следующих кислот - HNO3, H3PO4, H2S, HCl, H2SO4 согласно классификации: 1.Бескислородная, двухосновная 2.Кислородосодержащая, одноосновная 3.Кислородосодержащая, двухосновная 4.Бескислородная, одноосновная 5. Кислородосодержащая, трёхосновная (1балл) 5. Проведите мысленного эксперимента РАССЕЯННЫЙ ЛАБОРАНТ. Лаборант перепутал 3 пробирки, в которых были: щёлочь, кислота и вода. Выскажите предположения по распознаванию данных веществ. Составьте план проведения мысленного эксперимента. Критерии оценивания Задание 1. А. Составлено определение кислот ……………………………………………………1 балл Б. Не составлено определения кислот…………………………………………………0 баллов Задание 2. А. Выбраны формулы кислот ………………………………………………………….1 балл (1 кислота – 0,2 балла) Б. Не выбраны формулы кислот …….…………………………………………………0 баллов Задание 3. А. Установлено соответствие между формулой кислоты и названием ……………..1,2 балла (1 кислота – 0,2 балла) Б. Не установлено соответствие между формулой кислоты и названием …………….0 баллов Задание 4. А. Распределены формулы кислот согласно классификации …………………….1 балл (1 кислота – 0,2 балла) Б. Не распределены формулы кислот согласно классификации …………………..0 баллов Задание 5. А. Составлен план проведения мысленного эксперимента…………………………….1-3 балл (1 балл – 1 индикатор) Б. Не составлен план проведения мысленного эксперимента…… …………………..0 баллов
Система оценивания: «5» - 5 - 6,2 баллов «4» - 4 – 4,9 баллов «3» - 3,1 -3,9 баллов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Цель как путь решения проблемы = перефразированная проблема Что сделать, чтобы решить проблему? 0-1 | Наиболее вероятные варианты ответов учащихся: | Ответить на вопросы: «Что такое кислоты?», «Какие бывают кислоты?»; провести эксперимент «Обнаружение кислот с помощью индикаторов». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Задачи / план как ответ на вопрос Как сделать? 0-1-2-3 | Наиболее вероятные варианты ответов учащихся: | Изучить по учебнику «Что такое кислоты?». Изучить по учебнику «Какие бывают кислоты?». Провести эксперимент по обнаружению кислот. Учитель: Как будем претворять наш план? Учащиеся: групповая работа по числу задач плана. Учитель: как будем объединяться? Учащиеся: как в прошлый раз. Учитель: Все согласны? Учащиеся: Все. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Ожидаемые результаты (назвать, распознать, преобразовать, привести примеры,) написать …(формулы, высказывание…), выполнить ... (тест, задание), разработать …(алгоритм, схему…) и т.п. 0-1 | В конце урока учащиеся смогут | - распознать кислоты по составу; - назвать кислоты; - составить формулы кислот; - классифицировать кислоты по числу атомов водорода и содержанию кислорода - определять кислоты с помощью индикаторов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 11. Продукт деятельности учащегося на уроке 0-1-2 высказывание, вопросы, сочинение-миниатюра, синквейн, отчет, карта, схема, практические рекомендации, отзыв, проведённый в роли учителя фрагмент урока, дидактический тест для одноклассников, кроссворд, ребус, наглядное пособие, опорный конспект, модель, план, гипотеза, рефлексия и т.п. | Написать свой вариант Представление результатов групповой работы по учебным заданиям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Заготовка для смены поз, физкультминутки и динамические паузы, минуты релаксации, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика 0-1 | 1.Игра «Раз хлопок, два хлопок». Один из учащихся показывает формулы различных веществ. Если кислота одноосновная – 1 хлопок над головой, двухосновная – два хлопка, трёхосновная – три. 2. Игра «Передай мяч». Один из учеников берет мяч (или мягкую игрушку), называет кислоту и кидает мяч любому однокласснику. Поймавший мяч называет формулу и передает мяч дальше. -и так далее, пока запас ответов не будет исчерпан. 3.Игра «Стрекоза». Учитель встаёт к периодической системе, которая висит на стене в классе. и говорит на клетке какого химического элемента сейчас отдыхает стрекоза. Учащиеся должны назвать элемент, формулы кислоты, её название, который образует данный элемент. Далее осуществляется полет насекомого на сколько-то клеток влево, она переместилась вправо, вниз, вверх. Ребята глазами следят за полетом стрекозы и должны определить, в какой клетке (химическом элементе) она приземлится и назвать элемент, формулу и название кислоты. 4.Физкультминутка (учащиеся исполняют в стиле рэп) Сначала вода, потом кислота Поступишь иначе, случится беда Не плюй в кислоту! Химик, запомни как оду: Лей кислоту в воду Не плюй в кислоту! Коль не хочешь стать уродом, Наливай кислоты в воду Не плюй в кислоту! Лей кислоту поверх воды, А то не долго до беды! Не плюй в кислоту! В воду серной кислоты. Но не вздумай только ты Наливать наоборот – Брызгать кислота начнёт. Не плюй в кислоту! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Заготовка для эмоциональной разрядки – юмористические, музыкальные, поэтические паузы и т.п . 0-1-2-3 | Поэтическая пауза 1. Если сразу с водорода Вдруг да формула начнётся. То таких десяток формул выучить тебе придётся, Вот подружка с кислородом. Бескислородная – вон та. Но у них одна природа – Все с названьем – кислота. http://www.myshared.ru/slide/158904/ 2.Все, что в воздухе сгорает, превращается в оксид, http://zvonoknaurok.ru/publ/uvlekatelnaja_khimija/stikhotvorenija_k_urokam_khimii/ 3.Кавказская легенда утверждает. Что если вас змея, паук иль скорпион кусает. То надо вам, конечно, первым делом, На ранку соль лимона выжать смело. Лимончик шаровидный, золотой Насыщен он лимонной кислотой. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 12. Изучение нового материала Объяснение материала учителем на основе обращения к ранее накопленным знаниям и умениям учеников 0-1 Проблемное изложение материала на основе обращения к версиям учеников по решению проблемы 0-1-2 Осуществление работы с материалом самими обучающимися, исходя из их собственных версий 0-1-2-3 описать | Учащиеся используют предложенный учителем / выбирают из предложенных учителем / создают свой алгоритм или способ действий 0-1-2-3 подчеркнуть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа №1 Учебное задание №2 содержит 5 заданий. Внутри группы идёт распределение заданий, и учащиеся понимают взаимозависимость результатов работы. КИСЛОТЫ. Уже в глубокой древности людям была известна уксусная кислота. В IX веке алхимики впервые получили азотную кислоту. В X веке алхимики умели получать серную кислоту. К концу XVIII века химикам стало известно более десятка кислот. А сейчас количество кислот исчисляется сотнями. Что же такое кислота? Для ответа на данный вопрос прочитайте текст п. 44 и выполните задания. Задание 1. Впишите пропущенные слова. Кислоты – это сложные ______________, состоящие из атомов ____________ и __________________________________. Задание 2. Выписать по названию формулы кислот: Азотная кислота Серная кислота Соляная кислота Фосфорная кислота Угольная кислота Задание 3. Подчеркните кислотный остаток в молекулах кислот: H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4 . Задание 4. Определите валентность кислотных остатков в молекулах кислот: H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4 . Задание5. Составьте формулы кислот по известным кислотным остаткам: Cl (I), S(II), PO4(III), SiO2(II), ClO4(I), MnO4(I), NO2(I) . Ключ к учебному заданию №2 1. Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка 2. Азотная кислота - HNO3 Серная кислота - H2SO4 Соляная кислота - HCl Фосфорная кислота - H3PO4 Угольная кислота - H2CO3 3. H2 SO4; H2 CO3; H NO3; H2 SiO3; H3 PO4 II II I II III 4. H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4 5. Cl (I), S(II), PO4(III), SiO3(II), ClO4(I), MnO4(I), NO2(I) . HCl H2 S H3PO4 H2SiO3 HClO4 HMnO4 HNO2 Группа №1 проверяет по ключу правильность выполнения учебного задания №2 и представляет результат Группа №2 Учебное задание № 3 направлено на создание своей схемы классификации кислот КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ. Мир кислот многообразен. По своему составу их делят на несколько групп. Проведите своё исследование по плану: Внимательно рассмотрите химические формулы кислот: HCl, HNO3, H2SO4, H2CO3, H3PO4. Сравните их между собой, выявите сходства и различия. На какие группы можно разделить кислоты? Выберите свои основания для их классификации. Оформите результат работы в виде таблицы. Сравните полученные результаты со схемой 9 п.44 / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 7е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 208 с.: ил. / Сделайте вывод. Ключ учебного задания №2 Группа №2 проверяет по ключу правильность выполнения учебного задания №3 (как один из вариантов) и представляет результат Группа №3 Учебное задание №4 УКАЗАТЕЛИ. Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот. Выполните задание. В пяти пронумерованных пробирках содержатся растворы различных веществ. Определите, в каких пробирках находятся растворы кислот. Учащиеся составляют план выполнения задания № 4 Подобрать индикаторы для обнаружения кислот. Обнаружить кислоты по изменению цвета индикаторов. Составить отчёт по обнаружению кислот в форме таблицы.
Сделать вывод Отчёт:
Вывод: Кислота обнаружена в пробирках № 2 и №4. Критерии выполнения учебного задания №4 (экспертом выступает лаборант) 1. Отбор веществ проведён без нарушений техники безопасности …..……………….. да/нет 2. Смешивание растворов веществ с индикаторами проведено без нарушений техники безопасности…………………………………………………………………………........ да/нет 3. Составлен отчёт по результатам проведения опыта………………………………….да/нет 4. Представлены результаты проведения опыта…………………………………………да/нет Группа №3 представляет план проведения эксперимента и его результат. Лаборант даёт экспертную оценку. | Учащиеся используют / выбирают группа №1/ создают ресурсы группа №2,3 / 0-1-2-3 подчеркнуть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы работы – фронтальная, индивидуальная, парная 0-1 подчеркнуть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель правильно организует работу учащихся в парах, группах 0-1 Учитель использует такие учебные задания, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и парной, групповой работы учащихся 0-1-2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель перепоручает часть своих функций ученикам, создаёт возможности для демонстрации учащимися своего образовательного продукта (сопоставления друг с другом или культурно-историческими аналогами) 0-1-2-3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учащимся предоставляется возможность работать у доски, использовать компьютерную технику 0-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Присвоение нового содержания / способа действия / корректировка: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А) Первичное закрепление: задания - репродуктивные (по образцу) 0-1 / форма работы: фронтальная с проговариванием вслух | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная беседа с проговариванием вслух: Что такое кислоты? Какие бывают кислоты? Как экспериментально обнаружить кислоты? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б) Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону (эталон – ответы других учащихся, ответ учителя или культурно-исторический аналог) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания - репродуктивные (по образцу) 0-1 Форма работы: индивидуальная | Задания - продуктивные 0-1-2 Форма работы: индивидуальная / в парах/ групповая подчеркнуть | Задания - поисковые, творческие 0-1-2-3 Форма работы: индивидуальная / в парах/ групповая подчеркнуть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Среди предложенных формул и названий веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулу или название, соответствующее А) одноосновной кислоте, Б) нерастворимому основанию, В) кислотному оксиду
Ответ:
Эталон:
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. Анализ процесса: восстановление хода решения проблемы и найденных способов её решения 0-1-2 – оценка эффективности действий 0-1-2-3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: какие проблемы мы поставили на урок? Учащиеся: в начале урока мы выполнили прогностическое задание на новую тему и определили, что знаний недостаточно. Выполняя учебные задания, мы ответили на вопросы: «Что такое кислоты?», «Какие бывают кислоты?» «Как экспериментально определять кислоты?». И стало более понятным высказывание К.Д.Ушинского «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | 15 А. Осуществление учащимися самоконтроля результатов на выходе из учебной деятельности
| Ретроспективная самооценка на критериальной основе 0-1, сопоставление с прогностической самооценкой на входе 0-1-2 и/или Выход учащихся на уровень сопоставления ретроспективной самооценки с оценкой одноклассников и/или оценкой учителя 0-1-2-3 подчеркнуть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ретроспективная самооценка умений по теме на критериальной основе - посттест 0-1-2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кислоты: определение, состав и номенклатура Выберите фразы, из которых можно составить определение кислот:
(1 балл) Выберите формулы кислот:
(1 балл) 3. Установите соответствие между формулой кислоты и названием
Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами
(1,2балла) 4. Распределите формулы следующих кислот - HNO3, H3PO4, H2S, HCl, H2SO4 согласно классификации: 1.Бескислородная, двухосновная 2.Кислородосодержащая, одноосновная 3.Кислородосодержащая, двухосновная 4.Бескислородная, одноосновная 5. Кислородосодержащая, трёхосновная (1балл) 5. Проведение мысленного эксперимента РАССЕЯННЫЙ ЛАБОРАНТ. Лаборант перепутал 3 пробирки, в которых были: щёлочь, кислота и вода. Выскажите предположения по распознаванию данных веществ. Составьте план проведения мысленного эксперимента. Критерии оценивания Задание 1. А. Составлено определение кислот ……………………………………………………1 балл Б. Не составлено определения кислот…………………………………………………0 баллов Задание 2. А. Выбраны формулы кислот ………………………………………………………….1 балл (1 кислота – 0,2 балла) Б. Не выбраны формулы кислот …….…………………………………………………0 баллов Задание 3. А. Установлено соответствие между формулой кислоты и названием …………1,2 балла (1 кислота – 0,2 балла) Б. Не установлено соответствие между формулой кислоты и названием …………0 баллов Задание 4. А. Распределены формулы кислот согласно классификации …………………….1 балл (1 кислота – 0,2 балла) Б. Не распределены формулы кислот согласно классификации …………………..0 баллов Задание 5. А. Составлен план проведения мысленного эксперимента…………………………….1-3 баллов Б. Не составлен план проведения мысленного эксперимента…… …………………..0 баллов
Система оценивания: «5» - 5 - 6,2 баллов «4» - 4 – 4,9 баллов «3» - 3,1 -3,9 баллов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сравнение с эталоном | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эталон АВБ 13469 1Г2А3Б4Д5В6Е 1-H2S 2-HNO3, 3-H2SO4 4-HCl 5-H3PO4
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 Б. Осуществление учителем контроля результатов на выходе из учебной деятельности | Оценка деятельности учащихся на критериальной основе без самооценки ученика 0-1 / после самооценки ученика 0-1-2 / после самооценки ученика посредством претеста и посттеста 0-1-2-3 подчеркнуть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: какой результат вы достигли при изучении новой темы? Учащиеся делают самооценку своей деятельности на уроке посредством претеста и посттеста. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. Результативность урока – соотнесение ожидаемых результатов (см. п. 10) с полученными + различные способы рефлексии 0-1-2-3 | Учитель. Ваша самооценка показала, что вы эффективно работали на уроке и знаете: «Что такое кислоты?», «Какие бывают кислоты?», «Как экспериментально обнаружить кислоты?». А сейчас рефлексия - "Три М". Назовите три момента, которые получились у нас особенно хорошо, и предложите одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. Завершение урока как красивая точка 0-1-2 / как открытый финал ухода «с вопросом» 0-1-2 / как планирование дальнейшей деятельности по теме... 0-1-2-3 подчеркнуть | Учитель. Учащиеся. Зовите, если что. Ещё придём! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. Домашнее задание на выбор: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
базового уровня 0-1 | повышенного уровня 0-1 | на пропедевтику новой информации 0-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
п. 44, №2,3, тест | Процесс переваривания пищи в желудке протекает под влиянием соляной кислоты, содержащейся в желудочном соке. Неправильное пищеварение, связанное с избытком кислоты, сопровождается недомоганием – изжогой. Этот симптом можно устранить, приняв раствор соды или лекарственные средства, содержащие оксид магния. Какие процессы протекают при попадании соды или оксида магния в желудок? Запишите уравнения протекающих реакций. (Учащиеся осуществляют поиск недостающей информации в учебнике, записывают уравнения реакций, лежащих в основе учебного задания) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
согласно индивидуальным стратегиям развития учащихся 0-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.О какой кислоте идёт речь в произведении М.Горького «Детство»? Какова её формула? К какой группе кислот по разным основаниям она относится? Однажды, когда она стояла на коленях, сердечно беседуя с богом, дед, распахнув дверь в комнату, сиплым голосом сказал: – Ну, мать, посетил нас господь, – горим! – Да что ты! – крикнула бабушка, вскинувшись с пола, и оба, тяжко топая, бросились в темноту большой парадной комнаты. – Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят! – строго, крепким голосом командовала бабушка, а дед тихонько выл: – И‑и‑ы… – Григорий, держи ее! – выл дедушка. – Ой, пропала… Но бабушка уже вынырнула, вся дымясь, мотая головой, согнувшись, неся на вытянутых руках ведерную бутыль купоросного масла. – Отец, лошадь выведи! – хрипя, кашляя, кричала она. – Снимите с плеч‑то, – горю, али не видно!.. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2.Сохранение цветковых растений. В лесу на поляне растут красивоцветущие растения: пионы, ландыши, незабудка, живучка, по краю поляны рододендрон. На поляне озеро с кувшинками. Рис1.- Пионы Рис2.- Ландыш Рис3.- Незабудка Рис.4- Живучка Рис.5- Рододендрон
Рис.6- Кувшинка В зимний период на поляну с котельной посёлка стали незаконно сбрасывать золу. Как это повлияет на растения? (5 баллов) 1. Исходя из проблемной ситуации, сформулирована проблема………………………………..1 балл 2.Определён план решения проблемы……………………………………………………………..1 балл 3.Проведён подбор веществ для проведения опытов……...……………………………………...1 балл 4.Проведены опыты в соответствии с ТБ……………………………………………………...…..1 балл 5. Сделаны выводы, даны рекомендации………………………………………………………….1 балл |